Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Синдромы двигательных расстройств
Группа синдромов, при которой нарушение психической деятельности получает свое отражение в расстройствах действий, движений – то есть того, что должно психикой управляться и чему быть подчинено. Это как с авианосцем: у тебя может быть ядерная силовая установка с табунами лошадей мощности, сложнейшая система управления винтами и рулями, тысячи тонн водоизмещения, туева хуча команды и всяческие смертоносные игрушки на борту – но если капитан сдуру решил не уступать дороги островному маяку с двумя смотрителями и канарейкой, то победит команда маяка. И канарейка. В эту группу синдромов входят: • синдромы возбуждения; • ступорозные синдромы; • гиперкинетические синдромы; • люцидные кататонические синдромы. Теперь по порядку о каждом из них.
Синдромы возбуждения
Тех, кто был особо боек, Прикрутили к спинкам коек. Бился в пене параноик, Как ведьмак на шабаше.
В. Высоцкий
При всем их разнообразии общим будет одно: выраженное психомоторное возбуждение, то есть как усиление, так и ускорение двигательной (преимущественно) и психической активности больного человека, которые он даже при всем своем желании не в состоянии не продемонстрировать. • Депрессивное возбуждение (меланхолический раптус) – это внезапно нахлынувшая волна острой тоски, с четкими ощущениями того, насколько она мучительна и непереносима, с отчаянием от того, что этой муке не будет конца, и желанием поскорее со всем этим покончить – пусть даже ценой жизни. Рыдания, стоны, метания из стороны в сторону, попытки себя чем‑нибудь убить – здесь все это можно встретить. • Маниакальное возбуждение протекает с прямо противоположным градусом настроения, и шило в заднице на этот раз присутствует не с целью экзекуции, а как стимулирующий фактор: такой избыток душевных и физических сил просто необходимо куда‑то приложить, иначе он порвет обладателя в клочья, как капля никотина взрывает хомячка. Деятельность хоть и бурная, но малорезультативная, в ней больше суеты, чем толку. Речь тоже больше напоминает логорею,[48]нежели нормальное повествование, и тоже чаще всего малоинформативна. • Галлюцинаторно‑бредовое возбуждение обусловлено, соответственно, либо увиденным‑услышанным, либо тем, что подбрасывает в топку воображения бредовая симптоматика. Либо тем и другим вместе. И в зависимости от тематики переживаний пациент будет либо спасаться, либо спасать, либо обороняться, либо нападать, либо… да мало ли причин для того, чтобы побегать и побеспокоиться! Другое дело, что все действия, которые больному человеку будут казаться до предела логичными, для окружающих могут выглядеть как импульсивные и непредсказуемые. Вспомнить, к примеру, булгаковского Ивана Бездомного. Кроме того, психомоторное возбуждение может сопровождать все состояния помраченного сознания (делирий, онейроид, аменцию, сумерки сознания) и не является строго специфичным для чего‑то одного, а может встречаться при любом психическом заболевании.
Ступорозные синдромы (от лат. stupor – оцепенелость, неподвижность)
Кто‑то и тебя потом с шарманкою сравнит, в которой что‑то Долго замирало, замирало, замирало… И замерло.
М. Щербаков
Все эти синдромы, вне зависимости от причины, по которой они возникли, объединяет одно: заторможенность. Причем сильная. Сильная настолько, что по сравнению с тем ручным тормозом, который может включиться при взгляде на выданную зарплату, встрече с пустым мешком из‑за угла либо соседкой в мини‑бикини на лестничной площадке, ЭТОТ тормоз – сильнее стоп‑крана и больше похож на стояночный якорь для авианосца среднего тоннажа. В данном случае заторможенность касается всех сфер деятельности пациента: двигательной – вплоть до полной обездвиженности, когда он скорее сходит под себя, чем в туалет; мыслительной и речевой – вплоть до невозможности получить ответ на самый элементарный вопрос; волевой – вплоть до полного отказа от еды и питья, и не по каким‑то политическим, бредовым или каким другим мотивам, а просто оттого, что не хочется, причем вообще ничего. В этот период притупляется даже чувствительность к боли. Застывает мимика, застывает взгляд, да и сам человек застывает если не как статуя, то как будто попал в желе. Все события вокруг словно проходят мимо, не касаясь пациента и ничем не нарушая его отрешенности. Здесь можно выделить следующие основные (кроме кататонического, его мы рассмотрим отдельно) варианты ступора. Депрессивный ступор. Тоска, боль, скорбь и страдание настолько сильны, что это отражается и в мимике (маска скорби, страдальческое выражение лица), и в позе – когда пациент сидит неподвижно или слегка раскачивается, обхватив себя руками, либо держится за грудь. О какой еде может идти речь, когда все не просто плохо – все просто уже никак, жизнь – кончена, муки – вечны, грехи – тяжки, а задница – полна и перманентна! Маниакальный ступор диаметрально отличается по знаку настроения, и, хотя пребывающий в нем пациент тоже не отличается подвижностью и шустростью, происходит сие уже по совершенно другой причине: ему ЛУЧШЕ ВСЕХ! Так здорово, что слов нет – причем в буквальном смысле: добиться ответа на вопросы практически невозможно, пациенту не до того. Его любит мироздание, перед ним трепещут ангелы и штабелями падают представители противоположного пола, олигархи мира бьются в истерике, завидуя его несметным богатствам. И застывшее выражение счастья на лице – лишь слабый отблеск того персонального солнца, что светит конкретно ему. Галлюцинаторный ступор. Причина возникновения заторможенности при нем – галлюцинации, чаще слуховые и чаще императивные. В самом деле, как тут не замереть, когда голос орет: «СТОЯТЬ!!! БОЯТЬСЯ!!!» Бредовый ступор. Вообще, есть у некоторых идей, осеняющих скорбное чело, такое свойство – уж если прилетела, то как победный нокаут. Или вдруг придет отчетливое понимание, что все вокруг понапичкано датчиками движения, и на любое шевеление всего, что крупнее мыши, с орбиты лупят псионными лучами! Бабулька из другого подъезда вон шустрая была – так нахлобучило на всю голову, теперь блаженно улыбается и никогда вязаную кольчужную шапочку Фарадея не снимает… Астенический (он же апатический, он же адинамический) ступор. Обычно возникает, когда мозг настолько истощен и ослаблен (тяжелой болезнью, травмой, инфекцией, нарзаном, портвейном либо репетициями и кокаином), что единственно возможный на данный момент режим существования и работы для него – спасительное охранительное торможение. Пациент находится в прострации, вял, апатичен, расслаблен. На вопросы отвечает после паузы и, как правило, односложно; при этом быстро устает, выдыхается, и приходится подолгу ждать, когда он снова соберется с силами и мыслями (на них ведь тоже нужны усилия!) для будущих ответов. Послешоковый ступор возникает как проявление аффективно‑шоковой реакции: если пустой мешок из‑за угла оказался слишком большим и пыльным либо ситуация – экстремальнее и опаснее некуда, с реальной угрозой для жизни и здоровья. На него похож: Истерический (он же эмоциональный) ступор – он возникает при наличии у пациента истероидных черт характера на фоне психической травмы, которая конкретно для него очень значима и болезненна, хотя и не смертельна: скажем, формы соседки превзошли все мыслимые ожидания, либо вдруг выяснилось, что за дикорастущую коноплю могут влепить срок, как за первосортную индийскую, либо супруг рассердился на любимого тойтерьера и тоже его покусал… При этих видах ступора пациент, как правило, лежит в постели, нередко – в позе эмбриона; выражение лица беспомощное, испуганное. Эпилептический ступор возникает сразу после припадка и длится несколько минут, после чего проходит. Период ступора пациент, как правило, забывает (а сам припадок, естественно, он амнезирует ВСЕГДА).
Люцидные кататонические синдромы Прежде чем сам читатель выдаст легкий психогенный ступор, пытаясь понять, о чем речь, поясню. Люцидный происходит от латинского слова lux, то есть «свет», и означает в данном случае синдром, свободный от иных болезненных симптомов. Иными словами, протекающий без галлюцинаций, бреда и (формально) помрачения сознания. Кататонический – от греческого слова katateino, что означает «натягивать, напрягать, угнетать, нарушать тонус» – поскольку ведущими расстройствами, видимыми при этих синдромах стороннему наблюдателю, будут именно двигательные, причем настолько специфичные, что их трудно спутать с чем‑либо еще. Вот, скажем, если бы подобные двигательные расстройства происходили на фоне онейроида – речь бы шла уже об онейроидной кататонии, но эти тонкости как‑нибудь в следующий раз. Важное отличие: при люцидных кататонических синдромах пациент помнит события, происходившие в момент разгара болезни, а вот при онейроидных – чаще всего нет. Собственно люцидные кататонические синдромы можно наблюдать в двух противоположных друг другу ипостасях: кататонический ступор или кататоническое возбуждение, и никакого компромисса.
Кататонический ступор
Подмойте труп. Протрите гроб. Выезжаю вечерней лошадью. Королевич Елисей
У этого ступора есть несколько вариантов, которые разнятся деталями, но, тем не менее, вся группа, подобно фракциям компартии, объединена несколькими основополагающими признаками. Прежде всего, это гипокинезия (от греч. hypo – мало и kynesis – движение) – причем в широком диапазоне, от вялых и скудных шевелений вроде удава, сбежавшего из террариума на снежные просторы, до полной обездвиженности на манер кариатиды, подпирающей деталь фасада. Мимика, кстати, тоже не поражает разнообразием и вполне сделала бы честь актерам, играющим индейских вождей в фильмах с участием Гойко Митича. В отношении красноречия пациента можно было бы ставить в пример монахам, давшим обет молчания, если бы мутизм (помните кнопку mute на пульте телевизора?) был делом осознанным и добровольным. Паракинезии (здесь греческая приставка para означает «искажение, извращение, неправильность») – это как раз та особенность нарушений моторики, которая не даст спутать кататонический ступор ни с каким иным. Это и пассивный негативизм (композиция «участковый, находясь в турпоездке, проявляет бдительность и излишнюю инициативу и пытается отвести писающего мальчика в ближайшее отделение или хотя бы за угол»), и негативизм активный (все тот же участковый огребает от писающего мальчика за попытку наложить зажим на причинное место), это необычные, картинные и замысловатые позы, в которых застывает пациент (менее экзальтированные, чем у натурщиков Камасутры, но все же впечатляющие), это симптомы, сопровождающиеся повышенным тонусом мышц: «воздушной подушки», когда, убрав подушку из‑под головы пациента, вы через час мучительно размышляете, а на чем же он так удобно устроился – голова по‑прежнему не касается матраца… Это «восковая гибкость», или каталепсия (от греч. katalepsis – схватывание), когда рука или нога так и остается часами в том положении, которое ей придали. Это симптом капюшона, когда пациент старается чем‑то накрыть голову – неважно, рубашкой, простыней, одеялом – лишь бы ее спрятать; это поза эмбриона, когда человек лежит на боку, поджав руки, ноги и голову к животу – лишь бы отгородить себя от враждебного мира. Это симптом хоботка (не путать с хоботковым рефлексом!), когда вытянутые в трубочку губы словно застыли в ожидании ответного поцелуя от мироздания – а оно уже пару часов как опаздывает на свидание… Сбой в работе вегетативной нервной системы тоже обязательно присутствует, причем он заметно серьезнее и тяжеловеснее, нежели какая‑то там вегетососудистая дистония. Тут все по‑взрослому: это и сальная кожа, и угревая сыпь, и акроцианоз (синюшность) кончика носа и ушей, и низкое артериальное давление, и частое сердцебиение. Чувствительность к боли снижена вплоть до ее исчезновения, рефлексы слизистых оболочек (например, моргание в ответ на прикосновение к глазу) вряд ли живее, чем у зомби, зато в ответ на попытку проверить коленный рефлекс, как и прочие сухожильные, вполне можно получить производственную травму. Аппетит в таком состоянии снижен или выключен полностью, но вряд ли этот способ похудеть можно брать на вооружение. Теперь о деталях. Можно выделить три варианта кататонического ступора. • «Вялый» ступор. При нем гипокинезия не настолько сурова, чтобы вызвать полную обездвиженность, и проявляется в общей амебоподобной вялости, некоей неспешной стати, что вызовет зависть у любой респектабельной улитки. Попытки расшевелить и придать ускорение встречают либо пассивный негативизм («Хоть в глаз и не дам, но и скорости не прибавлю»), либо пассивную же подчиняемость («Ладно, ведите, басурмане!»), но, стоит прекратить прикладывать усилия, улитки снова могут грызть свою раковину от досады – у них так вальяжно не получится. • Ступор с восковой гибкостью. Гипокинезия при нем сильнее, вплоть до полной тождественности с экспонатами музея мадам Тюссо, да и принимаемые позы, в сочетании со способностью пациента находиться в них часами, дадут фору любому натурщику, который на этом фоне бледно выглядит, мелко плавает и вообще подобен ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Пассивный негативизм в ответ на попытку добиться от скульптуры более активной гражданской позиции выражен довольно сильно, вплоть до полной невозможности что‑то изменить, не прибегая к подручным инструментам и динамиту, а при большей настырности со стороны окружающих может внезапно смениться активным, и тогда рискуют схлопотать и критики, и доброжелатели, а также граждане из неумеренно сочувствующих. • Ступор с оцепенением. Это уже момент перехода от восковой скульптуры к мумиеподобному состоянию, столь же неподвижному и безучастному, со столь же деревянными мышцами, с полным отсутствием аппетита, жажды и интереса к окружающему, и с той лишь разницей, что у археологов меньше шансов словить в глаз при попытке снять бинты. Здесь негативизм очень даже активный. Кроме того, мумии под себя не ходят, это вам любой смотритель музея подтвердит. И еще не стараются принять позу капюшона или эмбриона. Зато и те, и другие наглядно демонстрируют синдром воздушной подушки.
Кататоническое возбуждение
Всех убью, один останусь! Жихарь
Тут можно наблюдать полную противоположность кататоническому ступору – словно кто‑то повернул тумблер из положения «замри» в положение «отомри», но умудрился перестараться. Что характерно, переход от ступора к возбуждению и наоборот может происходить именно так – внезапно и безо всяких внешних причин. Основные, или облигатные, симптомы кататонического возбуждения – это гиперкинезии (или сверхподвижность) и паракинезии (или, как уже было сказано, извращение, искажение двигательной активности). Гиперкинезии – это еще мягко сказано, здесь они представлены мощным, хаотическим (без всякой цели, но работающим по площадям не хуже установки «Град»), разрушительным, порою импульсивным (когда пациент взрывается двигательной бурей изнутри, словно самопроизвольно сработал детонатор) психомоторным возбуждением. Паракинезии представлены довольно богато. Это: • эхолалии (от имени греческой нимфы Эхо и греческого же слова laleo – говорю) – когда пациент произвольно не говорит ни слова, зато повторяет слово или фразу из речи, обращенной к нему или сказанной при нем вскользь, и благо, если это будет что‑то цензурное; • эхопраксии (та же самая нимфа и praxis – действие) – когда пациент непроизвольно копирует действия и жесты окружающих (не путать с танцевальным караоке!); • двигательные стереотипии – когда бессмысленно, неосознанно, непроизвольно и многократно повторяется одно и то же действие – хлопок руками, раскачивание, перекладывание предметов. К мытью посуды в таком состоянии лучше не привлекать – толку будет мало, плюс велик риск перехода от неконтролируемого мытья к неконтролируемому битью, причем последнее будет более успешным; • речевые стереотипии (стоячие обороты, симптом граммофонной пластинки) – когда так же бессмысленно и многократно повторяется одно слово или фраза, причем настойчивость повторения может вызвать нервный тик даже у видавшего виды попугая – мол, он что, издевается?! Сюда же относятся вычурность и манерность поз, но здесь, в отличие от ступора, нервно курить будут не восковые фигуры, а театр пантомимы, полным составом, даже некурящие и вахтеры. Активный и пассивный негативизм так же, как и при ступоре, будут иметь место и здесь. Это также импульсивность, или способность внезапно, словно повинуясь внутреннему толчку, переходить в положение «андроид боевой, с катушек съехавший». Из факультативных, или дополнительных, необязательных симптомов – гомицидомания («Всех убью, один останусь»), суицидомания («Сам себя убью об стену, не достанусь никому»), членовредительство (необязательно в буквальном смысле), копрофагия (полагаю, можно не переводить).
Всего можно выделить три вида кататонического возбуждения. • Патетическое кататоническое возбуждение. Оно, как правило, нарастает постепенно и не достигает разрушительности и силы импульсивного. Пациент постоянно ходит, периодически принимая позы, сделавшие бы честь любому общественному лидеру; речь соперничает с позами в своем пафосе, причем зачастую не отягощена смысловой нагрузкой – разве что эхолалии то и дело включаются у него самого, а не у слушателей. Экзальтации вполне достаточно, чтобы зарядить священным задором небольшую секту почитателей, если бы кататонию могли исповедовать. Временами выступление прерывается взрывами смеха – без причины, что в целом закономерно и патогномонично. • Импульсивное кататоническое возбуждение. Как следует из самого названия, это возбуждение с острейшим, взрывоподобным началом. Это торнадо, это ураган разрушительных, бессмысленных и жестоких действий, это берсерк со сбитым напрочь прицелом, отключенной системой «свой‑чужой», превратившийся в оружие массового поражения. Речь отрывистая – отдельные выкрики, фразы, с эхолалиями (как правило, это повторение обидных эпитетов, услышанных от окружающих, или обрывки их испуганных возгласов). Двигательные стереотипии, особенно если они из серии «привыкли руки к топору», лишь добавляют красок картине разрушения. Чаще всего импульсивное возбуждение приходит на смену кататоническому ступору, длится недолго и ступором же сменяется. • Немое кататоническое возбуждение названо так оттого, что пациент производит все разрушительные действия в полном молчании (мутизм). Нередко эти действия направлены не только на окружающих, но и на себя самого, и все попытки их пресечь встречают яростное сопротивление. Данный вид возбуждения более хаотичен и нецеленаправлен, чем импульсивный, но тоже довольно опасен.
Немного особняком от кататонического располагается гебефреническое возбуждение (от греч. hebe – юность, phren – ум, разум). Дело в том, что оно может являться одним из этапов развития кататонического возбуждения, а точнее – патетического, и тогда его можно назвать гебефрено‑кататоническим возбуждением, а может возникнуть и само по себе, в рамках обострения одноименной (то есть гебефренической) формы шизофрении. Название происходит, видимо, от подсмотренной у отдельных юношей манеры кривляться, обезьянничать и всячески выставлять напоказ все самое дурное, что в них есть, в надежде на то, что девушки, оказавшиеся в радиусе поражения, примут это за признак исключительности и сочтут достойным внимания. Проявляется это возбуждение вычурностью, гримасами и кривлянием, манерностью поведения, гротескностью жестов и мимики – только происходят они не по желанию пациента и не от изъяна воспитания, а помимо его воли и вследствие болезни: он бы и рад вести себя иначе, но не может. Речь тоже пестрит неологизмами, периодически превращаясь в нечто подобное детскому лепету и сюсюканью (пуэрилизм), плоскими шутками и заученными когда‑то фразами, с периодическим застреванием и повторением одной из них (вербигерации). Это что касается облигатных симптомов. Что же до факультативных, они могут быть представлены эпизодами галлюцинаций, как правило слуховых, а также фрагментами бредовых идей.
Date: 2015-07-02; view: 682; Нарушение авторских прав |