Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ОВД в период перестройки ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Наиболее важные для милиции правовые документы это указы. Среди них, указ от 16 мая 1985 г. “Об усилении борьбы с пьянством”, от 1 июля 1986 г. “Об усилении борьбы с извлечением нетрудовых доходов”, от 28 июля 1988 г. “О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР”, постановлением II съезда народных депутатов СССР (декабрь 1989 г.) “Об усилении борьбы с организованной преступностью” и др. Именно на милицию возлагалась очень неблагодарная роль своими руками разгребать ошибки политиков.
Резкое ухудшение криминогенной обстановки в стране с началом “перестройки” потребовало принятия адекватных мер. В 80-е годы большую остроту приобретает проблема усиливающейся в стране наркомании. Министерство внутренних дел СССР количественно и качественно укрепило специализированные подразделения уголовного розыска по борьбе с наркоманией. В МВД СССР, МВД республик, УВД краевых и областных исполкомов и крупных городских отделах внутренних дел были созданы координационные комиссии для обеспечения взаимодействия с другими ведомствами и учреждениями. В декабре 1991 г. в МВД России была создана самостоятельная служба по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
В ноябре 1987 г. были образованы отряды милиции специального назначения (спецназ)[18].Согласно приказу МВД СССР от 3 октября 1988 г. вместо спецназа были созданы отряды милиции особого назначения (ОМОН), основной задачей которых является поддержание порядка при проведении различных массовых мероприятий, стихийных бедствиях, катастрофах и т. п.
В начале 1989 г. в составе МВД СССР было создано 6-е Главное управление по борьбе с организованной преступностью.
Мероприятия по перестройке жизни страны логически привели к необходимости глубокой реформы политической системы. Ее главным звеном стала демократизация системы государственного управления, ослабление централизма, расширение компетенции республиканских органов. В известном смысле можно сказать, что этот процесс в наибольшей степени затронул Российскую Федерацию, поскольку в ее правительственном аппарате отсутствовали некоторые существенные звенья. В частности, в составе Совета Министров РСФСР не было Министерства внутренних дел. Поэтому важное значение имел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 октября 1989 г. “Об образовании союзно-республиканского Министерства внутренних дел РСФСР”. С его созданием МВД СССР перестает непосредственно осуществлять свои функции на территории РСФСР. Все органы внутренних дел на территории Российской Федерации становятся подведомственными МВД РСФСР и входят в единую общесоюзную систему таких органов.
Она включала в себя руководство МВД РСФСР (министр В. П.Трушин и 7 заместителей, коллегия -17 человек), Главное управление уголовного розыска, Главное управление БХСС, Шестое управление, Главное следственное управление, Главное управление по охране общественного порядка, Главное управление по исправительным делам, Главное управление лесных ИТУ, управление государственной автомобильной инспекции, управление пожарной охраны, управление профилактической службы, управление внутренних дел на транспорте. Кроме того, предусматривалось создание следующих обеспечивающих (функциональных) служб: политическое управление, организационно-инспекторское управление, экспертно-криминалистическое управление, управление кадров, управление капитального строительства, медицинское управление, хозяйственное управление, отдел военно-мобилизационной работы и гражданской обороны, оперативно-техническое управление, управление материально-технического снабжения, отдел по взаимодействию со средствами массовой информации, управление делами. При МВД РСФСР действовали также: республиканский информационный центр, главное управление охраны, управление торговли.
Для любого переходного периода, как показывает история, характерной чертой является частая смена руководителей различных звеньев государственного аппарата. Это подтверждается и последним периодом существования МВД СССР - с 1986 по 1991 год сменилось четыре министра: А. В.Власов, В. В.Бакатин, Б. К.Пуго, В. П.Баран-ников.
Существенный вклад в развитие органов внутренних дел в 60-80-е годы внесли руководящие работники МВД: Богатырев И. Т., Викторов Б. А., Елисов Б. К., Заботин Б. В., Карпец И. И., Крылов С. М, Кудрявцев АЯ., Куреев А. В., Лекарь А. Т., Мокроусов Г. Ф., Мурашов С. В., Никитин К. И., Олейник П. А, Петушков В. П., Рябик И. И., Самохвалов В. Т., Смолин А. Ф., Усков М. П., Шумилин Б. Т.
Еще один шаг в направлении децентрализации органов внутренних дел в масштабе СССР и усилении их самостоятельности на территории РСФСР был сделан после принятия Первым съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. “Декларации о государственном суверенитете РСФСР”[19].22 июня 1990 г. съезд принял постановление “О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР (основы нового Союзного договора)”[20].
В результате установилось верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на территории Российской Федерации, а также право РСФСР приостанавливать на своей территории действия актов Союза ССР, противоречащих суверенным правам РСФСР.
Постановлением съезда Министерство внутренних дел РСФСР выводилось из подчинения союзного МВД. Предусматривалось, что МВД РСФСР подчинено только Совету Министров РСФСР и взаимодействует с МВД СССР.
Планы семинарских занятий:
Семинар № 1 (4 часа) 1.. Совершенствование организации и деятельности полиции в начале 18 в.
2. Полиция России во второй четверти 18 в.
3. Организация полиции во второй половине 18 в.
4. Полиция России в конце 18 в.
ЛИТЕРАТУРА:
ОСНОВНАЯ:
1. История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы.- М: Щит, 1998.-89 с.
2. История органов внутренних дел дореволюционной России.-М.: Политиздат, 1984.- 158 с.
3. Мулукаев Р. С. Система органов внутренних дел дореволюционной России / Р. С.Мулукаев, В. М.Курицин - М: Воениздат, 1984.-198 с.
4. Мулукаев Р. С., А. Я.Малыгин, А. Е.Епифанов. История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов.- М. 2005. – 336 с.
Дополнительная:
1. История органов внутренних дел дореволюционной России: Уч. пособие. М: Юрид. Лит., 1985.- 129 с.
2. Организация и деятельность уголовного сыска в дореволюционной России (конец ХIХ-начало ХХ в. в.): Уч. пособие. М., 1984- 112 с.
Семинар 2 (4 часа)
1. Совершенствование организации и деятельности полиции в начале 19 в.
2. Реформы политической полиции.
3. Преобразования полиции во второй половине 19 века.
4. Полиция в конце 19 в.-начале 20 в..
ЛИТЕРАТУРА:
ОСНОВНАЯ:
1. История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы.- М: Щит, 1998.-89 с.
2. История органов внутренних дел дореволюционной России.-М.: Политиздат, 1984.- 158 с.
3. Мулукаев Р. С. Система органов внутренних дел дореволюционной России / Р. С.Мулукаев, В. М.Курицин - М: Воениздат, 1984.-198 с.
4. Мулукаев Р. С., А. Я.Малыгин, А. Е.Епифанов. История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов.- М. 2005. – 336 с.
Дополнительная:
1. История органов внутренних дел дореволюционной России: Уч. пособие. М: Юрид. Лит.1985.- 129 с.
2. Организация и деятельность уголовного сыска в дореволюционной России (конец ХIХ-начало ХХ в. в.): Уч. пособие. М., 1984- 112 с.
СЕМИНАР 3.(2 часа)
1. Создание советской милиции (функции, принципы организации, методы работы).
2. Советская милиция в 30-е годы.
ЛИТЕРАТУРА:
ОСНОВНАЯ:
1. Еропкин М. И. Развитие органов милиции в Советском государстве. М.,:“Юриздат” 1967 г. -117 с.
2. Киссис М. П. - Основные этапы истории Советской милиции. М., 1965. –84 с.
3. Мулукаев Р. С. Скилячин А. Т. - История Советской милиции. Хронологический справочник./ Р. С. Мулукаев, А. Т.Скилячин, Л.:Наука. 1976 –175 с.
4. Мулукаев Р. С., А. Я.Малыгин, А. Е.Епифанов. История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов.- М. 2005. – 336 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Сборник документов по истории ОВД. Вып. 1,2 М.: Академия МВД СССР, 1979,1981гг.- 124 с.
2. История советской милиции. 1-2 тома под ред. Н А. Щелкова. М., изд. Академии МВД СССР, 1977 г. -111 с.
Семинар 4 (2 часа)
1. Органы внутренних дел в период Великой отечественной войны (1941-1945).
2. Милиция в послевоенный период (1945- 1950 гг.).
3. ОВД В 50-е ГОДЫ.
4. Советская милиция в 60-е годы.
5. Мулукаев Р. С., А. Я.Малыгин, А. Е.Епифанов. История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов.- М. 2005. – 336 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Филатов В. П. - Ленинградская милиция в период обороны города (1941-1944гг.). М.; ВШ МООП, 1965.- 53 с.
2. Сборник документов по истории ОВД. Вып. 1,2 М.: Академия МВД СССР, 1979,1981гг.- 124 с.
3. История советской милиции. 1-2 тома под ред. Н А. Щелкова. М., изд. Академии МВД СССР, 1977 г. -111 с.
СЕМИНАР 5 (2 часа)
1. ОВД В 70-е годы.
2. Изменения в структуре милиции в 80–е годы.
ЛИТЕРАТУРА:
ОСНОВНАЯ:
1. История ОВД Советского государства. М.: Академия МВД СССР, 1986, 144 с.
2. Некрасов Б. Ф., Борисов А. В. Органы и войска МВД России, /Б. Ф.Некрасов, А. В. Борисов, М.: Объед. Ред. МВД. 1996. – 164 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Волков А. В. Государство, власть, порядок. Проблемы обеспечения законности. М.:Дрофа, 1995.- 109 с.
2. Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ: Учебник для ВУЗов/С. А.Воронцов. С. Ф.Степашин, М.: Феникс, 1999.- 117 с.
Практическое занятие по теме 5
1. ОВД в конце 20 начале 21 века.
ЛИТЕРАТУРА:
ОСНОВНАЯ:
1. Некрасов Б. Ф., Борисов А. В. Органы и войска МВД России, /Б. Ф.Некрасов, А. В. Борисов, М.: Объед. Ред. МВД. 1996. – 164 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Волков А. В. Государство, власть, порядок. Проблемы обеспечения законности. М.:Дрофа, 1995.- 109 с.
2. Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ: Учебник для ВУЗов/С. А.Воронцов. С. Ф.Степашин, М.: Феникс, 1999.- 117 с.
Документы:
ИНСТРУКЦИЯ ГОРОДОВЫМ
С.-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ПОЛИЦИИ
(Извлечение) 1. Цель учреждения Полицейской стражи
§ 1. Городовые суть нижние чины Полицейской стражи, которая учреждена для наблюдения за порядком и благочинием и для ограждения общественной безопасности посредством предупреждения и пресечения преступлений и устранения несчастных случаев.
§ 2. Городовые, по распоряжению непосредственного своего Начальства, назначаются на службу дежурными на подвижных и постоянных постах, командируются для соблюдения порядка в местах стечения публики и употребляются как командами, так и порознь для отдельных поручений по службе, как-то: для розыска преступников, для конвоирования задержанных лиц и т. п.
III. Обязанности городовых по дежурству на подвижных постах
§ 8. Подвижным постом называется известное пространство улицы или площади, которое поручается надзору двух или трех поочередно сменяющихся городовых.
§ 10. Дежурные городовые должны постоянно находиться на видных местах, дабы каждый нуждающийся в помощи мог их найти. Поэтому воспрещается им заходить во дворы или в питейные и торговые заведения, исключая случаев, когда это необходимо для прекращения беспорядка, или по приглашению оказать помощь. Удаляясь с поста по болезни или по случаю происшествия на продолжительное время, дежурный городовой должен дать знать смену, чтобы сей последний его заступил.
IV. Обязанности городовых подвижных постов по наблюдению за чистотою и порядком на площадях, улицах и дворах § 16. Для соблюдения порядка и чистоты на площадях, улицах и дворах городовым подвижных постов вменяется в обязанность:
1) Наблюдать, чтобы собранный в домах сор, мусор, щебень и всякая вообще нечистота не была выбрасываема на улицу, а оставляема во дворах до вывоза оной мусорщиками.
2) Требовать, чтобы дворники ежедневно утром очищали, сметали тротуары, водосточные канавы и улицы. Снег, лед и сор следует складывать в кучи до вывоза оных мусорщиками.
VIII. Обязанность городовых подвижных постов по охранению общественного порядка, спокойствия и благочиния
§ 18. В видах охранения общественного порядка, спокойствия и благочиния на городовых подвижных постов возлагается:
1) Прекращать всякий шум, крик, брань, ссоры и драки на улицах, площадях и в публичных местах...
3) Воспрещать рабочим, дворникам и вообще простонародью громко произносить на улицах непристойные ругательства и неприличные шутки.
4) Пьяных, которые идут шатаясь и падают, и тех, которые позволяют себе кричать, шуметь, браниться, петь песни, задерживать и отправлять в Частный Полицейский дом для вытрезвления. При скоплении пьяных, когда одному дежурному городовому не возможно восстановить порядок, он должен свистком созвать городовых соседних постов и призвать на помощь ближайших дворников.
IX. Обязанности городовых подвижных постов по предупреждению и пресечению преступлений
§ 19. Предупреждение и пресечение преступлений и ограждение общей безопасности составляет важнейшую обязанность Полиции, успешному выполнению которой обязан содействовать всякий городовой по мере сил своих и способностей. В этих видах всем городовым вменяется в обязанность:
2) Через дворников и швейцаров хорошего поведения узнавать о притонах людей подозрительных и беспаспортных и сведения эти сообщать своему околоточному надзирателю.
4) Требовать, чтобы дворники и сторожа около лавок исправно исполняли ночной караул, не дозволять им располагаться на скамейках и спать у ворот и внушать, чтобы они обращали внимание на всех входящих и выходящих из дому для предупреждения воровства, в особенности летом во время переезда хозяев квартир на дачи.
XI. Обязанности городовых на постоянных постах
§ 21. Городовые, поставленные на постоянных постах, обязаны находиться на оных безотлучно и независимо от исполнения общих обязанностей городовых иметь надзор за тем местом, которое поручено их наблюдению, согласно особому наставлению своего Участкового Пристава.
Собрание законов... С. 350.
Инструкция урядникам
9 июня 1878 г.
(Извлечение)
1. Полицейские урядники учреждаются в 46-ти губерниях, управляемых по Общему Учреждению, для усиления средств уездной полиции и в помощь Становым Приставам для исполнения полицейских обязанностей, а также для надзора за действиями сотских и десятских и для их руководства.
2. Полицейских урядников полагается всего до 5000 на все 46 губерний. Урядники полагаются конные, но от усмотрения Министра Внутренних Дел зависит часть их назначить пешими.
3. Означенное число урядников распределяется сообразно пространству, населению и другим местным условиям: по губерниям — Министром Внутренних Дел, по уездам — Губернатором, по станам — Уездным Исправником.
4. Урядники определяются в должности Уездным Исправником из лиц, оказавшихся, по сделанному Исправником испытанию, наиболее готовыми к полицейской службе.
5. Урядник должен иметь собственную лошадь с седельным прибором и форменную одежду по установленному образцу, утвержденному Министром Внутренних Дел.
10. Волостные старшины и сельские старосты оказывают урядникам необходимые содействия, исполняя все законные их требования, но урядники не имеют права принимать участия в общественных и хозяйственных делах сельских обществ и волостей и ни под каким видом не должны вмешиваться в действия Волостного Суда.
Сборник,циркуляров и инструкций МВД за 1878 год. СПб., 1880. № 124. С. 140
19 июля 1878 г.
(Извлечение)
1. В каждом из станов назначаются для исполнения полицейских обязанностей, а также для надзора за действиями сотских и десятских на местах и для их руководства полицейские урядники, которые распределяются по участкам Уездным Исправником.
2. Полицейские урядники, состоя в непосредственном ведении и распоряжении Становых Приставов, получают от них все поручения и приказания и докладывают им о своих действиях по службе. В сношениях как Становые Пристава, так и урядники должны, по возможности, избегать письменного производства, отдавая первые приказания, а последние делая свои донесения на словах.
3. Сотские и десятские, находясь в прямом подчинении полицейских урядников, как своих ближних начальников, получают от них приказания, за неисполнение которых отвечают как за ослушание начальству.
4. Полицейские урядники следят, чтоб близ церквей, в особенности во время богослужения, а равно и во время крестных ходов, не происходило никакого шума, бесчинства и неприличия.
5. Полицейские урядники обязаны в участках, им вверенных, охранять общественное спокойствие и следить за проявлением каких бы то ни было толков, направленных против правительства, законных властей и общественного порядка, равно к подрыву в обществе доброй нравственности и прав собственности. В сих видах урядники наблюдают:
а) чтобы не распространялись вообще среди народа, на фабриках, заводах, в питейных заведениях и т. п. злонамеренные суждения и слухи;
б) чтобы не были распространяемы посредством рассылки, раздачи, разбрасывания или каким-либо иным способом листовки, книги, картины и т. п. издания преступного содержания;
в) не допускать сходбищ и собраний и действий, противных тишине и спокойствию;
г) чтобы не происходило буйства и беспорядка в публичных собраниях и местах.
6. Урядники наблюдают, чтобы никто не носил запрещенного оружия и не производил стрельбы в местах, где это запрещено; чтобы соблюдаема была надлежащая осторожность при складывании или возке тяжестей, при содержании диких зверей, при скорой езде и т. п. случаях.
7. Полицейские урядники наблюдают, чтобы продажа в питейных заведениях начиналась не ранее 7 часов утра, а в табельные и воскресные дни не прежде как по окончании литургии, и чтобы питейные заведения закрывались в селениях в 10 часов вечера, а в городах и на ярмарках в 11 часов вечера; чтобы во всех местах продажи питий не было допустимо никакого бесчинства, и не дозволяли иметь музыку, учреждать увеселительные игры, равно игры в карты или кости, или в шашки; чтобы в селениях во время волостных и сельских сходов распивочная продажа не была открываема до окончания оных, чтобы напитки не были продаваемы распивочно малолетним и отнюдь никому в долг, на обмен, в уплату по долговым обязательствам или за работы, но всегда за наличные деньги, и чтобы вообще были в точности соблюдаемы относительно питейной торговли правила.
8. О всяком происшествии, заключающем в себе признаки преступления или проступка, подлежащего преследованию, независимо от жалоб частных лиц, урядники тот час доносят Становому Приставу, Судебному Следователю и Товарищу Прокурора Окружного Суда и до прибытия Станового Пристава или Судебного Следователя, или лица прокурорского надзора приступают к проведению дознания. Дела сего рода не могут быть кончаемы миром. К дознанию урядники приступают как по непосредственно усмотренным деяниям, так и по дошедшим до них о том заявлениям и сведениям.
9. О преступлениях и проступках, означенных в пп. а, б, в и г § 5, урядники, кроме донесения Становому Приставу, Товарищу Прокурора, сообщают и местному Жандармскому офицеру, если он находится вблизи.
11. В случаях важных и чрезвычайных, открытого сопротивления распоряжениям полиции и вообще законным властям урядники тотчас доносят о том Становому Приставу для принятия установленных на сии случаи законных мер, а между тем, по возможности, через сотских и десятских задерживают буйствующих, в том числе волостные старшины и сельские старосты обязаны оказать урядникам законную помощь.
16. Полицейские урядники обязаны возможно чаще обходить или объезжать днем и ночью вверенную им местность по всем направлениям больших и проселочных дорог, посещать селения, деревни, поселки, фабрики и заводы, бывать на базарах, ярмарках, сельских торжках, в коих по разным обстоятельствам скопляется большое количество народа, чаще осматривать глухие места для убеждения, не скрываются ли в оных подозрительные и опасные лица.
19. Полицейские урядники обязаны наблюдать за исправным состоянием дорог, мостов, переправ, бичевников, за своевременным исправлением оных, за целостностью телеграфных проводов, за установлением для безопасности в зимнее время вех по дорогам через реки, озера и поля, а также за сохранностью межевых знаков и целостностью деревьев, посаженных вдоль дороги, донося о замеченных неисправностях Становому Приставу. Если при объезде участка урядник заметит порчу железной дороги или положенные на рельсы какие-либо предметы (камни, шпалы и т. п.), угрожающие безопасности движения, то по возможности очистит путь, а о замеченных неисправностях дает знать ближайшему железнодорожному сторожу для предупреждения несчастного случая, а затем доносит Становому Приставу.
23. Ввиду охранения народного здоровья, полицейские урядники наблюдают в селениях:
а) за чисткой улиц от нечистот, содержанием в исправности канав для осушения, надлежащим ограждением колодцев, отнюдь не дозволяя чем-либо засаривать колодцы, реки и источники, или портить воду в местах, где берут ее для питья, мочением льна и конопли, отводом нечистот или фабричных стоков и бросанием вредных веществ;
б) за продажей на сельских рынках и базарах испорченных или чем-либо помеченных съестных припасов и напитков, ядовитых или сильнодействующих веществ, платья и вещей после больных и умерших от заразной или прилипчивой болезни, когда они не были надлежащим образом очищены, если о сем известно.
26. Полицейские урядники обязаны следить негласным образом за неблагонадежными и подозрительными лицами и наблюдать негласно за поведением лиц, водворенных на места жительства под надзор полиции.
30. Полицейские урядники наблюдают, чтобы охота на птиц и зверей и рыбная ловля производились на основании установленных правил для этого.
36. Полицейские урядники должны проживать в своем участке и без ведома ближайшего начальства не отлучаться из участка.
Сборник циркуляров и инструкций МВД за 1878 год. СПб., 1880г. С. 170.
№189
НАСТАВЛЕНИЕ НИЖНИМ ЧИНАМ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ШТАТА МОСКОВСКОГО
ГУБЕРНСКОГО ЖАНДАРМСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Утверждено Начальником Московского Губернского
Жандармского Управления
2 января 1895 г.
Нижние чины дополнительного штата Отдельного Корпуса Жандармов, неся высокую службу по охранению государственного и общественного строя в Империи, должны быть безупречной нравственности; обязаны держать себя с достоинством, присущим сверхсрочно служащим унтер-офицерам, но, однако, не переходить границ, которые давали бы повод окружающим жителям видеть в них начальствующих лиц; иметь общение со всеми жителями, заслужить от них уважение своими добрыми качествами, честностью и ласковым обхождением и приобрести такое доверие, чтобы жители обращались к жандармским нижним чинам за советами, а для этого нижним чинам надо быть вполне правдивыми и знакомиться через чтение руководств и особых занятий под руководством непосредственного ближайшего начальника своего с главными сторонами государственного и общественного строя Империи.
Дополнительный штат Отдельного Корпуса Жандармов состоит из помощников начальников Губернских Жандармских Управлений и состоящих при них нижних чинов. Помощнику начальника Губернского Жандармского Управления поручается для наблюдения один, два или более уездов. Состоящие при нем нижние чины (жандармы) составляют команду, которая состоит из вахмистра и унтер-офицеров. Каждый уезд делится на участки, эти поручаются для ближайшего наблюдения жандармам команды; причем в каждый участок назначается обыкновенно два жандарма, из коих один за старшего. Город или селение, где квартируют участковые жандармы, называется жандармским пунктом. Старший жандарм несет службу наравне с младшим, но старший, кроме того, ведет от своего имени всю служебную переписку и отвечает за порядок и целость своей канцелярии. Младший жандарм на пункте подчиняется старшему и исполняет все его законные требования.
А. Положение общее
Нижние чины дополнительного штата исполняют обязанности собственно розыскные и наблюдательные, разыскивая скрывающихся государственных преступников, обнаруживая государственные преступления и следя за поднадзорными и неблагонадежными; независимо от этих обязанностей они в то же время наблюдают за всем происходящим в районе, вверенном их наблюдению, и особенно за фабриками и заводами, отнюдь не вмешиваясь в распоряжения полицейских и других местных властей непосредственно, но о всяком происшествии, преступлении, злоупотреблении и противозаконном действии немедленно доносят письменно или докладывают словесно своему непосредственному начальнику. Непосредственное же участие жандармские нижние чины принимают в охране общественного спокойствия и принимают меры, предупреждающие уничтожение следов преступления, только за отсутствием чинов общей полиции, исполняя в сих случаях всецело обязанности последней.
Б. Обязанности по ознакомлению с участками Так как фактически вся наблюдательная розыскная часть по делам политического характера лежит на участковых жандармских нижних чинах, то каждый из них должен возможно ближе и лучше ознакомиться со своим участком и знать не только всех властей, начиная с исправника и кончая сельским старостой, но, по возможности, и местных жителей, их поведение, образ жизни и степень благонадежности, как в политическом, так и в нравственном отношениях. Каждый из унтер-офицеров должен помнить крепко, что чем ближе он будет знать свой участок, тем легче ему будет нести службу, чем больше он будет иметь сведений о том, что делается в участке, тем успешнее будут его действия; он обязан хорошо ознакомиться с бытом населения, в особенности фабричного и заводского, и твердо знать:
1) Все фабрики и заводы, сколько рабочих и какое их материальное и санитарное положение, владельцев и всех лиц фабричной администрации, а также об установившихся отношениях рабочих с фабричной администрацией.
2) Все села, деревни и населенные пункты, число жителей, главное занятие их и степень благосостояния.
3) Направление дорог и расстояние между населенными пунктами.
4) Все учебные заведения, школы, училища и их учебный персонал.
5) Библиотеки, книжные магазины, типографии и литографии.
6)Все больницы, приемные покои и медицинский персонал, в особенности земских врачей, фельдшеров, фельдшериц и ветеринаров.
7) Все ярмарки, церковные и народные празднества и всякого рода публичные съезды, на коих следует всегда присутствовать.
8) Все учреждаемые народные столовые и больничные бараки (как по распоряжению правительства, так и старанием частных лиц) и всех служащих в них.
9) Знать в лицо и местожительство всех неблагонадежных и порочных лиц.
В. Обязанности при объездах участка
Совершая объезд или обход своего участка, жандармский унтер-офицер обязан:
1)Проверить всех поднадзорных и собрать подробные сведения о происшедших в их судьбе переменах (семейных и материальных), об отлучках и выездах, кто из посторонних лиц посещал их, с ка-кой целью и вообще как они (поднадзорные) проводили время.
2) Стараться узнать, не бывает ли у кого-либо из неблагонадежных лиц сходок или сборищ и кто именно на них бывает; не делают ли на таковых каких-либо денежных пожертвований или складок, не обсуждаются ли какие-либо политические вопросы и не читаются ли запрещенные книги и какие именно.
3) Разузнавать: не распространяются ли между фабричными рабочими какие-либо ложные слухи о сокращении рабочего дня или об увеличении платы, не возбуждет ли кто-нибудь рабочих к стачкам, забастовкам, неповиновению и другим незаконным действиям против владельцев и фабричной администрации, не распространяется ли между ними каких-либо прокламаций, воззваний и листков революционного содержания, а равно наблюдать и за общим соблюдением фабричного устава по отношению к рабочим.
4) Разведывать: не скрываются ли где-нибудь на фабриках и селениях преступники и лица, разыскиваемые циркулярами Департамента Полиции и предписаниями своего начальства.
5) Наблюдать за лицами, прибывающими в участок с заграничными паспортами, обращая наибольшее внимание на тех из них, кои проживают по болгарским и турецким паспортам, и собирать сведения: о их поведении, образе жизни и знакомстве. Подлежат негласному наблюдению и те из русских подданных, о коих будет дознано, что они ездят часто за границу или недавно прибыли оттуда.
6) Наблюдать за появлением в своих участках неизвестных и подозрительных людей, обращая особое внимание на интеллигентных (хорошо грамотных) молодых людей, и разузнавать о их поведении, занятиях, а также когда и откуда они прибыли и по каким документам проживают.
7) Разузнавать: не распространяются ли между крестьянами какие-либо превратные и тревожные слухи о разделе земли и о действиях правительства и тщательно разведывать, откуда и кем пущены эти слухи.
8) Прислушиваться к народным толкам и молве и тут же проверять все слухи, заслуживающие внимания, путем негласной разведки.
9) Зорко следить за поведением учителей, учительниц, земских и городских врачей, фельдшеров, фельдшериц, акушерок, ветеринаров и учащейся молодежи, в особенности приезжающей на каникулярное время, не распространяют ли они в народе и среди рабочих каких-либо превратных слухов и не внушают ли они неуважение к особе государя императора и правительству. Особенно следить бдительно за лицами, приезжающими в участок для оказания помощи в борьбе с какой-либо эпидемией или на - i родным бедствием.
10) Наблюдать за поведением волостных писарей, фабричных конторщиков, письмоводителей земских начальников и вообще грамотных людей, занимающих писарские должности, так как многие из политических злоумышленников стараются распространить свои вредные противоправительственные мысли и понятия среди народа и с этой целью, чтобы быть ближе к сельскому и фабричному народу, иногда нарочно поступают на вышеупомянутые должности.
11) Следить за учреждением народных столовых, больничных бараков и т. п., устраиваемых как по распоряжению правительства, так и стараниями частных лиц и наблюдать за появлением и деятельностью служащих в них лиц (медицинский персонал и учащаяся молодежь).
12) Разведывать и задерживать бродяг и указывать местной полиции на беспаспортных и лиц, проживающих почему-либо без прописки.
13) Следить за книгоношами, проверять, имеют ли они установленное разрешение на продажу книг и не распространяют ли каких-либо запрещенных или бесцензурных изданий.
14) Наблюдать за читальнами, библиотеками и книжными магазинами, не имеют ли они каких-либо недозволенных к обращению книг и следить за типографиями и литографиями, не печатают ли они каких-либо недозволенных сочинений и не производят ли они каких-либо секретных работ.
15) Следить за публичными лекциями и чтениями для народа и собирать сведения о их направлении, донося о каждом случае своему начальству.
16) В случае совершения в участке какого-либо уголовного преступления, как например: убийства, грабежа и поджога и т. д., производить гласную разведку об обстоятельствах дела на тот предмет, не заключается ли в данном деле признаков государственного преступления; в потребных же случаях оказывать законное содействие властям и помощь пострадавшим.
17) Разузнавать о деятельности должностных лиц и, усмотрев в их действиях незаконность и признаки преступления, производить тщательную разведку, стараясь добыть доказательства.
18) Вообще строго наблюдать за тем, что не грозит ли общественному порядку и не скрываются ли преступления и преступники. Г. Обязанности по наблюдению и розыску
1)Получив приказание от своего начальства учредить за кем-нибудь негласный надзор или наблюдение, унтер-офицер прежде всего должен узнать, где, у кого и с кем это лицо живет и под каким-нибудь благовидным предлогом постараться непременно увидеть его в лицо. Затем приискать между жителями того дома, где живет поднадзорный, или в соседстве благонадежного человека, от которого и добывать необходимые сведения о поднадзорном. Если же не представится возможным почему-либо найти такого человека (найти скоро), то при каждой проверке поднадзорного, т. е. посещении того места, где он живет, путем опроса (в частном разговоре) соседей, постараться осторожно узнать, куда это лицо ходит, выезжает, с кем ведет знакомство, как проводит время, как часто получает и посылает письма, с кем именно ведет переписку и не делает ли чего-либо преступного. Если окажется, что поднадзорный находится в сношениях с неизвестными жандарму лицами, следует немедленно выяснить, также секретным путем, фамилии, звание и поведение последних. Наблюдение должно вестись настолько секретно, чтобы поднадзорный не знал, что он состоит под наблюдением о всех переменах, происшедших в судьбе поднадзорного, и отлучках доносить своему начальству.
2) Собирая негласные сведения по различного рода делам, следует соблюдать величайшую осторожность и разборчивость. Приступать к расспросам своих знакомых не в виде служебных требований, а в виде обыкновенных разговоров так, чтобы люди не знали цели расспросов и беседы. При этом следует обращать главное внимание, насколько можно верить словам того, с кем они разговаривают. Каждому унтер-офицеру следует помнить, что весь успех службы его зависит от умения заслужить доверие и расположение к себе людей благонадежных и пользующихся значением, а чтобы достигнуть этого, необходимо соблюдать в сношениях со всеми сословиями строгую вежливость и приличие. Кроме того, необходимо оказывать почтение духовным лицам, властям и всем почтенным и честным людям. В разговоре со всеми соблюдать вежливость и приличие, избегая фамильярности и болтливости. В сношениях с рабочими и крестьянами быть приветливыми и отнюдь не требовать со стороны их особого почтения к себе как к лицам начальствующим. Вообще же, жандармам строжайше воспрещается хвастать перед кем бы то ни было своим значением, обязанностями и правами. На каждой фабрике и заводе следует завести из числа рабочих и администрации таких благонадежных лиц (знакомых), от которых можно было бы добывать необходимые сведения, то же самое следует приобрести знакомых в каждой деревне и селении, через которых можно было бы получать сведения и узнавать о всякого рода происшествиях. С местными полицейскими и сельскими властями, как то: становыми, урядниками, старшинами и старостами — унтер-офицеры Должны жить в мире и поддерживать, по возможности, хорошие отношения, так как совместными действиями по обнаружению преступлений и проступков они несомненно принесут больше пользы службе, чем действуя порознь и враждуя. С содержателями гостиниц, постоялых и заезжих домов, а также питейных и трактирных заведений жандармы должны тоже поддерживать добрые отношения, т. к. они могут от них почерпнуть много полезных сведений. Самим же жандармам хотя и не воспрещается законом посещать питейные заведения, но они должны бывать там только в крайних случаях, со строго определенной целью, так как частые посещения кабаков без особой надобности ведут только к столкновению с пьяными посетителями и к нежелательным оскорблениям унтер-офицеров. Жандармы должны приобретать доверие и расположение честных и благонадежных жителей вежливым и приветливым обращением, трезвым и честным поведением и тем доказывать населению, что они назначены не для обременения, а для их пользы. Тогда будет легко раскрывать всякое зло, так как жители, привыкнув в жандармах видеть честных и полезных для себя людей, будут сами помогать обнаружению злоумышленников. С этой целью при несчастных случаях жандармы должны помогать страдающим и обиженным насколько можно это будут делать, не вмешиваясь в распоряжения местных властей. Если жандарм найдет где-нибудь избитого, упавшего или заболевшего, он обязан немедленно оказать ему помощь, облегчить страдание и, передав на чье-либо попечение, дать знать полиции. При первом известии о пожаре должны прибыть на место, и если там не окажется местной полиции, то созвать людей и принять меры к тушению и спасению людей и имущества, стараясь подавать окружающим пример. Точно так же должны вести себя жандармы и в присутствии полиции, но в распоряжения их отнюдь не вмешиваться, а только способствовать к выяснению причин пожара и в особенности к обнаружению поджигателей, если пожар произошел от поджога. Вообще же жандармы должны оказывать жителям деятельную помощь не только при несчастных случаях, но и предупреждать всякого, кому угрожает опасность для жизни, здоровья и целости его имущества. 5) Каждый жандармский унтер-офицер должен иметь список и знать приметы лиц, разыскиваемых циркулярами Департамента Полиции и, по возможности, запомнить наружность (физиономии) разыскиваемых государственных преступников, изображенных на фотографических карточках, чтобы при розысках легче было их отыскивать. Обращать особое внимание на лиц неизвестных и вновь прибывающих, стараясь выяснить, прописаны ли они и по какому документу и не внушают ли они чем-либо подозрений. Справки о прописке и подлинности документов следует собирать
через посредство местной полиции, путем личных сношений, не высказывать им своих подозрений и имеющихся сведений. Если бы жандарм обнаружил подозрительного человека, схожего по приметам с одним из разыскиваемых правительством, то, установив за ним самый строгий негласный надзор, доносит немедленно своему начальнику; к задержанию же такого лица самостоятельно (до получения приказания) прибегать лишь в том только случае, когда будет доказано, что заподозренный намерен скрыться и при этом будут добыты несомненные доказательства того, что это лицо действительно разыскивается и подлежит аресту. Арестовывая преступника, жандарм должен обыскать его и все отобранные предметы, письма, печатные и рукописные произведения запечатать в особый пакет, а арестованного сдать местной полиции под квитанцию. Для производства ареста жандарм во всех случаях, когда есть на месте общая полиция, приглашает чинов последней. Обысков же квартир унтер-офицеры самостоятельно ни в каком случае не производят и могут присутствовать по приглашению гражданских, военных и полицейских властей для содействия чинам общей полиции только с разрешения своего начальника.
Д. О донесениях
О всем замеченном, согласно настоящей инструкции, жандарм обязан немедленно доносить письменно или докладывать словесно своему начальнику. Кроме того, он должен о всем замеченном записать в записную книжку (дневник). В письменных и словесных докладах начальнику он должен быть совершенно правдив и беспристрастен, придерживаться строго истины, ничего не убавлять и не прибавлять к виденному или слышанному, т. к. одно лишнее, выдуманное слово может изменить суть дела и вместо пользы сделает вред. В экстренных случаях, во избежание ошибочного и неточного доклада, унтер-офицеры могут в первоначальных донесениях ограничиваться только изложением совершившегося факта (сути дела), а подробности об обстоятельствах дела доносить лишь только после тщательной разведки. За умышленно ложный доклад или донесение унтер-офицеры подвергаются строгой ответственности по закону и удаляются со службы.
Е. О поведении
Жандармские унтер-офицеры, как сверхсрочно служащие, поступившие в Корпус добровольно, должны высоко чтить свое звание и любить свою службу, а потому исполнять таковую охотно, честно и с полным самоотвержением. Они должны точно и беспрекословно исполнять все приказания своего начальника, а в своих докладах и донесениях ему быть, безусловно, правдивыми и откровенными ложь и обман должны быть чужды жандарму а потому унтер-офицеры, уличенные в этом, не могут быть терпимы в Корпусе. Они должны служить примером усердия к службе, бескорыстия, преданности своему делу, строгого соблюдения воинской дисциплины и безупречной нравственности. Всегда, где бы они ни были, должны вести себя трезво, прилично, соблюдать форму одежды, военную выправку и быть при холодном оружии (шашка), при встрече с офицерами отдавать установленную воинскую честь. В сношениях с должностными лицами и чиновниками быть вежливыми, а с жителями приветливыми. Они не должны вмешиваться ни в чьи распоряжения, разбирать семейные ссоры и дрязги. Унтер-офицеры должны быть неподкупны и бескорыстны, ни от кого не принимать не только подкупа или даже вознаграждения за какую-либо услугу, но избегать и бесплатного угощения. Никто из жандармов не имеет права заниматься какой-либо торговлей или промыслом, держать лавку или отдавать на проценты деньги. Это же воспрещается и женам жандармов, находящимся при мужьях. Все негласные сведения, касающиеся службы, а равно дела, переписку и все бумаги должны содержать в строгом секрете и никому и ни под каким видом не говорить и не поверять служебных тайн.
Ж. Об употреблении в дело оружия
Жандарм имеет право употреблять в дело оружие:
1) Для отражения всякого вооруженного на него нападения.
2) Для отражения нападения хотя бы невооруженного, но угрожающего жизни и здоровью и сделанного при таких обстоятельствах и условиях, когда никакое иное средство защиты не было возможно.
3) Для защиты других лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, когда никакое иное средство не было возможно.
4)Для воспрепятствования побегам арестованных, порученных им для сопровождения, когда никакое иное средство не было возможно. Употреблять оружие жандармские унтер-офицеры имеют право лишь настолько, насколько это необходимо для достижения вышеуказанных целей и только в таких случаях, когда нет возможности призывом помощи заменить эту крайнюю меру. Огнестрельное оружие должно быть употребляемо только тогда, когда действие холодным оружием представляется недостаточным. Отправляясь на службу, жандарм должен иметь револьвер незаряженным, за исключением тех случаев, когда на то последует особое приказание своего начальника, но патроны должны нахо диться при нем. Пользоваться правом употребления оружия нужно с большою осторожностью, прибегая к нему лишь в крайних случаях, когда ни увещания, ни угрозы не могут остановить нарушителя закона и заставить его исполнить требуемое. Строжайше воспрещается жандармам всякое превышение или злоупотребление властью, а тем более, употребление оружия в таких случаях когда ничего не выказывает необходимости сего.
Справка: приказ по военному ведомству № 202 1887 г.
ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С.-ПЕТЕРБУРГСКОЙ СЫСКНОЙ ПОЛИЦИИ ЗА 1903 ГОД
«Существующая в городе Петербурге с 1866 года сыскная полиция в отчетном году функционировала, согласно штату, утвержденному еще в 1887 году, в следующем составе: начальника сыскной полиции, его помощника, четырех чиновников для поручений, 50 полицейских надзирателей, делопроизводителя, старшего помощника делопроизводителя, двух младших, архивариуса и вольнонаемных агентов и писцов, число которых до 80. Между этим составом и были распределены предметы ведения сыскной полиции: раскрытие преступлений в связи с предупреждением и пресечением их, справочная часть о лицах, задерживаемых участковой
. 5 февраля 1903 года на должность начальника сыскной полиции был назначен надворный советник В. Г. Филиппов». Далее идет перечень мероприятий, проведенных по его указанию.
1. В сыскную полицию было вызвано 350 содержателей меблированных комнат, которым были даны указания: 1) о запрещении проживания в меблированных комнатах без прописки; 2) чтобы не было случаев хищения и каких-либо преступлений; 3) имелось бы должное наблюдение за жильцами; 4) во всех меблированных комнатах и гостиницах для контроля за всеми приходящими и уходящими заведены автоматически закрывающиеся дверные затворы, служащие гостиниц и меблированных комнат снабжены значками.
3. Были вызваны все содержатели трактиров, чайных, ночлежных домов и приютов (свыше 1000 человек) и им были разъяснены их обязанности в смысле предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.
4. Такие же указания были даны старостам существующих в Петербурге артелей.
5. Установлены ежедневные уличные обходы с целью задержания лиц, безобразно ведущих себя на улицах. Задержанные лица регистрировались в сыскной полиции в специально заведенных дугах.
6. Произведено одновременно по всему городу обходов, чем достигнуто массовое очищение столицы от бродячего и преступного люда.
7. Учрежден контроль над лицами, задерживаемыми за безобразие на улицах (хулиганами), для чего установлены особые формы дуг и специальные листки.
8. Заведена регистрация лиц, лишенных права жительства в столице и самовольно возвращающихся.
9. Зарегистрирована прислуга гостиниц и меблированных комнат, собраны сведения о ее судимости.
10. Сосредоточены сведения о квартирах проституток для фактического наблюдения за сутенерами и содержательницами квартир.
11. Заведена книга сутенеров.
12. Заведены месячные графические таблицы, дающие точные сведения о количестве совершенных в столице преступлений, с подразделением на категории по роду преступлений и месту их совершения.
21. Заведены проверочные ежемесячные сличительные ведомости о деятельности полицейских надзирателей, что дает возможность контролировать их деятельность.
22. Изданы правила о дежурстве чинов сыскной полиции при отделении. Для наведения справок о судимости учрежден так называемый стол привода, который существует со времени основания сыскной полиции.
За время существования стола в нем собрано свыше миллиона листков со сведениями о судимости. На стол привода возложено: 1) собирание и хранение сведений: а) о лицах, опороченных по суду, б) о лицах, замеченных в предосудительном поведении, подвергавшихся различным административным взысканиям, в) о лицах, разыскиваемых по обвинению в разных преступлениях, г) о лицах, удаляемых из столицы с воспрещением в ней жительства и д) о лицах, высылаемых из пределов России; 2) сообщение имеющихся сведений о судимости известного лица по требованию судебных и административных властей; 3) регистрация лиц, задерживаемых за разные преступления и проступки в Петербурге и в других местностях, проверка их судимости, распределение по категориям и соответствующее с ними распоряжение и направление и 4) контроль над лицами, высланными из столицы и самовольно возвращающимися.
Собранные столом привода сведения вносятся на листки, которые, смотря по содержанию вносимых на них сведений, имеют различный цвет и форму.
Для более быстрого обнаружения звания и имени лиц, совер' шивших преступления, но с целью избежать наказания, скрывающих свое прошлое, при Санкт-Петербургской сыскной полиции учреждено Антропометрическое бюро и фотография, которые, из года
год обогащаясь новым количеством карточек, оказывают громадную услугу в деле розысков. В Антропометрическое бюро доставляются ежедневно для измерения и удостоверения звания: I) лица обоего пола, задержанные полицией по разным случаям, на себя чем-либо обратившие внимание сыскной полиции; 2) арестанты из полицейских домов, подлежащие отправлению в тюрьму для заключения по приговорам суда; 3) окончившие сроки заключения в С.-Петербургском исправительно-арестантском отделении; 4) из пересыльной тюрьмы арестанты каторжного разряда и 5) бродяги и лица, задержанные в провинциальных городах за бесписьменность, и направляемые для удостоверения звания. Все лица, исключая рецидивистов, подвергаются полному измерению по системе французского доктора Бертильона, дающей изображение субъекта, выраженное рядом цифр, показывающих размеры определенных частей тела, подверженных самым незначительным изменениям, а именно: измеряется рост, вышина бюста, расстояние между крайними точками распростертых рук, продольный и поперечный диаметр черепа, длина левой ступни и левого локтя, длина среднего пальца и мизинца левой руки, длина и ширина правого уха, определяется профиль носа по выступу носовой перегородки. Все эти данные отмечаются в особых карточках, отдельных для каждого субъекта, причем на этих же карточках записывается цвет радужной оболочки левого глаза, особые приметы на теле измеренного субъекта, а также имя, отчество, фамилия, звание и судимость. Рецидивисты подвергаются только некоторой проверке с дополнением на карточках дополнительных сведений. Измерительные карточки составляются в двух экземплярах, причем один регистрируется по цифрам измерений, другой передается в Справочный стол для хранения на дугах, где они и подкалываются в алфавитном порядке.
Д) нищенство, бесписьменность и Организованный, согласно приказу 29 октября 1902 г. № 232 ' при сыскной полиции Стол о дворниках и швейцарах находится в помещении Стола привода и действует на основании утвержденных г. градоначальником правил для регистрации и контроля дворников, швейцаров и сторожей. Назначение этого стола заключается в учете дворников, швейцаров и сторожей и сосредоточении о них подробных сведений: о нравственных и служебных качествах, налагаемых за разные нарушения взысканных, удалении не соответствующих своему назначению, замеченных в грубом обращении и неисполнении или нерадивом исполнении служебных обязанностей, главным же образом в недопущении на должность дворников, швейцаров и сторожей, являющихся охранителями личной и имущественной безопасности жителей столицы и ближайшими помощниками полиции, лиц порочных.
Ценным подспорьем сыска являются фотографии сыскной полиции, где работают два фотографа.
С.-Петербург. Типография .„._.-.... _ С.-Петербургского Градоначальства. 1904.
№197
отношение министерства внутренних дел губернаторам, градоначальникам
и обер-полицмейстерам об отмене положения о негласном надзоре
10 января 1904 г.
(Извлечение)
В числе мер, направленных к предупреждению государственных преступлений путем наблюдения за лицами сомнительной политической благонадежности, Министерством внутренних дел выработано было положение о негласном надзоре полиции, утвержденное... 1 марта 1882 года...
Применение на практике свыше двадцатилетнего периода означенного надзора полиции убедило в настоящее время Министерство внутренних дел в недостаточности, для сохранения общественного порядка и спокойствия, тех результатов наблюдения за политически неблагонадежными лицами, достижение коих имелось в виду при введении негласного надзора и признавалось в то время вполне достаточным для возможного предупреждения государственных преступлений.
Осуществление намеченных в Положении 1 марта 1882 г. задач ложилось, по силе сего положения, главным образом на чинов общей полиции, которые при их малочисленности и отсутствии при том средств быть осведомленными о вредной деятельности отдельного лица или целой противоправительственной организации могли, в действительности, собирать лишь общеизвестные и официальные сведения о лицах подчиненных, — на основании о их прошлом, — негласному надзору. При этом вне сферы ведения чинов полиции при осуществлении сего надзора оказались, главным образом, лица наиболее серьезные и деятельные, относительно коих сведения могли получаться не иначе, как при посредстве правильно организованного внутреннего и наружного наблюдения.
Таким образом, при возрастающем с каждым годом числе негласно-поднадзорных и развитии в течение последнего десятилетия организаций с преступными политическими целями, предупредительная борьба с ними путем негласного надзора, осуществляемого на основании положения 1 марта 1882 года через чинов общей полиции, являлась крайне недостаточной и потребовала со стороны правительства противопоставления лицам неблагонадежным в политическом отношении соответственной вооруженной опытом и знанием силы специально организованной политической полиции в лице чинов Жандармских Управлений и Охранных Отделений с их внутреннею агентурой и наружным наблюдением. На основании вышеизложенного и принимая во внимание, что в наиболее крупных и важных центрах Империи устроены розыскные органы политической полиции, я признаю необходимым отменить действие «Положения о негласном надзоре полиции 1 марта 1882 года», а также изданных в развитие и разъяснение его циркулярных предписаний... Министр внутренних дел...
ГАРФ, ф. 102, on. 206, д. 116, л. 442-442
№ 199
ИНСТРУКЦИЯ ОКОЛОТОЧНЫМ НАДЗИРАТЕЛЯМ МОСКОВСКОЙ СТОЛИЧНОЙ ПОЛИЦИИ
1. Назначение и обязанности околоточных надзирателей
1) На должности околоточных надзирателей Московской Столичной полиции принимаются лица, служившие в военной или гражданской службе, не моложе 21 и не старше 40 лет, хорошо грамотные, развитые и видной наружности. Эти лица, по мере открывающихся вакансий, зачисляются приказом по полиции на службу сверхштатными в резерв, где по достаточной подготовке подвергаются особой комиссией испытанию в знании обязанностей полицейской службы и по успешному выдерживанию установленного экзамена переводятся на вакансии в участки для ближайшего полицейского наблюдения и исполнения полицейских обязанностей.
Околоточные надзиратели, состоя на службе в резерве, считаются сверхштатными и получают жалование 20 рублей в месяц на всем своем содержании; по открытии же вакансий в участках переводимые из резерва околоточные надзиратели получают содержание по трем разрядам 600, 660 и 720 рублей в год, начиная с 600 рублей. Кроме этого назначения, резервные — сверхштатные околоточные надзиратели — по выбору начальника резерва могут быть перечисляемы в штатные надзиратели того же резерва с содержанием в 540 рублей в год.
Примечание. Околоточные надзиратели, находясь на службе в полиции, пользуются правами 14 класса, хотя бы и не имели еще классного чина.
2) Околоточные надзиратели в участковых управлениях, находясь в непосредственном ведении и распоряжении участковых приставов, получают от них все поручения и приказания на словах и докладывают им о своих действиях изустно.
3) В прямом подчинении околоточных надзирателей, как своих ближайших начальников, находятся городовые; они получают от них приказания, за неисполнение которых отвечают как за ослушание начальства.
4) Наблюдая за исполнением городовыми своего околотка возложенных на них инструкцией для городовых обязанностей, околоточные надзиратели в своей деятельности должны руководствоваться общими правилами, преподанными в ст. 1 — 10 включительно означенной инструкции.
) Обязанности околоточных надзирателей разделяются на общие
и особые — в свою очередь:
а) по наблюдению за наружным порядком;
б) по надзору за населением;
в) по дежурству в участковом управлении.
2. Общие обязанности околоточных надзирателей
6) В случаях, когда полиции для исполнения возложенных на нее законами обязанностей необходимо входить в непосредственные личные сношения с обывателями по месту их жительства, сношения эти делаются через околоточных надзирателей. Так на них возлагается предъявление обывателям относящихся до них требований различных присутственных мест правительственных учреждений и должностных лиц, вручение в установленном порядке (ст. 378, 382, 383, 384 и 485 Уст. Угол. Судопр.) повесток мест и лиц судебного ведомства, отобрание в том подписок, составление в случае отказа в даче таковых протоколов, составление описей имущества на уплату взысканий, производимых полицейским порядком, и т. п.
Примечание. Околоточным надзирателям воспрещается вызывать к себе на квартиру и в участковое управление нужных по делу лиц.
7) На околоточных надзирателей возлагается: а) ближайший надзор за соблюдением во вверенных им околотках правил и обязательных постановлений Московского Генерал-губернатора, Градоначальника и Городской Думы, а также приказов по Столичной полиции относительно общественного благоустройства и благочиния; б) предупреждать и останавливать нарушителей этих правил, водворять порядок и в случае неисполнения их законных требований составлять о том протоколы, руководствуясь правилами, изложенными в нижеследующих статьях Уст. Угол. Судопр.:
Ст. 1130. Присутственные места и должностные лица казенного управления о каждом обнаруженном в пределах их ведомства нарушении устава, подлежащем преследованию судебным порядком, обязаны составить особый протокол.
Ст. 1135. Протоколы о нарушениях, обнаруженных на фабриках и заводах, составляются в присутствии хозяина завода, арендатора, приказчика или управляющего, а по нарушениям, обнаруженным в магазине, лавке или ином промышленном или торговом заведении, в присутствии хозяина или приказчика; но за отсутствием сих лиц Оставление протокола не останавливается, если приглашенные к засвидетельствованию нарушения понятые находятся налицо.
Ст. 1134. Протокол должен быть составлен безотлагательно и если возможно, на самом обнаружении нарушения.
Ст. 1142. Если обвиняемый откажется подписать протокол то обстоятельство это означается в протоколе и заявляется двум посторонним свидетелям.
Ст. 1224. Протоколы о нарушениях правил, установленных для охранения народного здравия, составляются и подписываются врачами, совместно с чинами полиции и в присутствии понятых на общем основании.
Примечание. Околоточные надзиратели должны составлять протоколы только по маловажным или же требующим немедленного составления протоколов обстоятельствам; по более же важным делам обращаться за указанием к приставу.
8) Составленные в указанных в предыдущем параграфе случаях протоколы околоточные надзиратели представляют участковому приставу для дальнейшего в установленном порядке направлении.
9)Околоточные надзиратели обязаны по собственному усмотрению приступать к производству дознаний во всех тех случаях, когда усмотрят какой-либо повод подозревать, что совершено преступление, равным образом, когда им будет о том кому-либо заявлено или каким бы то ни было образом дойдет до них о том сведение, докладывая о результатах исследования приставу.
10) При производстве дознаний околоточные надзиратели руководствуются общими правилами, указанными в статьях 253 и 254 Уст. Угол. Судопр., приведенных в приложении инструкции бывшего Прокурора Московской Судебной Палаты Муравьева. Они собирают необходимые сведения негласно, пользуясь близким знанием жителей своего околотка и местности, стараясь не возбудить никакого подозрения или недоверия, отнюдь не беспокоя жителей неуместным вмешательством в их дела, не дозволяя себе входить в квартиры и нарушать их покой. Ни в каком случае не должны произвольно делать обыски и выемки, если не имеют на то особого приказания участкового пристава, на котором в таком случае лежит и ответственность за сделанное распоряжение.
Примечание. В частные квартиры полиция имеет право заходить лишь в нижеследующих случаях:
а) при преследовании преступника по горячим следам, если бы он скрылся в чье-либо жилище;
б) если бы в чьей-либо квартире совершается или совершилось преступление;
в) при исполнении служебных бумаг, но с разрешения квартирохозяина;
г) по просьбе частных лиц для оказании законного содействия. 11)Околоточные надзиратели обязаны оказывать полное содействие чинам охранного отделения сыскной полиции, которые
должны служить местными и самыми надежными пособниками при производстве розысков подозреваемых в совершении преступлений, открытии краденных вещей, задержании разыскиваемых лиц и т. п. Равным образом оказывать помощь околоточным надзирателям других участков при производстве дознаний и вообще в подобных случаях действовать сообща, каждому в своем околотке, чтобы соединенным и одновременно повсеместным розыском достигать раскрытия преступлений. Оказывать полное содействие Прокур Date: 2015-07-02; view: 4290; Нарушение авторских прав |