Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие психологической интервенции





Психологическая интервенция - это психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений. Отличительной особенностью психологической интервенции является желание изменений со стороны самой личности, ее готовность к сотрудничеству с психологом.

Психотерапевтическое вмешательство. Психотерапевтическое вмешательство,

или психотерапевтическая интервенция — это вид (тип, форма)

психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными

целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, то есть

методов. Термин психотерапевтическое вмешательство может обозначать

конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение,

стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг,

советы и пр., а также более общую стратегию поведения психотерапевта,

которая тесным образом связана с теоретической ориентацией (прежде всего, с

пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами

психотерапии).

Психология и медицина применяют различные виды вмешательств

(интервенций). Перре и Бауманн подразделяют все виды интервенций,

используемые в медицине, на четыре группы: медикаментозные

(фармакотерапия), хирургические, фи-зикальные (физиотерапия) и

психологические (психотерапия).

Психологические интервенции в клинической области (в медицине) обозначаются как клинико-психологические интервенции и составляют сущность психотерапевтического вмешательства.

Клинико-психологические интервенции характеризуются: I) выбором средств (методов); 2) функциями (развитие, профилактика, лечение, реабилитация); 3) целевой ориентацией процесса на достижение изменений; 4) теоретической базой (теоретическая психология); 5) эмпирической проверкой; 6) профессиональными действиями.

Рассмотрим основные характеристики клинико-психологических интервенций.

Методы клинико-психологических интервенций — это психологические

средства, которые выбирает психотерапевт. Они могут быть вербальными или



невербальными, ориентированными в большей степени либо на когнитивные, либо

на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты и реализуются в контексте

взаимоотношений и взаимодействий между пациентом или пациентами (теми, кто

нуждается в помощи) и психотерапевтом (тем, кто эту помощь оказывает).

Типичными психологическими средствами являются, беседа, тренировка

(упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и

воздействия. Функции клинико-психологических интервенций состоят в

профилактике, лечении, реабилитации и развитии. Клинико-психологические

интервенции, выполняющие функцию лечения (терапии) и частично реабилитации,

являются по своей сути психотерапевтическими интервенциями. Цели клинико-

психологических интервенций отражают целевую ориентацию на достижение

определенных изменений. Клинико-психологические интервенции могут быть

направлены как на более общие, отдаленные цели, так и на конкретные, более

близкие цели. Однако всегда психологические средства воздействия должны

четко соответствовать целям воздействия. Теоретическая обоснованность

клинико-психологических интервенций состоит в ее взаимосвязи с

определенными психологическими теориями научной психологии. Эмпирическая

проверка клинико-психологических интервенций связана, прежде всего, с

изучением их эффективности, они должны всегда осуществляться

профессионалами.

Перре и Бауманн подчеркивают, что три последние характеристики

(теоретическая обоснованность, эмпирическая проверка и профессиональные

действия) являются существенными для разграничения клинико-психологических

интервенций и иных существующих в настоящее время воздействий, которые либо

базируются на обыденной психологии, либо не имеют в своей основе никаких

теорий, а также не подвергаются эмпирической проверке.

Сходных взглядов придерживаются Шмидхен и Бастин. Они выделяют три цели

клинико-психологической интервенции в соответствии с различными фазами

развития психических расстройств: профилактика, терапия и реабилитация.

Клинико-психологическая интервенция, осуществляемая в целях терапии и

реабилитации, является психотерапевтической интервенцией и соответствует

термину психотерапия. Исходя из понимания психотерапевтического

вмешательства как общей стратегии поведения психотерапевта, непосредственно

связанной с теоретической ориентацией, можно выделить три основных типа:

психоаналитический, поведенческий и опытный (гуманистический). Каждый из

них характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни,

терапевтическими целями, плоскостью вмешательства и соответствующими

приемами и средствами.

Психологическая коррекция. Психологическая коррекция - направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Получил распространение в начале 70-х гг. прошлого века. В это время психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего, групповой. Психотерапия является лечебной практикой (по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование), то распространение термина «психологическая коррекция» было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог — психологической коррекцией.



Однако вопрос о соотношении понятий «психотерапия» и «психологическая коррекция» остается открытым. В настоящее время, можно лишь указать две основные точки зрения:

Полная идентичность понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия», однако при этом не учитывается, что психологическая коррекция как целенаправленное психологическое воздействие реализуется не только в медицине, но и в других сферах человеческой практики, например, в педагогике, организации трудa.

Психологическая коррекция преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики на всех ее этапах, особенно при осуществлении вторичной и третичной профилактики.

Психологическая коррекция и психологическое вмешательство понимают как целенаправленное психологическое воздействие. Психологическая коррекция и психологическое вмешательство реализуются в различных областях человеческое практики и осуществляются психологическими средствами. Психологическая коррекция в медицине может быть направлена на решение задач профилактики, лечения (психотерапия) и реабилитации. Психологические вмешательства в медицине (клинико-психологические вмешательства) выполняют функции профилактики, лечения, реабилитации и развития. И психологическая коррекция, и психологическое вмешательство, используемые с целью лечения, выполняют психотерапевтическую функцию. Очевидно, что по существу эти понятия совпадают.

 

31. Место психотерапии и психологической коррекции в комплексном лечении больных с психическими, поведенческими и психосоматическими расстройствами!

 

Психотерапия— система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих, медикаментозных и других методик.

 

Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Психотерапия является специфическим инструментом психологического лечебного воздействия на личность больного и через неё — на нервные механизмы, управляющие жизнедеятельностью организма. Этим определяется то особое место, которое психотерапия занимает в реабилитации больных.

При эндогенных и соматогенных психозах, как и в случаях соматической патологии, «точками приложения» психосоциальных методов, применяемых в единстве с биологическими и обычно на их основе, становятся соучаствующие в проявлении болезни личностные образования, система отношений больного (прежде всего, отношение к болезни, к лечению, к своему положению среди людей), а также внешние факторы, затрудняющие его адаптацию. Нарушения адаптации у психически больных по миновании активного периода болезни могут быть связаны с разнообразными стойкими изменениями, вызванными как самой болезнью, так и длительной социальной и эмоциональной депривацией, конфликтной психологической ситуацией и иными неблагопрятными влияниями среды («вторично усвоенные формы поведения», госпитализм). В других случаях они могут быть связанными с изъянами формирования личности в преморбидном периоде, выявление и возможная коррекция которых становятся одним из условий эффективной реабилитации. Было бы напрасным ожидать устранения этих и подобных им искажений высших личностных свойств от одних только биологических средств лечения. Соматобиологиче-ские, в частности, психофармакологические средства способствуют большей или меньшей нормализации базисных психических функций — психической активности, психомоторики, эффективности — и оказывают на болезненные переживания и нарушенное поведение лишь опосредованное влияние. Устранение этих нарушений зависит также от адекватного и своевременного использования психосоциальных воздействий, недостаточность которых нередко имеет следствием фиксацию переживаний и затягивание болезненного состояния.

Индивидуальная психотерапия является необходимым компонентом системы, в которой решаются, прежде всего, задачи, относящиеся к осознанию факта болезни, первоначальному выявлению характера болезненных переживаний, выработке мотивации к лечению и коррекции реакций на болезнь. Вместе с тем, она не использует богатых возможностей социального опыта, складывающегося при взаимодействии больных в группе. Поэтому в связи с целями реабилитации больных особенно возрастает роль групповой или коллективной психотерапии.








Date: 2015-07-02; view: 3250; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию