Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспертиза





Олигофрены с глубокой умственной отсталостью (идиоты и имбецилы) редко подвергаются судебной экспертизе, а если это все же происходит, то обычно признаются невме­няемыми. Значительно чаще правонарушения совершаются олигофренами-дебилами и вопрос о вменяемости или не­вменяемости в таких случаях должен решаться строго ин­дивидуально. При судебно-психиатрической экспертизе оли­гофренов нужно учитывать не только степень психического недоразвития, но и характер преступления и ту обстановку, в которой это преступление совершалось.

Легкая внушаемость олигофренов может сделать их сле­пым орудием в руках хитрых и ловких злоумышленников. Поэтому, например, сложный характер преступления и вы­раженная умственная отсталость его непосредственного ис­полнителя должны навести на подозрение, не стоит ли за спиной этого олигофрена расчетливый преступник. Олигоф­рены могут совершать правонарушения и по собственной I инициативе, и в таких случаях следует учитывать, отдавали I ли они себе отчет в совершаемом, осмысляли ли обстановку, f понимали ли, к чему поведет сделанное ими. Вопрос о дееспособности олигофренов также решается индивидуаль­но. Идиоты и имбецилы обычно являются недееспособными и нуждаются в учреждении над ними опекунства.

Вопрос о дееспособности или недееспособности дебилов решается в зависимости от степени умственной отсталости, характера поведения и трудоспособности.


Глава 35

ЗАДЕРЖКИ ТЕМПА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗАМЕДЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)

Эти расстройства занимают промежуточное место между больными олигофренией и лицами с нормальным интеллек­том. Их предлагают обозначать как временные задержки темпа психического развития (Г. Е. Сухарева). Кроме того, существуют врожденные легкие формы интеллектуальной недостаточности (детей с этими формами выделяют в группу малоодаренных, так называемых конституционально глу­пых), некоторые формы психического инфантилизма и не-прогредиентные варианты детского аутизма. Наряду с этим имеется большая группа лиц с легкой интеллектуальной недостаточностью, которая возникает под влиянием экзо­генных факторов (вторичные задержки психического раз­вития). В формировании этой патологии существенную роль играют различные психогенные факторы и дефекты анали­заторов органов чувств, не дающие ребенку соответствую­щей информации, необходимой для полноценного развития мозга.

По Международной классификации болезней эти состо­яния определяются как “пограничная умственная отста­лость* (IQ в пределах 70—80).

Задержки психического развития могут быть обусловле­ны: эмоциональной депривацией (госпитализм, “приютские дети”, сироты), педагогической запущенностью и социаль­ной депривацией (дети из малокультурных семей, дети, воспитанные в логове зверя) и сенсорной депривацией (сле­пые, глухие, слепоглухие).

Эмоциональная депривация. Это состояние развивается вследствие такой жизненной ситуации, при которой субъ­екту не предоставлены условия для удовлетворения его основных (витальных) психических потребностей в полной мере и длительное время.

Примером эмоциональной депривации является фруст-

1 Степень умственной недостаточности оценивается с помощью IQ (коэффициент интеллектуальности), который определяется психологиче­скими методами (шкала Векслера для детей WISC). Его величина, равная 100, свидетельствует о среднестатистической норме. К дебильности относят случаи с величиной IQ от 50 до 70.

19* 579


рация, при которой наблюдается блокада уже активизиро­ванной ранее удовлетворенной потребности. Примером фру­страции может быть лишение ребенка любимой игрушки, но предложение взамен другой. Депривация — лишение игрушек вообще.

35.1. Клинические проявления

Обычно выделяют 4 группы задержек темпа психического развития или пограничной интеллектуальной недостаточ­ности: 1) дизонтогенетические формы, обусловленные за­держанным или искаженным психическим развитием (ва­рианты психического инфантилизма); 2) формы, обуслов­ленные органическим повреждением мозга на ранних этапах онтогенеза; 3) интеллектуальная недостаточность, завися­щая от дефицита информации в раннем возрасте; 4) ин­теллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов органов чувств.

Клинические проявления задержек развития разнообраз­ны: кроме интеллектуальной недостаточности и незрелости психики, обычно наблюдаются нарушения поведения и не­вротические симптомы.

35.1.1. Инфантилизм

Инфантилизм (от лат. infantilis — детский, младенче­ский) — патологическое состояние, характеризующееся за­держкой физического и психического развития, с сохране­нием у взрослых людей черт характера, присущих детскому и подростковому возрасту.

Психический инфантилизм, или психическая незрелость, характеризуется наличием присущих детям особенностей суждений и поведения, повышенной внушаемостью, эмоцио­нальной неустойчивостью, зависимостью от родителей и т. д.

Термин “инфантилизм” предложил французский ученый Е. Ш. Ласег в 1864 г. для определения задержки развития ребенка на более ранней ступени вследствие интоксикаций и инфекций, для остающихся “детьми на всю жизнь”. Позднее П. Лорен выделил три признака этого расстройства: тщедушность, грацильность и миниатюрность тела, с чертами детской наивности и беспомощности.

Г. К. Ушаков дал следующую характеристику психофи­зического инфантилизма: детскость, ограниченность, узость интересов, недостаточная самостоятельность в действиях и поступках. Впечатлительность преобладает над рассудочно-


стью, суждения незрелы, логика эмоциональная, мышление конкретное, образное, недостаточная глубина аффективных переживаний, эмоциональная неустойчивость, легкая рани­мость, хрупкость психики, нецеленаправленность деятель­ности, отсутствие творчества, временами беспомощность. Наряду с этим отмечается незрелость психомоторики и вегетативных реакций. Мимика неуверенная, выражение лица приветливо-доверчивое, по-детски миловидное, дви­жения быстрые, многочисленные, порывистые (инфантиль­ная двигательная расторможенность). Вместе с тем наблю­дается неуклюжесть, медлительность, быстрая утомляемость при целенаправленной деятельности. У таких лиц отмеча­ются нарушения сна и аппетита, вазомоторная лабильность, повышенная потливость и зябкость. Среди личностных осо­бенностей часто отмечаются черты незрелости, робости, нерешительности, неуверенности и тревожности.

Перечисленные особенности характерны для гармонич­ного или психофизического ифантилизма, который начи­нает выявляться с младших классов школы. У таких детей долго сохраняются игровые интересы, они предпочитают компании более младших школьников, отличаются детской бесцеремонностью, капризностью, наивностью при доста­точном запасе знаний. Для гармоничного инфантилизма характерно относительно равномерная задержка как пси­хического, так и физического развития. Наряду с таким инфантилизмом выделяют ряд форм частичного инфанти­лизма, примером которого является психический инфанти­лизм с выраженной дисгармоничностью развития отдельных сторон личности, поэтому наиболее адекватным названием является “дисгармоничный инфантилизм”.

Дисгармоничный инфантилизм характеризуется нерав­номерностью психического и физического формирования.

Физическое развитие соответствует возрасту или наблю­дается акселерация, наряду с этим в психическом развитии наблюдается несоответствие. Познавательные процессы обычно развиваются соответственно возрасту, т. е. своевре­менно формируется абстрактное мышление, однако эмоци­ональные и волевые функции задерживаются в своем раз­витии.

Выделяют так называемый органический инфантилизм, обусловленный ранним органическим поражением централь­ной нервной системы. Для этого варианта инфантилизма характерны физические стигмы нарушенного развития. В отличие от дисгармоничного инфантилизма наблюдается


недоразвитие и познавательной деятельности с преоблада­нием конкретности мышления, истощаемости, взрывчатости.

Психический инфантилизм на фоне нормального или ускоренного физического развития обычно обнаруживается в среднем и старшем подростковом возрасте. У подростков задерживается формирование чувства долга, ответственно­сти, умения гибко оценивать ситуацию, учитывать не только свои желания, но и требования окружающих, усваивать морально-этические нормы поведения и принципы. Для та­ких подростков характерно детское выражение лица.

В пубертатном возрасте обычно выделяют два варианта психического инфантилизма: 1) инфантилизм наблюдается с детства и в пубертатном возрасте обнаруживаются про­явления возрастной динамики; 2) инфантилизм выявляется в пубертатном возрасте и обусловлен неравномерностью психобиологического созревания, для которого характерно длительное сохранение подростковой психики. Для этих больных характерно стремление к юношескому самоутвер­ждению, задержка в формировании чувства долга, ответ­ственности, критической самооценки, сочетающиеся с оп­позиционностью и критицизмом, снижением способности к социально адекватной деятельности. Для лиц с этим вари­антом психического инфантилизма характерны нарушения поведения и адаптации, более четкие, чем при первом варианте.

Принято считать, что психофизический и дисгармонич­ный инфантилизм является эндогенным, но не исключена генетическая обусловленность. С возрастом проявления ин­фантилизма становятся менее заметными, но полностью не исчезают.

Психический инфантилизм у взрослых характеризуется следующими особенностями личности: наивностью и пря­модушной восторженностью, эгоизмом и эгоцентризмом, эмоциональной лабильностью и ярким фантазированием, формально обязательным исполнением долга и подчиняе-мостью, беззаботностью и равнодушием, неустойчивостью интересов и отвлекаемостью, обидчивостью и впечатлитель­ностью, робостью и застенчивостью.

Эти систематизированные признаки инфантилизма име­ют большое значение при оценке пограничных расстройств, патохарактерологических реакций, психопатических форм поведения.


г


35.1.2. Задержки развития в связи с ранним
органическим поражением головного мозга

Для этой формы задержек развития характерно неравно­мерное недоразвитие интеллекта, причем больше страдают внимание и память. Интеллектуальная недостаточность со­четается с психопатоподобными расстройствами в виде дви­гательной расторможенности, эмоциональной лабильности, характерна астеническая симптоматика с быстрой истощае-мостью и пресыщаемостью. Эти особенности способствуют за­медлению психического развития и школьной дезадаптации.

Непрогредиентный вариант синдрома раннего детского аутизма (синдром Каннера) характеризуется вторичной ин­теллектуальной задержкой, обусловленной именно аутиз­мом. В связи с этим наблюдается неравномерность интел­лектуального недоразвития, выявляется несоответствие между развитием суждений и обобщений и недоразвитием моторики и речи.

35.1.3. Психогенно обусловленные задержки
развития

Наиболее отчетливым проявлением психогенной задер­жки развития является госпитализм, под которым понимают психические расстройства, возникающие у детей при эмоциональной депривации (длительное пребывание ребенка в больнице для хроников, разлука с родителями, нахождение в доме ребенка, в закрытом интернате, в яслях с недельным круглосуточном содержанием). В этих случаях для задержки развития имеет значение не только эмоцио­нальная депривация, но и дефицит информации.

Задержки развития в связи с педагогической запущен­ностью наблюдаются при безнадзорности, отсутствии усло­вий для обучения ребенка, при жизни в условиях эмоци­ональной изоляции и информационного голода. При созда­нии благоприятных условий для обучения и воспитания возможна обратимость расстройств.

35.1.4. Задержки развития при сенсорной
депривации

Задержки развития при сенсорной депривации (глухота и слепота) имеют некоторые особенности и различия. Так, при глухоте наряду с интеллектуальной недостаточ-


ностью наблюдается эмоционально-волевая незрелость, не­самостоятельность, наивность, внушаемость, подражатель­ность наряду с тормозимостью и необщительностью, склон­ностью к реакциям протеста. Эти особенности отчетливо проявляются с начала обучения в школе.

У слепых чаще страдает двигательная активность, имеют место заторможенность и замедленность движений, двигательные стереотипии. В мышлении выявляются вяз­кость, обстоятельность, склонность к детализации, инерт­ность психических процессов и истощаемость.

Выделяют характерный для слепых депривационный син­дром, включающий: 1) массивную невротическую симпто­матику на ранних этапах онтогенеза; 2) двигательные сте­реотипии; 3) феномен патологического фантазирования; 4) стойкие идеи отношения; 5) ипохондрические сверхцен­ные идеи; 6) разнообразные и рано возникающие патоха-рактерологические реакции; 7) стремление к одиночеству (В. Ф. Матвеев).

Депривационный синдром у глухих представлен сле­дующими признаками: 1) ретардация психического развития в результате непонимания речи окружающих людей; 2) мас­сивная невротическая симптоматика в препубертатном и пу­бертатном возрастных периодах; 3) паранойяльные идеи от­ношения; 4) повышенная ипохондричность; 5) стремление к одиночеству; 6) патохарактерологические реакции, которые возникают в препубертатном и пубертатном возрастных пе­риодах.

35.2. Этиология и патогенез

Этиология задержек психического развития разнообраз­на. Имеют значение инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, интоксикации, генетические факторы и неблагоприятные воздействия социальной среды.

Считают, что причиной задержек психического развития являются нарушение созревания и в связи с этим возни­кающая функциональная недостаточность наиболее слож­ных систем мозга, которые обеспечивают сознательную, активную деятельность человека (М. С. Певзнер).

35.3. Дифференциальный диагноз

Развитие психических функций ребенка происходит в определенные возрастные периоды, и если он не получает


в это время соответствующей информации и отсутствуют условия для ее восприятия, то развитие его может настолько затормозиться, что возникает подозрение в психическом недоразвитии.

Для уточнения диагноза имеют значение сведения об особенностях воспитания. Если воспитание было правиль­ным, проходило в хороших бытовых условиях, то это сви­детельствует против временной задержки психического раз­вития.

Воспитание в неполной, социально неблагополучной семье, в детских учреждениях с недостаточно правильной воспитательной работой часто приводит к эмоциональной и сенсорной депривации. Такая обстановка нарушает по­следовательность этапов развития ребенка, приводит к не­достатку знаний, бедности познавательных интересов. Од­нако в отличие от детей с психическим недоразвитием при задержках развития у детей сохраняется способность к ус­ложнению процессов мышления, обобщениям, они в инте­ресующих их ситуациях инициативны, используют помощь в решении заданий, достаточно хорошо ориентируются в житейских ситуациях.

Если дети с задержками психического развития оказы­ваются в благоприятных условиях, то их отставание может постепенно выровняться, что является подтверждением пра­вильной оценки состояния.

35.4. Лечение, профилактика и прогноз

При этих формах патологии особую роль играют ле-чебно-коррекционные и реабилитационные мероприятия. Требуются специальные формы обучения и воспитания с учетом имеющегося у ребенка дефекта. Показано прове­дение общеукрепляющих мероприятий и назначение ле­карственных препаратов — как ноотропов, так и коррек­торов поведения при психопатоподобных нарушениях по­ведения.

При задержках психического развития прогноз более благоприятен, чем при олигофрении. Раннее выявление за­держки психического развития и проведение лечебно-педа­гогических коррекционных мероприятий обычно приводят к ускорению развития психических способностей у этих людей.


35.5. Экспертиза

Решение экспертных вопросов зависит от выраженности психического инфантилизма, зрелости суждений и способ­ности оценивать происходящие события.

Показателями глубины психической незрелости (крите­рии невменяемости) являются: задержка созревания всех сфер психики, выраженная внушаемость и подражатель­ность, слабость интеллектуального и волевого контроля, ин­фантильность мотивации, отсутствие борьбы мотивов при принятии решения, нарушение способности к прогнозирова­нию, критике, неуправляемость поведения (В. А. Гурьева).

Глава 36

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Организация психиатрической помощи в любой стране не может осуществляться без решения вопросов правового положения психически больных.

Законодательство нашей страны по вопросам психиатрии ставит задачу, с одной стороны, максимально защитить интересы психически больных, с другой — создать условия для выполнения врачом стоящих перед ним гуманных задач по оказанию психиатрической помощи и одновременно за­щиты общества от общественно опасных действий психи­чески больных. В связи с этим законодательные акты со­держат положения, касающиеся как самого психически больного, так и врача, и психиатрической службы.

Крупнейшие отечественные психиатры С. С. Корсаков и В. А. Гиляровский подчеркивали, что правильная организа­ция психиатрической помощи включает решение не только клинических и организационных, но обязательно и правовых вопросов.

Психиатрическую помощь населению оказывают в ста­ционарных и амбулаторных условиях.

36.1. Стационарная психиатрическая помощь

Для стационарного лечения существуют психиатриче­ские больницы и психиатрические отделения в многопро­фильных больницах. Эти отделения могут быть профили­рованы специально для лечения больных с пограничными непсихотическими состояниями (неврозы, психосоматиче-


ские заболевания, неврозоподобные и цереброастенические расстройства) и лиц, страдающих психозами и одновременно соматическими заболеваниями, требующими активной те­рапии или оперативного вмешательства.

В психиатрических больницах принят ^территориальный принцип распределения больных: больные из определенного района или участка психоневрологического диспансера по­ступают в одно и то же отделение (таким образом осуще­ствляется преемственность в лечении между этими лечеб­ными учреждениями).

Кроме того, в больнице имеются отделения для лечения больных с пограничными состояниями, лиц пожилого воз­раста, детей и подростков.

Последние годы в больших психиатрических больницах создаются специальные отделения психореанимации.

Вполне достаточной обеспеченность психиатрическими койками по данным экспертов ВОЗ считается 1,0—1,5 койки на 1000 населения. В нашей стране имеется L^jia 1000 населения, или 10% от общего числа коек [Жариков Η. Μ., Киселев А. С., 1990].

В детских и подростковых отделениях больные не только получают лечение, но и обучаются по программе массовой школы.

С целью уменьшения неблагоприятных влияний изоля­ции психически больных от общества в некоторых отделе­ниях психиатрических больниц используется система “от­крытых дверей”, но она приемлема для определенных групп больных, главным образом с пограничными нервно-психи­ческими заболеваниями.

В связи с увеличением продолжительности жизни насе­ления возникает необходимость в развитии психиатрической помощи пожилым лицам. В психиатрических больницах наряду со специальными отделениями для лечения пожилых лиц с психозами открываются отделения для людей этого возраста с пограничными расстройствами.

В психиатрических больницах стремятся создать условия и режим, приближающийся к таковым в соматических ста­ционарах. В связи с тем что в психиатрических отделениях больные проводят более длительный период, здесь должны быть специальные помещения для отдыха, трудовой тера­пии, музыкальных занятий и др. Все помещения отделения должны быть спланированы так, чтобы облегчить наблю­дение персонала за больными.


У



36.2. Внебольничная помощь психически больным

В 1923 г) были учреждены психоневрологические дис­пансеры, работающие по территориальному принципу. Вне-больничная помощь развивается в трех направлениях: со­вершенствуется помощь больным в лсихоневрологическом диспансере; развивается новый вид консультативной пси­хиатрической помощи в этом учреждении Jaes постановки больного_на_унет; совершенствуется психиатрическая по-мощь^вне flHcnaHcgggU-JB_-CacTeMe^^бщемедицинской помо­щи — в психотерапевтических кабинетах поликлиник и медико-санитарных частей промышленных предприятий — для оказания ее больным с пограничными расстройствами и раннего выявления больных с другими психическими заболеваниями.

Внебольничная помощь, кроме психоневрологического диспансера, осуществляется в дневных стационарах, куда больные приходят утром, получают соответствующее лече­ние, участвуют в трудовых процессах, развлечениях и ве­чером возвращаются домой.

Существуют ночные стационары, где больные находятся после работы вечером и ночью. За это время им проводятся лечебные мероприятия, например курс внутривенных вли­ваний, иглорефлексотерапия, лечебный массаж и др. Утром больные возвращаются на работу.

Для детей существуют санаторные (лесные) школы, в которых ослабленные дети с различными невротическими состояниями получают соответствующую терапию и обуча­ются в школе. Для восстановления психического здоровья большое значение имеют создание режима труда и отдыха, длительное пребывание на свежем воздухе, занятия физ­культурой. В санаторных школах дети находятся в течение одной четверти.

~—^тЖстеме социального обеспечения находятся психонев­рологические интернаты, где получают лечение больные, страдаюТцйеГхронйческими психическими заболеваниями.

Умственно отсталые дети обучаются в специальных вспо­могательных школах. В эти школы дети могут приходить из дома или жить постоянно в интернатах при школах, где осуществляется постоянное специальное наблюдение и си­стематическое лечение.

Дети дошкольного возраста с органическими поражени­ями центральной нервной системы и с заиканием получают помощь в специализированных яслях-^адах, где наряду с


воспитателями работают врачи-психиатры, психологи и ло­гопеды.

В обязанности психоневрологического диспансера входит лeчeниeJfoльныxJ_iжaзaниe_Jш консультативной и социаль-ноиПюмощи.

flpfl диспансере имеются лечебно-трудовые мастерские, в которых работают инвалиды по психическому заболе­ванию; пребывание в лечебно-трудовых мастерских дает возможность проводить систематическое лечение, обеспе­чивать питанием и зарабатывать больным небольшое ко­личество денег.

Последние годы получила развитие специальная служба по бооьбе_с_суицидами. Во многих городах работает “Те­лефон доверия”, по которому в любое время суток может позвонить каждый человек, находящийся в тяжелом пси­хическом состоянии, обусловленном жизненными неудача­ми. Психотерапевтическую помощь по телефону оказыва­ют психиатры и психологи, прошедшие специальную под­готовку.

Для оказания психотерапевтической и психологической помощи взрослым и подросткам имеются специальные ка­бинеты в общесоматических поликлиниках. В ряде крупных городов имеются специальные, так называемые кризисные отделения, работа в которых направлена на профилактику суицидального поведения.

В сельской местности имеется сеть психиатрических ка­бинетов в сельских больницах и районных поликлиниках и психиатрические отделения в центральных районных боль­ницах ХЦРБ).

В 1976 т,)ъ номенклатуру учреждений здравоохранения введен наркологический диспансер, являющийся основой наркологической службы.

36.3. Наркологическая служба

Наркологическая служба — сеть специализированных учреждений, оказывающих лечебно-профилактическую, ме­дико-социальную и медико-юридическую помощь больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. Наркологи­ческая служба имеет стационарные, полустационарные и внебольничные звенья.


36.4. Права психически больных

В 1988/. принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об"утверждении “Положения об условиях и порядке оказания психиатрической помощи”, направленный на за­щиту прав психически больных.

По этому “Положению” ^ервичное освидетельствование психиатром и стаи,ирнированиё~оольного в психиатрическую больницу возможно только с его согласия, а ребенка — с согласия его 4юдател£й7~Исключение составляют больные, по психическому состоянию представляющие опасность для себя и окружающих — они подлежат неотложной госпита­лизации, о чем обязательно сообщается вышестоящему ор­гану здравоохранения."

Предусматривается уголовная ответственность за поме­щение в психиатрическую больницу заведомо психически здорового человека.

Следует отметить, что пребывание в психиатрической больнице или нахождение на учете в психоневрологическом диспансере в связи с психическим заболеванием не делает больного автоматически недееспособным, если специальная комиссия психиатров не дала свое заключение в установ­ленном порядке и нет решения суда. Ст. 15 ГК РСФСР гласит: “Гражданин, который вследствие душевной болезни или слабоумия не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспо­собным в порядке, установленном Гражданским Процессу­альным Кодексом РСФСР”.

Психически больной не лишается права принимать уча­стие в выборах, если врачебная комиссия не признает его в соответствии с конституцией “умалишенным”.

Гуманное отношение к психически больным является одной из наиболее характерных черт русской психиатрии. Важным является освобождение психически больных от от­ветственности за совершенные ими во время болезни об­щественно опасные действия (преступления).

В решении Синода от 1787 г. указано, что следует “безумных отсылать свидетельствовать к дохтурам”. А в указе Сената от 23.04.1801 г. “О непридании суду поверженных в уме людей и учинивших в сем состоянии самоубийство” еще более четка выражено отношение в России к психически больным, совершившим общественно опасные действия.

Статья 11 “Невменяемость” (основы уголовного законо­дательства) указывает:

“Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое


во время совершения общественно опасного деяния находи­лось в состоянии невменяемости, т. е. не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хро­нической душевной болезни, временного расстройства ду­шевной деятельности, слабоумия или иного болезненного со­стояния. К такому лицу по назначению суда могут быть при­менены принудительные меры медицинского характера, устанавливаемые законодательством союзных республик”.

В нашем законодательстве определение невменяемости построено на сочетании двух критериев: медицинского и юридического. Медицинские критерии включают в себя указания на: а) временное расстройство психической де­ятельности; б) хроническую душевную болезнь; в) иное болезненное состояние (например, некоторые случаи врож­денной умственной недостаточности и др.). Наличие ме­дицинского диагноза еще не решает вопрос о невменяе­мости. Важное значение имеет юридический критерий, ко­торый говорит о возможности лица, привлекаемого к ответственности, отдавать себе отчет о своих действиях и руководить ими. Только совпадение юридических и ме­дицинских критериев дает право признать лицо, совер­шившее общественно опасные действия, невменяемым. Сам юридический критерий включает два признака: интеллек­туальный (отдавать отчет в своих действиях) и волевой (руководить своими действиями).

36.5. Неотложная психиатрическая помощь

Одной из актуальных проблем современной психиатрии яв­ляются состояния, требующие неотложной медицинской помо­щи. Они характеризуются особенностями психического и сома­тического здоровья и определяют социальный статус больного.

У психически больных из-за отсутствия критичеосого отношения к своему заболеванию, негативного восприятия лечения и часто беспомощности состояния требуется неот­ложная медицинская помощь. В связи с этим неотложная помощь психически больным имеет свои особенности.

Особенности неотложной психиатрической помощи обус­ловлены двумя тенденциями: злачительным увеличением числа выявляемых психически больных при диспансериза­ции и патоморфозом психических заболеваний с увеличе­нием вегетативных и_соматическиу расстройств.

Выявленные тенденции потребовали, с одной стороны, переноса центра тяжести оказания неотложной помощи пси-


хически больным во вне больничные условия и с другой — более дифференцированного подхода в условиях стационара.

Врач-психиатр при первом осмотре больного, помимо установления диагноза и оценки тяжести психопатологиче­ской симптоматики, должен определить степень его соци­альной опасности, т. е. выявить вероятность возникновения агрессивных и аутоагрессивных действий.

При отнесении выявленных психопатологических симп­томов к требующим неотложных мероприятий возникают определенные трудности. Некоторые психиатры считают, что все психические нарушения требуют неотложных ме­роприятий, но чаще к ургентным (неотложным) относят те состояния, при которых, несмотря на проводимую терапию, имеется опасность летального исхода.

К состояниям, требующим неотложных мероприятий, относят суицидальное поведение.

Состояния, требующие безотлагательной медицинской помощи, условно делятся на две группы: к первой относятся все психотические состояния, которые полно­стью охватывают личность больного л определяют его по­ведение, ко второй — так называемые критические состояния.

В зависимости от клинико-психопатологических прояв­лений неотложная помощь психически больным оказывается в амбулаторные и стационарных условиях, а также в уч­реждениях промежуточного типа. Значительно реже неот­ложные мероприятия психически больным проводят на дому. Возможность оказания неотложной помощи в амбулаторных условиях определяется клинической картиной заболевания. При этом решающим фактором является не тяжесть и глу­бина психических расстройств, а отсутствие наклонности к социально опасным действиям (агрессии и аутоагрессии) и сохранение установки на лечение.

Состояние больных, которым неотложная помощь ока­зывается в амбулаторных условиях, характеризуется сле­дующими особенностями: нестойкостью и фрагментарностью психических, дасстройств^быстрой^)едукцией_ост2ой пси­хопатологической симптоматики; позитивной психотерапев-тическбй~ролью имеющихся микросоциальных условий, изъ­ятие из которых может явиться фактором, ухудшающим течение болезни.

В настоящее время значительный контингент больных, которым ранее неотложная помощь оказывалась в стацио­нарных условиях, получает ее в отделениях лечебно-реа-


билитационного типа. К ним относятся дневные стационары и ночные профилактории, развернутые, как правило, на базе районных диспансеров. В последние годы отмечается тенденция к созданию комплексов дневной—ночной стаци­онар с этапом круглосуточного пребывания, который суще­ственно расширяет возможности оказания неотложной по­мощи во внебольничных условиях. Сохраняя все преиму­щества дневного стационара, такие комплексы являются по существу промежуточной организационной формой между дневным стационаром и психиатрической больницей. Не­отложную помощь в этих отделениях следует оказывать больным со следующими клиническими особенностями:

1) с острыми и подострыми психотическими состояниями
на относительно ранних этапах заболевания, когда особен­
ности психопатологической картины и течения болезни по­
зволяют предполагать быструю редукцию острой симптома­
тики. Это главным образом аффективные, аффективно-бре­
довые и галлюцинаторно-бредовые расстройства;

2) больным, оказание неотложной помощи которым в
амбулаторных условиях затруднено в связи с наличием ряда
социальных или бытовых факторов, требующих временной
изоляции их из психотравмирующей ситуации. В то же
время невыраженность психотических нарушений делает
нецелесообразным помещение этих больных в психиатри­
ческий стационар. Психические расстройства указанного
контингента больных ограничиваются нарушениями субпси­
хотического регистра.

Таким образом, оказание неотложной помощи в “полу­стационарах” приводит к сокращению продолжительности лечения, позволяет осуществлять его с наименьшим отрывом от привычной социальной среды и является экономически более выгодным.

Среди состояний, требующих безотлагательной помощи, особое место занимают нарушшияиюведения, резко контр­астирующие с предшествующим состоянием больного и при­влекающие^ "внимание окружающих. Для них характерны внезапность и быстрый темп развития, в связи с чем эти больные “не доходят” до участкового психиатра.

Этому контингенту больных неотложная помощь оказы­вается специализированными в^ачебныш^бригадами скорой психиатрической помощйТ В частТГслучаев поведенческие нарушения обусловлены нестойкими психическими рас­стройствами (как непсихотического, так и психотического регистра). Они легко корригируются медикаментозной те-


рапией и поддаются психотерапевтическому воздействию. Эти больные не нуждаются в госпитализации.

При наличии показаний к госпитализации больные на­правляются в психиатрическую больницу. В этом случае на догоспитальном уровне при условии, что транспортировка больного не занимает много времени, проведение психот­ропной терапии нежелательно. Это обусловлено большой вероятностью возникновения побочных явлений и осложне­ний, в связи с трудностью полноценного обследования боль­ного и угрозой развития осложнений при транспортировке.

Тем не менее в отдельных случаях возникает необхо­димость в медикаментозном лечении. В первую очередь речь идет о выраженном психомоторном возбуждении раз­личной структуры. При таких состояниях наиболее безопас­ным и эффективным на догоспитальном этапе является парентеральное введение бензодиазепинов (седуксен, эле­ниум). На психомоторное возбуждение всех видов положи­тельное влияние оказывает также парентеральное введение дроперидола, оксибутирата натрия, гексенала.

Построение лечебного плана при состояниях, требующих неотложной помощи, основывается на общепринятых прин­ципах, в основу которых положен выбор наиболее эффек­тивного препарата или комбинации препаратов. При этом следует учитывать ведущий синдром, его нозологическую принадлежность и особенности динамики заболевания. Про­водимое лечение должно быть непрерывным и динамичным, учитывающим изменение статуса.

Неотложной психиатрической помощи требуют следующие синдромы: галлюцинзторно-бредовой, депрессивно-бредовой, депрессивный, маниакальное, кататоническое, гебефрениче-ское и психопатическое возбуждение, онейроидная кататония.

В медицине под критическим состоянием (вторая группа больных, требующих неотложных медицинских мероприя­тий) вообще понимают наиболее тяжелый период заболе­вания, когда возможности саморегуляции организма оказы­ваются исчерпанными, а сохранение жизни без современных реанимационных мероприятий невозможно.

Возникающие на фоне психотической симптоматики уг­рожающие жизни критические состояния условно подраз­деляются на следующие виды:

1) состояния, обусловленные отдельными или сочетан-ными сопутствующими соматоневрологическими заболева­ниями (заболевания органов дыхания, пищеварения, сер­дечно-сосудистой системы);


2) состояния, являющиеся наиболее тяжелым этапом
самого психического заболевания (тяжелые алкогольные де­
лирии и острые алкогольные энцефалопатии, фебрильная
шизофрения, учащение эпилептических припадков и эпи­
лептический статус);

3) состояния, являющиеся следствием индивидуальной
реакции организма на общепринятое медикаментозное ле­
чение психического заболевания; тяжелые нейролептиче­
ские осложнения, включая нейролептические энцефалопа­
тии; осложнения, возникающие после одномоментной от­
мены психотропных средств, затянувшиеся инсулиновые и
атропиновые комы и рекомы;

4) тяжелые интоксикационные психозы, занимающие
особое место среди критических состояний.

Наиболее часто критические состояния возникают при шизофрении и алкоголизме (свыше 90% случаев поступлений больных в отделения психиатрической реанимации).

Среди состояний, относимых к разряду критических при шизофрении и алкоголизме, наиболее часто встречаются феб­рильная шизофрения и острые алкогольные энцефалопатии.

Выделение состояний, требующих неотложных меропри­ятий, в особую группу критических состояний обусловлено тем, что при них, помимо патологии психической деятель­ности, выявляются также и выраженные изменения в одной из систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, пи­щеварительной, выделительной. Таким образом, при кри­тических состояниях у психически больных можно говорить о полиорганной патологии.

Из изложенного выше становится очевидным, что при критических состояниях, возникающих у психически боль­ных, необходима помощь не только врача-психиатра, но и других специалистов и в первую очередь реаниматолога, т. е. неотложная помощь при критических состояниях имеет качественно иной характер. Оказать этому контингенту больных необходимую медицинскую помощь в полном объ­еме в условиях обычного отделения психиатрической боль­ницы не представляется возможным.

Опыт деятельности такого специализированного подраз­деления показал, что для обеспечения оптимального лечения больных необходимо проведение следующих организацион­ных мероприятий:

— круглосуточное наблюдение за больными, помимо врача-психиатра, врачом-реаниматологом, привлечение к


работе консультантов других специальностей — невропато­лога, окулиста, терапевта, хирурга;

— создание круглосуточной клинико-биохимической экс­пресс-лаборатории для осуществления комплекса необходи­мых исследований — дополнительных тестов диагностики, индивидуального прогнозирования тяжести и характера те­чения критического состояния, оценки эффективности ле­чения и определения показаний для его коррекции.

Результаты динамического клинического наблюдения и параклинических исследований профильных больных дают основание заключить, что их лечение носит определенный специфический характер. Наряду с общеизвестными мето­дами лечения критических состояний в комплекс современ­ных лечебных мероприятий включаются такие детоксика-ционные методы, как гемосорбция, лазеротерапия и гипер­барическая оксигенация.

Широкое внедрение реаниматологических методов лече­ния при критических состояниях, а также использование со­временной диагностической аппаратуры существенно изме­нили представления об этих состояниях. При этом прослежи­вается определенный патоморфоз критических состояний.

При развитии психотических приступов замедлился темп нарастания психопатологических расстройств, относимых к критическому регистру; уменьшилась длительность самого критического этапа заболевания; реже стали возникать пре-коматозные и коматозные состояния, относимые к терми­нальному регистру; появилась возможность проследить за обратным развитием психоза в тех случаях, которые ранее оканчивались летальным исходом; изменилась прогности­ческая значимость некоторых проявлений болезни (симп­томов и синдромов).

Применение современных детоксикационных методов ле­чения, в особенности, экстракорпоральной гемосорбции, ла­зеротерапии и гипербарической оксигенации, значительно уменьшило удельный вес гипоксического фактора в возник­новении критических состояний, в связи с чем по выходе больных из данных состояний стали менее выраженными интеллектуально-мнестические и астенические расстройст­ва. Введение в комплекс лечебных мероприятий гиперба­рической оксигенации сделало возможным применение экс­тракорпоральной гемосорбции у больных с тяжелыми ал­когольными делириями и острыми алкогольными энцефалопатиями, даже при наличии значительных нару­шений в свертывающей и противосвертывающей системе


крови. Кроме того, применение гипербарической оксигена-ции значительно уменьшает вероятность развития психо­органического синдрома при электросудорожной терапии, проводимой по жизненным показаниям.

Таким образом, можно констатировать общую тенденцию к менее тяжелому течению психотических расстройств, отно­симых к критическому регистру. Но самым существенным яв­ляется то, что применение современных методов лечения при­вело к резкому снижению летальности (если в 1981—1982 гг. она составляла 25%, то в настоящее время равна 5,5%).

Вместе с тем необходимо отметить, что при лечении критических состояний выявились и трудности. При кри­тических состояниях в связи с полиорганной патологией изменяется индивидуальная реактивность организма по от­ношению к проводимому лечению, что может сопровож­даться нарушением проницаемости гематоэнцефалического барьера и приводить к прорыву нейроспецифических белков в кровь и их контакту с иммунокомпетентными клетками. Следствием такого контакта является образование аутоан-тител к нейроспецифическим белкам, которые в свою оче­редь способны проникать через поврежденный гематоэнце-фалический барьер в мозг, вызывая его аутоиммунное по­ражение, что может обнаруживаться в клинических проявлениях критических состояний (аллергические и де­структивные реакции).

Исследования процессов прорыва нейроспецифических белков в кровь и патологической роли аутоантител к ним открыли возможности в разработке новых методов лечения этих состояний путем экстракорпорального извлечения ан­тител из крови.

В последние годы исследователи (Г. В. Морозов, В. П. Чехонин) все большее внимание уделяют способам высокоселективного, контролируемого извлечения тех или иных биологических молекул, принимающих участие в па­тогенезе заболевания. Одним из наиболее специфических методов удаления из кровотока подобных соединений яв­ляется иммуноадсорбция.

Эффективная неотложная медицинская помощь при кри­тических состояниях может быть оказана только в специ­альных отделениях реанимации.

Дальнейшее развитие службы, проводящей неотложную терапию, распространяется в настоящее время на догоспи­тальный период. С этой целью создана специализированная выездная психиатрическая реаниматологическая бригада.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Абрамович Г. Б., Харитонов Р. А. Эпилептические психозы у детей и под­ростков. —Л.: Медицина. — 1979. — 142 с.

АвруцкийГ. Я., НедуваА.А. Лечение психически больных. — М.: Меди­цина, 1988. — 528 с.

Алкоголизм: Руководство для врачей/Под ред. Г. В. Морозова и др. — М.: Медицина, 1983. — 432 с.

Александровский Ю. А, Состояния психической дезадаптации и их ком­пенсация (пограничные нервно-психические расстройства). — М.: На­ука, 1976. — 272 с.

Арбатская Ю. Д. Врачебно-трудовая экспертиза в отдаленном периоде че­репно-мозговой травмы. — М.: Медицина, 1975. — 42 с.

Бабаян Э. А., ГонопольскийМ. X. Наркология: Учебная лит-pa для студен­тов мед. ин-тов. — М.: Медицина, 1987. — 336 с.

Болдырев А. И. Эпилепсия у взрослых. — 2-е изд. — М.: Медицина, 1984. — 288 с.

Вальдман А. В., Александровский Ю. А. Психофармакотерапия невротиче­ских состояний. — М.: Медицина, 1987. — 288 с.

Вартанян Μ. Ε. Современные проблемы психического здоровья: состояние и перспективы//Журн. невропатол. и психиатр. — 1989. — № 10. - С. 3-13.

Военная психиатрия/Под ред. Ф. И. Иванова. — Л.: Медицина, 1974. — 424 с.

Вроно М. Ш. Шизофрения у детей и подростков (особенности клиники и течения). — М.: Медицина, 1971. — 128 с.

Ганнушкин П. Б. Избранные труды/Под ред. О. В. Кербикова. — М.: Ме­дицина, 1964. — 252 с.

Гарбузов В. И., Захаров В. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. — Л.: Медицина, 1977. — 272 с.

Гиляровский В. А. Психиатрия. — 4-е изд. — М.: Медгиз, 1954. — 520 с.

Date: 2015-07-02; view: 341; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию