Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Системный подход как направление методологии научного познания





Понятие системы. Классификация систем. Примеры систем. Особенности социально-экономических систем. Системный метод научных исследований, его сущность и основные характеристики. Значение моделей и моделирования в научном исследовании. Этапы процесса моделирования. Классификация моделей и формы моде­лирования. Математические модели и методы. Значение математических моде­лей в научных исследованиях, их основные типы в экономических и юри­дических науках (описательные, объяснительные, прогнозные, управлен­ческие).

Контрольные вопросы по теме:

1. В чем сущность системного подхода к исследованию?

2. В чем разница между системным подходом и системным анализом?

3. Что такое система?

4. Приведите примеры систем. Докажите, что приведенные к примеру объекты, являются системами.

5. Каково значение моделей в научных исследованиях?

6. Поясните основные термины теории систем: «система», «элемент», «подсистема», «связь», «функция».

7. По каким признакам необходимо отделять систему от среды?

8. Назовите критерии классификации систем.

9. Приведите примеры систем. Чем система отличается от простой совокупности?

10. Поясните необходимость применения системного подхода.

11. Что такое «системный подход» и «системный анализ»?

12. Назовите различия традиционного и системного подходов к управлению.

13. Какие существуют методики системного анализа? Каковы их основные этапы?

14. По каким основаниям классифицируют методы системного анализа?

15. Что такое модель? Каково ее назначение?

16. По каким основаниям можно классифицировать модели? Примеры.

17. В чем заключаются достоинства и недостатки моделей?

18. Каков алгоритм построения модели?

 

Тема 6. Научно-исследовательская работа студентов.

Понятие научного исследования. Виды научных исследований. Структурные компоненты исследования. Виды научно-исследовательской работы студентов. Характеристика этапов научного исследования.

Контрольные вопросы по теме:

  1. Что такое научное исследование?
  2. По каким основаниям можно классифицировать научные исследования?
  3. В чем особенности теоретического и эмпирического уровней исследования?
  4. Назовите структурные компоненты теоретического уровня познания.
  5. Перечислите виды научно-исследовательских работ студентов.
  6. Каковы этапы научного исследования? В чем заключаются содержание и особенности каждого этапа?

 

Тема 7. Написание и оформление научных работ студентов.

Выбор темы исследования. Сбор, предварительная обработка данных. Определение целей и задач работы. Составление плана. Структура работы. Библиографическое описание источников.

Структура учебно-научной работы. Рубрикация. Научный язык и стиль. Правила представления информации. Оформление работы. Защита научной работы. Особенности подготовки отдельных видов работ.

Контрольные вопросы по теме:

  1. Перечислите виды научных работ студентов. В чем их особенности?
  2. Назовите элементы учебно-научной работы.
  3. Основные требования к оформлению работы.
  4. Какие существуют виды представления информации? Какие правила применяются при этом?
  5. Что понимается под защитой научной работы?

 

 

Тема 8. Особенности научных исследований в экономике и управлении.

Управление как наука и искусство. Сущность и характерные особенности принятия управленческих решений. Роль науки в принятии решений в управлении. Экономические отношения как объект исследования. Особенности научных исследований в экономике. Специфика применяемых методов.

Контрольные вопросы по теме:

  1. В чем заключаются особенности управления как вида деятельности?
  2. В чем особенности экономических отношений как объекта исследования?

 

Тема 9. Эффективность научных исследований.

Понятие и виды инноваций. Инновационная деятельность и научно-технический прогресс. Эффективность научной деятельности.

Контрольные вопросы по теме

  1. Список литературы

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Вдовина Н.М. Исследование социально-экономических и политических процессов / Н.М.Вдовина. - Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. -98с.

2. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 279 с.

3. Лавриненко В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов / В.Н.Лавриненко, Л.М.Путилова. - Учеб.пособие. - М.: ВЗФЭИ, 2005. - 184с.

4. Рой О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. / Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2004. – 364 с.

5. Поликарпов В.С. История науки и техники (учеб. пособие). – Учеб. пособие. Ростов н /Д. Феникс, 1998.

6. Степин В.С. Философия науки и техники. – Учеб. пособие для вузов. М.: Контак-Альфа, 1995.

7. Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие / Е.П. Тавокин. - М.: Инфра-М, 2009. – 189 с.

8. Тодосийчук, А. Наука, образование и инновации-основные факторы экономического роста и социального прогресса. / А. Тодосийчук // Проблемы теории и практики управления.. - № 2. - 2010. - С.15-28.

9. Халипов, В. Ф. Наука о власти. Кратология: учеб. пособие / В. Ф. Халипов. - М.: Ось-89, 2008. - 448 с.

10. Чемоданов М. Наука и государство. // Экономист. - 2004.-N 9. - С.17-24.

11. Штомпка П. Социология социальных изменений. Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1996. - 416с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М., 1978.

2. Даниленко Н.И. Концептуальные основы совершенствования системы управления социальными процессами города / Н.И.Даниленко, Л,Ю.Криклевская. - Мин-во обр. и науки РФ, БГУЭП. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. - 157 с.

3. Исаев В.В., Немчин А.М. Общая теория социально-экономических систем: Учеб. пособие.- СПб.: Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2002.- 176 с.

4. Исследование систем управления / под ред. Э.М. Короткова. – Учеб пособие. – М.: Инфра-М, 2003 г. – 176 с.

5. Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов / Р.А.Кучуков. - Учеб.пособие. - М.: Гардарики, 2004. - 288 с.

6. Основы социального управления/ А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И Патрушев; под. ред. В.Н. Иванова. – Учеб. Пособие. – М. Высшая школа, 2001. – 271 с.

7. Рогожин С.В. Исследование систем управления. – Учебник. – М.: Экзамен, 2005. – 288 с.

8. Системный анализ в экономике и организации производства: Учебник для ВУЗов/ под общ. ред. С.Валуева и В.Н.Волковой.- Л.: Политехника,1991.- 398 с.

9. Системный анализ в управлении: Учеб пособие/ В.С.Анфилатов, А.А.Емельянов, А.А.Кукушкин; Под ред.А.А.Емельянова.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 368 с.

10. Макаренко Т.Д., Вдовина Н.М. Оценка качества жизни населения. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. – 156 с.

11. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. – М,: ИНФРА-М, 2008. – 295 с.

12. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов / под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. – М.: Интерпракс, 1996. – 184 с.

13. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учеб. пособие для вузов. – М.: Логос, 2001. – 296 с.

14. Семёнов Г.В., Николаев, Савеличев Исследование и оценка организационной эффективности систем управления: Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2004. – 184 с.

15. Системный анализ в управлении социально-экономической системой: Учеб. метод. пособие: конспект лекций. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. – 71 с.

16. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Учебное пособие/ Балтийский гос. тех. ун-т «BOEHMEX» им. Устинова.- СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000.-326 с.

17. Цицин П.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и пути их решения. – М.: «Изд. Дом «НОВЫЙ ВЕК», 2002. – 364 с.

 

  1. Программа зачета

1. Понятия «наука», «научное исследование». Особенности научного знания.

2. Понятие научного исследования. Схема научного исследования. Основные элементы.

3. Проблема периодизации науки.

4. Органы управления наукой в Российской Федерации.

5. Понятие методологии научного исследования.

6. Понятие метода научного исследования. Классификация методов научного исследования.

7. Алгоритм научного исследования. Понятие и виды проблем.

8. Понятие теоретического и эмпирического уровней исследования.

9. Фактологическая основа научно-исследовательских программ. Методы получения фактологического материала.

10. Наблюдение и эксперимент как методы получения фактологического материала, их сущность и виды. Специфика этих методов.

11. Понятие системы. Основные элементы систем.

12. Особенности социально-экономических систем.

13. Основные задачи системного анализа.

14. Сущность основных подходов к описанию систем: функционального и морфологического.

15. Классификация систем.

16. Характеристика методов экспертных оценок.

17. Понятие модели. Классификация видов моделирования систем.

18. Особенности научных исследований в экономике и управлении.

19. Особенности отдельных видов научно-исследовательской работы студентов.

20. Основные требования к студенческой научной работе.

21. Понятие эффективности научных исследований.

22. Понятие инновации. Виды инноваций.

23. Комплекс личных качеств, характерных для ученого.

 

Date: 2015-07-02; view: 633; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию