Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова





Министерство здравоохранения Российской Федерации

Учебно-методическое объединение медицинских
и фармацевтических вузов

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

 

 

«СОГЛАСОВАНО» Руководитель департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики МЗ РФ Н.Н. Володин   «УТВЕРЖДАЮ» Зам. председателя учебно-методического объединения медицинских и фармацевтических вузов   И.Н. Денисов
1 ноября 2000 г.   31 октября 2000 г.

Государственный стандарт послевузовской
профессиональной подготовки специалистов

с высшим медицинским образованием по специальности
№ 040122.05 «Кардиология»

 

Москва - 2000


 

Авторы:

Юренев А.П., зав. кафедрой кардиологии с курсом функциональной диагностики, профессор, президент Московской Ассоциации кардиологов, член Американской коллегии и Американской Ассоциации сердца, академик Международной академии информатизации и Нью-Йоркской академии наук.

 

Захарова Е.В., доцент, кандидат медицинских наук

Дьяконова Е.Г., ассистент, кандидат медицинских наук

Гориева Ш.Б., ассистент, кандидат медицинских наук

 

Рецензенты:

Кухарчук В.В., профессор, заместитель директора РКНПК МЗ РФ

Арутюнов Г.П., профессор, кафедра пропедевтики внутренних
болезней РГМУ

 

Авторы тестовых вопросов:

Захарова Е.В., доцент, Дьяконова Е.Г., ассистент, Мокриевич Е.А., ассистент, Гориева Ш.Б., ассистент, Ноева Е.А., ассистент

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Пояснительная записка

Общие положения, обязанности, права и ответственность врача-кардиолога

Квалификационная характеристика

Перечень знаний и практических навыков, необходимых в работе врача кардиолога

Методические рекомендации по преподаванию специальности

Учебный план по специальности кардиология – (клиническая ординатура)

Учебно-тематический план по специальности кардиология (клиническая ординатура, 1-ый год обучения – 48 нед., 1728 час.).

Учебно-тематический план по специальности кардиология (клиническая ординатура, 2-ой год обучения - 48 нед., 1728 час.)

Учебный план (Сертификационный цикл)

Учебно-тематический план (Сертификационный цикл)

чебный план (Цикл общего усовершенствования)

Учебно-тематический план (Цикл общего усовершенствования)

Учебный план (Цикл тематического усовершенствования)

Учебно-тематический план (Цикл тематического усовершенствования)

Учебная программа подготовки врача кардиолога

Ситуационные задачи к проведению итоговой аттестации при окончании клинической ординатуры по специальности кардиология

Тестовые задания к проведению итоговой аттестации при окончании клинической ординатуры по специальности кардиология

Ситуационные задачи и тестовые задания (Сертификационный цикл)

Ситуационные задачи и тестовые задания (Цикл общего усовершенствования)

Ситуационные задачи и тестовые задания (Цикл тематического усовершенствования)

Список рекомендуемой обязательной литературы

Список рекомендуемой дополнительной литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Медицина переживает сложный период своего развития. С одной стороны, неоспоримы её успехи, обусловленные выяснением причин и механизмов развития ряда заболеваний, созданием новых методов диагностики и лечения. С другой стороны, около постели больного нередко оказываются врачи, не только лишённые в силу своих характерологических особенностей аналитического мышления – основы для работы хорошего диагноста, но, что ещё хуже, просто плохо ориентирующиеся в симптоматике патологического процесса, возможных лабораторных и инструментальных методов обследования и, наконец, теряющихся в сведениях о массе лекарственных средств. К тому же та узкая специализация в различных областях медицинских знаний, которая характерна для второй половины ХХ в., принесла не только углубление знаний в определённых разделах клинической и поликлинической практики, но одновременно породила фетишизм технических и лабораторных методов исследования, ограничила широту врачебного мышления. Образовался довольно многочисленный отряд врачей, превративших свою деятельность в работу врача-статиста, запрограммированного министерскими инструкциями и рекламными памятками фармацевтических фирм.

Кроме того, сердечно-сосудистые заболевания остаются наиболее распространенными заболеваниями. Поэтому имеется огромная потребность в распространении знаний, касающихся кардиологии.Вот почему сегодня важнейшей задачей является формирование врача-кардиолога не только с обширными знаниями о современных подходах к диагностике и лечению, но и с широким медицинским кругозором. Именно эту цель мы преследовали, создавая образовательный стандарт по специальности врача-кардиолога


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Накопленный более чем сороколетний опыт преподавания кардиологии в медицинских вузах страны позволил существенно повысить качество подготовки специалистов. На 70-летнем юбилее патриарха отечественной кардиологии академика Е.И.Чазова министром здравоохранения РФ Ю.М. Шевченко было справедливо отмечено, что кардиология является нашим национальным достоянием.

В настоящее время возникла насущная необходимость в дальнейшем повышении качества преподавания кардиологии не только во время обучения в вузе, но и на всех этапах постдипломного непрерывного образования врача.

Целью обучения является подготовка врачей к самостоятельной работе по оказанию специализированой кардиологической помощи.

Подготовка врача-кардиолога осуществляется в ВУЗах, медицинских Академиях и Университетах в условиях крупных клиник, больниц, поликлиник, имеющих специализированные кардиологические отделения.

В ординатуру по кардиологии принимаются врачи, прошедшие первичную специализацию (интернатуру) по терапии. Продолжительность обучения 2 года. Обучение предусматривает только очную форму и является 3-им уровнем высшего медицинского образования. Подготовка врачей-кардиологов (стажировка) должна осуществляться в соответствии с разработанными типовыми учебными планами и программами стажировки.

Основным методом подготовки врача-кардиолога является лечебно-диагностическая работа при участии преподавателей кафедры. Расчет учебного времени производится на 1 клинического ординатора 3 часа в неделю при коэффициенте 1:6 на одного преподавателя (письмо МЗ РФ No 2510/4893-32 от 03.05.2000).

Врачи- клинические ординаторы обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне со штатными врачами базового учреждения. По окончании ординатуры врачи-стажеры сдают аттестационный экзамен по кардиологии и получают итоговый документ врача-кардиолога установленного образца

Для специалистов, прошедших ординатуру, существует система повышения квалификации. Закончившие обучение по образовательно-профессиональным программам могут осуществлять профессиональную деятельность с последующим повышением квалификации и получением различных категорий. Повышение квалификации проводится один раз в 5 лет. С этой целью в институтах (факультетах) усовершенствования врачей, на кафедрах кардиологии проводятся аттестационные циклы (общее и тематическое усовершенствование, сертификационный цикл) с целью углубления теоретической и практической подготовки врача – кардиолога в соответствии с требованиями квалификационных характеристик к врачам – специалистам II, I и высшей квалификационных категорий. Аттестационные циклы проводятся также с целью углублённого изучения и практического освоения новейших достижений медицинской науки и техники, прогрессивных медицинских технологий, а также оказания помощи врачам в подготовке к аттестации на квалификационные категории.

Объем требований к образовательно-профессиональной программе и уровню подготовки дипломированного специалиста определяется государственным стандартом.


Стандарт является основой для:

- создания образовательно-профессиональной программы, рабочих учебных планов и программы учебных дисциплин,

- определения критериев и содержания аттестации аккредитаций ВУЗов,

- определения критериев и содержания государственных экзаменов по специальности клинических ординаторов и на получения итогового документа.

Настоящий государственный стандарт определяет образовательнно-профессиональную подготовку врача кардиолога, включающую первичную пофессиональную подготовку (ординатуру), программы повышения квалификации для получения или подтверждения итогового документа врача кардиолога, программы повышения квалификации для врачей кардиологов-реаниматологов, ревматологов, врачей скорой и неотложной помощи, терапевтов.

Реализация подготовки специалиста-кардиолога с высшим медицинским образованием должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование по терапии и специализированное по кардиологии и систематически занимающимися научно-педагогической деятельностью. Преподаватели должны иметь ученую степень (не менее 10%-докторов наук) и опыт деятельности в кардиологии не менее 5 лет.

Высшее учебное заведение, реализующее стандарт подготовки специалиста с высшим образованием по кардиологии, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, клинической, теоретической подготовки и научно-исследовательской работ обучаемых, предусмотренных по специальности.

В основу образовательно-профессиональной программы положена квалификационная характеристика врача-кардиолога (приказ МЗ СССР от 21.07.88 N 579).

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОБЯЗАННОСТИ, ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВРАЧА – КАРДИОЛОГА.

1.1 Подготовка врача – кардиолога осуществляется в вузах, медицинских Академиях и Университетах и факультетах последипломного профессионального образования.

1.2 На должность кардиолога назначается специалист, освоивший программу подготовки в соответствии с профессинально-квалификационными требованиями и получивший сертификат.

1.3 Врач – кардиолог руководствуется настоящим положением, законодательными и нормативными документами Российской Федерации по вопросам охраны здоровья населения и оказания кардиологической помощи.

1.4 Контроль за деятельностью врача – кардиолога проводиться в установленном порядке органами здравоохранения по месту работы.

1.5 Основными обязанностями врача – кардиолога являются:

Оказание специализированной кардиологической помощи в соответствии с профессионально-квалификационными требованиями.

Осуществление профилактической работы, направленной на выявление ранних и скрытых форм заболеваний и факторов риска.


Осуществление диспансерного наблюдения с проведение динамического наблюдения за состоянием здоровья пациентов с проведением необходимого обследования и оздоровления.

Оказание неотложной кардиологической помощи при ургентных состояниях, угрожающих жизни и здоровью пациентов.

Своевременное консультирование больных с сопутствующими сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Проведение реабилитационных мероприятий кардиологическим больным в объёме, соответствующем профессионально-квалификационным требованиям.

Оформление документов и проведение экспертизы временной трудоспособности нетрудоспособности пациентов в соответствии с Инструкцией «О порядке выдачи больничных листков» и направление на ВТЭК.

1.6 Ведение утверждённых форм учётно-отчётной документации.

1.7 Врач-кардиолог имеет право:

· Заключать договоры на оказание медицинских услуг в рамках программ обязательного и добровольного медицинского страхования с любыми органами и предприятиями, учреждениями, страховыми компаниями в установленном порядке.

· Получать плату за медицинские услуги, не предусмотренные условиями контракта на основе дополнительного договора.

· Вносить предложения по вопросам улучшения кардиологической и медико-социальной помощи.

· Участвовать в проведении научно-исследовательской работы.

· Повышать свою квалификацию, в том числе, в системе послевузовского профессионального образования и в любом медицинском учреждении на условиях договора с оплатой как за счёт средств нанимателя, так и за собственный счёт.

· Заявлять исковые требования в суде, арбитраже, и отвечать по ним.

· Заниматься частной практикой в порядке установленным законодательством.

1.8 Врач-кардиолог несёт ответственность в пределах своих прав за самостоятельно принимаемые решения, выполненные лечебно-диагностические манипуляции. За противоправные действия или бездействия, повлёкшие за собой ущерб здоровью или смерть пациентов, несёт ответственность в установленном порядке.

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-КАРДИОЛОГА

(Приказ МЗ СССР №579 от 21 июля 1988 г. «Об утверждении квалификационных характеристик»).

 

В соответствии с требованиями специальности врач-кардиолог должен знать и уметь:

 







Date: 2015-07-02; view: 1112; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию