Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные разработки. Скиннер, как одна из наиболее влиятельных фигур в психологии продолжает оказывать широкое и значительное влияние на научные ис­следования во многих областях





Скиннер, как одна из наиболее влиятельных фигур в психологии продолжает оказывать широкое и значительное влияние на научные ис­следования во многих областях. Его опубликованная в 1948 году статья о суевериях ежегодно цитируется во многих исследованиях. В одной из работ, например, исследовались новые поведенческие подходы к пони­манию сновидений (более подробное обсуждение сновидений и их ин­терпретации см. в предыдущем разделе этой книги). Dixon и Hayes (1999) предполагают, что во время сновидения люди могут замещать различ­ные стимулы и проверять различные реакции на них, которые во время бодрствования могут вызывать или не вызывать желательные послед­ствия. Другими словами, во время сна люди могут быть более суеверны­ми, чем в состоянии бодрствования!

Еще в одной интересной работе, вдохновленной исследованием Скин­нера 1948 года (Sagvolden et al, 1998), изучалась роль подкрепления в на­рушении, которое называют дефицитом внимания при гиперакптвности (ДВГ). Исследователи пригласили детей, имеющих и не имеющих такой синдром, поучаствовать в игре, в которой они могли получить возна­граждение в виде монет или небольших игрушек. Хотя вознаграждение вьщавалось фиксированно через 30-секундные интервалы (неслучайное подкрепление), у всех мальчиков сформировалось поведение, которое им казалось связанным с вознаграждениями. Другими словами, они ста­ли суеверными анологично тому, что произошло с голубями в экспери­менте Скиннера. На следующем этапе эксперимента Подкрепление было прекращено, что, как ожидалось, должно было вызвать уменьшение и пре­кращение каких-либо условных действий (угашение). Именно это и про­изошло с детьми, не страдающими синдромом нарушения внимания при пшерактивности. Совсем другая картина наблюдалась в группе детей, у которых было диагностировано данное нарушение. Эти дети после корот­кой паузы становились более активными и начинали реагировать импуль­сивно и с большей частотой, как если бы им снова стали выдавать воз­награждение. Авторы предположили, что подобная импульсивность и гиперактивность объясняется тем, что мальчики с данным нарушением отличаются существенно более низкой способностью выдерживать задерж­ки в получении вознаграждения, по сравнению с мальчиками без такого нарушения. Эти и некоторые другие данные вносят существенный вклад в наше понимание указанного синдрома и помогают специалистам в эф­фективном лечении детей с дефицитом внимания при гиперактивности.

Одно из самых знаменитых произведений Скиннера, его роман «Wal-den Та'О», было опубликовано в том же году, что и статья о суеверных голубях. eWalden Т&ю» было личным представлением Скиннера об уто­пическом обществе, управляемом на основе его принципов оперантного обусловливания, в котором каждый гражданин счастлив, доволен, чув­ствует себя в безопасности и продуктивен. Степень влияния Скиннера в реальной жизни может быть проиллюстрирована тем фактом, что в 1967 го­ду в штате Вирджиния была создана община, которая называлась Дубы-близнецы {Twin Oaks) и которая основывалась на бихевиористских кон­цепциях, описанных в романе Скиннера. Роман отражает стремление Скиннера выйти за пределы своей лаборатории с подопытными крыса­ми и голубями и развить свои идеи до уровня бихевиористской филосо­фии. Сегодня, когда психологи пишут о глобальных вопросах челове­ческого социального поведения, одним из часто цитируемых трудов яв­ляется книга Скиннера «Walden Тъею» (см.: Kimball and Heward, 1993; Malm, 1993).

Заключение

Суеверия вездесущи. Вероятно, какие-либо из них есть у вас, и вы на-еерняказнаете о каких-то других людях, у которых они есть. 13 одном из исследований было выявлено, что у 40% спортсменов — учащихся сред­ней школы и колледжа наблюдалось суеверное поведение перед сорев­нованиями или во время их проведения (Buhrmann and Zaugg, 1981). Некоторые суеверия представляют такую часть культуры, что порожда­емые ими эффекты захватывают все общество. Возможно, вы знаете, что у большинства высотных зданий нет тринадцатого этажа. Ну, разумеет­ся, это не совсем верно. Очевидно, в таких случаях 13-й этаж существу­ет, но не существует этажа с номером «13». Этот факт объясняется, ве­роятно, не тем, что архитекторы и строители слишком суеверны, но ско­рее связан с трудностями, возникающими при сдаче внаем или продаже квартир на 13 этаже. Еще один пример — американцы настолько суевер­ны по отношению к двухдолларовым банкнотам, что в Государственном Казначействе США скопилось четыре миллиона этих банкнот, которые люди отказывались использовать!


Являются ли суеверия проявлением психологического нездоровья? Большинство психологов считают, что суеверия как таковые не порож­дают таких последствий, которые, как вам кажется, они продуцируют. Они могут сослужить полезную службу, могут выполнять полезные функ­ции. Часто, когда человек сталкивается с трудной ситуацией, суеверное поведение порождает чувство силы и способности ее контролировать. Интересно отметить, что люди, занятые в опасных профессиях, склон­ны иметь больше суеверий по сравнению с остальными людьми. Чув­ство силы и способности контролировать ситуацию, которое иногда про­истекает из суеверного поведения, может вести к понижению трево­ги, способствовать большей уверенности в себе и лучшему выполнению Деятельности.

Литература

Brunei*, А., & Revuski, S. (196t). Collateral behavior in humans. Journal of the Experimental Analysis of Behavior, 4, 349-350.

Buhrmann, H., & Zaugg, M. (1981). Superstitions among basketball players: An investigation of various forms of superstitious beliefs and behavior among competi tive basketball players at the junior high school to university level. Journal of Sport Behavior, 4, 163-174.

Dixon, M., & Haves, L (1999). A behavioral analysis of dreams. Psychological Record, 49(4:), 613-627.

Kimball, JM & Heward, W. (1993). A synthesis of contemplation, prediction, and control. American Psychologist, 48, 587-588.

Malm, L. (1993). The eclipse of meaning in cognitive psychology: Implications for

humanistic psychology.yowTw/ of Humanistic Psychology, 33, 67—87.

Morris, E. (1997, September). Personal communication with Professor Edward K.

Morris, Human Development and Family Life, the University of Kansas.

Rogers, C. R. (1964). Toward a science of the person. In F. W. Wann (Ed.), Behaviorism

and phenomenology: Contrasting bases for modern psychology. Chicago: Phoenix

Books.

Sagvolden, Т., Aase, H„ Zeiner, P., & Berger, D. (1998). Altered reinforcement mecha­nisms in Attention-deficit/hyperactivity disorder. Behavioral Brain Research, 94(1), 61-71.

Schneider, S„ & Morris, E. {1987). The history of the term radical behaviorism: From Watson to Skinner. Behavior Analyst, 10(1), 27-39. Skinner, B. F. (1974). About behaviorism. New York: Knopf.

 

 

Наблюдать агрессию... совершать агрессию

Базовые материалы:

Bandura A,, Ross, D. & Ross S. А. (1961). Transmission of agression through imitation of agressive models. Journal of Abnormal and Socisl Psychology, 63, 575-582.

Агрессия, во всем многообразии ее форм, бесспорно, является вели­чайшей социальной проблемой как в нашей стране, так и во всем мире. Поэтому она занимает одно из центральных мест в психологических ис­следованиях. В течение многих лет на переднем крае этих исследований находились социальные психологи, главные интересы которых фокуси­ровались на взаимодействии людей. Одной из целей социальных психо­логов было само определение агрессии. На первый взгляд это может по­казаться относительно несложной задачей, но на самом деле дать адек­ватное определение агрессии далеко не так просто. Например, какие из следующих примеров вы могли бы назвать агрессивным поведением: Бой боксеров на ринге? Кошка убивает мышь? Солдат стреляет в своего вра­га? Вы ставите крысоловку в своем подвале? Бой быков? Перечень при­меров, которые подходят или не подходят под определение агрессии, можно продолжать и продолжать. В результате, если бы вы обратились за консультацией к десяти социальным психологам, вы, вероятно, полу­чили бы десять разных определений агрессии.


Многие исследователи от попыток согласовать определения агрес­сии перешли к решению более важной задачи — выявлению истоков че­ловеческой агрессии. Вопрос, ответ на который нужно было искать, зву­чит так: «Почему люди совершают агрессивные действия?» В ходе ста­новления психологической науки разрабатывались разные подходы к объяснению причин агрессии. Некоторые исследователи утверждали, что мы биологически запрограммированы на агрессию таким образом, что с течением времени накапливается энергия агрессивного побужде­ния, которая требует разрядки. Другие ученые главными детерминан­тами агрессивных реакций считали ситуационные факторы, такие как повторяющаяся фрустрация. Еще один подход — возможно, наиболее широко признаваемый — состоит в том, что агрессия считается продук­том научения.

В одном из самых знаменитых и оказавших большое влияние на раз­витие психологии экспериментов продемонстрирован о, как дети учатся быть агрессивными. Это исследование было проведено в 1961 году в Стэнфордском университете Альбертом Бандурой и его коллегами До­роти и Шейлой Росс. Бандура считается одним из создателей психоло­гического направления — так называемой «теории социального науче­ния». Теоретики социального научения считают, что научение является главным фактором развития личности и что оно реализуется в процессе взаимодействий с другими людьми. Например, при взаимодействии под­растающего ребенка с его социальным окружением важные для него люди, такие как родители и учителя, вознаграждают определенные фор­мы поведения и игнорируют или наказывают за другие. Бандура, одна­ко, считал, что помимо влияния непосредственных вознаграждений и наказаний поведение существенным образом может формироваться по­средством простого наблюдения и имитации (или моделирования) по­ведения других людей.

Как вы можете видеть из названия статьи, представленного в каче­стве подзаголовка, Бандура и его коллеги сумели продемонстрировать этот моделирующий эффект применительно к феномену агрессии. Это Исследование получило широкую известность в психологии как «экспе­римент с куклой Бобо» по причинам, которые будут ясны чуть далее.

Статья начинается с упоминания более раннего исследования, в кото­ром было показано, что дети с готовностью подражают поведению взрос­лых моделей, находясь в их присутствии. Один из вопросов, который Бандура хотел выяснить в новом исследовании, — будет ли такое ими­тационное научение распространяться и на другие ситуации, в которых модель не присутствует.

 







Date: 2015-07-02; view: 307; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию