Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речь. Формирование речевых функций. Расстройства речи. Афазии





Афазия — расстройство речи, обусловленное поражением тех отделов коры головного мозга, где локализуются функции второй сигнальной системы: или путей, по которым кора связана с первой сигнальной системой, в пределах последней происходит анализ и синтез раздражений поступающих в организм через органы чувств из анализаторов. Вторая сигнальная система осуществляет анализ и синтез речи, т. е. слов, которые, являются «сигналом сигналов». В понятие афазии включаются: сенсорная афазия, моторная афазия, алексия, аграфия, амнестическая афазия.

В случае Речевых расстройств нельзя говорить о какой-либо анатомической локализации очага поражения в коре, но все же клинико-анатомические параллели свидетельствуют о существовании в пределах коры левого полушария (у правшей) зон, поражение которое ведет к Развитию преимущественно того или иного Типа нарушения речи — сенсорной афазии, моторной афазии и т. п. Что чаще всего наблюдается у больных с нарушениями мозгового кровообращения или опухолями головного мозга. 1

Сенсорная афазия

Сенсорная афазия— нарушение понимания устной речи, обычно сочетается с расстройством функций чтения. В редких случаях способность читать сохранена. К сенсорной афазии не могут быть отнесены дефекты речи, обусловленые глухотой вследствие поражения звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов. Сенсорная афазия возникает при поражении левой височной области (у правшей). Анатомически чаще наблюдаются очаги поражения в задних отделах верхней вйсочной извилины.

Степень нарушения понимания устной речи может быть различной. В тяжелых случаях больной не понимает ни одного слова и относится к речи, как к шуму, лишенному всякого смысла и значения (тотальная афазия). В случаях средней тяжести больной может понимать отдельные слова, наиболее употребляемые с детства, и простые фразы (частичная сенсорная афазия). В легких случаях затруднения возникают только в понимании сложных в смысловом отношении фраз, пословиц, рассказов, анекдотов.

Вместе с тем сенсорный афазик излишне многоречив (речевое недержание, или логоррея). Вследствие выпадения контроля над собственной речью, речь становится дефектной. Прежде всего отмечаются нарушения в структуре слова — замена или перестановка букв в нем (литеральная парафазия) или чаще — замена слов другими по слуховому, а не смысловому сходству (вербальная парафазия). Сенсорный афазий нередко застревает на каком-либо одном слове и совершенно бессмысленно вставляет его в последующие фразы (персеверация). В других случаях может страдать грамматическая структура предложения (аграмматизм). Нарушения делают речь непонятной для окружающих, больной говорит очень много, но понять его трудно, а иногда и невозможно («салат» из слов).

Моторная афазия

Мотрная афазия - нарушение устной речи, сочетается обычно с расстройством письма — аграфией. В редких случаях письмо неизменено. Необходимо отличать от моторной афазии нарушения устной речи, которые связаны с дефектами Речевого аппарата (афония и дисфония при параралич голосовых связок, мягкого нёба; анартрия или парезах мышц языка, губ; скандированная речь при поражениях мозжечка. У моторного афазий исполнительный речевой аппарат не поврежден, но больной «не знает, как сказать», так как у него распались сложные речёвые двигательные условные рефлексы, необходимые для произнесения буквы, слога, слова и, наконец, фразы.

Моторная афазия возникает при поражении левой лобной области (у правшей) в зоне передних корковых ветвей средней мозговой. Анатомически часто находят поражения в извилины Брока — оперкулярной части нижней лобной извилины.

Степень нарушения устной речи может быть различной. В тяжелых случаях речь вообще невозможна (тотальная моторная афазия) или ограничивается несколькими привычными словам и или междометиями. В случаях средней тяжести, у больных остается небольшой запас наиболее простых слов. В легких случаях речь сохранена, но характерны нежелание больного говорить, бедность словарного запаса. Во время разговора у больного часто возникают затруднения в подборе нужного слова. Иногда отмечается парафазия — литеральная" (замена или перестановка букв в слове), реже — вербальная (замена слов в предложении), а также персеверация (застревание на каком-либо слове) и аграмматизм. Повторение и рядовая речь нарушены обычно меньше, чем спонтанная речь.

Амнестическан афазия

Амнестическая афазия — нарушение называние знакомых предметов, животных, окружающих вещей.Амнестическая афазия иногда сочетается с сенсорной афазией, но нередко может существовать в качестве самостоятельного расстройства. Анатомически у больных амнестической афазией находят очаги поражения на стыке височной, теменной и затылочной областей слева (у правшей), в зоне разветвления корковых ветвей средней мозговой артерии (задневисочная артерия — a. temporalis posterior) и корковых ветвей Задней мозговой артерии.


Для исследования амнестической афазии врач показывает больному ряд знакомых предметов (карандаш, ручка, часы, стакан и т. д.) и просит их назвать. Больной часто стремится назвать предмет описательно (вместо слова «карандаш» — «это, чем писать», вместо слова «стакан» — «это, из чего можно пить»). Подсказка первого слога часто помогает ему назвать нужное слово полностью.

Алексия

Алексия - Различные формы нарушения чтения и понимания прочитанного. Часто сочетается с сенсорной афазией. В более редких случаях может наблюдаться в качестве изолированного симптома. Эти случаи «чистой» алексии возникают при поражении теменной области в левом полушарии. К алексии не могут быть отнесены нарушения функции чтения вследствие снижения зрения или выпадений поля зрения (гемианопсия, скотома).

Степень расстройства функции чтения может быть различно. В тяжелых случаях больной не может читать (ни вслух, ни про себя) или обнаруживается полное либо частичное непонимание прочитанного. В легких случаях выявляются дефекты при чтении вслух — литеральная или вербальная паралексия, а также более или менее значительное непонимание прочитанного.

Аграфия

Расстройство письма и понимания написанного, чаще сочетается с моторной афазией. В редких случаях аграфия может наблюдаться в качестве изолированного симптома речевых расстройств.

Случаи «чистой» аграфии наблюдаются при поражении лобной области в левом полушарии (у правшей).

Но расстройства функции письма может быть различной. При тяжелой Степени больной совершенно не может писать. В более легких может писать, но выявляются некоторые дефекты: легкие перестановки букв — литеральная параграфия, пропуски или замена одних слов другими — вербальная параграфия, непонимание смысла слова в предложении, написанного самим больным.







Date: 2015-07-02; view: 871; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию