Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Схема истории болезниСтр 1 из 34Следующая ⇒
Р 85 Руководство к практическим занятиям по неврологии / Савченко А.Ю., Потемкин И.М., Иванова Н.В., Ларькин В.И., Лалов Ю.В., Захарова Н.С., Степанов И.Н., Кидалов М.Б. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. – 124 с. – ISBN 978-5-8149-1155-1
Данное пособие переиздается в третий раз и несет в себе лучшие традиции кафедры неврологии и нейрохирургии в современной интерпретации. В пособии даны схема истории болезни с подробной методикой исследования больного, основные методы параклинических исследований. Приводятся примеры контрольных задач по топической диагностике и ситуационных задач. Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов медицинских вузов.
ISBN 978-5-8149-1155-1
© Савченко А.Ю., Потемкин И.М., Иванова Н.В., Ларькин В.И., Лалов Ю.В., Захарова Н.С., Степанов И.Н., Кидалов М.Б. © Омский государственный технический университет, 2011
Профессор, д.м.н., Заслуженный врач РФ, лауреат Государственной премии в области науки и техники Ю.Н. Савченко
Предисловие к изданию методического пособия
Издание «Руководство к практическим занятиям по неврологии», четверть века спустя после появления аналога, обусловлено по инициативе д.м.н. Валерия Ивановича Ларькина прежде всего практической необхо-димостью, что соответствует информации из библиотеки Омской государственной медицинской академии. Учебное руководство, выполненное в свое время А.Ю. Савченко, И.М. Потемкиным, Н.В. Ивановой – опытными, профессионально подготовленными, научно образованными специалистами – не противопоставляется сегодня известным учебным пособиям по неврологии. Дополнения касаются лишь специфики Сибирского Региона и современных требований здравоохранения. В руководстве подчеркиваются рекомендации, следующие из проек- тов индивидуальной медицины, более широко используются сведения относительно основных составляющих болезненный процесс по Леноксу с учетом основополагающих выводов академика С.Н. Давиденкова, основателя клинической генетики в России, и заслуженного деятеля науки профессора Н.И. Савченко – основателя комплексной клиники неврологии и нейрохирургии в Омске, а также влияния внешней среды. Авторами установлена зависимость влияния геофизических и химических факторов на возникновение и развитие экспрессивности заболеваемости. В Омском регионе за тридцатилетний период отмечено снижение плотности озонового слоя на 15,9%, а также превышение концентрации химических мутогенов в атмосферном воздухе. Новое издание дополнено информацией о результатах осуществленных научных исследований клиники неврологии с перечнем основных монографий. Предлагаемое руководство может быть полезным в процессе практических занятий в условиях клиники неврологии, нейрохирургии, нейрогенетики, медицинской реабилитации, дневного стационара, а также в условиях специализированного центра по проблемам эпилептологии.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………… ….5 Историческая справка……………………………………………… …6 Схема истории болезни и методика исследования неврологического больного……………………………………… ……9 Реферат к истории болезни. Рекомендуемая для написания реферата литература……………………………………………………30 Параклинические методы исследования…………………………….35 Методы лучевой диагностики……………………………………… …44 Синдромы поражения нервной системы………………………………66 Контрольные задачи по топической диагностике заболеваний нервной системы……………………………………… …75 Ситуационные задачи……………………………………………..… …82 Ответы на задачи по топической диагностике заболеваний нервной системы……………………………………… …89 Ответы на ситуационные задачи……………………………………….91 Основные лекарственные средства, применяемые в неврологии……93 Терминологический словарь………………………………………… 112 Литература……………………………………………………………...118 Приложение…………………………………………………………….120
ВВЕДЕНИЕ
Цель настоящего пособия – способствовать закреплению студентами практических навыков неврологического исследования больных, правиль-ному формированию топического диагноза как решающего фактора лечения, реабилитации, и на основе сопоставления с данными некоторых параклинических методов облегчить понимание существа клинического диагноза в неврологии. Первая часть пособия представляет собой схему истории болезни с описанием методики неврологического исследования больного, в которой даны материалы, концентрирующие знания в области семиотики основных неврологических симптомов и синдромов, акцентирующие внимание на узловых вопросах анамнеза, соматического и неврологического статуса. Эта часть пособия рассчитана на 2-3 уровень познания. Для закрепления знаний по одной из нозологических форм неврологии и в качестве учебно-исследовательской работы студентам предлагается написать реферат, являющийся логическим продолжением истории болезни. Приводится схема реферата и список рекомендуемой литературы. Вторая часть предлагаемого пособия включает описание основных па-раклинических методов электрофизиологического, биофизического, рентгенологического исследований в неврологии, в том числе компьютерную томографию. Приводятся иллюстративные примеры, касающиеся нормы и патологии (1-2 уровень познания). Третья часть пособия содержит контрольные задачи по топической диагностике, основанные на знаниях анатомо-физиологических особенностей нервной системы, связанных с клиническими проявлениями болезни соответственно локализации поражения. Цель использования задач по топической диагностике сводится к выявлению уровня подготовки студентов по пропедевтике нервных болезней (2 уровень познания). В процессе изучения конкретной темы студенты могут осуществлять самоконтроль с помощью прилагаемых ответов. Далее приводятся примеры более сложных ситуационных задач, в которых наряду с клиническими данными имеются сведения об анамнезе и результатах параклинических исследований. Применение на практических занятиях ситуационных задач сводится к попытке установить клинический диагноз (3 уровень познания). Завершают пособие рекомендации по применению лекарственных средств в неврологии. Надеемся, что использование настоящего пособия окажется полезным студентам при подготовке к практическим занятиям и экзамену и позволит повысить качество знаний по предмету «неврология» – важному этапу под-готовки врача общего профиля.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Открытие клиники нервных болезней Омского медицинского института состоялось в 1921 году. Ее основатель – директор клиники, профессор Василий Васильевич Корелин 4 июля 1921 г. был избран на должность профессора кафедры нервных болезней.
Коллектив кафедры в 1922-1925 годах.
Основные научные работы В.В. Корелина посвящены минеральному обмену при прогрессивном мышечном окостенении, экспериментальной психологии, совместному обучению детей, неврастении и туберкулезу, белому дермографизму, «травматическому неврозу».
Профессор Штаркер В.А. с сотрудниками в 1931 году. Осенью 1926 г. на должность заведующего кафедрой был избран профессор Вячеслав Анатольевич Штаркер. Изучались проблемы краевой патологии: нейробруцеллез, клещевой энцефалит совместно с институтом природно-очаговых инфекций, омская геморрагическая лихорадка, а также проблемы эпилепсии и лечения нервных болезней. Совершенствовалась методика преподавания. С января 1952 г. заведование кафедрой было поручено доценту Владимиру Александровичу Зудову. Новые страницы в истории развития кафедры связаны с приездом в Омск Заслуженного деятеля науки, профессора Николая Ивановича Савченко (1953-1970). Под его влиянием происходит становление нейрохирургической службы в Омске; изучаются проблемы профессиональной патологии в условиях нефтеперерабатывающих производств и нефтехимической промышленности; получают новое звучание лечебно-оздоровитель-ные мероприятия в условиях местных санаториев.
Династия профессоров Савченко: Николай Иванович, Юрий Николаевич и Андрей Юрьевич. Преемник Н.И.Савченко – Юрий Николаевич Савченко, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии в области науки и техники России, Заслуженный врач РФ, Почетный профессор ОмГМА (1970-1996). Основные направления деятельности касаются комплексности и структурной организации клиники и кафедры, вопросов медицинской генетики в изучении ряда наследственных заболеваний нервной системы, природно-очаговых, сосудистых, травматических, онкологических, воспалительных заболеваний нервной системы, эпилепсии, медицинской реабилитации, подготовки кадров, внедрения результатов научных исследований на местах и за пределами Омска.
Коллектив кафедры в 1987 году.
Создан межобластной специализированный центр по лечению эпилепсии для населения Сибири и Дальнего Востока. Результаты этой работы отмечены Государственной премией РФ в области науки и техники. Создана уникальная клиника неврологии, нейрохирургии, клинической генетики и реабилитации на базе областной клинической больницы. Решением коллегии Минздрава клиника признана школой передового опыта. Открыты курсы повышения квалификации для врачей неврологов, нейрохирургов. Имеются научные контакты с зарубежными странами. С 1997 г. руководство кафедрой перешло к доктору медицинских наук, профессору Андрею Юрьевичу Савченко (1997-2008). Под его руководством разрабатываются и изучаются проблемы экстремальных состояний в неврологии, вопросы нейроонкологии, хирургического лечения эпилепсии, травматических повреждений нервной системы, сосудистой патологии, вертебрологии и реабилитации. В августе 2008 г. в связи с безвременной кончиной профессора А.Ю. Савченко на должность заведующего руководством академии рекомендован доктор медицинских наук В.И. Ларькин.
Кафедра неврологии и нейрохирургии в 2012 году.
СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ Date: 2015-07-02; view: 1109; Нарушение авторских прав |