Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вспомогательная аксиома № 14. Никогда не следуйте чужим прихотям. Часто наилучшее время для покупки наступает тогда, когда никто другой этого не хочет





 

Пресс, который представляет собой мнение большинства, особенно неприятен, когда он давит на нас в вопросах о том, куда и когда нам следует вкладывать капитал. Этот напор общественного мнения настолько силен, что ему часто поддаются даже умудренные опытом трейдеры, получая в итоге посредственные результаты.

Возьмите фондовый рынок. Когда наступает лучшее время для покупки акций? Когда цены находятся на низком уровне, конечно. А когда наилучшее время для продажи? Естественно, когда цена поднимается высоко. Дети изучают это в школьной программе по экономике, но даже если бы никто их этому не учил, они бы и так это поняли.

Но вот чему не учат в школе, так это тому, что эту, на первый взгляд очень простую, формулу удивительно трудно применять на практике. В первую очередь потому, что она требует, чтобы трейдер в момент совершения сделки действовал против преобладающего на тот момент консенсусного мнения рыночного общества.

Как правило, цена акций — или любого другого ликвидного актива — падает тогда, когда значительное число участников рынка начинают полагать, что покупать эти бумаги не стоит. Чем более слабыми они их считают, тем ниже опускается цена. Следовательно, возникает парадокс, о котором не рассказывают в школе: лучший момент для покупки наступает тогда, когда большинство людей считает покупку бесперспективной.

Аналогичная ситуация с выбором лучшего момента для продажи. Цена акций повышается, когда появляется большое число покупателей; когда все вокруг тянут к ним руки и кричат: «Дайте мне!». Именно в этот момент вы должны спокойно выйти им навстречу и ответить: «Да с удовольствием!».

Давайте рассмотрим конкретный пример. В начале 1980-х гг. автомобильная промышленность под гнетом свалившихся на нее неприятностей «погрузилась в болото». Эти неприятности, по общему мнению, были весьма серьезны и труднопреодолимы. Весь Детройт, вглядываясь в будущее, видел только темную пропасть. Все только и говорили о прокатившейся волне банкротств автопроизводителей и продавцов. Заводы закрывались один за другим. Тысячи рабочих оказались выброшены на улицу и лишены источников существования. В отчаянном усилии сохранить свои оборотные финансовые средства могущественная GM с 1979 по 1981 г. вдвое сократила размер выплачиваемых дивидендов, а компания Ford в следующем году вообще отказалась от их выплаты.

По мнению большинства, начиная от членов союза автопромышленников Детройта и заканчивая обитателями Уолл-стрит, автомобильная промышленность оказалась в глубокой клоаке, из которой не собиралась выбираться еще долгое время. «Любой, кто покупает сейчас акции автомобильных компаний, должен обратиться к психиатру», — утверждало большинство. Никому не нужные акции упали «ниже плинтуса». В 1981-1982 гг. вы могли купить обыкновенные акции GM по $34 за штуку — в последний раз по этой цене они продавались более чем двадцатью годами ранее, — и многие эксперты предсказывали, что цена пойдет еще ниже. Акции компании Ford в те «неавтомобильные» годы можно было купить по $11.

Но, как показали дальнейшие события, прав оказался как раз тот, кто, проигнорировав мнение большинства, занимался покупкой. Акции GM, продаваемые до середины 1982 г. приблизительно по $34, в 1983 г. стоили уже $80. Акции Ford поднялись в цене более чем в 4 раза — с $11 до $46 с мелочью.

Неприятности в автопромышленности закончились гораздо раньше, чем ожидало большинство участников рынка. Вся прибыль досталась тем трейдерам, которые, наплевав на мнение толпы, не поленились думать собственной головой и проводить собственный анализ ситуации.

 

* * *

 

Общеизвестно, насколько трудно идти против мнения большинства. Некоторые трейдеры видят в этом одну из самых серьезных проблем. Находясь внутри толпы, всегда трудно сделать шаг в сторону, противоположную общему движению.

Вот что случилось с моей женой во время упомянутого переворота на рынке автомобильных акций. Ее шестимесячный сберегательный депозит заканчивался в начале 1982 г. У нее были некоторые идеи по поводу акций компании Ford, которые в то время, как было сказано, сильно упали в цене. Ей нравились автомобили, которые выпускал Ford, слышала она и положительные отзывы об этих машинах от своих подруг и поэтому полагала, что стоны и зубовный скрежет, доносящиеся из Детройта, во многом вызваны жалостью к самим себе и паникой, которая в скором времени должна закончиться. Она обратилась к своему брокеру по поводу покупки некоторого количества этих акций.


Тот лишь посмеялся над ее идеей.

Он был человеком, привыкшим прислушиваться к мнению большинства. Он мог продемонстрировать кучу документов, каждый из которых отражал бы это мнение. Газетные статьи, исследования аналитиков и, конечно, низкие котировки акций — все они кричали в один голос: «Не покупайте!».

В результате моя жена отказалась от своей идеи, хотя это было не свойственным ей поступком. В большинстве случаев она вполне способна к независимому мышлению и вынесению собственных заключений. Но в данной ситуации давление большинства было слишком сильным, чтобы она могла ему сопротивляться.

Давление большинства может не только похоронить хорошую инвестиционную идею; оно способно заставить нас сомневаться в самих себе тогда, когда мы уверены в своей правоте. Доказательства этого тезиса были получены в ходе исследований, проведенных на факультете психологии в Принстоне.

Эксперимент был жесток, но поразительно эффективен. Восемь или десять человек были собраны вокруг стола, в центре которого лежали полдюжины карандашей различных цветов. Все карандаши, за исключением одного, были одинаковой длины. Этот отличающийся от других карандаш — допустим, красный — был явно короче, чем остальные.

Собравшихся вокруг стола людей попросили высказать свое мнение о длине карандашей. Большинство — все, кроме одного, сбитого с толку участника эксперимента — дружно поддержали явно неправильное мнение, противоречащее наглядному факту. Они заявили, что все карандаши имеют одинаковую длину.

Конечно, большинство участников — все, кроме одного, — были подставными. Суть эксперимента состояла в том, чтобы исследовать реакцию единственного настоящего испытуемого.

Приблизительно в каждом третьем случае испытуемый морально ломался под давлением большинства и соглашался с абсурдным мнением.

Попав под мощный пресс свидетельств, опровергающих то, что он видел своими глазами, участник эксперимента мялся, волновался, вздыхал и наконец, говорил что-то вроде: «Ну ладно-ладно, наверное, вы все правы — эти карандаши имеют одинаковую длину».

Спорить с большинством чрезвычайно трудно. Даже если у вас на руках весомые и поддающиеся проверке доказательства вашей правоты. Если же речь идет о дебатах по поводу мнения, справедливость которого невозможно установить, проведя быстрые измерения или иную точную проверку, то отстаивание собственного мнения часто становится практически нерешаемой задачей. Почти все мнения по вопросам, связанным с инвестициями, относятся как раз к последней категории.

Насколько я знаю, не существует ни одного метода тренировки, который помог бы вам усилить свою способность противостоять давлению большинства. Присутствуя на званых обедах, я иногда преднамеренно загоняю себя в позицию меньшинства, выражая вслух некоторое надуманное мнение, которое, как я знаю, явно противоречит мнению абсолютного большинства присутствующих. Я говорю: «Ядерная война может быть менее неприятной, чем прошлые войны, когда людей рубили мечами», — или какую-нибудь подобную ерунду. Попытка защититься от яростного напора возражающего вам большинства в таком случае, как этот, конечно, стимулирует. Но помогает ли это упражнение противостоять мнению толпы, смеющейся над вашей идеей купить акции погрязшей в проблемах компании Ford, я не знаю.


Вероятно, лучшей защитой против давления большинства является простое осознание факта его существования и его принуждающей власти. Кажется, трейдеры-новички часто испытывают недостаток в понимании этого. Мозг новичка легко может оказаться расколот мнением большинства на крупные куски, а он этого даже не заметит.

Именно поэтому в рыночной толпе, охваченной единым порывом, всегда так много новичков. Когда все вокруг говорят о том, что золото должно стать спекулятивным инструментом месяца, когда об этом же пишут все аналитики, новорожденные трейдеры обычно лишь кивают головой и покупают. Это происходит даже в том случае, если цена золота уже противоестественно высока.

Загипнотизированные всеобщим единодушием люди уже не способны на адекватную оценку ситуации. Все мы знаем массу примеров того, как акции никому не известной компании с ничтожной капитализацией, но ведущей свою деятельность в сфере высоких технологий, вдруг шумно признавались самой «горячей» инвестицией сезона, и даже после того, как цена этих бумаг взлетала в заоблачные выси, новички продолжали нести свои вклады в этот мыльный пузырь, который затем превращался в воздух.

Новичков нагло доят, пока они продолжают оставаться в неведении. Он или она не останавливаются, чтобы спросить себя: «Я принимаю это решение потому, что оно правильное, или потому, что большинство говорит, что оно правильное?». Это вопрос, который наверняка задал бы Декарт. Если бы он собрался вложить капитал в золото или в высокотехнологичные акции, он сделал бы это только на основе собственного анализа, невзирая на то, что говорит или делает рыночная толпа.

В своем противостоянии давлению толпы вам, кроме всего прочего, придется сопротивляться еще и нажиму со стороны брокеров и других лиц, заинтересованных в получении прибыли за счет ваших действий на рынке. Эти люди, обслуживающие процесс заключения биржевых сделок и получающие комиссионное вознаграждение, имеют собственные интересы в том, чтобы раскручивать те или иные активы независимо от того, насколько они в действительности привлекательны и насколько уже высока их рыночная цена. Если вы активный спекулянт, вы наверняка получаете массу разнообразных сообщений, призывающих вас покупать определенные ценные бумаги, невзирая на то, как относится к этой покупке рыночное большинство.

Это происходит не потому, что сотрудники инвестиционных компаний, бомбардирующие ваш почтовый ящик подобными призывами, испытывают злонамеренное желание сделать вас бедным. Напротив, они предпочитают видеть вас богатым — хотя бы потому, что это позволит им получать более высокие комиссионные. Однако, как любой продавец, они вынуждены обращать внимание на потребности публики.

Например, публика почти всегда инвестирует в золото во время экономических спадов. Считается, что этот металл представляет собой ценность на все времена, и особенно в периоды, когда экономика, валютный и фондовый рынки, а также другие финансовые структуры начинают трещать по швам. В смутные времена типа тех, что мы переживали в начале 1980-х гг., цена золота имеет тенденцию подскакивать, поскольку находится огромное количество желающих его приобрести.


Как мы уже выяснили, именно в такие моменты вы должны быть очень осторожны, следуя примеру большинства. Наплыв предложений о продаже золота достигает своего пика. В начале 1980-х гг. газеты были полны объявлений, предлагающих золотые монеты, слитки и медальоны. Брокеры рекламировали акции золотодобывающих компаний типа Homestake. Паевые фонды, специализирующиеся на связанных с золотом инвестициях, отсылали на почту полные грузовики проспектов и брошюр. Консультанты и аналитики предлагали вниманию публики пророчества, также посвященные рыночным перспективам золота. Если вы хотели вложить свои деньги в золото или какие-нибудь связанные с этим металлом активы, все, что вы должны были сделать, это позвонить по бесплатному номеру телефона — на другом конце провода целая дюжина операторов денно и нощно дежурили в ожидании вашего заказа

Но к концу 1983 г., когда экономическая ситуация улучшилась и цена золота снизилась, вам пришлось бы уже серьезно потрудиться, чтобы найти кого-то, кто захотел бы продать вам свой золотой медальон.

 

* * *

 

Все вышесказанное отнюдь не подразумевает, что вам нужно всегда идти против мнения рыночного большинства Речь лишь о том, что вы должны упрямо сопротивляться давлению большинства, а не бездумно плыть по течению. Анализируйте любую создавшуюся ситуацию самостоятельно, пропуская всю имеющуюся информацию через свой собственный мозг. Возможно, вы обнаружите, что большинство неправо, но это случается далеко не всегда. Если по результатам собственного исследования вы придете к выводу, что мнение большинства является правильным, то во что бы то ни стало присоединяйтесь к его стройным колоннам. Главная идея заключается в том, что — независимо от того, идете ли вы вместе с рыночной толпой или против нее, — вы должны поступать сознательно, заранее продумав свои действия.

Есть трейдеры, чья стратегия состоит в том, чтобы всегда идти против большинства. Они называют себя инакомыслящими трейдерами. Их философия происходит из парадокса, который мы уже рассматривали: наилучшее время для покупки актива наступает тогда, когда он кажется наименее привлекательным. Соответственно инакомыслящие трейдеры должны упорно затовариваться акциями, пока другие участники рынка стараются поскорее от них избавиться; или, например, скупать картины, которые их коллеги по рынку используют разве что для того, чтобы прикрыть пятно на обоях.

Проблема инакомыслящих трейдеров состоит в том, что, стартовав с разумной идеи, затем они возводят на ее основе грандиозную иллюзию существования некой закономерности. Действительно, лучший момент для покупки может возникнуть в то время, когда остальные участники рынка об этом даже не помышляют. Но покупать автоматически и легкомысленно только на том основании, что все окружающие крайне не рекомендуют этого делать, кажется почти столь же глупым занятием, что и бездумное следование в составе толпы.

Большинство далеко не всегда оказывается неправым. Если рыночная стоимость картин художника Мылина-Пузырина упадет до 10 центов за квадратный метр, это может быть сигналом к их покупке. С другой стороны, возможно, что большинство совершенно справедливо старается избегать этих полотен, небрежно покрытых масляной краской. Может быть, единственным их предназначением до конца дней так и останется служба в качестве обертки для рыбы.

В начале 1980-х гг. почти все избавлялись от акций компании Chrysler, и, по моему мнению, весьма справедливо. Если вложение денег в значительно подешевевшие акции GM или Ford было рискованной, но потенциально привлекательной инвестицией, то покупку акций Chrysler можно было считать сумасшедшей азартной игрой. Компания уже «по колено увязла в болоте». Выпрошенная у государства ссуда кое-как поддерживала задыхающуюся корпорацию, но долгосрочный прогноз был однозначно негативен. Никому не нужные акции компании продавались по $3 или $4 за штуку в течение 1980-1982 гг. Единогласное суждение о будущем компании лишь отражало объективную реальность: ее шансы выкарабкаться из трясины были ниже минимальных. Все указывало на то, что Chrysler — «не жилец».

Конечно, сегодня, оглядываясь назад, мы можем видеть, что общий настрой в отношении этой компании был слишком пессимистичным. Несмотря ни на что компания Chrysler цеплялась за жизнь. К концу 1983 г. ее акции торговались уже выше $35. Купив их полутора годами ранее, вы могли бы увеличить вложенный капитал в 10 раз.

Но это никоим образом не меняет того факта, что сквозь призму ситуации, сложившейся в 1981 г., эти акции выглядели «полным отстоем». Большинство трейдеров, избегая их в то время, поступали совершенно разумно. Это был тот случай, когда автоматическое движение против толпы выглядело бы полным безрассудством.

Этот же случай, кажется, указывает на то, что для вспомогательной аксиомы № 1, которая призывает нас всегда играть на значительные ставки, могут существовать исключения. Ставка на Chrysler до середины 1982 г. была равносильна покупке лотерейного билета. Исходя из того, что ваши шансы на выигрыш составляют один к миллиону, вы ради забавы все же ставите на кон несколько долларов. Если бы в 1981 г. Конгресс принял закон, согласно которому каждый налогоплательщик должен вложить какую-то сумму в акции компании Chrysler, то я бы купил одну акцию.

Ну ладно, возможно, сто акций. Хорошо помечтать о том, как твои деньги удесятеряются всего за полтора года.

 







Date: 2015-07-02; view: 366; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию