Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные реабилитационные методики





I. Система интенсивной нейрофизиологической реабилитации (метод Козявкина)

Методика Козявкина (Система интенсивной нейрофизиологической реабилитации, СИНР) - высокоэффективная технология лечения пациентов с детским церебральным параличом, остеохондрозом, последствиями травм и органических поражений нервной системы.

В основе системы реабилитации лежит полимодальный подход с применением разносторонних методов влияния на пациента. Основным компонентом методики является биомеханическая коррекция позвоночника и крупных суставов в сочетании с комплексом лечебных мероприятий: рефлексотерапией, лечебной физкультурой, системой массажа, ритмической гимнастикой, механотерапией и апитерапией.

Биомеханическая коррекция позвоночника

После мануальной диагностики и соответствующей подготовки коррекция проводится последовательно во всех отделах позвоночника - поясничном, грудном, шейном. Ее целью является устранение блокад позвонково-двигательных сегментов и восстановления биомеханики движений суставов позвоночника. Это дает возможность уменьшить проявления дисрегуляции нервной системы на разных уровнях чувствительных и двигательных систем.

Манипуляция на поясничном отделе позвоночника в классической мануальной терапии осуществляется всегда путем поворота (ротации) позвоночника кпереди (вентрально). Принцип методики Козявкина состоит в ротации позвоночника кзади (дорзально). Коррекция блокированных сегментов грудного отдела осуществляется последовательно сверху вниз специальными импульсными методиками на фазе выдоха. Коррекция шейного отдела позвоночника проводится во всех шейных сегментах одномоментно специальным поворотом головы по сложной траектории. Параллельно используются специальные приемы релаксации мышц и мобилизации пораженных суставов позвоночника. В результате создается новое функциональное состояние организма за счёт нормализации тонуса мышц (как повышенного, спастического, так и пониженного, атонического); уменьшения контрактур в суставах конечностей; улучшения кровообращения и трофики тканей; снижения проявлений патологических рефлекторных стереотипов. Положительный эффект методики одномоментной мануальной коррекции позвоночника сказывается как на горизонтальном рефлекторном уровне (позвоночно - двигательные, спинальные сегменты и соответствующие им части тела), так и на вертикальном уровне (различные отделы головного мозга и связи между ними).

Мобилизация суставов конечностей

Методики мобилизации суставов конечностей применяются с целью улучшения подвижности, увеличения амплитуды, скорости в суставах конечностей, коррекции суставно- мышечного дисбаланса, улучшения трофики в суставах и связках и создания предпосылок для формирования новых двигательных навыков.

Известно, что нарушение тонуса в определённых группах мышц (спастика в одних и гипотония в других) и мышечная дисрегуляция способствуют возникновению функциональных блокад в суставах конечностей. Это ограничивает подвижность не только самого сустава, но и окружающих его мышц, сухожилий и связок. Постепенно во всех этих тканях нарастают дистрофические изменения, ухудшение питания, что приводит к укорочению пораженных мышц. В суставах возникают контрактуры сначала функциональные, которые могут быть ликвидированы в процессе активного лечения, а в тяжелых случаях - органические, когда движения в суставе полностью отсутствует.

Вначале мобилизируются крупные суставы (в ногах - тазобедренные, коленные, в руках - плечевые, локтевые), затем мелкие суставы стоп и кистей. Широко используется методика тракции в сочетании с вибрационными движениями, а также

импульсные техники "простукивания" по ходу суставной щели с целью пассивного расклинивания заблокированых суставов и достижения "центрации" суставных поверхностей.

На протяжении курса лечения интенсивность проведения мобилизации постепенно увеличивается. При наличии показаний проводится мобилизация височно-нижнечелюстных суставов, что паралельно со специальными массажными приемами способствует улучшению артикуляции.

Рефлексотерапия

Рефлексотерапия проводится с целью потенцирования эффекта расслабления спастических мышц, дезактуализации миофасциальных триггерных точек и коррекции сомато- вегетативных нарушений.


Осуществляется влияние на точки классических меридианов по правилам древневосточной медицины и специфические точки. Электропунктурное влияние на миотендинозы, триггерные или алгические точки мышечно-сухожильного аппарата производится одновременно с изотоническим или постизометрическим напряжением мышц. Применяются также релаксирующие положения и позы. Процедура проводится под постоянным контролем врача-рефлексотерапевта. Электропунктурное воздействие не повреждает кожу, не вызывает выраженных болевых реакций и хорошо воспринимается больными.

Специальная система массажа

Согласно реабилитационной программе, для подготовки и проведения биомеханической коррекции позвоночника, с целью расслабления спастических мышц и воздействия на миофасциальные триггерные точки мышц используется специальная система массажа.

Система массажа включает приемы классического, сегментарного и периостального массажа в сочетании с элементами постизометрической и антигравитационной релаксации. Для эффективного проведения биомеханической коррекции позвоночника необходима соответственная подготовка суставно-мышечного аппарата, которая осуществляется путем применения релаксационных методик массажа.

Используются также элементы мобилизации суставов конечностей для увеличения их подвижности, точечный массаж для воздействия на триггерные точки, а также дренажный массаж, релаксационные положения и позы. Для активации гипотонических, бездействующих мышц применяются приемы тонизирующего массажа.

Мобилизирующая гимнастика

Мобилизирующая гимнастика направлена на усовершенствование существующих и формирование новых моторных функций, достижение более совершенных форм передвижения и осваивание важных для повседневной жизни навыков. В результате улучшается подвижность позвоночника и периферических суставов, укрепляется мышечно-суставной аппарат и повышаются внутренние мотивации пациентов.

Мобилизирующая гимнастика базируется на основании классических методик кинезотерапии, учитывая общее состояние, психоневрологический статус и индивидуальные особенности пациента. Активация двигательных возможностей пациентов проводится поэтапно в направлении от центра к периферии, сначала формируются движения туловища и

проксимальных суставов с постепенным включением дистальных мелких суставов. Освоение новых моторных функций проводится по принципу "от пассивных через пассивно-активные к активным движениям". Пассивные и активные движения в суставах проводятся во всех плоскостях в направлении до физиологического упора с постепенным увеличением числа повторов, скорости и точности движений.

Большое внимание уделяется правильности исполнения движения, выраженности нередуцированных патологических рефлексов, постуральных реакций и патологических синкинезий. Каждое занятие включает упражнения дыхательной гимнастики, упражнения для "разработки суставов", которые способствуют мобильности суставов позвоночника и конечностей, а также упражнения для укрепления мышечно-суставного аппарата.


Во время занятий с пациентами для активации внутренних мотиваций инструктор демонстрирует пациентам приобретенные новые функциональные возможности, поощряя их за это.

Очень важным для эффективной реабилитации является продолжение необходимого двигательного режима с использованием комплекса рекомендуемых упражнений в домашних условиях. С этой целью родители участвуют в проведении занятий и осваивают необходимый комплекс упражнений.

Механотерапия

Механотерапия используется для развития силы мышц, улучшения координации движений и формирования правильного моторного стереотипа. Тренировка мышц нижних конечностей проводится при помощи аппаратов рычагового типа. Путем подбора длины рычага, массы тяжести и количества повторений обеспечивается оптимальный тренировочный режим.

Для развития силы и выносливости мышц верхних конечностей применяются аппараты блочного типа.

Для формирования правильного стереотипа движений и улучшения координации проводятся занятия на беговой дорожке и велотренажере. Используются также аппараты типа виброэкстензора, где дозируются и сочетаются действия тепла, вибрации и механического массажа паравертебральных зон.

Ритмическая гимнастика

С целью развития и улучшения двигательных возможностей, координации движений, улучшения эмоциональной сферы, интеллектуальных и коммуникабельных функций пациентов проводятся групповые занятия ритмической гимнастикой. Занятие базируется на игровых методах с использованием музыки и танцев. Группы формируются согласно возрасту и уровню моторного развития.

Положительный эмоциональный фон способствует освоению пациентами новых, как моторных, так и коммуникативных навыков. К участию в групповых занятиях активно включаются родители. Эти занятия способствуют, наряду с развитием и усовершенствованием моторики, развитию социального поведения, активации мотиваций на выздоровление и укрепление веры в собственные силы.

Занятия проводятся для групп пациентов с разнообразными двигательными и психоречевыми возможностями. Широко используются музыка, танцы, разнообразные игры. В занятия также активно включаются родители пациентов.

Апитерапия (применение продуктов пчеловодства)

Со времен античной медицины продукты пчеловодства (пчелиный яд, прополис, воск) использовались при лечении различных заболеваний. Апитерапия используется с целью стимуляции защитных сил организма, улучшения кровообращения, трофики и метаболических процессов, а также оказывают рефлекторное и общестимулирующее влияние на организм.

Восково-парафиновые аппликации применяются ежедневно в виде тепловых укутываний различных групп мышц и суставов по определенной схеме. Они оказывают не только тепловой эффект, но и влияют путем диффузии активных веществ через кожу больного на мышечно-суставной аппарат. Пчелоужаливание проводится на область суставов позвоночника и конечностей в проекцию суставной щели и в зоны миофасциальных триггерных точек, а также в болезненные периостальные зоны. Использование удаленного из пчелы жала позволяет дозировать введение пчелиного яда и уменьшает влияние факторов страха и боли. Количество сеансов назначается индивидуально под строгим контролем переносимости пчелиного яда. При наличии аллергической отягощенности данная процедура не проводится.


При поиске новых подходов к реабилитации больных с двигательными нарушениями и их моторного переобучения применяются достижения сравнительно новой науки - интегративной анатомии и физиологии. Одним из направлений этой науки является изучение функциональных взаимоотношений мышц при движениях.

В результате исследований было показано, что для оптимального выполнения двигательных функций мышцы функционально объединяются в группы - продольные мышечные объединения, мышечные пары (которые традиционно корригировались при реабилитации ДЦП) и мышечные спирали. Внимание привлекли именно мышечные спирали, которые являются важными для формирования тех двигательных функций, в которых задействован не только один сегмент тела, а нужна согласованная совместная работа туловища и конечностей.

Мышечные спирали, переходя с одной стороны тела на другую и объединяя правую и левую половины тела, обеспечивают: билатеральную симметрию и нормальную осанку тела в условиях гравитации; перекрестную координацию работы пояса верхних и нижних конечностей при локомоциях (ходьба, бег, прыжки); амортизацию тела при передвижении и много других важных двигательных функций.

Мышечные спирали поддерживают осевой скелет, динамично фиксируют положение головы, сохраняют физиологические изгибы позвоночника, принимают участие в дыхательных движениях грудной клетки, а также обеспечивают стабильность положения тела и движения конечностей. Формирование мышечных спиралей у человека происходит параллельно с развитием двигательных функций.

При церебральных параличах патологическое развитие моторных функций сопровождается искаженным функционированием существующих мышечных спиралей и формированием патологических мышечных цепей. Поэтому одной из задач реабилитации пациентов с моторными нарушениями является воспроизведение мышечных спиралей туловища и конечностей, нормализация работы мышц и формирование правильного двигательного стереотипа.

Исследованиями было показано, что проприоцептивная информация (импульсация) является одним из триггеров развития мозга и были разработаны теоретические основы принципа динамической проприоцептивной коррекции движений.

Первым устройством коррекции движений у пациентов с ДЦП был модифицированный костюм "Пингвин", созданный еще в 70-х годах как средство профилактики отрицательного влияния невесомости на организм космонавта. В комбинезон была вмонтирована система эластичных тяг, которые создавали дополнительные нагрузки на мышцы вдоль оси тела человека и частично воссоздавали действие силы земного тяготения. В

начале 90-х лет этот костюм был модифицирован и адаптирован к применению у пациентов с детским церебральным параличом и был назван костюмом «Адели».

Работа над его усовершенствованием продолжалась, и в конце 90-годов был создан костюм "Гравистат", который давал более широкую возможность влияния на рефлекторный аппарат больного.

Программа биодинамической коррекции движений

С применением этих идей, разработана целостная программа биодинамической коррекции движений, которая направлена на построение новых двигательных стереотипов. Это осуществляется путем формирования правильной работы мышечных спиралей туловища и конечностей пациента, с применением принципов динамической проприоцептивной коррекции движений.

Все занятия программы проводятся с применением специально разработанного костюма коррекции движений "Спираль".

Костюм коррекции движений "Спираль" обеспечивает приложение дополнительных внешних усилий, которые корригируют движения конечностей, положение тела и активизируют поток "правильной" проприоцептивной информации.

Он представляет собой систему эластичных упругих тяг, которые спиралевидно накладываются на туловище и конечности

и прикрепляются к специальным опорным элементам - жилету, шортам, наколенникам, налокотникам, полуперчаткам и сапожкам. Вся внешняя поверхность опорных элементов изготовлена из специального материала, пригодного для прикрепления эластичных тяг. Отсутствие жестких частей в опорных элементах значительно расширяет диапазон возможных упражнений лечебной физкультуры.

Тяги костюма, благодаря своим упругим свойствам, обеспечивают необходимые корригирующие усилия, а специальная липучая поверхность тяг дает возможность прикреплять их к опорным элементам в любом месте и тем самым произвольно выбирать точку приложения и направление действия этого усилия в зависимости от особенностей нарушения движений и поставленной цели лечения.

Система эластичных тяг состоит из: аксиальной спирали, основных спиралей конечностей и дополнительных корригирующих тяг.

Аксиальная спираль является одним из основных компонентов костюма и направлена на коррекцию положения и движений туловища, плечевого пояса и таза. Она крепится к жилету и шортам и ее модификации построены по типу двойной восьмиобразной повязки. В зависимости от преобладающего типа нарушений биомеханики движений используются следующие типы аксиальной спирали: основная аксиальная спираль; комбинированная аксиальная спираль; двухъярусная аксиальная спираль; передняя аксиальная спираль.

Коррекционный костюм "Спираль" применяется при проведении занятий мобилизующей гимнастики, механотерапии, при занятиях на беговой дорожке, игровых реабилитационных устройствах и при обычной двигательной активности ребенка.

Систематическое повторение правильного движения содействует его запоминанию нервной системой и, в дальнейшем, автоматическому его использованию.

Постепенное формирование нового двигательного стереотипа, приближенного к физиологическому, достигается путем увеличения кратности, разнообразия движений и соответствующим подбором сил и векторов корригирующих усилий костюма.

Тренажер " Паук "

Одним из важных компонентов программы биодинамической коррекции движений являются занятия на тренажере "Паук". Тренажер представляет собой большую металлическую клетку размером 2*2*2 метра, внутри которой находится пациент.

К телу пациента прикрепляются эластичные тяги, которые другим концом крепятся к окружающей конструкции - клетке. Тяги прикрепляются к телу с помощью различных опорных элементов в виде специальных манжет разного размера.

Регулирование длины тяг и свободный выбор их места прикрепления дает возможность индивидуально подбирать величину силы, приложенной к телу пациента и ее направление, применять индивидуальную "паутину" его подвешивания. Это позволяет существенно расширить спектр упражнений лечебной физкультуры для пациентов с разнообразными заболеваниями.

В тренажере, обеспечив необходимую разгрузку или нагрузку определенных частей тела, можно проводить упражнения, направленные на развитие равновесия и контроля за положением тела, на увеличение объема активных и пассивных движений, а также освоение необходимых двигательных навыков.

С помощью системы блоков, которые крепятся к клетке, и дополнительных тяг можно селективно тренировать определенные ослабленные группы мышц, повышая уровень их функционирования.

Применение разной степени антигравитационного действия, от незначительного облегчения веса тела к полному подвешиванию пациента, помогает развивать двигательную независимость, обеспечивая при этом достаточную безопасность, и мотивирует даже наиболее неохотных пациентов к активному участию в реабилитационном процессе.

Занятия в тренажере "Паук" особенно эффективны для пациентов с церебральными параличами, нервно - мышечными заболеваниями, двигательными нарушениями вследствие перенесенных черепно - мозговых травм или инсультов, а также при ортопедической патологии для реабилитации после переломов или спортивных травм.

Противопоказанием к занятиям считаются выраженные психические нарушения, которые затрудняют контакт с пациентом, а также частые и выраженные судорожные приступы.

Тренажерное кресло

Для развития координации движений туловища и улучшения постурального контроля создано тренажерное кресло. Оно имеет систему датчиков, которые определяют положение и движение туловища в трех плоскостях: сгибания вперед - назад, сгибания вправо - влево и повороты. Информация о движениях туловища передается в компьютер и используется для управления компьютерной игрой. Для работы с тренажерным креслом создана игра с трехмерной графикой «Пчелка в парке».

Во время тренировки ребенок сидит в тренажерном кресле, спинка которого фиксируется к спине пациента. Ребенок, наклоняясь вперед, назад, в сторону, или вращая туловищем, управляет своим объектом в трехмерном виртуальном игровом мире.

Странствуя по парку и выполняя игровые задачи, игрок должен соревноваться с другими персонажами - пауком, шмелем и гусеницей. Перескакивая через кусты и преодолевая препятствия, нужно найти как можно больше цветков, избежав столкновения с неприятелями.

Применение тренажерного кресла дает возможность эффективно совершенствовать волевой контроль движений туловища, развивать координацию движений и тренировать силу мышц во время занятий лечебной физкультурой.

Метод Козявкина был разработан на Украине более 15 лет назад, и с тех пор более 15 тысяч пациентов, включая около 7 тысяч больных из Германии, Австрии, Швейцарии, Франции и многих других стран мира прошли курс реабилитации по этой системе. Еще в 1993 году эта система реабилитации была официально признана на Украине и благодаря своей эффективности получила широкий международный авторитет. В энциклопедическом издании по детской ортопедии под редакцией немецкого профессора Ниетарда еще в 1997 году Методика Козявкина была включена в четверку наиболее эффективных консервативных методов реабилитации пациентов с ДЦП.

II. Нейро-развивающая терапия (Бобат-терапия)

Значительный вклад в развитие методов реабилитации ДЦП внесли Берта и Карел Бобат. Еще в 40-х годах XX века они начали разрабатывать свой подход, который базировался на клинических наблюдениях Берты Бобат. Их взгляды находились под влиянием существующей в то время теории рефлекторного и иерархического созревания нервной системы. Благодаря своим публикациям, лекциям и курсам, которые интенсивно проводили как они лично, так и их ученики, Бобат-концепция, известная также как «Нейро-развивающая терапия» (Neuro Developmental Treatment, NDT) широко распространилась по всему миру и оказала существенное влияние на общее развитие принципов реабилитации детей с ДЦП после второй мировой войны.

Согласно Бобат, моторные проблемы при церебральных параличах возникают вследствие поражения центральной нервной системы. При этом нарушается развитие постуральных антигравитационных механизмов, замедляется и искажается нормальное моторное развитие ребенка.

Патологическое мышечное напряжение возникает из-за нарушения контроля рефлексов растяжения со стороны центральной нервной системы. В физиологических условиях они обеспечивают правильное напряжение, которое у здорового человека регулируется рядом механизмов, так называемых обратных связей, действующих только при условии нормальной функции мозга.

При спастических поражениях поврежденный мозг не регулирует правильным образом эти механизмы, поэтому незатормаживаемые рефлексы растяжения создают чрезмерное мышечное напряжение или дискоординацию напряжения.

Нарушения мышечного напряжения связаны с динамическим характером мышечного напряжения и расслабления. Следовательно, при кинезотерапии необходимо принимать во внимание оба эти аспекта.

Филогенетические патологические стереотипы. Клинические симптомы ДЦП формируют также определенные вынужденные позы и движения у ребенка. Они обусловлены патологической задержкой филогенетических рефлексов ползания. Конечности такого ребенка могут сгибаться и разгибаться только по стереотипному образцу. Мышечные группы, участвующие в движениях сгибания и разгибания конечностей, работают синергически.

На рис. 5 показан стереотип так называемого выпрямительного синергизма левой руки. Этот синергизм охватывает работу следующих мышц: выдвигающих головку плеча, приводящих и вращающих плечо внутрь, выпрямляющих локтевой сустав, пронирующих предплечье, выпрямляющих лучезапястный сустав и отводящих его в локтевую сторону, сгибающих пальцы (иногда распрямляющих).

На рис. 6 представлен стереотип сгибательного синергизма правой руки. Он охватывает работу мышц: втягивающих головку плеча, отводящих и вращающих плечо наружу, сгибающих локтевой сустав, супинирующих предплечье, сгибающих лучезапястный сустав, отводящих кисть в лучевом направлении, выпрямляющих (иногда сгибающих) пальцы.

Целью восстановительного лечения этих детей является стимуляция нормального моторного развития и профилактика возникновения контрактур и деформаций.

Рис.5. Синергизм Рис.6. Синергизм сгибания выпрямления левой руки правой руки

Рисунок 7 иллюстрирует стереотип сгибательного синергизма левой ноги. Он охватывает мышцы: сгибающие тазобедренный сустав, отводящие и вращающие бедро наружу, сгибающие коленный сустав, разгибающие и супинирующие стопу, выпрямляющие пальцы (иногда сгибающие).

Рис. 7. Синергизм сгибания левой ноги.

Существование стереотипов не позволяет ребенку выполнять произвольные движения. До тех пор, пока данные стереотипы не будут разрушены с помощью длительных упражнений, ребенок не сможет ни воспроизводить изолированных элементов движений стереотипа, ни создавать из них иных стереотипов.

Патологически задержанные рефлексы. Развитие здорового ребенка протекает в определенной, довольно постоянной последовательности становления естественных движений и навыков. Они формируются на основе появления в определенном возрасте определенных рефлексов, которые уступают место очередным рефлексам.

Очередность появления рефлексов соответствует развитию определенных уровней центральной нервной системы.

Ранние рефлексы у здоровых людей исчезают и проявляются лишь в некоторых условиях (например, при опасности).

При ДЦП наблюдается патологическое продление ранних рефлексов. Даже у ребенка старше 10 лет, страдающего ДЦП активной формы, могут сохраниться рефлексы первого полугодия жизни, затрудняющие формирование нормальной для человека подвижности в высоких положениях с вертикальной установкой тела.

Нейро-развивающий подход Бобатов был направлен на сенсомоторные компоненты мышечного тонуса, рефлексов, патологических двигательных моделей, постурального контроля, органов чувств, восприятия и памяти, то есть на те компоненты, которые наиболее вероятно нарушаются при поражении центральной нервной системы.

Основой подхода было применение специальных положений тела ребенка, приемов ухода за ним, которые контролировали сенсорные стимулы к нервной системе. Они использовались как для снижения спастики мышц, патологических рефлексов и патологических двигательных моделей, так и для создания нормального мышечного тонуса, реакций равновесия и правильных двигательных моделей. Ребенок был сравнительно пассивным реципиентом нейро- развивающего лечения. Нормальная последовательность моторного развития считалась одним из основных теоретических постулатов.

При умелом провоцировании рефлексов выпрямления удается провести ребенка через все естественные позиции - от лежания, через положение на четвереньках, сидя, на корточках и до позиции стоя, и таким образом посредством многократного

повторения научить ребенка всем необходимым движениям нормального двигательного цикла развитого здорового ребенка. Руки методиста, умело направляя движение, обеспечивают его правильность, облегчают стабилизацию конечностей при опоре на них и сохранение достигнутого положения. Таким образом не допускается высвобождение нежелательных патологически продленных рефлексов и обеспечивается доминирование желательных физиологических рефлексов. Приближенное к нормальному физиологическому движению, такое упражнение сопровождается ощущением почти нормального напряжения мышц.

Сначала Б. и К. Бобаты отстаивали необходимость ставить ребенка в специальные «положения, подавляющие патологические рефлексы». Хотя пребывание ребенка в этих положениях и приводило к снижению спастики, но Бобаты впоследствии пришли к выводу, что это снижение тонуса временное и не сохраняется при выполнении ребенком других движений.

В дальнейшем они подчеркивали важность влияния на «ключевые точки контроля». При этом влияние физиотерапевта проводилось во время двигательной активности ребенка и было направлено на подавление патологических двигательных моделей и стимулирование развития более правильных движений.

III. Рефлексная локомоция (Войта-терапия)

В 1954 году чешский врач Вацлав Войта, много лет работавший в Мюнхенском центре ДЦП, предложил основные

модели рефлекторного движения вперед, которые позже были классифицированы и предложены как метод терапии - рефлексная локомоция или, по имени автора, Войта-терапия.

Принципом Войта-терапии является влияние не только на двигательную сферу, но и на все тело - на сенсорную, вегетативную и психическую системы. При проведении терапии наблюдаются изменения частоты пульса, дыхания и кровяного давления. Основная задача методики - формирование двигательных навыков, соответствующих возрасту ребенка. Для решения этой задачи используют рефлексы ползания и поворота. Их основные феномены влияют на управление телом в целом, его вертикализацию и возможность движения вперед.

Практическим результатом Войта-терапии является формирование правильных двигательных привычек. Эффективность терапии определяется при помощи Войта- диагностики и клинических данных.

Выполнение упражнения состоит в фиксации ребенка в позе рефлекса и ручном воздействии на зоны поражения. Выбор такой зоны производится индивидуально и зависит от вида двигательных нарушений и реакций-откликов. Влияние на зоны стимуляции не вызывает боли. Негативное поведение ребенка на вынужденное положение во время проведения терапии может быть проявлением страха или естественного протеста, особенно у самых младших детей. Негативное поведение ребенка не должно быть проявлением агрессии и может быть устранено методами психологической коррекции. Кроме того, необходима предварительная психологическая подготовка родителей к проведению терапии и ожидаемым результатам.

Перед началом проведения Войта-терапии самым младшим детям проводится Войта-диагностика, их осматривают невролог и педиатр, а, кроме того, применяются дополнительные обследования по показаниям.

При введении Войта-терапии как реабилитационной методики целесообразно использовать ее самостоятельно. Прежде всего, это связано с расчетом адекватной нагрузки. Войта-терапия несовместима с электропроцедурами и электростимуляцией мышц.

Эффективность Войта-терпии зависит от срока начатого 108

лечения, «зрелости» функциональных систем нервной системы, степени и стадии расстройств двигательной сферы. Лечение по методу Войта дает возможность начать лечение двигательных расстройств с периода новорожденности.

Основа Войта - терапии
Важно понять, каким образом действует метод Войта.
С раннего возраста человек умеет хватать,

переворачиваться, ползать, вставать, прямо ходить. Это инстинкт, рефлексы. Через мозг поступают импульсы, отвечающие за выполнение этих рефлекторных движений. Однако, в силу определенных обстоятельств, при том или ином нарушении центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата эти импульсы блокируются, т.е не поступают в нервные окончания в полном объеме.

Суть Войта - терапии заключается в том, чтобы заставить мозг активизировать «врожденные сохраненные образцы движения» и скоординировать их с мускулатурой туловища и конечностей.

Выделяют следующие основные фазы стимуляций 2-х врожденных образцов движения (ПЕРЕВОРАЧИВАНИЕ - ПОЛЗАНИЕ)

Первое, что начинает делать ребенок - это переворачиваться. Здоровый малыш начинает выполнять переворот на 5-м - 6-м месяце жизни, а больным детям нужно помочь вспомнить, как это делается.

Фаза No 1 Фаза No 2

 

Первая фаза начинается в положении лежа на спине, руки и ноги вытянуты. Через раздражение в зоне груди достигается поворот на бок.
Ожидаемые реакции: - вытягивание позвоночника; 
 - сгибание ног в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах; 
 - удерживание ног против силы тяжести;
- подготовка рук к опорной функции;
- движение глаз в сторону поворота;
включение глотательных движений;
- активизируются мышцы, отвечающие за дыхание, мускулатуру живота, основание таза, сфинктерных мышц кишечника и мочевого пузыря. Вторая фаза рефлекторного переворачивания производится в положении на боку. Лежащие внизу предплечье и нога служат опорой телу. Они продвигают его против силы тяжести вверх и вперед. Движение заканчивается, когда процесс переворачивания завершается процессом ползания. Ожидаемые реакции: - позвоночникрастягиваетсяво время общего процесса переворачивания;
- головаудерживаетсяпротив силы тяжести; - постоянноувеличивается опорная функция в лежащем внизу плече в направлении кисти и в лежащем внизу тазу в направлении ноги.

Рефлекторное ползание - это двигательный процесс, который ребенок без нарушения функций движения начинает выполнять в 8-9 месяцев. Этот процесс содержит в себе следующие составляющие:

- Определенное управление положением тела. 


- Выпрямление против силы тяжести. 


- Целенаправленные шаговые движения рук и ног. Стимуляция ползания
Терапевт укладывает ребенка на живот, голова касается 
поверхности и повернута в сторону. Здесь очень важна крестообразная последовательность, при которой одновременно двигаются правая нога и левая рука или наоборот. Именно противоположность конечностей поддерживает тело и двигает его вперед. 


Ожидаемая реакция:

- активизируются мышечные и выпрямляющие механизмы организма, необходимые для опоры, хватания, вставания и ходьбы.

Очень важно понимать следующее: первым в работу во время проведения Войта-терапии включается МОЗГ, стимулируемый терапевтом! Теперь задача мозга - найти проводники - нервы, чтобы те, в свою очередь, активизировали врожденные образцы движения и передали их в опорно- двигательный аппарат ребенка (ручки, ножки, пальчики, шейку). Это очень длительный и серьезный процесс.

Терапевт заставляет ребенка трудиться, реагировать, вспоминать то, что заложено в него самой природой. Непроизвольно малыш подключается к процессу, он начинает стараться, и рано или поздно, у него начинает получаться. Движения даются все легче, сопротивление все меньше. Чем старше ребенок становится, тем более комфортно он себя чувствует.

Во время проведения Войта-терапии в первую очередь стимулируется работа мозга ребёнка. В жизни, тренируя память, мы учим стихи, читаем литературу, изучаем языки. Мы заставляем наш мозг трудиться множество раз в день. И чем чаще это происходит, тем больше мы знаем и умеем. По этой же схеме развивается набор знаний у малыша, если занятия с ним проводятся систематически.

Преимущество Войта - терапии в том, что под руководством реабилитолога родители могут научиться делать упражнения с малышом самостоятельно. Такие занятия можно проводить до 4-х раз в сутки.

Показания для применения Войта - терапии

Уникальность метода состоит в том, что он может использоваться практически при любом нарушении движения:

- детский церебральный паралич (ДЦП); 


- задержка моторного (двигательного) развития; 


- периферические парезы и параличи рук (Дюшена-Эрба, 
Дежерин- Клюмпке) и ног (спинно-мозговая грыжа);
- двигательные нарушения вследствие поражения ЦНС инфекционными агентами (полиомиелит, энцефалит, пролинейропатия) и физическими факторами (черепно-мозговая 
травма, электротравма и др.);

- нарушения осанки; 


- дисплазия тазобедренного сустава. 
 IY. Кондуктивная педагогика ( метод Петьо ) 
Кондуктивная педагогика была разработана после Второй мировой войны венгерским врачом и педагогом Андрашем Петьо (Andras Pëto). Сначала этот подход использовался только в институте кондуктивной педагогики в Будапеште, носящем имя автора, а со временем приобрел популярность и стал применяться во многих странах мира. 
Кондуктивная педагогика базируется преимущественно на образовательной модели вмешательства и объединяет педагогические и реабилитационные цели в одной программе. Эта концепция направлена на то, чтобы помочь детям с двигательными нарушениями приобрести «ортофункции», что определяется как способность принимать участие и функционировать в обществе, несмотря на свою моторную неполноценность. Кондуктивная педагогика основывается на идее, что нервная система, несмотря на повреждения, все-таки имеет возможности для формирования новых нервных связей. 
По мнению профессора Петьо, моторные нарушения развиваются не только за счет повреждения центральной нервной системы, но в основном из-за недостаточности координации и взаимодействия между разными отделами мозга и их функциями. Эта способность нервной системы может быть мобилизована с помощью соответствующим образом направленного, активного процесса обучения. 


При лечении больных ДЦП занятия проводятся в специализированных группах численностью от 10 до 25 детей. Дети вместе занимаются, наблюдают и поощряют друг друга к выполнению упражнений. Кондукторы руководят группой и обеспечивают мотивирующее окружение и эмоциональную поддержку. Цели программы определяются общим уровнем развития группы и умениями каждого отдельного ребенка.

Занятия в группах являются структурированными и проводятся в соответствии с разработанной программой. Программа включает в себя блоки, состоящие из комплексов упражнений и педагогических занятий, которые проводятся в игровой форме. Комплексы упражнений, а также входящие в них задачи, подбираются в зависимости от характера патологии ребенка, его двигательных и интеллектуальных возможностей. Все упражнения комплекса базируются на физиологических движениях.

В комплекс входят упражнения с разными предметами и спортивными снарядами, упражнения с мячом, на ступеньках, на гимнастической скамейке, с гимнастической палкой, а также ходьба с усложненными задачами и упражнениями возле шведской стенки. При проведении двигательных упражнений используется специально разработанное для этой методики мебельное оборудование - лесенки, столы, боксы, изготовленные из деревянных закругленных лакированных планок.

Во время занятий широко применяются ритм и песни в технике, которая называется «ритмическое намерение» (rhythmical intention). Ритмическое намерение - это словесные ритмические инструкции, которые подаются во время выполнения серии задач. С помощью ритма, песен и стишков задается фоновый ритм двигательной активности, который содействует обучению и мотивации ребенка, а также помогает привлечь внимание к тому движению, которое осуществляется в данный момент.

Эффективность участия ребенка в реабилитационном процессе зависит в значительной степени от его мотивации. Как правило, дети с ДЦП пассивны в своих действиях. Метод кондуктивной педагогики требует активного участия ребенка в преодолении своей моторной неполноценности. Правильно поставленная цель дает ребенку должную мотивацию к занятиям, повышает самооценку. Программа занятий предусматривает непрерывное участие ребенка в разных видах деятельности, которые учат детей думать и действовать в разных ситуациях. Большое значение в формировании мотивации имеет стремление ребенка к успеху и достижению прогнозируемого результата. Поэтому даже очень незначительный успех получает положительную поддержку и поощрение у кондукторов.







Date: 2015-07-02; view: 931; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.042 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию