Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Метафора революции. Куба. Кубинская революция легко стала метафорой революции Октябрьской, потому что сам по себе революционный переворот подчиняется законам искусства и диалектики
Кубинская революция легко стала метафорой революции Октябрьской, потому что сам по себе революционный переворот подчиняется законам искусства и диалектики. Один поэт—поэма, много поэтов — революция. Поэтический характер кубинских событий был налицо: прежде всего, в беспорядке и анархии. Еще во время своей первой попытки — 26 июля 1953 года — бойцы Кастро ясным утром заблудились на городских улицах и провалили атаку на казармы Монкада. В ноябре 56-го 82 человека во главе с Фиделем отплыли из Мексики на шхуне «Гранма» и прибыли вовсе не туда, куда намеревались. В результате 70 из 82 были убиты или взяты в плен. Такое знакомо и русским революционерам, которые утром 7 ноября 1917 года захватили военное министерство, не проверив чердак, где весь день держал связь по радио с Зимним дворцом и всеми фронтами офицер, который «узнав, что Зимний пал, надел фуражку и спокойно покинул здание»32. Три поколения пели песню про матроса-партизана Железняка: «Он шел на Одессу, а вышел к Херсону...»33 От Одессы до Херсона—даже по прямой, через море—150 км. При этом все-таки и Гавана, и Одесса с Херсоном, и Зимний дворец — захвачены и покорены. Как пишет свидетель революции Максимилиан Волошин: В анархии — все творчество России. Европа шла культурою огня, А мы в себе несем культуру взрыва. Огню нужны — машины, города, И фабрики, и доменные печи, А взрыву, чтоб не распылить себя,— Стальной нарез и маточник орудий. Поэтому так непомерна Русь И в своеволье, и в самодержавьи. И в мире нет истории страшней, Безумней, чем история России. И еще — о людях, которые способны творить такую историю: Политика была для нас раденьем, Наука — духоборчеством, Марксизм—догматикой, Партийность — аскетизмом. Вся наша революция была Комком религиозной истерии34. Комплекс донкихотского своеволия и безрассудства, «необычайность великого этого безумия»35—в деятелях революции. Дантон, Троцкий, Кастро... Они ниспровергали—это в первую очередь. Но и творили. Алехо Карпентьер вспоминает слова кубинского поэта Рубена Мартинеса: «Новое искусство? — говорил он.— Новая поэзия? Новая живопись? Хорошо. Но... А может, лучше для начала поговорить о Новом Человеке? Куда девают они Нового Человека, когда утверждают эти новые ценности, которые станут действительно новыми лишь тогда, когда приведут к освобождению нового человека, обновленного новым порядком вещей?»36 К тому времени, когда кастровские партизаны спустились с высот Сьерра-Маэстры, такой Новый Человек уже существовал. Это был советский человек. Социальный феномен, та самая толпа, масса, то «интеллектуальное мулатство»37, которого так брезгливо сторонятся революционные эстеты, не замечая, что сами активно творят эту новую толпу, Нового Человека. Главнейшим завоеванием революции была отмена частной собственности. Именно этим обобществлением имущества начинается, заканчивается и исчерпывается победа социалистической Оо революции. Отмена частной собственности, лишив человека самой идеи «своего» и тем уравняв с окружающими, точно так же лишенными «своего», в конечном счете повлекла за собой изменение структуры личности39. Уэллс однажды высказал догадку: «Большевикам придется перестроить не только материальную организацию общества, но и образ мышления целого народа....Чтобы построить новый мир, нужно сперва изменить всю их психологию» 40. В те же годы другой оказавшийся в России англосакс записывал слова Ленина: «Если социализм может быть осуществлен только тогда, когда это позволит умственное развитие всего народа, тогда мы не увидим социализма даже и через пятьсот лет...»41 Ленин вступил в заочную дискуссию с Уэллсом, доказывая, что незачем сперва менять психологию, а потом строить — все можно делать одновременно. Сам коллективистский характер революционного творчества (один поэт — поэма, много поэтов — революция) предполагал обобществление не только орудий труда и предметов потребления, но и идей, помыслов, надежд. Можно сказать, что коллективизм подавляет личность. А можно сказать — трансформирует в нечто качественно иное. Отмена частной собственности и ее последствия произвели действие,
Date: 2015-06-11; view: 404; Нарушение авторских прав |