Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОВД в период перестройки





Наиболее важные для милиции правовые документы это указы. Среди них, указ от 16 мая 1985 г. “Об усилении борьбы с пьянством”, от 1 июля 1986 г. “Об усилении борьбы с извлечением нетрудовых доходов”, от 28 июля 1988 г. “О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР”, постановлением II съезда народных депутатов СССР (декабрь 1989 г.) “Об усилении борьбы с организованной преступностью” и др. Именно на милицию возлагалась очень неблагодарная роль своими руками разгребать ошибки политиков.

 

Резкое ухудшение криминогенной обстановки в стране с началом “перестройки” потребовало принятия адекватных мер. В 80-е годы большую остроту приобретает проблема усиливающейся в стране наркомании. Министерство внутренних дел СССР количественно и качественно укрепило специализированные подразделения уголовного розыска по борьбе с наркоманией. В МВД СССР, МВД республик, УВД краевых и областных исполкомов и крупных городских отделах внутренних дел были созданы координационные комиссии для обеспечения взаимодействия с другими ведомствами и учреждениями. В декабре 1991 г. в МВД России была создана самостоятельная служба по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

 

В ноябре 1987 г. были образованы отряды милиции специального назначения (спецназ)[18].Согласно приказу МВД СССР от 3 октября 1988 г. вместо спецназа были созданы отряды милиции особого назначения (ОМОН), основной задачей которых является поддержание порядка при проведении различных массовых мероприятий, стихийных бедствиях, катастрофах и т. п.

 

В начале 1989 г. в составе МВД СССР было создано 6-е Главное управление по борьбе с организованной преступностью.

 

Мероприятия по перестройке жизни страны логически привели к необходимости глубокой реформы политической системы. Ее главным звеном стала демократизация системы государственного управления, ослабление централизма, расширение компетенции республиканских органов. В известном смысле можно сказать, что этот процесс в наибольшей степени затронул Российскую Федерацию, поскольку в ее правительственном аппарате отсутствовали некоторые существенные звенья. В частности, в составе Совета Министров РСФСР не было Министерства внутренних дел. Поэтому важное значение имел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 октября 1989 г. “Об образовании союзно-республиканского Министерства внутренних дел РСФСР”. С его созданием МВД СССР перестает непосредственно осуществлять свои функции на территории РСФСР. Все органы внутренних дел на территории Российской Федерации становятся подведомственными МВД РСФСР и входят в единую общесоюзную систему таких органов.

 

Она включала в себя руководство МВД РСФСР (министр В. П.Трушин и 7 заместителей, коллегия -17 человек), Главное управление уголовного розыска, Главное управление БХСС, Шестое управление, Главное следственное управление, Главное управление по охране общественного порядка, Главное управление по исправительным делам, Главное управление лесных ИТУ, управление государственной автомобильной инспекции, управление пожарной охраны, управление профилактической службы, управление внутренних дел на транспорте. Кроме того, предусматривалось создание следующих обеспечивающих (функциональных) служб: политическое управление, организационно-инспекторское управление, экспертно-криминалистическое управление, управление кадров, управление капитального строительства, медицинское управление, хозяйственное управление, отдел военно-мобилизационной работы и гражданской обороны, оперативно-техническое управление, управление материально-технического снабжения, отдел по взаимодействию со средствами массовой информации, управление делами. При МВД РСФСР действовали также: республиканский информационный центр, главное управление охраны, управление торговли.

 

Для любого переходного периода, как показывает история, характерной чертой является частая смена руководителей различных звеньев государственного аппарата. Это подтверждается и последним периодом существования МВД СССР - с 1986 по 1991 год сменилось четыре министра: А. В.Власов, В. В.Бакатин, Б. К.Пуго, В. П.Баран-ников.

 

Существенный вклад в развитие органов внутренних дел в 60-80-е годы внесли руководящие работники МВД: Богатырев И. Т., Викторов Б. А., Елисов Б. К., Заботин Б. В., Карпец И. И., Крылов С. М, Кудрявцев АЯ., Куреев А. В., Лекарь А. Т., Мокроусов Г. Ф., Мурашов С. В., Никитин К. И., Олейник П. А, Петушков В. П., Рябик И. И., Самохвалов В. Т., Смолин А. Ф., Усков М. П., Шумилин Б. Т.


 

Еще один шаг в направлении децентрализации органов внутренних дел в масштабе СССР и усилении их самостоятельности на территории РСФСР был сделан после принятия Первым съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. “Декларации о государственном суверенитете РСФСР”[19].22 июня 1990 г. съезд принял постановление “О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР (основы нового Союзного договора)”[20].

 

В результате установилось верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на территории Российской Федерации, а также право РСФСР приостанавливать на своей территории действия актов Союза ССР, противоречащих суверенным правам РСФСР.

 

Постановлением съезда Министерство внутренних дел РСФСР выводилось из подчинения союзного МВД. Предусматривалось, что МВД РСФСР подчинено только Совету Министров РСФСР и взаимодействует с МВД СССР.

 

Планы семинарских занятий:

 

Семинар № 1 (4 часа)

1.. Совершенствование организации и деятельности полиции в начале 18 в.

 

2. Полиция России во второй четверти 18 в.

 

3. Организация полиции во второй половине 18 в.

 

4. Полиция России в конце 18 в.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

ОСНОВНАЯ:

 

1. История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы.- М: Щит, 1998.-89 с.

 

2. История органов внутренних дел дореволюционной России.-М.: Политиздат, 1984.- 158 с.

 

3. Мулукаев Р. С. Система органов внутренних дел дореволюционной России / Р. С.Мулукаев, В. М.Курицин - М: Воениздат, 1984.-198 с.

 

4. Мулукаев Р. С., А. Я.Малыгин, А. Е.Епифанов. История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов.- М. 2005. – 336 с.

 

Дополнительная:

 

1. История органов внутренних дел дореволюционной России: Уч. пособие. М: Юрид. Лит., 1985.- 129 с.

 

2. Организация и деятельность уголовного сыска в дореволюционной России (конец ХIХ-начало ХХ в. в.): Уч. пособие. М., 1984- 112 с.

 

Семинар 2 (4 часа)

 

1. Совершенствование организации и деятельности полиции в начале 19 в.

 

2. Реформы политической полиции.

 

3. Преобразования полиции во второй половине 19 века.

 

4. Полиция в конце 19 в.-начале 20 в..

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

ОСНОВНАЯ:

 

1. История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы.- М: Щит, 1998.-89 с.

 

2. История органов внутренних дел дореволюционной России.-М.: Политиздат, 1984.- 158 с.

 

3. Мулукаев Р. С. Система органов внутренних дел дореволюционной России / Р. С.Мулукаев, В. М.Курицин - М: Воениздат, 1984.-198 с.

 

4. Мулукаев Р. С., А. Я.Малыгин, А. Е.Епифанов. История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов.- М. 2005. – 336 с.

 

Дополнительная:

 

1. История органов внутренних дел дореволюционной России: Уч. пособие. М: Юрид. Лит.1985.- 129 с.

 

2. Организация и деятельность уголовного сыска в дореволюционной России (конец ХIХ-начало ХХ в. в.): Уч. пособие. М., 1984- 112 с.

 

СЕМИНАР 3.(2 часа)


 

1. Создание советской милиции (функции, принципы организации, методы работы).

 

2. Советская милиция в 30-е годы.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

ОСНОВНАЯ:

 

1. Еропкин М. И. Развитие органов милиции в Советском государстве. М.,:“Юриздат” 1967 г. -117 с.

 

2. Киссис М. П. - Основные этапы истории Советской милиции. М., 1965. –84 с.

 

3. Мулукаев Р. С. Скилячин А. Т. - История Советской милиции. Хронологический справочник./ Р. С. Мулукаев, А. Т.Скилячин, Л.:Наука. 1976 –175 с.

 

4. Мулукаев Р. С., А. Я.Малыгин, А. Е.Епифанов. История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов.- М. 2005. – 336 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

 

1. Сборник документов по истории ОВД. Вып. 1,2 М.: Академия МВД СССР, 1979,1981гг.- 124 с.

 

2. История советской милиции. 1-2 тома под ред. Н А. Щелкова. М., изд. Академии МВД СССР, 1977 г. -111 с.

 

Семинар 4 (2 часа)

 

1. Органы внутренних дел в период Великой отечественной войны (1941-1945).

 

2. Милиция в послевоенный период (1945- 1950 гг.).

 

3. ОВД В 50-е ГОДЫ.

 

4. Советская милиция в 60-е годы.

 

5. Мулукаев Р. С., А. Я.Малыгин, А. Е.Епифанов. История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов.- М. 2005. – 336 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

 

1. Филатов В. П. - Ленинградская милиция в период обороны города (1941-1944гг.). М.; ВШ МООП, 1965.- 53 с.

 

2. Сборник документов по истории ОВД. Вып. 1,2 М.: Академия МВД СССР, 1979,1981гг.- 124 с.

 

3. История советской милиции. 1-2 тома под ред. Н А. Щелкова. М., изд. Академии МВД СССР, 1977 г. -111 с.

 

СЕМИНАР 5 (2 часа)

 

1. ОВД В 70-е годы.

 

2. Изменения в структуре милиции в 80–е годы.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

ОСНОВНАЯ:

 

1. История ОВД Советского государства. М.: Академия МВД СССР, 1986, 144 с.

 

2. Некрасов Б. Ф., Борисов А. В. Органы и войска МВД России, /Б. Ф.Некрасов, А. В. Борисов, М.: Объед. Ред. МВД. 1996. – 164 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

 

1. Волков А. В. Государство, власть, порядок. Проблемы обеспечения законности. М.:Дрофа, 1995.- 109 с.

 

2. Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ: Учебник для ВУЗов/С. А.Воронцов. С. Ф.Степашин, М.: Феникс, 1999.- 117 с.

 

Практическое занятие по теме 5

 

1. ОВД в конце 20 начале 21 века.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

ОСНОВНАЯ:

 

1. Некрасов Б. Ф., Борисов А. В. Органы и войска МВД России, /Б. Ф.Некрасов, А. В. Борисов, М.: Объед. Ред. МВД. 1996. – 164 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

 

1. Волков А. В. Государство, власть, порядок. Проблемы обеспечения законности. М.:Дрофа, 1995.- 109 с.

 

2. Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ: Учебник для ВУЗов/С. А.Воронцов. С. Ф.Степашин, М.: Феникс, 1999.- 117 с.


 

Документы:

 

ИНСТРУКЦИЯ ГОРОДОВЫМ

 

С.-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ПОЛИЦИИ

 

(Извлечение) 1. Цель учреждения Полицейской стражи

 

§ 1. Городовые суть нижние чины Полицейской стражи, кото­рая учреждена для наблюдения за порядком и благочинием и для ограждения общественной безопасности посредством предупрежде­ния и пресечения преступлений и устранения несчастных случаев.

 

§ 2. Городовые, по распоряжению непосредственного своего Начальства, назначаются на службу дежурными на подвижных и по­стоянных постах, командируются для соблюдения порядка в местах стечения публики и употребляются как командами, так и порознь для отдельных поручений по службе, как-то: для розыска преступ­ников, для конвоирования задержанных лиц и т. п.

 

III. Обязанности городовых по дежурству на подвижных постах

 

§ 8. Подвижным постом называется известное пространство улицы или площади, которое поручается надзору двух или трех по­очередно сменяющихся городовых.

 

§ 10. Дежурные городовые должны постоянно находиться на видных местах, дабы каждый нуждающийся в помощи мог их найти. Поэтому воспрещается им заходить во дворы или в питей­ные и торговые заведения, исключая случаев, когда это необходи­мо для прекращения беспорядка, или по приглашению оказать помощь. Удаляясь с поста по болезни или по случаю происшест­вия на продолжительное время, дежурный городовой должен дать знать смену, чтобы сей последний его заступил.

 

IV. Обязанности городовых подвижных постов по наблюдению за чистотою и порядком на площадях, улицах и дворах § 16. Для соблюдения порядка и чистоты на площадях, улицах и дворах городовым подвижных постов вменяется в обязанность:

 

1) Наблюдать, чтобы собранный в домах сор, мусор, щебень и всякая вообще нечистота не была выбрасываема на улицу, а ос­тавляема во дворах до вывоза оной мусорщиками.

 

2) Требовать, чтобы дворники ежедневно утром очищали, сме­тали тротуары, водосточные канавы и улицы. Снег, лед и сор сле­дует складывать в кучи до вывоза оных мусорщиками.

 

VIII. Обязанность городовых подвижных постов по охранению общественного порядка, спокойствия и благочиния

 

§ 18. В видах охранения общественного порядка, спокойствия и благочиния на городовых подвижных постов возлагается:

 

1) Прекращать всякий шум, крик, брань, ссоры и драки на улицах, площадях и в публичных местах...

 

3) Воспрещать рабочим, дворникам и вообще простонародью громко произносить на улицах непристойные ругательства и не­приличные шутки.

 

4) Пьяных, которые идут шатаясь и падают, и тех, которые позволяют себе кричать, шуметь, браниться, петь песни, задержи­вать и отправлять в Частный Полицейский дом для вытрезвления. При скоплении пьяных, когда одному дежурному городовому не возможно восстановить порядок, он должен свистком созвать городовых соседних постов и призвать на помощь ближайших дворников.

 

IX. Обязанности городовых подвижных постов по предупреждению и пресечению преступлений

 

§ 19. Предупреждение и пресечение преступлений и огражде­ние общей безопасности составляет важнейшую обязанность По­лиции, успешному выполнению которой обязан содействовать вся­кий городовой по мере сил своих и способностей. В этих видах всем городовым вменяется в обязанность:

 

2) Через дворников и швейцаров хорошего поведения узнавать о притонах людей подозрительных и беспаспортных и сведения эти сообщать своему околоточному надзирателю.

 

4) Требовать, чтобы дворники и сторожа около лавок исправ­но исполняли ночной караул, не дозволять им располагаться на скамейках и спать у ворот и внушать, чтобы они обращали вни­мание на всех входящих и выходящих из дому для предупрежде­ния воровства, в особенности летом во время переезда хозяев квартир на дачи.

 

XI. Обязанности городовых на постоянных постах

 

§ 21. Городовые, поставленные на постоянных постах, обязаны находиться на оных безотлучно и независимо от исполнения об­щих обязанностей городовых иметь надзор за тем местом, которое поручено их наблюдению, согласно особому наставлению своего Участкового Пристава.

 

Собрание законов... С. 350.

 

Инструкция урядникам

 

9 июня 1878 г.

 

(Извлечение)

 

1. Полицейские урядники учреждаются в 46-ти губерниях, уп­равляемых по Общему Учреждению, для усиления средств уездной полиции и в помощь Становым Приставам для исполнения поли­цейских обязанностей, а также для надзора за действиями сотских и десятских и для их руководства.

 

2. Полицейских урядников полагается всего до 5000 на все 46 губерний. Урядники полагаются конные, но от усмотрения Мини­стра Внутренних Дел зависит часть их назначить пешими.

 

3. Означенное число урядников распределяется сообразно про­странству, населению и другим местным условиям: по губерниям — Министром Внутренних Дел, по уездам — Губернатором, по станам — Уездным Исправником.

 

4. Урядники определяются в должности Уездным Исправником из лиц, оказавшихся, по сделанному Исправником испытанию, на­иболее готовыми к полицейской службе.

 

5. Урядник должен иметь собственную лошадь с седельным прибором и форменную одежду по установленному образцу, утвержденному Министром Внутренних Дел.

 

10. Волостные старшины и сельские старосты оказывают урядникам необходимые содействия, исполняя все законные их требования, но урядники не имеют права принимать участия в об­щественных и хозяйственных делах сельских обществ и волостей и ни под каким видом не должны вмешиваться в действия Воло­стного Суда.

 

Сборник,циркуляров и инструкций МВД за 1878 год. СПб., 1880. № 124. С. 140

 

19 июля 1878 г.

 

(Извлечение)

 

1. В каждом из станов назначаются для исполнения полицей­ских обязанностей, а также для надзора за действиями сотских и десятских на местах и для их руководства полицейские урядни­ки, которые распределяются по участкам Уездным Исправником.

 

2. Полицейские урядники, состоя в непосредственном ведении и распоряжении Становых Приставов, получают от них все пору­чения и приказания и докладывают им о своих действиях по служ­бе. В сношениях как Становые Пристава, так и урядники долж­ны, по возможности, избегать письменного производства, отдавая первые приказания, а последние делая свои донесения на словах.

 

3. Сотские и десятские, находясь в прямом подчинении поли­цейских урядников, как своих ближних начальников, получают от них приказания, за неисполнение которых отвечают как за ослу­шание начальству.

 

4. Полицейские урядники следят, чтоб близ церквей, в особен­ности во время богослужения, а равно и во время крестных хо­дов, не происходило никакого шума, бесчинства и неприличия.

 

5. Полицейские урядники обязаны в участках, им вверенных, охранять общественное спокойствие и следить за проявлением ка­ких бы то ни было толков, направленных против правительства, законных властей и общественного порядка, равно к подрыву в обществе доброй нравственности и прав собственности. В сих видах урядники наблюдают:

 

а) чтобы не распространялись вообще среди народа, на фабриках, заводах, в питейных заведениях и т. п. злонамеренные суж­дения и слухи;

 

б) чтобы не были распространяемы посредством рассылки, раздачи, разбрасывания или каким-либо иным способом листовки, книги, картины и т. п. издания преступного содержания;

 

в) не допускать сходбищ и собраний и действий, противных ти­шине и спокойствию;

 

г) чтобы не происходило буйства и беспорядка в публичных со­браниях и местах.

 

6. Урядники наблюдают, чтобы никто не носил запрещенного оружия и не производил стрельбы в местах, где это запрещено; чтобы соблюдаема была надлежащая осторожность при складыва­нии или возке тяжестей, при содержании диких зверей, при ско­рой езде и т. п. случаях.

 

7. Полицейские урядники наблюдают, чтобы продажа в питей­ных заведениях начиналась не ранее 7 часов утра, а в табельные и воскресные дни не прежде как по окончании литургии, и чтобы питейные заведения закрывались в селениях в 10 часов вечера, а в городах и на ярмарках в 11 часов вечера; чтобы во всех местах продажи питий не было допустимо никакого бесчинства, и не доз­воляли иметь музыку, учреждать увеселительные игры, равно иг­ры в карты или кости, или в шашки; чтобы в селениях во время волостных и сельских сходов распивочная продажа не была откры­ваема до окончания оных, чтобы напитки не были продаваемы распивочно малолетним и отнюдь никому в долг, на обмен, в уп­лату по долговым обязательствам или за работы, но всегда за на­личные деньги, и чтобы вообще были в точности соблюдаемы от­носительно питейной торговли правила.

 

8. О всяком происшествии, заключающем в себе признаки пре­ступления или проступка, подлежащего преследованию, независимо от жалоб частных лиц, урядники тот час доносят Становому При­ставу, Судебному Следователю и Товарищу Прокурора Окружного Суда и до прибытия Станового Пристава или Судебного Следова­теля, или лица прокурорского надзора приступают к проведению до­знания. Дела сего рода не могут быть кончаемы миром. К дозна­нию урядники приступают как по непосредственно усмотренным де­яниям, так и по дошедшим до них о том заявлениям и сведениям.

 

9. О преступлениях и проступках, означенных в пп. а, б, в и г § 5, урядники, кроме донесения Становому Приставу, Товари­щу Прокурора, сообщают и местному Жандармскому офицеру, ес­ли он находится вблизи.

 

11. В случаях важных и чрезвычайных, открытого сопротивле­ния распоряжениям полиции и вообще законным властям урядни­ки тотчас доносят о том Становому Приставу для принятия уста­новленных на сии случаи законных мер, а между тем, по возмож­ности, через сотских и десятских задерживают буйствующих, в том числе волостные старшины и сельские старосты обязаны оказать урядникам законную помощь.

 

16. Полицейские урядники обязаны возможно чаще обходить или объезжать днем и ночью вверенную им местность по всем направ­лениям больших и проселочных дорог, посещать селения, деревни, поселки, фабрики и заводы, бывать на базарах, ярмарках, сельских торжках, в коих по разным обстоятельствам скопляется большое ко­личество народа, чаще осматривать глухие места для убеждения, не скрываются ли в оных подозрительные и опасные лица.

 

19. Полицейские урядники обязаны наблюдать за исправным состоянием дорог, мостов, переправ, бичевников, за своевремен­ным исправлением оных, за целостностью телеграфных проводов, за установлением для безопасности в зимнее время вех по доро­гам через реки, озера и поля, а также за сохранностью межевых знаков и целостностью деревьев, посаженных вдоль дороги, доно­ся о замеченных неисправностях Становому Приставу. Если при объезде участка урядник заметит порчу железной дороги или по­ложенные на рельсы какие-либо предметы (камни, шпалы и т. п.), угрожающие безопасности движения, то по возможности очистит путь, а о замеченных неисправностях дает знать ближайшему же­лезнодорожному сторожу для предупреждения несчастного случая, а затем доносит Становому Приставу.

 

23. Ввиду охранения народного здоровья, полицейские урядни­ки наблюдают в селениях:

 

а) за чисткой улиц от нечистот, содержанием в исправности канав для осушения, надлежащим ограждением колодцев, отнюдь не дозволяя чем-либо засаривать колодцы, реки и источники, или портить воду в местах, где берут ее для питья, мочением льна и конопли, отводом нечистот или фабричных стоков и бросанием вредных веществ;

 

б) за продажей на сельских рынках и базарах испорченных или чем-либо помеченных съестных припасов и напитков, ядовитых или сильнодействующих веществ, платья и вещей после больных и умерших от заразной или прилипчивой болезни, когда они не были надлежащим образом очищены, если о сем известно.

 

26. Полицейские урядники обязаны следить негласным обра­зом за неблагонадежными и подозрительными лицами и наблюдать негласно за поведением лиц, водворенных на места жительства под надзор полиции.

 

30. Полицейские урядники наблюдают, чтобы охота на птиц и зверей и рыбная ловля производились на основании установлен­ных правил для этого.

 

36. Полицейские урядники должны проживать в своем участке и без ведома ближайшего начальства не отлучаться из участка.

 

Сборник циркуляров и инструкций МВД за 1878 год. СПб., 1880г. С. 170.

 

№189

 

НАСТАВЛЕНИЕ НИЖНИМ ЧИНАМ

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ШТАТА МОСКОВСКОГО

 

ГУБЕРНСКОГО ЖАНДАРМСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Утверждено Начальником Московского Губернского

 

Жандармского Управления

 

2 января 1895 г.

 

Нижние чины дополнительного штата Отдельного Корпуса Жандармов, неся высокую службу по охранению государственного и общественного строя в Империи, должны быть безупречной нравственности; обязаны держать себя с достоинством, присущим сверхсрочно служащим унтер-офицерам, но, однако, не переходить границ, которые давали бы повод окружающим жителям видеть в них начальствующих лиц; иметь общение со всеми жителями, за­служить от них уважение своими добрыми качествами, честностью и ласковым обхождением и приобрести такое доверие, чтобы жи­тели обращались к жандармским нижним чинам за советами, а для этого нижним чинам надо быть вполне правдивыми и знакомиться через чтение руководств и особых занятий под руководством непо­средственного ближайшего начальника своего с главными сторона­ми государственного и общественного строя Империи.

 

Дополнительный штат Отдельного Корпуса Жандармов состоит из помощников начальников Губернских Жандармских Управлений и состоящих при них нижних чинов. Помощнику начальника Губерн­ского Жандармского Управления поручается для наблюдения один, два или более уездов. Состоящие при нем нижние чины (жандар­мы) составляют команду, которая состоит из вахмистра и унтер-офицеров. Каждый уезд делится на участки, эти поручаются для ближайшего наблюдения жандармам команды; причем в каждый участок назначается обыкновенно два жандарма, из коих один за старшего. Город или селение, где квартируют участковые жандар­мы, называется жандармским пунктом. Старший жандарм несет службу наравне с младшим, но старший, кроме того, ведет от сво­его имени всю служебную переписку и отвечает за порядок и це­лость своей канцелярии. Младший жандарм на пункте подчиняется старшему и исполняет все его законные требования.

 

А. Положение общее

 

Нижние чины дополнительного штата исполняют обязанности собственно розыскные и наблюдательные, разыскивая скрываю­щихся государственных преступников, обнаруживая государствен­ные преступления и следя за поднадзорными и неблагонадежны­ми; независимо от этих обязанностей они в то же время наблюда­ют за всем происходящим в районе, вверенном их наблюдению, и особенно за фабриками и заводами, отнюдь не вмешиваясь в распоряжения полицейских и других местных властей непосред­ственно, но о всяком происшествии, преступлении, злоупотребле­нии и противозаконном действии немедленно доносят письменно или докладывают словесно своему непосредственному начальнику. Непосредственное же участие жандармские нижние чины прини­мают в охране общественного спокойствия и принимают меры, предупреждающие уничтожение следов преступления, только за отсутствием чинов общей полиции, исполняя в сих случаях все­цело обязанности последней.

 

Б. Обязанности по ознакомлению с участками

Так как фактически вся наблюдательная розыскная часть по де­лам политического характера лежит на участковых жандармских нижних чинах, то каждый из них должен возможно ближе и лучше ознакомиться со своим участком и знать не только всех властей, начиная с исправника и кончая сельским старостой, но, по возмож­ности, и местных жителей, их поведение, образ жизни и степень благонадежности, как в политическом, так и в нравственном отно­шениях. Каждый из унтер-офицеров должен помнить крепко, что чем ближе он будет знать свой участок, тем легче ему будет нести службу, чем больше он будет иметь сведений о том, что делается в участке, тем успешнее будут его действия; он обязан хорошо оз­накомиться с бытом населения, в особенности фабричного и завод­ского, и твердо знать:

 

1) Все фабрики и заводы, сколько рабочих и какое их мате­риальное и санитарное положение, владельцев и всех лиц фабрич­ной администрации, а также об установившихся отношениях рабо­чих с фабричной администрацией.

 

2) Все села, деревни и населенные пункты, число жителей, главное занятие их и степень благосостояния.

 

3) Направление дорог и расстояние между населенными пунк­тами.

 

4) Все учебные заведения, школы, училища и их учебный пер­сонал.

 

5) Библиотеки, книжные магазины, типографии и литографии.

 

6)Все больницы, приемные покои и медицинский персонал, в особенности земских врачей, фельдшеров, фельдшериц и вете­ринаров.

 

7) Все ярмарки, церковные и народные празднества и всякого рода публичные съезды, на коих следует всегда присутствовать.

 

8) Все учреждаемые народные столовые и больничные бараки (как по распоряжению правительства, так и старанием частных лиц) и всех служащих в них.

 

9) Знать в лицо и местожительство всех неблагонадежных и порочных лиц.

 

В. Обязанности при объездах участка

 

Совершая объезд или обход своего участка, жандармский унтер-офицер обязан:

 

1)Проверить всех поднадзорных и собрать подробные сведения о происшедших в их судьбе переменах (семейных и материальных), об отлучках и выездах, кто из посторонних лиц посещал их, с ка-кой целью и вообще как они (поднадзорные) проводили время.

 

2) Стараться узнать, не бывает ли у кого-либо из неблагона­дежных лиц сходок или сборищ и кто именно на них бывает; не делают ли на таковых каких-либо денежных пожертвований или складок, не обсуждаются ли какие-либо политические вопросы и не читаются ли запрещенные книги и какие именно.

 

3) Разузнавать: не распространяются ли между фабричными рабочими какие-либо ложные слухи о сокращении рабочего дня или об увеличении платы, не возбуждет ли кто-нибудь рабочих к стачкам, забастовкам, неповиновению и другим незаконным дей­ствиям против владельцев и фабричной администрации, не распро­страняется ли между ними каких-либо прокламаций, воззваний и листков революционного содержания, а равно наблюдать и за об­щим соблюдением фабричного устава по отношению к рабочим.

 

4) Разведывать: не скрываются ли где-нибудь на фабриках и селениях преступники и лица, разыскиваемые циркулярами Де­партамента Полиции и предписаниями своего начальства.

 

5) Наблюдать за лицами, прибывающими в участок с загранич­ными паспортами, обращая наибольшее внимание на тех из них, кои проживают по болгарским и турецким паспортам, и собирать сведения: о их поведении, образе жизни и знакомстве. Подлежат негласному наблюдению и те из русских подданных, о коих будет дознано, что они ездят часто за границу или недавно прибыли оттуда.

 

6) Наблюдать за появлением в своих участках неизвестных и подозрительных людей, обращая особое внимание на интеллигент­ных (хорошо грамотных) молодых людей, и разузнавать о их по­ведении, занятиях, а также когда и откуда они прибыли и по ка­ким документам проживают.

 

7) Разузнавать: не распространяются ли между крестьянами какие-либо превратные и тревожные слухи о разделе земли и о действиях правительства и тщательно разведывать, откуда и кем пущены эти слухи.

 

8) Прислушиваться к народным толкам и молве и тут же про­верять все слухи, заслуживающие внимания, путем негласной раз­ведки.

 

9) Зорко следить за поведением учителей, учительниц, зем­ских и городских врачей, фельдшеров, фельдшериц, акушерок, ветеринаров и учащейся молодежи, в особенности приезжающей на каникулярное время, не распространяют ли они в народе и среди рабочих каких-либо превратных слухов и не внушают ли они неуважение к особе государя императора и правительству. Особенно следить бдительно за лицами, приезжающими в участок для оказания помощи в борьбе с какой-либо эпидемией или на - i родным бедствием.

 

10) Наблюдать за поведением волостных писарей, фабричных конторщиков, письмоводителей земских начальников и вообще гра­мотных людей, занимающих писарские должности, так как многие из политических злоумышленников стараются распространить свои вредные противоправительственные мысли и понятия среди наро­да и с этой целью, чтобы быть ближе к сельскому и фабричному народу, иногда нарочно поступают на вышеупомянутые должности.

 

11) Следить за учреждением народных столовых, больничных бараков и т. п., устраиваемых как по распоряжению правительст­ва, так и стараниями частных лиц и наблюдать за появлением и деятельностью служащих в них лиц (медицинский персонал и учащаяся молодежь).

 

12) Разведывать и задерживать бродяг и указывать местной полиции на беспаспортных и лиц, проживающих почему-либо без прописки.

 

13) Следить за книгоношами, проверять, имеют ли они уста­новленное разрешение на продажу книг и не распространяют ли каких-либо запрещенных или бесцензурных изданий.

 

14) Наблюдать за читальнами, библиотеками и книжными ма­газинами, не имеют ли они каких-либо недозволенных к обраще­нию книг и следить за типографиями и литографиями, не печата­ют ли они каких-либо недозволенных сочинений и не производят ли они каких-либо секретных работ.

 

15) Следить за публичными лекциями и чтениями для народа и собирать сведения о их направлении, донося о каждом случае своему начальству.

 

16) В случае совершения в участке какого-либо уголовного преступления, как например: убийства, грабежа и поджога и т. д., производить гласную разведку об обстоятельствах дела на тот предмет, не заключается ли в данном деле признаков государст­венного преступления; в потребных же случаях оказывать закон­ное содействие властям и помощь пострадавшим.

 

17) Разузнавать о деятельности должностных лиц и, усмотрев в их действиях незаконность и признаки преступления, произво­дить тщательную разведку, стараясь добыть доказательства.

 

18) Вообще строго наблюдать за тем, что не грозит ли общест­венному порядку и не скрываются ли преступления и преступники. Г. Обязанности по наблюдению и розыску

 

1)Получив приказание от своего начальства учредить за кем-нибудь негласный надзор или наблюдение, унтер-офицер прежде всего должен узнать, где, у кого и с кем это лицо живет и под каким-нибудь благовидным предлогом постараться непременно увидеть его в лицо. Затем приискать между жителями того дома, где живет поднадзорный, или в соседстве благонадежного челове­ка, от которого и добывать необходимые сведения о поднадзорном. Если же не представится возможным почему-либо найти такого человека (найти скоро), то при каждой проверке поднадзорного, т. е. посещении того места, где он живет, путем опроса (в частном разговоре) соседей, постараться осторожно узнать, куда это лицо ходит, выезжает, с кем ведет знакомство, как проводит время, как часто получает и посылает письма, с кем именно ведет перепис­ку и не делает ли чего-либо преступного. Если окажется, что под­надзорный находится в сношениях с неизвестными жандарму ли­цами, следует немедленно выяснить, также секретным путем, фа­милии, звание и поведение последних. Наблюдение должно вестись настолько секретно, чтобы поднадзорный не знал, что он состоит под наблюдением о всех переменах, происшедших в судь­бе поднадзорного, и отлучках доносить своему начальству.

 

2) Собирая негласные сведения по различного рода делам, следует соблюдать величайшую осторожность и разборчивость. Приступать к расспросам своих знакомых не в виде служебных требований, а в виде обыкновенных разговоров так, чтобы люди не знали цели расспросов и беседы. При этом следует обращать главное внимание, насколько можно верить словам того, с кем они разговаривают. Каждому унтер-офицеру следует помнить, что весь успех службы его зависит от умения заслужить доверие и расположение к себе людей благонадежных и пользующихся значением, а чтобы достигнуть этого, необходимо соблюдать в сношениях со всеми сословиями строгую вежливость и прили­чие. Кроме того, необходимо оказывать почтение духовным лицам, властям и всем почтенным и честным людям. В разговоре со все­ми соблюдать вежливость и приличие, избегая фамильярности и болтливости. В сношениях с рабочими и крестьянами быть при­ветливыми и отнюдь не требовать со стороны их особого почте­ния к себе как к лицам начальствующим. Вообще же, жандармам строжайше воспрещается хвастать перед кем бы то ни было сво­им значением, обязанностями и правами. На каждой фабрике и заводе следует завести из числа рабочих и администрации таких благонадежных лиц (знакомых), от которых можно было бы добы­вать необходимые сведения, то же самое следует приобрести зна­комых в каждой деревне и селении, через которых можно было бы получать сведения и узнавать о всякого рода происшествиях. С местными полицейскими и сельскими властями, как то: стано­выми, урядниками, старшинами и старостами — унтер-офицеры Должны жить в мире и поддерживать, по возможности, хорошие отношения, так как совместными действиями по обнаружению преступлений и проступков они несомненно принесут больше пользы службе, чем действуя порознь и враждуя. С содержателями гостиниц, постоялых и заезжих домов, а так­же питейных и трактирных заведений жандармы должны тоже под­держивать добрые отношения, т. к. они могут от них почерпнуть много полезных сведений. Самим же жандармам хотя и не вос­прещается законом посещать питейные заведения, но они должны бывать там только в крайних случаях, со строго определенной целью, так как частые посещения кабаков без особой надобности ведут только к столкновению с пьяными посетителями и к неже­лательным оскорблениям унтер-офицеров. Жандармы должны приобретать доверие и расположение честных и благонадежных жителей вежливым и приветливым обращением, трезвым и честным поведением и тем доказывать населению, что они назна­чены не для обременения, а для их пользы. Тогда будет легко рас­крывать всякое зло, так как жители, привыкнув в жандармах ви­деть честных и полезных для себя людей, будут сами помогать об­наружению злоумышленников. С этой целью при несчастных случаях жандармы должны помогать страдающим и обиженным насколько можно это будут делать, не вмешиваясь в распоряже­ния местных властей. Если жандарм найдет где-нибудь избитого, упавшего или заболевшего, он обязан немедленно оказать ему по­мощь, облегчить страдание и, передав на чье-либо попечение, дать знать полиции. При первом известии о пожаре должны прибыть на место, и если там не окажется местной полиции, то созвать людей и принять меры к тушению и спасению людей и имущества, стараясь подавать окружающим пример. Точно так же должны ве­сти себя жандармы и в присутствии полиции, но в распоряжения их отнюдь не вмешиваться, а только способствовать к выяснению причин пожара и в особенности к обнаружению поджигателей, ес­ли пожар произошел от поджога. Вообще же жандармы должны оказывать жителям деятельную помощь не только при несчастных случаях, но и предупреждать всякого, кому угрожает опасность для жизни, здоровья и целости его имущества. 5) Каждый жандармский унтер-офицер должен иметь список и знать приметы лиц, разыскиваемых циркулярами Департамента Полиции и, по возможности, запомнить наружность (физиономии) разыскиваемых государственных преступников, изображенных на фотографических карточках, чтобы при розысках легче было их отыскивать. Обращать особое внимание на лиц неизвестных и вновь прибывающих, стараясь выяснить, прописаны ли они и по какому документу и не внушают ли они чем-либо подозрений. Справки о прописке и подлинности документов следует собирать

 

через посредство местной полиции, путем личных сношений, не высказывать им своих подозрений и имеющихся сведений. Если бы жандарм обнаружил подозрительного человека, схожего по приме­там с одним из разыскиваемых правительством, то, установив за ним самый строгий негласный надзор, доносит немедленно своему начальнику; к задержанию же такого лица самостоятельно (до по­лучения приказания) прибегать лишь в том только случае, когда будет доказано, что заподозренный намерен скрыться и при этом будут добыты несомненные доказательства того, что это лицо дей­ствительно разыскивается и подлежит аресту. Арестовывая пре­ступника, жандарм должен обыскать его и все отобранные пред­меты, письма, печатные и рукописные произведения запечатать в особый пакет, а арестованного сдать местной полиции под квитанцию. Для производства ареста жандарм во всех случа­ях, когда есть на месте общая полиция, приглашает чинов послед­ней. Обысков же квартир унтер-офицеры самостоятельно ни в ка­ком случае не производят и могут присутствовать по приглаше­нию гражданских, военных и полицейских властей для содействия чинам общей полиции только с разрешения своего начальника.

 

Д. О донесениях

 

О всем замеченном, согласно настоящей инструкции, жандарм обязан немедленно доносить письменно или докладывать словесно своему начальнику. Кроме того, он должен о всем замеченном за­писать в записную книжку (дневник). В письменных и словесных докладах начальнику он должен быть совершенно правдив и бес­пристрастен, придерживаться строго истины, ничего не убавлять и не прибавлять к виденному или слышанному, т. к. одно лишнее, выдуманное слово может изменить суть дела и вместо пользы сде­лает вред. В экстренных случаях, во избежание ошибочного и не­точного доклада, унтер-офицеры могут в первоначальных донесе­ниях ограничиваться только изложением совершившегося факта (сути дела), а подробности об обстоятельствах дела доносить лишь только после тщательной разведки. За умышленно ложный доклад или донесение унтер-офицеры подвергаются строгой ответствен­ности по закону и удаляются со службы.

 

Е. О поведении

 

Жандармские унтер-офицеры, как сверхсрочно служащие, по­ступившие в Корпус добровольно, должны высоко чтить свое зва­ние и любить свою службу, а потому исполнять таковую охотно, че­стно и с полным самоотвержением. Они должны точно и беспреко­словно исполнять все приказания своего начальника, а в своих докладах и донесениях ему быть, безусловно, правдивыми и откро­венными ложь и обман должны быть чужды жандарму а потому унтер-офицеры, уличенные в этом, не могут быть терпимы в Корпусе. Они должны служить примером усердия к службе, бескорыстия, преданности своему делу, строгого соблюдения воинской дис­циплины и безупречной нравственности. Всегда, где бы они ни были, должны вести себя трезво, прилично, соблюдать форму одеж­ды, военную выправку и быть при холодном оружии (шашка), при встрече с офицерами отдавать установленную воинскую честь. В сношениях с должностными лицами и чиновниками быть вежли­выми, а с жителями приветливыми. Они не должны вмешиваться ни в чьи распоряжения, разбирать семейные ссоры и дрязги. Ун­тер-офицеры должны быть неподкупны и бескорыстны, ни от кого не принимать не только подкупа или даже вознаграждения за ка­кую-либо услугу, но избегать и бесплатного угощения. Никто из жандармов не имеет права заниматься какой-либо торговлей или промыслом, держать лавку или отдавать на проценты деньги. Это же воспрещается и женам жандармов, находящимся при мужьях. Все негласные сведения, касающиеся службы, а равно дела, пере­писку и все бумаги должны содержать в строгом секрете и никому и ни под каким видом не говорить и не поверять служебных тайн.

 

Ж. Об употреблении в дело оружия

 

Жандарм имеет право употреблять в дело оружие:

 

1) Для отражения всякого вооруженного на него нападения.

 

2) Для отражения нападения хотя бы невооруженного, но уг­рожающего жизни и здоровью и сделанного при таких обстоятель­ствах и условиях, когда никакое иное средство защиты не было возможно.

 

3) Для защиты других лиц от нападения, угрожающего их жиз­ни или здоровью, когда никакое иное средство не было возможно.

 

4)Для воспрепятствования побегам арестованных, порученных им для сопровождения, когда никакое иное средство не было воз­можно. Употреблять оружие жандармские унтер-офицеры имеют право лишь настолько, насколько это необходимо для достижения вышеуказанных целей и только в таких случаях, когда нет воз­можности призывом помощи заменить эту крайнюю меру. Ог­нестрельное оружие должно быть употребляемо только тогда, ког­да действие холодным оружием представляется недостаточным. Отправляясь на службу, жандарм должен иметь револьвер неза­ряженным, за исключением тех случаев, когда на то последует особое приказание своего начальника, но патроны должны нахо­

диться при нем. Пользоваться правом употребления оружия нужно с большою осторожностью, прибегая к нему лишь в крайних случаях, когда ни увещания, ни угрозы не могут остановить нарушителя закона и заставить его исполнить требуемое. Строжайше воспрещается жандармам всякое превышение или злоупотребление властью, а тем более, употребление оружия в таких случа­ях когда ничего не выказывает необходимости сего.

 

Справка: приказ по военному ведомству № 202 1887 г.

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С.-ПЕТЕРБУРГСКОЙ СЫСКНОЙ ПОЛИЦИИ ЗА 1903 ГОД

 

«Существующая в городе Петербурге с 1866 года сыскная по­лиция в отчетном году функционировала, согласно штату, утверж­денному еще в 1887 году, в следующем составе: начальника сыск­ной полиции, его помощника, четырех чиновников для поручений, 50 полицейских надзирателей, делопроизводителя, старшего по­мощника делопроизводителя, двух младших, архивариуса и воль­нонаемных агентов и писцов, число которых до 80. Между этим составом и были распределены предметы ведения сыскной поли­ции: раскрытие преступлений в связи с предупреждением и пресе­чением их, справочная часть о лицах, задерживаемых участковой

 

. 5 февраля 1903 года на должность начальника сыскной полиции был назначен на­дворный советник В. Г. Филиппов». Далее идет перечень меропри­ятий, проведенных по его указанию.

 

1. В сыскную полицию было вызвано 350 содержателей мебли­рованных комнат, которым были даны указания: 1) о запрещении проживания в меблированных комнатах без прописки; 2) чтобы не было случаев хищения и каких-либо преступлений; 3) имелось бы должное наблюдение за жильцами; 4) во всех меблированных ком­натах и гостиницах для контроля за всеми приходящими и уходящи­ми заведены автоматически закрывающиеся дверные затворы, слу­жащие гостиниц и меблированных комнат снабжены значками.

 

3. Были вызваны все содержатели трактиров, чайных, ночлеж­ных домов и приютов (свыше 1000 человек) и им были разъясне­ны их обязанности в смысле предупреждения, пресечения и рас­крытия преступлений.

 

4. Такие же указания были даны старостам существующих в Петербурге артелей.

 

5. Установлены ежедневные уличные обходы с целью задержа­ния лиц, безобразно ведущих себя на улицах. Задержанные лица регистрировались в сыскной полиции в специально заведенных дугах.

 

6. Произведено одновременно по всему городу обходов, чем до­стигнуто массовое очищение столицы от бродячего и преступного люда.

 

7. Учрежден контроль над лицами, задерживаемыми за безоб­разие на улицах (хулиганами), для чего установлены особые фор­мы дуг и специальные листки.

 

8. Заведена регистрация лиц, лишенных права жительства в столице и самовольно возвращающихся.

 

9. Зарегистрирована прислуга гостиниц и меблированных ком­нат, собраны сведения о ее судимости.

 

10. Сосредоточены сведения о квартирах проституток для фак­тического наблюдения за сутенерами и содержательницами квартир.

 

11. Заведена книга сутенеров.

 

12. Заведены месячные графические таблицы, дающие точные сведения о количестве совершенных в столице преступлений, с подразделением на категории по роду преступлений и месту их совершения.

 

21. Заведены проверочные ежемесячные сличительные ведомости о деятельности полицейских надзирателей, что дает возможность контролировать их деятельность.

 

22. Изданы правила о дежурстве чинов сыскной полиции при отделении. Для наведения справок о судимости учрежден так на­зываемый стол привода, который существует со времени основа­ния сыскной полиции.

 

За время существования стола в нем собрано свыше миллиона листков со сведениями о судимости. На стол привода возложено: 1) собирание и хранение сведений: а) о лицах, опороченных по су­ду, б) о лицах, замеченных в предосудительном поведении, подвер­гавшихся различным административным взысканиям, в) о лицах, ра­зыскиваемых по обвинению в разных преступлениях, г) о лицах, уда­ляемых из столицы с воспрещением в ней жительства и д) о лицах, высылаемых из пределов России; 2) сообщение имеющихся сведе­ний о судимости известного лица по требованию судебных и адми­нистративных властей; 3) регистрация лиц, задерживаемых за раз­ные преступления и проступки в Петербурге и в других местностях, проверка их судимости, распределение по категориям и соответст­вующее с ними распоряжение и направление и 4) контроль над ли­цами, высланными из столицы и самовольно возвращающимися.

 

Собранные столом привода сведения вносятся на листки, ко­торые, смотря по содержанию вносимых на них сведений, имеют различный цвет и форму.

 

Для более быстрого обнаружения звания и имени лиц, совер' шивших преступления, но с целью избежать наказания, скрываю­щих свое прошлое, при Санкт-Петербургской сыскной полиции уч­реждено Антропометрическое бюро и фотография, которые, из года

 

год обогащаясь новым количеством карточек, оказывают громад­ную услугу в деле розысков. В Антропометрическое бюро доставляются ежедневно для измерения и удостоверения звания: I) лица обоего пола, задержанные полицией по разным случаям, на себя чем-либо обратившие внимание сыскной полиции; 2) арестанты из полицейских домов, подлежащие отправлению в тюрьму для заключения по приговорам суда; 3) окончившие сроки заключения в С.-Петербургском исправительно-арестантском отделении; 4) из пе­ресыльной тюрьмы арестанты каторжного разряда и 5) бродяги и лица, задержанные в провинциальных городах за бесписьменность, и направляемые для удостоверения звания. Все лица, исключая ре­цидивистов, подвергаются полному измерению по системе француз­ского доктора Бертильона, дающей изображение субъекта, выра­женное рядом цифр, показывающих размеры определенных частей тела, подверженных самым незначительным изменениям, а именно: измеряется рост, вышина бюста, расстояние между крайними точка­ми распростертых рук, продольный и поперечный диаметр черепа, длина левой ступни и левого локтя, длина среднего пальца и мизин­ца левой руки, длина и ширина правого уха, определяется профиль носа по выступу носовой перегородки. Все эти данные отмечаются в особых карточках, отдельных для каждого субъекта, причем на этих же карточках записывается цвет радужной оболочки левого глаза, особые приметы на теле измеренного субъекта, а также имя, отчество, фамилия, звание и судимость. Рецидивисты подвергаются только некоторой проверке с дополнением на карточках дополни­тельных сведений. Измерительные карточки составляются в двух экземплярах, причем один регистрируется по цифрам измерений, другой передается в Справочный стол для хранения на дугах, где они и подкалываются в алфавитном порядке.

 

Д) нищенство, бесписьменность и Организованный, согласно приказу 29 октября 1902 г. № 232 ' при сыскной полиции Стол о дворниках и швейцарах находится в помещении Стола привода и действует на основании утвержден­ных г. градоначальником правил для регистрации и контроля двор­ников, швейцаров и сторожей. Назначение этого стола заключа­ется в учете дворников, швейцаров и сторожей и сосредоточении о них подробных сведений: о нравственных и служебных качест­вах, налагаемых за разные нарушения взысканных, удалении не соответствующих своему назначению, замеченных в грубом обра­щении и неисполнении или нерадивом исполнении служебных обя­занностей, главным же образом в недопущении на должность дворников, швейцаров и сторожей, являющихся охранителями личной и имущественной безопасности жителей столицы и бли­жайшими помощниками полиции, лиц порочных.

 

Ценным подспорьем сыска являются фотографии сыскной по­лиции, где работают два фотографа.

 

С.-Петербург. Типография

.„._.-.... _ С.-Петербургского Градоначальства. 1904.

 

№197

 

отношение министерства внутренних дел губернаторам, градоначальникам

 

и обер-полицмейстерам об отмене положения о негласном надзоре

 

10 января 1904 г.

 

(Извлечение)

 

В числе мер, направленных к предупреждению государствен­ных преступлений путем наблюдения за лицами сомнительной политической благонадежности, Министерством внутренних дел выработано было положение о негласном надзоре полиции, ут­вержденное... 1 марта 1882 года...

 

Применение на практике свыше двадцатилетнего периода оз­наченного надзора полиции убедило в настоящее время Министер­ство внутренних дел в недостаточности, для сохранения общест­венного порядка и спокойствия, тех результатов наблюдения за политически неблагонадежными лицами, достижение коих име­лось в виду при введении негласного надзора и признавалось в то время вполне достаточным для возможного предупреждения госу­дарственных преступлений.

 

Осуществление намеченных в Положении 1 марта 1882 г. за­дач ложилось, по силе сего положения, главным образом на чи­нов общей полиции, которые при их малочисленности и отсутствии при том средств быть осведомленными о вредной деятельности отдельного лица или целой противоправительственной организации могли, в действительности, собирать лишь общеизвестные и официальные сведения о лицах подчиненных, — на основании о их прошлом, — негласному надзору. При этом вне сферы ведения чинов полиции при осуществлении сего надзора оказались, главным образом, лица наиболее серьезные и деятельные, относительно коих сведения могли получаться не иначе, как при посредстве правильно организованного внутреннего и наружного наблюдения.

 

Таким образом, при возрастающем с каждым годом числе не­гласно-поднадзорных и развитии в течение последнего десятиле­тия организаций с преступными политическими целями, предупре­дительная борьба с ними путем негласного надзора, осуществля­емого на основании положения 1 марта 1882 года через чинов общей полиции, являлась крайне недостаточной и потребовала со стороны правительства противопоставления лицам неблаго­надежным в политическом отношении соответственной вооружен­ной опытом и знанием силы специально организованной политиче­ской полиции в лице чинов Жандармских Управлений и Охранных Отделений с их внутреннею агентурой и наружным наблюдением. На основании вышеизложенного и принимая во внимание, что в наиболее крупных и важных центрах Империи устроены розы­скные органы политической полиции, я признаю необходимым от­менить действие «Положения о негласном надзоре полиции 1 мар­та 1882 года», а также изданных в развитие и разъяснение его циркулярных предписаний... Министр внутренних дел...

 

ГАРФ, ф. 102, on. 206, д. 116, л. 442-442

 

№ 199

 

ИНСТРУКЦИЯ ОКОЛОТОЧНЫМ НАДЗИРАТЕЛЯМ МОСКОВСКОЙ СТОЛИЧНОЙ ПОЛИЦИИ

 

1. Назначение и обязанности околоточных надзирателей

 

1) На должности околоточных надзирателей Московской Сто­личной полиции принимаются лица, служившие в военной или гражданской службе, не моложе 21 и не старше 40 лет, хорошо грамотные, развитые и видной наружности. Эти лица, по мере от­крывающихся вакансий, зачисляются приказом по полиции на службу сверхштатными в резерв, где по достаточной подготовке подвергаются особой комиссией испытанию в знании обязанностей полицейской службы и по успешному выдерживанию установленно­го экзамена переводятся на вакансии в участки для ближайшего по­лицейского наблюдения и исполнения полицейских обязанностей.

 

Околоточные надзиратели, состоя на службе в резерве, счи­таются сверхштатными и получают жалование 20 рублей в месяц на всем своем содержании; по открытии же вакансий в участках переводимые из резерва околоточные надзиратели получают со­держание по трем разрядам 600, 660 и 720 рублей в год, начиная с 600 рублей. Кроме этого назначения, резервные — сверхштат­ные околоточные надзиратели — по выбору начальника резерва могут быть перечисляемы в штатные надзиратели того же резер­ва с содержанием в 540 рублей в год.

 

Примечание. Околоточные надзиратели, находясь на служ­бе в полиции, пользуются правами 14 класса, хотя бы и не име­ли еще классного чина.

 

2) Околоточные надзиратели в участковых управлениях, нахо­дясь в непосредственном ведении и распоряжении участковых при­ставов, получают от них все поручения и приказания на словах и докладывают им о своих действиях изустно.

 

3) В прямом подчинении околоточных надзирателей, как своих ближайших начальников, находятся городовые; они получают от них приказания, за неисполнение которых отвечают как за ос­лушание начальства.

 

4) Наблюдая за исполнением городовыми своего околотка воз­ложенных на них инструкцией для городовых обязанностей, око­лоточные надзиратели в своей деятельности должны руководство­ваться общими правилами, преподанными в ст. 1 — 10 включитель­но означенной инструкции.

 

) Обязанности околоточных надзирателей разделяются на общие

 

и особые — в свою очередь:

 

а) по наблюдению за наружным порядком;

 

б) по надзору за населением;

 

в) по дежурству в участковом управлении.

 

2. Общие обязанности околоточных надзирателей

 

6) В случаях, когда полиции для исполнения возложенных на нее законами обязанностей необходимо входить в непосредственные личные сношения с обывателями по месту их жительства, сношения эти делаются через околоточных надзирателей. Так на них возлагается предъявление обывателям относящихся до них требований различ­ных присутственных мест правительственных учреждений и должно­стных лиц, вручение в установленном порядке (ст. 378, 382, 383, 384 и 485 Уст. Угол. Судопр.) повесток мест и лиц судебного ве­домства, отобрание в том подписок, составление в случае отказа в даче таковых протоколов, составление описей имущества на упла­ту взысканий, производимых полицейским порядком, и т. п.

 

Примечание. Околоточным надзирателям воспрещается вызывать к себе на квартиру и в участковое управление нужных по делу лиц.

 

7) На околоточных надзирателей возлагается: а) ближайший надзор за соблюдением во вверенных им околотках правил и обя­зательных постановлений Московского Генерал-губернатора, Гра­доначальника и Городской Думы, а также приказов по Столичной полиции относительно общественного благоустройства и благочи­ния; б) предупреждать и останавливать нарушителей этих правил, водворять порядок и в случае неисполнения их законных требова­ний составлять о том протоколы, руководствуясь правилами, из­ложенными в нижеследующих статьях Уст. Угол. Судопр.:

 

Ст. 1130. Присутственные места и должностные лица казенно­го управления о каждом обнаруженном в пределах их ведомства нарушении устава, подлежащем преследованию судебным порядком, обязаны составить особый протокол.

 

Ст. 1135. Протоколы о нарушениях, обнаруженных на фабриках и заводах, составляются в присутствии хозяина завода, арендатора, приказчика или управляющего, а по нарушениям, обнаруженным в магазине, лавке или ином промышленном или торговом заведении, в присутствии хозяина или приказчика; но за отсутствием сих лиц Оставление протокола не останавливается, если приглашенные к засвидетельствованию нарушения понятые находятся налицо.

 

Ст. 1134. Протокол должен быть составлен безотлагательно и если возможно, на самом обнаружении нарушения.

 

Ст. 1142. Если обвиняемый откажется подписать протокол то обстоятельство это означается в протоколе и заявляется двум посторонним свидетелям.

 

Ст. 1224. Протоколы о нарушениях правил, установленных для охранения народного здравия, составляются и подписываются вра­чами, совместно с чинами полиции и в присутствии понятых на общем основании.

 

Примечание. Околоточные надзиратели должны составлять протоколы только по маловажным или же требующим немедленно­го составления протоколов обстоятельствам; по более же важным делам обращаться за указанием к приставу.

 

8) Составленные в указанных в предыдущем параграфе случа­ях протоколы околоточные надзиратели представляют участковому приставу для дальнейшего в установленном порядке направлении.

 

9)Околоточные надзиратели обязаны по собственному усмот­рению приступать к производству дознаний во всех тех случаях, когда усмотрят какой-либо повод подозревать, что совершено пре­ступление, равным образом, когда им будет о том кому-либо за­явлено или каким бы то ни было образом дойдет до них о том сведение, докладывая о результатах исследования приставу.

 

10) При производстве дознаний околоточные надзиратели ру­ководствуются общими правилами, указанными в статьях 253 и 254 Уст. Угол. Судопр., приведенных в приложении инструкции бывшего Прокурора Московской Судебной Палаты Муравьева. Они собирают необходимые сведения негласно, пользуясь близ­ким знанием жителей своего околотка и местности, стараясь не возбудить никакого подозрения или недоверия, отнюдь не беспо­коя жителей неуместным вмешательством в их дела, не дозволяя себе входить в квартиры и нарушать их покой. Ни в каком слу­чае не должны произвольно делать обыски и выемки, если не имеют на то особого приказания участкового пристава, на кото­ром в таком случае лежит и ответственность за сделанное распо­ряжение.

 

Примечание. В частные квартиры полиция имеет право за­ходить лишь в нижеследующих случаях:

 

а) при преследовании преступника по горячим следам, если бы он скрылся в чье-либо жилище;

 

б) если бы в чьей-либо квартире совершается или совер­шилось преступление;

 

в) при исполнении служебных бумаг, но с разрешения кварти­рохозяина;

 

г) по просьбе частных лиц для оказании законного содействия. 11)Околоточные надзиратели обязаны оказывать полное со­действие чинам охранного отделения сыскной полиции, которые

 

должны служить местными и самыми надежными пособниками при производстве розысков подозреваемых в совершении пре­ступлений, открытии краденных вещей, задержании разыскиваемых лиц и т. п. Равным образом оказывать помощь околоточным надзирателям других участков при производстве дознаний и вообще в подобных случаях действовать сообща, каждому в своем околотке, чтобы соединенным и одновременно повсеме­стным розыском достигать раскрытия преступлений. Оказывать полное содействие Прокур







Date: 2015-07-02; view: 4290; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.191 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию