Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Телесные методы психотерапии
Хотя многие методы психотерапии ориентированы на целостный подход к пониманию природы и функционирования человека, методы телесной психотерапии занимают среди них особое место, поскольку убедительно демонстрируют практическую ценность преодоления дуализма ума и тела. Телесная психотерапия является одним из основных направлений современной практической психологии, ее называют также соматической психологией. Это синтетический метод «исцеления души через работу с телом», с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека. В телесной психотерапии основное внимание уделяется глубинным телесным ощущениям и исследованию того, как потребности, нужды и чувства кодируются в состоянии тела, и ее конечной целью является разработка более реалистичных подходов к разрешению конфликтов, которые связаны с этими нуждами (Киселева, 2004). Телесная терапия обращается к процессуальным глубинным взаимосвязям, представляющим собой психотелесные процессы, при этом признается равная ценность как телесного, так и психического компонента, которые участвуют в становлении и жизнедеятельности индивидуума. Не существует иерархических взаимоотношений между умом и телом, между психикой и сомой. Они представляют функциональные и интерактивные аспекты целостности. Работа с телом создает уникальные возможности терапевтического воздействия «вне цензуры сознания», что позволяет обнаружить истинные истоки наболевших проблем, получить доступ к глубинным уровням бессознательного, представленным в теле. Важно также и то, что телесная психотерапия способствует выведению на уровень осознания тех глубинных аспектов скрытого бессознательного процесса взаимоотношений между клиентом и терапевтом, которые обычно неразличимы и малодоступны для работы в «вербальных» методах терапии. Необходимо подчеркнуть, что тело является фундаментальной ценностью человеческой жизни и имеет первостепенную значимость в жизненных процессах. Тело – это изначальная данность в жизни. Недавно родившийся ребенок не сознает себя отдельно от мира или мир отдельно от себя. Поскольку границы тела выделяют человека из окружения, его первое отождествление – это отождествление с телом. Позже тело структурируется как основа личности и ее сознания и воспринимается как «Я». Это «Я» – соматическое, телесное, плотское, вещественное «Я» – «Я» тела. Таким образом, образ «Я» – это прежде всего образ тела, ибо через тело человек узнает, кто он такой, – когда физически ощущает его и видит. «Я‑образ» связан с тем, как тело ориентируется во времени и пространстве, с контурами тела, кинестетическими ощущениями и визуальным восприятием. Именно телесно‑чувственный опыт становится фундаментом психического развития и самопознания. Это верно и в филогенетическом, и в онтогенетическом аспекте. Как утверждает швейцарский детский психолог Жан Пиаже (Пиаже, 1986), в первые два года жизни человек мыслит телом, так как еще не владеет речью. До того как начать говорить и понимать речь, человек проходит сенсорно‑моторную стадию обучения. Он узнает мир, хватая, сжимая, ползая, встряхивая, стуча, переворачивая, падая, крутя и пробуя на вкус, – все с помощью тела. Очень важным моментом является то, как за человеком ухаживали в младенчестве. Если с человеком плохо обращались, он учится плохому обращению с собой. Если его оберегали и любовно о нем заботились, человек узнал, что заслуживает доброго отношения и внимания. Из того, что человек видит и слышит, он учится эффективным или деструктивным способам пребывания в своем теле. Родители или те, кто о нем заботились, – это первый образец отношения к телу. Но зачастую семья вмешивается в каждый аспект развития и почти не оставляет места для естественной реакции. Если человека побуждают или заставляют сидеть, стоять или ходить до того, как он к этому готов, то могут развиться мышечные зажимы, влияющие на движения и искажающие осанку. Если ребенок должен заканчивать игру в соответствии с расписанием или просыпаться прежде, чем выспится, его тем самым учат не следовать своему внутреннему ритму. Он теряет чувство гармонии с собой и со своей средой, начинает ошибаться и сомневаться в способности мыслить телом и перестает верить ему. Когда человек перестает слушать тело, он постепенно забывает, как слушать. Очень многие люди живут с такими физическими проблемами, как постоянно сжатые челюсти, головные боли, язва, боли в спине или астма, потому что они научились сдерживать чувства. «Забывая» свои чувства, человек принимает то, как видят его другие. С первых дней жизни физические ощущения создают образцы эмоциональной жизни, задают модели отношений и обеспечивают человека ресурсами. Работая с телом, люди получают возможность заметить, что чему‑то они научились хорошо, а чему‑то – нет, и научиться заново. Большинство людей формирует «Я‑образ» не через физиологию и перцепцию, а через различные социальные фильтры – фильтры семьи, сообщества, этнической группы и религии. Они создают этот образ из того, что от них требуют и ожидают в процессе становления. У человека может создаться образ ловкого или неуклюжего, высокого или низкого, некрасивого или симпатичного – и все это в сопоставлении с тем, что его окружало. Опираясь на представления других людей о себе, человек скорее придумывает, чем осознает»Я‑образ» или образ тела. И в образе тела возникают провалы, искажения и неясности из‑за неправильного обращения с телом или неиспользования его (Кнастер, 2002). Чтобы изменить Я‑образ, созданный в процессе взросления, надо по‑другому почувствовать себя в теле. Нужно узнать себя через прикосновение к себе и прикосновения других. Человек должен проживать свои чувства и свои ощущения. Когда меняется тело, меняется и его образ. Он приходит из глубины, а не из головы, не от волевого усилия или рассуждений. Анализ методов и подходов соматической терапии показывает, что основные причины, заставляющие психологов‑практиков, психотерапевтов обращаться к различным методам телесной терапии, можно свести к следующим факторам (Баскаков, 1993): 1) телесный опыт как необходимая составляющая человеческого существования, условие его полноты и цельности; 2) физическое здоровье человека как общий энергетический фон и предпосылка успешного решения личностных проблем; 3) тело как своеобразная «материализация» (воплощение) структуры личности и психологических проблем; 4) тело как канал и способ «аргументации» и воздействия на личность; 5) тело как источник самопознания и самовоспитания. Телесный опыт в терминах опыта непосредственно‑чувственного рассматривается рядом психологов‑практиков как основа развития опыта субъективности, активно используемого человеком для достижения своих задач и целей. Этот опыт необходим для развития опыта ценностного и опыта рефлексии, для формирования опыта привычной активности, операционального опыта и опыта сотрудничества. Расширение непосредственно‑чувственного опыта позволяет расширить и возможности опосредованного освоения действительности, творческие возможности, возможности интуитивного, метафорического понимания окружающего. Кроме того, развитие непосредственно‑чувственного опыта является одним из важнейших условий личностного развития и формирования субъективного отношения к своим возможностям и тем задачам, которые ставит окружение; позволяет расширить возможности зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного, кинестетического восприятия и увереннее ориентироваться в самых разнообразных условиях. Телесный опыт является своеобразным залогом конвенциональной картины человеческого существования. Зыбкость внутренней картины мира, отсутствие внутренней конвенциональ‑ности по причине смещения акцента в воспитании и обучении на вербально‑логические формы и способы приводят к неоправданно лишним тратам энергии (и психической, и телесной) и в конечном счете – к астенизации психики. Успешность решения жизненных проблем человеком напрямую зависит от его общего физического состояния и энергетического потенциала. Пониженный энергетический потенциал, слабость или болезнь негативно влияют на способность решения проблем и на поиск путей выхода из конфликтов. Физиология как бы «заслоняет» психологические проблемы. Человек физически ощущает свою неспособность их решать. Телодвижения, жесты, мышечные зажимы, воплощая (материализуя) особенности структуры личности и психологических проблем, могут одновременно давать обратную связь, быть способом аргументации. Обращение к такому каналу воздействия на человека особенно показано в случаях когнитивных, вербальных «блокировок» и защит. Канал «телесной аргументации» особенно хорошо работает в случаях, когда отношения между людьми «зашумлены», искажены установками, предвзятыми мнениями и суждениями, излишне концептуализированы. Так, приемы телесно‑ориентированной психотехники доказали свою эффективность в случаях психокоррекции межличностных внутрисемейных отношений. Телесный опыт и телесная рефлексия представляют собой дополнительную «модальность» самопознания, не менее важную, чем остальные. Большинство людей стесняются своего физического начала и плохо знают, как действует их тело и как особенности его функционирования соотносятся с особенностями личности. В западной культуре в общем принято избегать физических соприкосновений. Телесная психотерапия включает физический параметр в групповой опыт и является противовесом подходам, в которых делается акцент на первой половине формулы «разум – тело». Сегодня все больше людей понимают, что недостаточно рассмотреть, проанализировать и обсудить эмоциональные и духовные проблемы; предпочтительнее обращаться к ним напрямую, через собственное тело. Здоровая телесная практика увеличивает доверие к себе и стимулирует самопознание, утверждает единство, а не дуализм. То, как человек воспринимает свое тело, влияет на восприятие жизни в целом. Каждый человек знает пять чувств – зрение, обоняние, слух, вкус и осязание. Но человек познает мир и через различные внутренние ощущения, создаваемые проприоцептивной системой (проприоцепция буквально означает «восприятие себя»). Через эту систему он воспринимает стимулы, вырабатываемые телом, а не запахи, звуки и свет, поступающие извне. Когда человек чувствует себя изнутри, он знает, когда надо есть или пить, а когда пора остановиться, когда охладиться или согреться, когда мочиться или испражняться и так далее. Внутренние органы, или внутренности, питают человека информацией – например, он чувствует полноту, пустоту, натяжение, сжатие, давление. Телесные восприятия дают каждому человеку личный доступ к информации о своем теле. Такой информации о нем нет ни у кого другого, как и у него нет информации о чьих‑либо еще ощущениях. Это внутреннее знание можно называть мудростью тела, разумом тела или восприятием тела. Одним из удивительных свойств работы с телом является трансформация, которая проявляется в изменении направления внимания: извне – вглубь. Это позволяет очень быстро перейти от внешних проблем – семьи, работы – к поиску ответа внутри себя, помогает обнаружить стереотипы поведения, ограничивающие личность, вскрыть глубинные конфликты и соприкоснуться со своим истинным «Я». Цель терапии – не только высвобождение энергии, скрытой в психосоматических симптомах, но и открытие новых возможностей для познания собственной реальности и интеграции личности (Федорова, Бажурина, 1999). Телесная терапия как наука развивалась в течение последних 80 лет, она основывается на исследованиях в области биологии, антропологии, этиологии, нейропсихологии, психологии развития, неонатологии и перинатологии и др. В телесной терапии существует множество теорий и моделей взаимосвязи и взаимодействия системы «сознание – тело». Общей пресуппозицией этих теорий является убеждение о том, что тело является проявлением личности и между ними имеется функциональное единство. Телесная терапия – это модели развития личности, теории личности, гипотезы о происхождении изменений и нарушений, а также многочисленные диагностические и терапевтические техники, используемые в рамках терапевтических взаимоотношений. Телесная терапия использует два основных метода, позволяющих освободить тело и расширить возможности движения и осознания. Первый метод – двигательные упражнения, раскрывающие блоки, растягивающие мускулы и увеличивающие гибкость. Второй – прикосновения, освобождающие спонтанные движения, которые являются выражением глубоких чувств (то есть комплексов). И тот, и другой подход можно использовать в телесной терапии, чтобы вызвать психическую осознанность и довести до сознания комплексы. С другой стороны, и тот, и другой методы могут освободить тело от ригидности и без телесной терапии; то есть можно освободить тело от ригидности, не затрагивая психический материал, который появляется при таком изменении. Каким бы образом ни изменялось состояние тела (благодаря упражнениям, возложению рук, биоэнергетике и так далее), происходят и психологические изменения, но они могут быть бессознательными. Если психологические элементы такого изменения не вербализуются и не становятся сознательными, тогда это – не телесная терапия, хотя комплекс меняет форму или происходит «исцеляющий перенос» (Мак‑Нили, 1999). Двигательные упражнения в различных направлениях телесной терапии имеют свою специфику и будут рассмотрены в соответствующих главах. В телесной психотерапии прикосновение – это один из основных методов работы. В области прикосновения создается зона повышенного осознанного внимания. Прикосновения помогают лучше ощущать свое тело, соприкоснуться с глубокими чувствами, с внутренними ресурсами здоровья и развития. Искусство прикасаться и принимать прикосновения – это путь к контакту с «внутренним ребенком», к расширению возможностей телесно‑чувственного осознавания себя и мира, к углублению ощущения «Я». В. Райх указывал на терапевтическую ценность прикосновения как первичной, идущей от младенчества формы контакта с окружающим миром. Младенец изначально не менее, чем в питании, нуждается в телесном контакте с матерью, в поддержке ее жизненности, поглощении ее энергии. Известен феномен «сенсорного голода», когда этот контакт разрушается и дети лишены прикосновений и поглаживаний (дети из детдомов), «недолюблены» с младенчества из‑за того, что их родители сами боятся прикосновений, объятий и недостаточно часто берут детей на руки. Результатом становится задержка физического и психического развития и, позднее, ограничение способности отдаться любви, когда появится возможность сближения с другим человеком. В этом же и трагедия неблагополучной старости, когда к пожилому человеку никто не прикасается (Кнастер, 2002). Если в личной истории человека прикосновение было болезненным, даже грубым, насильственным, постыдным переживанием, лишенным любви и заботы, работа с телом обеспечивает возможность испытать прямо противоположное и узнать, что прикосновение может быть безопасным, любящим и целительным. Работа с телом через прикосновение, а не с помощью слов (в вербальной терапии) может открыть доступ к тому, что невозможно выразить языком, особенно – к довербальному опыту. Хотя запустить воспоминания может все, что затрагивает органы чувств, – хлопок двери, рассвет, шум сыплющегося мусора, приятный аромат пирожка, – прикосновение воздействует сильнее всего, особенно когда исходное происшествие сильно подействовало на тело. Когда эта часть тела снова испытывает прикосновение при определенных условиях, происходит также прикосновение к прошлому опыту и проявляется «память тела». Как будто клетки тела помнят отдельное событие или их последовательность. Открытие этой памяти через прикосновение позволяет затем работать со скрытым материалом, недоступным языку. Прикосновение используется с различными целями: это расширение и исследование бессознательных образов; отражение; снятие панциря; удовлетворение потребности клиента в контакте, ласке, родительском тепле и сексуальности; удовлетворение тех же потребностей терапевта. Граница между этими видами прикосновения крайне тонкая и размытая, поскольку нашей культуре не хватает осознания телесного (Мак‑Нили, 1999). Исследование и расширение. В большинстве случаев это отыгрывание, помогающее клиенту ощутить определенную часть тела и обратить внимание на состояние этой части. Отражение. Иногда клиенту необходимо, чтобы терапевт или другой клиент присоединились к его телесному опыту, например к отталкиванию, к танцу или крику. Часто такой опыт ценен для преодоления паттерна отчуждения, особенно если отчуждение скорее архетипично и не является проявлением невротической закрытости. Снятие панциря. Терапевт активно противостоит соматическим защитным системам клиента с помощью надавливания, которое может варьироваться от легкого прикосновения до глубокого массажа. Удовлетворение потребностей на уровне тела. С другой стороны, некоторые терапевтические модели подразумевают, что невозможно достичь здоровья до тех пор, пока ранние телесные и психические травмы (травмы, которые продолжают существовать в определенных клетках тела и используют такую защиту, как отделение от сознания и мышечный панцирь) не будут обнаружены и исцелены на примитивном уровне благодаря прикосновению. Согласно этой модели недостаточно осознать раннюю боль депривации, нужно еще и залечить старую рану. Этого можно достичь, прикасаясь к клиенту и обнимая его на прегени‑тальном уровне, как обнимают маленьких детей; тогда мышечный панцирь ослабнет и позволит энергии течь в зажатые ткани тела. Если это не произойдет, то, скорее всего, панцирь, защищающий от ранней боли, и дальше будет мешать человеку развивать отношения с другими людьми. Травма, полученная в раннем младенчестве, может быть компенсирована у здорового взрослого, поэтому многие люди прекрасно функционируют, понятия не имея о своих детских ранах. Однако ранние травмы могут проявляться в комплексах, которые можно преобразовать, если анализ затрагивает более глубокий опыт. Возможно, именно тем, кто был наиболее сильно травмирован в раннем детстве, для исцеления требуется телесная работа. Возвращаясь к классификации прикосновений, можно выделить следующие задачи. Установление контакта. Вероятно, большая часть бессознательных прикосновений терапевта (например, рукопожатие и хлопок по спине) мотивируется именно этим. Эмоционалъная теплота. Это означает, что нужно еще на один шаг продвинуться в «установлении контакта» и выразить свои эмоции, прикасаясь к клиенту, обнимая его и проявляя нежность без сексуальной мотивации. Поддержка. Терапевт может обнять клиента, переживающего ужас или горе ранней травмы, чтобы поддержать его и помочь ему выдержать и воспринять боль; в противном случае боль может породить так много тревоги, что не будет полностью воспринята и быстро скроется в тени. Удовлетворение потребностей терапевта. Прикосновение, мотивированное потребностью терапевта, никогда не является оправданным, потому что это эксплуатация клиента. Любой терапевт, и особенно занимающейся телесной терапией, должен уметь воспринимать и сдерживать свои догенитальные и гени‑тальные импульсы, как гомосексуальные, так и гетеросексуальные (об этике телесной терапии см. раздел 2.5.4 главы 2). В нашей стране телесная психотерапия стала развиваться только в последнее время. И теория, которая объединила бы ее различные направления, сделала бы ее стройной и гармоничной системой, пока еще не создана (Сергеева, 2000). Подобный разрыв между большим практическим опытом и слабой теоретической базой не случаен. Создание теории телесной психотерапии весьма затруднительно, так как оно затрагивает основы психофизиологической проблемы, проблемы взаимодействия души и тела, рассмотренной в предыдущем разделе, которая так и остается неразрешенной на протяжении многовековой истории человечества. В настоящее время границы телесной психотерапии необоснованно расширены, происходит пересечение ее с другими ориентированными на тело техниками, что создает путаницу как в теории, так и в терапевтической практике. С одной стороны, к телесной психотерапии примыкают такие методы воздействия на тело, как ЛФК, психофизические тренировки, холистический массаж, а с другой стороны – хореотерапия, двигательная терапия, кинезиотерапия. К тому же в настоящее время распространена практика комбинированных методов. В разных источниках описано от пятнадцати (Kogan, 1980) до семидесяти (Кнастер, 2002) различных подходов, носящих название «работа с телом». Некоторые из них являются по своей цели чисто психотерапевтическими, а другие более точно определяются как методы физической терапии, главной целью которых является телесное здоровье. Сузить необоснованно расширенные границы телесной психотерапии можно путем более четкой формулировки конечной цели терапии, которая заключается не только в улучшении физического здоровья, но и в изменении психического функционирования человека. Телесная психотерапия расширяет возможности психотерапевтического воздействия в связи с тем, что рассматривает человека в единстве его психосоциального и биологического функционирования, помогая клиенту с помощью телесных психотехник более точно распознать и вербализовать собственные эмоции, пережить заново свой прошлый эмоциональный опыт, тем самым способствуя расширению сферы самосознания и формированию более эмоционально благоприятного отношения к себе. Методы телесной терапии должны быть направлены, в той или иной степени, на обеспечение условий, в которых клиент сможет пережить свой опыт как взаимосвязь психического и телесного, принять себя в этом качестве и тем самым улучшить свое функционирование. Существующие на сегодня подходы и методы телесной терапии весьма разнообразны, и в основу их классификации могут быть положены различные принципы. В настоящем справочнике мы придерживаемся разделения методов телесной терапии на структурные и функциональные (Кнастер, 2002). Структурный и функциональный подходы по существу являются двумя сторонами одной медали. С точки зрения физиологии они оба имеют дело с отношением человека к гравитации, позе, с распределением напряжения, а также со временем и пространством. Будучи направлены на изменение, они имеют различное происхождение (структура влияет на функцию, функция воздействует на структуру) и адресованы двум различным системам организма (миофасциальной и сенсорно‑моторной). Они действуют на двух различных уровнях (глубоком и поверхностном, причем в некоторых функциональных подходах манипуляции вообще не используются). Оба подхода стремятся повысить, усилить свободу и легкость функционирования тела. Человек обладает отличием от всех других живых существ на земле – прямохождением. Структурные подходы исходят из предположения, что именно вертикальное выравнивание тела может драматично сказаться на здоровье, поведении и сознании человека. Структурные терапевты стремятся к тому, чтобы организовать или реорганизовать структуру человеческого тела так, чтобы сила гравитации благоприятно влияла на него, что, в свою очередь, помогает выявить скрытый психологический, духовный или физический потенциал. Нужно отметить, что под структурой терапевты подразумевают не только скелет, но и ми‑офасциальную систему (Кнастер, 2002). В то время как структура подразумевает устройство или организацию частей и их взаимодействие, функция означает использование этой структуры, то есть то, как человек применяет, управляет или приводит ее в движение. Эффективное функционирование означает использование соответствующего или экономного – не слишком много и не слишком мало – количества усилий или энергии в любом виде деятельности, так же как адекватную организацию и выбор частей тела и последовательности для движений. Создатели различных функционалъных подходов обычно соглашаются с тем, что если в начале жизни человек двигается с естественной простотой (когда речь не идет о врожденных деформациях или дисфункциях), то в течение последующих лет естественная непринужденность движений начинает ему мешать. Множество физических, социальных, культурных и эмоциональных знаний формирует модели движения, которые затем приводят к ряду трудностей. Человек аккумулирует негативные телесные привычки; слабое представление о собственном теле и ограниченный поток энергии может исказить любые движения, например манеру писать или протянуть руку за каким‑либо предметом. Функциональные телесные техники занимаются тем, как помочь человеку избавиться от подобных привычных тенденций. Их основное предположение состоит в том, что двигательные модели можно изменять, так как мозг и нервная система всегда готовы к обучению, поэтому вполне возможно реорганизовать функции человеческого тела и обеспечить его новыми двигательными возможностями. Более того, это приведет к альтернативным способам мышления и восприятия. Самая важная составная часть всех функциональных телесных техник – это чувственное или сенсорное сознание, т. е. фокусирование внимания на том, что человек ощущает в своем теле. Функциональные телесные техники облегчают боль, улучшают здоровье, продлевают жизнь, а также редуцируют ревматические, неврологические, спинномозговые, респираторные отклонения и снижают стресс. Когда исчезают привычные моторные модели, увеличивается амплитуда движений, гибкость, равновесие, координация. Поскольку то, как человек двигается, напрямую зависит от того, что он чувствует и думает, изменяется как его поза, так и эмоции. Тревога слабеет, человек становится более открытым, улучшается самовосприятие и возрастает самоуважение. Усиливается способность жить в настоящий момент, быть более восприимчивым к новым идеям и опыту, решать проблемы, возрастает терпимость по отношению к другим людям. В настоящем справочнике представлены краткая теория и практические техники трех крупных функциональных направлений телесной терапии – собственно телесно‑ориентированной терапии, танцевально‑двигательной терапии и ритмо‑дви‑гательной терапии. Единственным кратко рассмотренным здесь структурным методом телесно‑ориентированной терапии является рольфинг (структурная интеграция).
Date: 2015-07-02; view: 487; Нарушение авторских прав |