Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Московская медицинская академия им. И.М. СеченоваСтр 1 из 24Следующая ⇒
Министерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическое объединение медицинских Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
Государственный стандарт послевузовской с высшим медицинским образованием по специальности
Москва - 2000
Авторы: Юренев А.П., зав. кафедрой кардиологии с курсом функциональной диагностики, профессор, президент Московской Ассоциации кардиологов, член Американской коллегии и Американской Ассоциации сердца, академик Международной академии информатизации и Нью-Йоркской академии наук.
Захарова Е.В., доцент, кандидат медицинских наук Дьяконова Е.Г., ассистент, кандидат медицинских наук Гориева Ш.Б., ассистент, кандидат медицинских наук
Рецензенты: Кухарчук В.В., профессор, заместитель директора РКНПК МЗ РФ Арутюнов Г.П., профессор, кафедра пропедевтики внутренних
Авторы тестовых вопросов: Захарова Е.В., доцент, Дьяконова Е.Г., ассистент, Мокриевич Е.А., ассистент, Гориева Ш.Б., ассистент, Ноева Е.А., ассистент
СОДЕРЖАНИЕ Введение Пояснительная записка Общие положения, обязанности, права и ответственность врача-кардиолога Квалификационная характеристика Перечень знаний и практических навыков, необходимых в работе врача кардиолога Методические рекомендации по преподаванию специальности Учебный план по специальности кардиология – (клиническая ординатура) Учебно-тематический план по специальности кардиология (клиническая ординатура, 1-ый год обучения – 48 нед., 1728 час.). Учебно-тематический план по специальности кардиология (клиническая ординатура, 2-ой год обучения - 48 нед., 1728 час.) Учебный план (Сертификационный цикл) Учебно-тематический план (Сертификационный цикл) чебный план (Цикл общего усовершенствования) Учебно-тематический план (Цикл общего усовершенствования) Учебный план (Цикл тематического усовершенствования) Учебно-тематический план (Цикл тематического усовершенствования) Учебная программа подготовки врача кардиолога Ситуационные задачи к проведению итоговой аттестации при окончании клинической ординатуры по специальности кардиология Тестовые задания к проведению итоговой аттестации при окончании клинической ординатуры по специальности кардиология Ситуационные задачи и тестовые задания (Сертификационный цикл) Ситуационные задачи и тестовые задания (Цикл общего усовершенствования) Ситуационные задачи и тестовые задания (Цикл тематического усовершенствования) Список рекомендуемой обязательной литературы Список рекомендуемой дополнительной литературы
ВВЕДЕНИЕ Медицина переживает сложный период своего развития. С одной стороны, неоспоримы её успехи, обусловленные выяснением причин и механизмов развития ряда заболеваний, созданием новых методов диагностики и лечения. С другой стороны, около постели больного нередко оказываются врачи, не только лишённые в силу своих характерологических особенностей аналитического мышления – основы для работы хорошего диагноста, но, что ещё хуже, просто плохо ориентирующиеся в симптоматике патологического процесса, возможных лабораторных и инструментальных методов обследования и, наконец, теряющихся в сведениях о массе лекарственных средств. К тому же та узкая специализация в различных областях медицинских знаний, которая характерна для второй половины ХХ в., принесла не только углубление знаний в определённых разделах клинической и поликлинической практики, но одновременно породила фетишизм технических и лабораторных методов исследования, ограничила широту врачебного мышления. Образовался довольно многочисленный отряд врачей, превративших свою деятельность в работу врача-статиста, запрограммированного министерскими инструкциями и рекламными памятками фармацевтических фирм. Кроме того, сердечно-сосудистые заболевания остаются наиболее распространенными заболеваниями. Поэтому имеется огромная потребность в распространении знаний, касающихся кардиологии.Вот почему сегодня важнейшей задачей является формирование врача-кардиолога не только с обширными знаниями о современных подходах к диагностике и лечению, но и с широким медицинским кругозором. Именно эту цель мы преследовали, создавая образовательный стандарт по специальности врача-кардиолога ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Накопленный более чем сороколетний опыт преподавания кардиологии в медицинских вузах страны позволил существенно повысить качество подготовки специалистов. На 70-летнем юбилее патриарха отечественной кардиологии академика Е.И.Чазова министром здравоохранения РФ Ю.М. Шевченко было справедливо отмечено, что кардиология является нашим национальным достоянием. В настоящее время возникла насущная необходимость в дальнейшем повышении качества преподавания кардиологии не только во время обучения в вузе, но и на всех этапах постдипломного непрерывного образования врача. Целью обучения является подготовка врачей к самостоятельной работе по оказанию специализированой кардиологической помощи. Подготовка врача-кардиолога осуществляется в ВУЗах, медицинских Академиях и Университетах в условиях крупных клиник, больниц, поликлиник, имеющих специализированные кардиологические отделения. В ординатуру по кардиологии принимаются врачи, прошедшие первичную специализацию (интернатуру) по терапии. Продолжительность обучения 2 года. Обучение предусматривает только очную форму и является 3-им уровнем высшего медицинского образования. Подготовка врачей-кардиологов (стажировка) должна осуществляться в соответствии с разработанными типовыми учебными планами и программами стажировки. Основным методом подготовки врача-кардиолога является лечебно-диагностическая работа при участии преподавателей кафедры. Расчет учебного времени производится на 1 клинического ординатора 3 часа в неделю при коэффициенте 1:6 на одного преподавателя (письмо МЗ РФ No 2510/4893-32 от 03.05.2000). Врачи- клинические ординаторы обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне со штатными врачами базового учреждения. По окончании ординатуры врачи-стажеры сдают аттестационный экзамен по кардиологии и получают итоговый документ врача-кардиолога установленного образца Для специалистов, прошедших ординатуру, существует система повышения квалификации. Закончившие обучение по образовательно-профессиональным программам могут осуществлять профессиональную деятельность с последующим повышением квалификации и получением различных категорий. Повышение квалификации проводится один раз в 5 лет. С этой целью в институтах (факультетах) усовершенствования врачей, на кафедрах кардиологии проводятся аттестационные циклы (общее и тематическое усовершенствование, сертификационный цикл) с целью углубления теоретической и практической подготовки врача – кардиолога в соответствии с требованиями квалификационных характеристик к врачам – специалистам II, I и высшей квалификационных категорий. Аттестационные циклы проводятся также с целью углублённого изучения и практического освоения новейших достижений медицинской науки и техники, прогрессивных медицинских технологий, а также оказания помощи врачам в подготовке к аттестации на квалификационные категории. Объем требований к образовательно-профессиональной программе и уровню подготовки дипломированного специалиста определяется государственным стандартом. Стандарт является основой для: - создания образовательно-профессиональной программы, рабочих учебных планов и программы учебных дисциплин, - определения критериев и содержания аттестации аккредитаций ВУЗов, - определения критериев и содержания государственных экзаменов по специальности клинических ординаторов и на получения итогового документа. Настоящий государственный стандарт определяет образовательнно-профессиональную подготовку врача кардиолога, включающую первичную пофессиональную подготовку (ординатуру), программы повышения квалификации для получения или подтверждения итогового документа врача кардиолога, программы повышения квалификации для врачей кардиологов-реаниматологов, ревматологов, врачей скорой и неотложной помощи, терапевтов. Реализация подготовки специалиста-кардиолога с высшим медицинским образованием должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование по терапии и специализированное по кардиологии и систематически занимающимися научно-педагогической деятельностью. Преподаватели должны иметь ученую степень (не менее 10%-докторов наук) и опыт деятельности в кардиологии не менее 5 лет. Высшее учебное заведение, реализующее стандарт подготовки специалиста с высшим образованием по кардиологии, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, клинической, теоретической подготовки и научно-исследовательской работ обучаемых, предусмотренных по специальности. В основу образовательно-профессиональной программы положена квалификационная характеристика врача-кардиолога (приказ МЗ СССР от 21.07.88 N 579).
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОБЯЗАННОСТИ, ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВРАЧА – КАРДИОЛОГА. 1.1 Подготовка врача – кардиолога осуществляется в вузах, медицинских Академиях и Университетах и факультетах последипломного профессионального образования. 1.2 На должность кардиолога назначается специалист, освоивший программу подготовки в соответствии с профессинально-квалификационными требованиями и получивший сертификат. 1.3 Врач – кардиолог руководствуется настоящим положением, законодательными и нормативными документами Российской Федерации по вопросам охраны здоровья населения и оказания кардиологической помощи. 1.4 Контроль за деятельностью врача – кардиолога проводиться в установленном порядке органами здравоохранения по месту работы. 1.5 Основными обязанностями врача – кардиолога являются: Оказание специализированной кардиологической помощи в соответствии с профессионально-квалификационными требованиями. Осуществление профилактической работы, направленной на выявление ранних и скрытых форм заболеваний и факторов риска. Осуществление диспансерного наблюдения с проведение динамического наблюдения за состоянием здоровья пациентов с проведением необходимого обследования и оздоровления. Оказание неотложной кардиологической помощи при ургентных состояниях, угрожающих жизни и здоровью пациентов. Своевременное консультирование больных с сопутствующими сердечно-сосудистыми заболеваниями. Проведение реабилитационных мероприятий кардиологическим больным в объёме, соответствующем профессионально-квалификационным требованиям. Оформление документов и проведение экспертизы временной трудоспособности нетрудоспособности пациентов в соответствии с Инструкцией «О порядке выдачи больничных листков» и направление на ВТЭК. 1.6 Ведение утверждённых форм учётно-отчётной документации. 1.7 Врач-кардиолог имеет право: · Заключать договоры на оказание медицинских услуг в рамках программ обязательного и добровольного медицинского страхования с любыми органами и предприятиями, учреждениями, страховыми компаниями в установленном порядке. · Получать плату за медицинские услуги, не предусмотренные условиями контракта на основе дополнительного договора. · Вносить предложения по вопросам улучшения кардиологической и медико-социальной помощи. · Участвовать в проведении научно-исследовательской работы. · Повышать свою квалификацию, в том числе, в системе послевузовского профессионального образования и в любом медицинском учреждении на условиях договора с оплатой как за счёт средств нанимателя, так и за собственный счёт. · Заявлять исковые требования в суде, арбитраже, и отвечать по ним. · Заниматься частной практикой в порядке установленным законодательством. 1.8 Врач-кардиолог несёт ответственность в пределах своих прав за самостоятельно принимаемые решения, выполненные лечебно-диагностические манипуляции. За противоправные действия или бездействия, повлёкшие за собой ущерб здоровью или смерть пациентов, несёт ответственность в установленном порядке.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-КАРДИОЛОГА (Приказ МЗ СССР №579 от 21 июля 1988 г. «Об утверждении квалификационных характеристик»).
В соответствии с требованиями специальности врач-кардиолог должен знать и уметь:
Date: 2015-07-02; view: 1112; Нарушение авторских прав |