Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие психологической интервенции





Психологическая интервенция - это психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений. Отличительной особенностью психологической интервенции является желание изменений со стороны самой личности, ее готовность к сотрудничеству с психологом.

Психотерапевтическое вмешательство. Психотерапевтическое вмешательство,

или психотерапевтическая интервенция — это вид (тип, форма)

психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными

целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, то есть

методов. Термин психотерапевтическое вмешательство может обозначать

конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение,

стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг,

советы и пр., а также более общую стратегию поведения психотерапевта,

которая тесным образом связана с теоретической ориентацией (прежде всего, с

пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами

психотерапии).

Психология и медицина применяют различные виды вмешательств

(интервенций). Перре и Бауманн подразделяют все виды интервенций,

используемые в медицине, на четыре группы: медикаментозные

(фармакотерапия), хирургические, фи-зикальные (физиотерапия) и

психологические (психотерапия).

Психологические интервенции в клинической области (в медицине) обозначаются как клинико-психологические интервенции и составляют сущность психотерапевтического вмешательства.

Клинико-психологические интервенции характеризуются: I) выбором средств (методов); 2) функциями (развитие, профилактика, лечение, реабилитация); 3) целевой ориентацией процесса на достижение изменений; 4) теоретической базой (теоретическая психология); 5) эмпирической проверкой; 6) профессиональными действиями.

Рассмотрим основные характеристики клинико-психологических интервенций.

Методы клинико-психологических интервенций — это психологические

средства, которые выбирает психотерапевт. Они могут быть вербальными или



невербальными, ориентированными в большей степени либо на когнитивные, либо

на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты и реализуются в контексте

взаимоотношений и взаимодействий между пациентом или пациентами (теми, кто

нуждается в помощи) и психотерапевтом (тем, кто эту помощь оказывает).

Типичными психологическими средствами являются, беседа, тренировка

(упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и

воздействия. Функции клинико-психологических интервенций состоят в

профилактике, лечении, реабилитации и развитии. Клинико-психологические

интервенции, выполняющие функцию лечения (терапии) и частично реабилитации,

являются по своей сути психотерапевтическими интервенциями. Цели клинико-

психологических интервенций отражают целевую ориентацию на достижение

определенных изменений. Клинико-психологические интервенции могут быть

направлены как на более общие, отдаленные цели, так и на конкретные, более

близкие цели. Однако всегда психологические средства воздействия должны

четко соответствовать целям воздействия. Теоретическая обоснованность

клинико-психологических интервенций состоит в ее взаимосвязи с

определенными психологическими теориями научной психологии. Эмпирическая

проверка клинико-психологических интервенций связана, прежде всего, с

изучением их эффективности, они должны всегда осуществляться

профессионалами.

Перре и Бауманн подчеркивают, что три последние характеристики

(теоретическая обоснованность, эмпирическая проверка и профессиональные

действия) являются существенными для разграничения клинико-психологических

интервенций и иных существующих в настоящее время воздействий, которые либо

базируются на обыденной психологии, либо не имеют в своей основе никаких

теорий, а также не подвергаются эмпирической проверке.

Сходных взглядов придерживаются Шмидхен и Бастин. Они выделяют три цели

клинико-психологической интервенции в соответствии с различными фазами

развития психических расстройств: профилактика, терапия и реабилитация.

Клинико-психологическая интервенция, осуществляемая в целях терапии и

реабилитации, является психотерапевтической интервенцией и соответствует

термину психотерапия. Исходя из понимания психотерапевтического

вмешательства как общей стратегии поведения психотерапевта, непосредственно

связанной с теоретической ориентацией, можно выделить три основных типа:

психоаналитический, поведенческий и опытный (гуманистический). Каждый из

них характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни,

терапевтическими целями, плоскостью вмешательства и соответствующими

приемами и средствами.

Психологическая коррекция. Психологическая коррекция - направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Получил распространение в начале 70-х гг. прошлого века. В это время психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего, групповой. Психотерапия является лечебной практикой (по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование), то распространение термина «психологическая коррекция» было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог — психологической коррекцией.



Однако вопрос о соотношении понятий «психотерапия» и «психологическая коррекция» остается открытым. В настоящее время, можно лишь указать две основные точки зрения:

Полная идентичность понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия», однако при этом не учитывается, что психологическая коррекция как целенаправленное психологическое воздействие реализуется не только в медицине, но и в других сферах человеческой практики, например, в педагогике, организации трудa.

Психологическая коррекция преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики на всех ее этапах, особенно при осуществлении вторичной и третичной профилактики.

Психологическая коррекция и психологическое вмешательство понимают как целенаправленное психологическое воздействие. Психологическая коррекция и психологическое вмешательство реализуются в различных областях человеческое практики и осуществляются психологическими средствами. Психологическая коррекция в медицине может быть направлена на решение задач профилактики, лечения (психотерапия) и реабилитации. Психологические вмешательства в медицине (клинико-психологические вмешательства) выполняют функции профилактики, лечения, реабилитации и развития. И психологическая коррекция, и психологическое вмешательство, используемые с целью лечения, выполняют психотерапевтическую функцию. Очевидно, что по существу эти понятия совпадают.

 

31. Место психотерапии и психологической коррекции в комплексном лечении больных с психическими, поведенческими и психосоматическими расстройствами!

 

Психотерапия— система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих, медикаментозных и других методик.

 

Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Психотерапия является специфическим инструментом психологического лечебного воздействия на личность больного и через неё — на нервные механизмы, управляющие жизнедеятельностью организма. Этим определяется то особое место, которое психотерапия занимает в реабилитации больных.

При эндогенных и соматогенных психозах, как и в случаях соматической патологии, «точками приложения» психосоциальных методов, применяемых в единстве с биологическими и обычно на их основе, становятся соучаствующие в проявлении болезни личностные образования, система отношений больного (прежде всего, отношение к болезни, к лечению, к своему положению среди людей), а также внешние факторы, затрудняющие его адаптацию. Нарушения адаптации у психически больных по миновании активного периода болезни могут быть связаны с разнообразными стойкими изменениями, вызванными как самой болезнью, так и длительной социальной и эмоциональной депривацией, конфликтной психологической ситуацией и иными неблагопрятными влияниями среды («вторично усвоенные формы поведения», госпитализм). В других случаях они могут быть связанными с изъянами формирования личности в преморбидном периоде, выявление и возможная коррекция которых становятся одним из условий эффективной реабилитации. Было бы напрасным ожидать устранения этих и подобных им искажений высших личностных свойств от одних только биологических средств лечения. Соматобиологиче-ские, в частности, психофармакологические средства способствуют большей или меньшей нормализации базисных психических функций — психической активности, психомоторики, эффективности — и оказывают на болезненные переживания и нарушенное поведение лишь опосредованное влияние. Устранение этих нарушений зависит также от адекватного и своевременного использования психосоциальных воздействий, недостаточность которых нередко имеет следствием фиксацию переживаний и затягивание болезненного состояния.

Индивидуальная психотерапия является необходимым компонентом системы, в которой решаются, прежде всего, задачи, относящиеся к осознанию факта болезни, первоначальному выявлению характера болезненных переживаний, выработке мотивации к лечению и коррекции реакций на болезнь. Вместе с тем, она не использует богатых возможностей социального опыта, складывающегося при взаимодействии больных в группе. Поэтому в связи с целями реабилитации больных особенно возрастает роль групповой или коллективной психотерапии.






Date: 2015-07-02; view: 5529; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию