Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы регулирования денежного обращения





 

Реализация определенного вида политики связана с разработкой механизмов управления объектом, его регулирования. Механизм регулирования — это способ воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей.

Основным проводником государственной денежно-кредитной политики является Банк России. На сегодняшний момент главной задачей для себя Банк России считает поддержание стабильности денежной системы и укрепление покупательной способности национальной валюты - российского рубля.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России особо ответствен, т.к. он наделенный исключительным правом эмиссии денег, за поддержание общего равновесия в сфере денежного обращения. Единственной отличительной чертой от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости отошли от металлической основы, Центральный банк должен создать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.Используя на практике денежно-кредитную политику как средство регулирования экономики, Центральный банк должен привлекать следующие инструменты:а) дисконтную политику (ставки учетного процента);б) нормы обязательных резервов кредитных заведений;в) работа на открытом рынке;г) регламентацию экономических нормативов для кредитных заведений и другие.

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам разными путями. Наиболее типичный случай - переучет векселей, находящихся в портфелях коммерческих банков и операции на открытом рынке. Динамика ставки рефинансирования отражена в таблице 2.1 [16].. [16].

Векселя переучитываются по процентной ставке. Эту ставку переучета называют также официальной учетной (процентной) ставкой. Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Постепенно данный метод утратил свое значение и главным методом рефинансирования банков стали интервенции центрального банка на денежном рынке, получившие название как операций на открытом рынке.

Этот метод кредитного регулирования заключается в том, что предоставление денежных средств банками происходит постоянно путем покупки государственных облигаций и казначейских векселей на сумму, зависящую от решения центрального банка по ставке, которая может постоянно изменяться. Приобретение ценных бумаг или казначейских векселей у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, например, покупают казначейские векселя на условиях их обратного выкупа коммерческими банками по заранее установленному курсу, изменяют интенсивность своих операций и их частоту.

Таким образом, этот метод кредитования коммерческих банков значительно отличается от переучетной политики. Главное ее отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки векселей, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

 

Таблица 2.1 Ставка рефинансирования ЦБ РФ с 2005г. в процентах

Период действия Ставка рефинансирования Нормативный документ
12 ноября 2008 г. – 12,0 Указание ЦБ РФ от 11.11.2008 № 2123-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"
14 июля 2008 г. – 11 ноября 2008 г. 11,0 Указание ЦБ РФ от 11.07.2008 № 2037-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"
10 июня 2008 г. – 13 июля 2008 г. 10,75 Указание ЦБ РФ от 09.06.2008 № 2022-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"
29 апреля 2008 г. – 9 июня 2008 г. 10,5 Указание ЦБ РФ от 28.04.2008 № 1997-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"
4 февраля 2008 г. – 28 апреля 2008 г. 10,25 Указание ЦБ РФ от 01.02.2008 № 1975-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"
19 июня 2007 г. – 3 февраля 2008 г.   Телеграмма ЦБ РФ от 18.06.2007 № 1839-У
29 января 2007 г. – 18 июня 2007 г. 10,5 Телеграмма ЦБ РФ от 26.01.2007 № 1788-У
23 октября 2006 г. – 28 января 2007 г.   Телеграмма ЦБ РФ от 20.10.2006 № 1734-У
26 июня 2006 г. – 22 октября 2006 г. 11,5 Телеграмма ЦБ РФ от 23.06.2006 № 1696-У
26 декабря 2005 г. – 25 июня 2006 г.   Телеграмма ЦБ РФ от 23.12.2005 № 1643-У

 


Другая функция операций на открытом рынке, кроме регулирования процентной ставки, заключается в следующем. При продаже и покупке ценных бумаг центральный банк пытается воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществлять управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг центральным банком приводит к обратным последствиям.

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и на Западе. Сейчас в России используется этот метод влияния на экономику путем выпуска государственных ценных бумаг. Прелесть этого инструмента для России в том, что правительство убивает сразу двух зайцев - проводит монетарную политику и финансирует дефицит госбюджета.

Политику обязательных резервов [16].

Таблица 2.2 Нормативы обязательных резервов кредитных организаций с 1991 г. в процентах

Период действия Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте Норматив обязательных резервов по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации Норматив обязательных резервов по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте
1 октября 2006 г. – 30 июня 2007 г. 3,5 3,5 3,5
1 июля 2007 г. – 10 октября 2007 г. 4,5 4,0 4,5
11 октября 2007 г. – 14 января 2008 г. 3,5 3,0 3,5
15 января 2008 г. – 29 февраля 2008 г. 4,5 4,0 4,5
1 марта 2008 г. – 30 июня 2008 г. 5,5 4,5  
1 июля 2008 г. – 31 августа 2008 г. 7,0 5,0 5,5
1 сентября 2008 г. – 17 сентября 2008 г. 8,5 5,5 6,0
18 сентября 2008 г. – 14 октября 2008 г. 4,5 1,5 2,0
15 октября 2008 г. – 31 января 2009 г. 0,5 0,5 0,5
1 февраля 2009 г. – 28 февраля 2009 г. 1,5 1,5 1,5
1 марта 2009 г. – 2,5 2,5 2,5

 

Если возрастает норма резерва, то кредитное учреждение вынуждено большую, чем прежде часть привлеченных средств отправлять на хранение в центральный банк, а значит, для выдачи кредитов оно будет располагать меньшими средствами. Такая мера приводит, с одной стороны, к обеспечению гарантированной сохранности средств вкладчиков, а с другой к сокращению средств для осуществления инвестиций.

Очевидно, что изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Следующий инструмент – это ограничение кредитования. Суть этого метода регулирования: коммерческий банк не может превышать норму выдачи кредитов, установленную центральным банком. На практике центральный банк определяет предельные темпы роста выдачи кредитов различным банкам страны. Нередко разным банкам устанавливаются неодинаковые темпы роста выдачи кредитов. Эффективность кредитной политики при этом повышается, так как государственные органы оказывают влияние не только на объем кредитов в целом, но и на их структуру.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам - как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменен.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных заведений, а также других юридических лиц на территории Российской Федерации создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России. Эти центры создают оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, еще резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы наличностей, не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах Центрального Банка России и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Наличные деньги, которые остались в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита лишние деньги переправляются из оборотной кассы в резервные фонды.Существующие резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению Банка России, который устанавливает их размерность и величину исходя из размера оборотной кассы, условий хранения, и объема налично-денежного оборота. Потребность в резервных фондах обусловлена:1) необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;2) смены денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;3) поддержанием покупюрного состава денежной массы в целом по стране и регионам, который является обязательным;4) сокращением расходов на хранение денежных знаков, и перевозку.

Следует рассмотреть такие методы государственного регулирования как политика дешевых и дорогих денег. Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах. Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки, в-третьих, нужно внести изменения в законодательство, связанные с уменьшением резервной нормы. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческим банкам путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение национального продукта.

Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Таким образом, рыночная экономика исключает систему прямого планирования и регулирования денежной массы в обращении, которая имела место в условиях командно-административной системы управления народным хозяйством. Регулирование денежного обращения в РФ осуществляется как экономическими, так и административными мерами, предусмотренными действующим законодательством и инструкциями Банка России.
3. Особенности государственного денежно-кредитного регулирования в экономике России Кризисное состояние экономики при переходе к рынку, высокие темпы инфляции и проведение монетарной политики привели к расстройству денежной системы России.Инфляционные процессы возникли в российской экономике еще в послевоенный период в связи с резким падением эффективности производства. Попытки реформирования экономики заканчивались очередным повышением цен и обесценением рубля. Внутренний государственный долг превысил всю денежную массу. Государство не располагало товарной массой для обеспечения выпущенной в оборот денежной массы. Начало 1993 г. Россия встретила в условиях жестких инфляционных процессов.Отказ от государственного регулирования цен в январе 1992 г. вместо ожидаемого равновесия привел к гиперинфляции — среднемесячные темпы прироста потребительских цен составили 31,2%.Многофакторный характер инфляции обусловил наличие двух ее видов: инфляции спроса и инфляции издержек.Одними из основных направлений денежно-кредитной политики в этот период были ограничение предложения денег и подавление платежеспособного спроса массового потребителя, что привело к нарастанию дефицита денежной массы.Все это сопровождалось рядом негативных явлений [9, с. 35]:- расстройством функции обращения национальной валюты: расширились процессы эмиссии псевдоплатежных средств (псевдоденег), происходила долларизация денежного обращения и сбережений. Наполнение хозяйственного оборота платежно-расчетными суррогатами — платежными сертификатами, вексельными обязательствами, налоговыми освобождениями и т.п. — носило стихийный характер, что снижало роль Центрального банка РФ в регулировании денежного об ращения в стране. Кроме того, ЦБ РФ в этих условиях терял эмиссионный доход, который переходил в распоряжение различных коммерческих структур. Вместе с тем замещение рублевой массы иностранной валютой означает, что этот доход достается также эмиссионным центрам соответствующих стран. Одновременно происходила утечка российской валюты с традиционных рынков стран СНГ, кредитные отношения с которыми значительно сократились и к 1997 г. составили лишь 0,5% в общем объеме. В итоге снижался спрос на национальную валюту России, что обостряло проблему введения конвертируемости рубля.- расстройством платежно-расчетной системы в процессе проведения реформ, а также заменой старой системы, рассчитанной на обслуживание потребностей централизованной плановой экономики, на новую. К началу 1997 г. массовые неплатежи составили более 170% годового ВВП. В структуре суммарной просроченной задолженности, доля которой была равна половине суммарной задолженности по обязательствам, 96,6% приходилось на кредиторскую задолженность поставщикам, бюджету и т.д., а 4,4% — по кредитам банков и займам. Значительное влияние на расстройство платежно-расчетной системы оказывали бартерные сделки, в результате которых бюджет страны недополучал десятки триллионов неденоминированных рублей. К этому следует добавить внебанковский оборот, основу которого составляет так называемая «теневая» экономика. Все это приводит к нарастанию потребности в денежных средствах организованного оборота. Уровень официальной монетаризации ВВП в России оценивался лишь в 15—16%, а в экономически развитых странах — 60—80%, что ограничивало возможности платежной базы России для расчетов с бюджетом по налогам.- расстройством функции национальной валюты как средства сбережения, которое обусловлено тем, что преобладающая часть денежной массы (как наличной, так и безналичной) представляет собой средства текущего оборота, а функцию сбережений долгосрочного характера выполняет доллар. Лишь за 1995—1996 гг. прирост наличной иностранной валюты у физических лиц составил более 25 млрд. долл. Для сравнения: в 2006 г. было продано физическим лицам и выдано по конверсии 2897,7 млн. долл. США.Для современной экономики характерны высокий рост ВВП (8,1% в 2007г. и по прогнозам 7,5% в 2008 г.), рост реальных доходов населения, оживление инвестиционной активности, сильный платежный баланс и рекордное увеличение золотовалютных резервов страны. Снижение инфляции происходило на фоне номинального укрепления национальной валюты относительно доллара США и укрепление реального эффективного курса рубля в условиях сильного платежного баланса.Вместе с тем усиление платежного баланса и массированный приток иностранной валюты значительно осложняли проведение денежно-кредитной политики Центрального банка. Рост предложения иностранной валюты вследствие притока капитала оказывал давление на курс национальной валюты. В этих условиях Банк России, стремясь снизить скорость укрепления реального эффективного курса рубля в целях защиты конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, наращивал золотовалютные резервы, что приводило к ускоренному увеличению рублевой денежной массы. Необходимость сдерживания скорости наращивания денежного предложения требовала ужесточения денежной политики.Банк России и правительство в вариантах развития российской экономики в 2009-2011 гг. исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции. Правительство и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2009 г. до 7,5-8,5%, в 2010 г. – до 5,5-7%, а к 2011 г. выйти на уровень инфляции 5-6,8%. Банк России намерен в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. [16] Таблица 3.1 Структура бивалютной корзины в РФ с 2005г.
Период действия Число единиц иностранной валюты в составе корзины
8 февраля 2007 г. - 0,55 долларов США / 0,45 евро
1 декабря 2005 г. - 7 февраля 2007 г. 0,6 долларов США / 0,4 евро
1 августа 2005 г. - 30 ноября 2005 г. 0,65 долларов США / 0,35 евро
16 мая 2005 г. - 31 июля 2005 г. 0,7 долларов США / 0,3 евро
15 марта 2005 г. - 15 мая 2005 г. 0,8 долларов США / 0,2 евро
1 февраля 2005 г. - 14 марта 2005 г. 0,9 долларов США / 0,1 евро
Необходимо отметить, что практически не принимается тот факт, что денежно-кредитная система России в целом складывается из региональных сегментов, каждый из которых обладает собственными возможностями саморегулирования на основе коррекции соотношений между денежной массой и спросом на деньги в масштабах регионального хозяйства. Банковские интересы на региональном уровне и проблемы отношений, возникающих на основе глубоких социально-экономических различий регионов, не находит должного отражения в государственной денежно-кредитной политики.[8, c.137]Перевод начавшегося оживления экономики в режим устойчивого роста предполагает формирование соответствующих условий, обеспечивающих выгодность расширения производственной деятельности и инвестиций в развитие реального сектора. Эти условия включают нормализацию системы денежного обращения и формирование механизмов кредитования производственной деятельности, снижение процентных ставок и развертывание институтов развития, снижение налогообложения производственной и инвестиционной деятельности, исправление ценовых диспропорций, защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров.Для повышения эффективности системы государственного регулирования денежного обращения, оздоровления финансового положения производственных предприятий и создания условий для роста инвестиционной активности должны быть предприняты следующие меры.Во-первых, должны быть устранены основные причины демонетизации экономики. Для этого необходимо отказаться от необоснованной политики количественного регулирования денежной массы и перейти к регулированию ставки рефинансирования с ее последовательным снижением до уровня, не превышающего норму рентабельности внутренне-ориентированных секторов экономики. Уровень денежного предложения следует привести в соответствие со спросом на кредитные ресурсы со стороны производственной сферы.Вместо эмиссии денег под прирост валютных резервов необходимо перейти к рефинансированию коммерческих банков под залог векселей платежеспособных производственных предприятий. Это потребует от Центрального банка организации мониторинга платежеспособности крупных предприятий и обеспечения прозрачности его эмиссионной политики. В свою очередь, доступ к кредитным ресурсам Центрального банка потребует от предприятий повышения прозрачности и эффективности своей деятельности.При такой организации политики денежного предложения обеспечивается главная функция денежной эмиссии - кредитование экономического роста. Снижая ставку рефинансирования, Центральный банк стимулирует рост экономической активности; повышая ее, ужесточает требования к экономической эффективности. Это дает возможность проведения гибкой денежно-кредитной политики в соответствии с целями и приоритетами экономической стратегии государства.Во-вторых, необходимо приступить к формированию механизмов долгосрочного кредитования инвестиций в развитие и модернизацию предприятий, осваивающих перспективные технологии. Для этого нужно преобразовать Стабилизационный фонд в Бюджет развития и создать полноценные институты развития с механизмами их централизованного рефинансирования.В-третьих, необходимо поставить заслон использованию гарантированных государством высокодоходных спекулятивных инструментов (включая эмиссию Центральным банком облигаций и открытие им депозитных счетов коммерческим банкам), отвлекающих денежные ресурсы из производственной сферы. Переориентация политики денежного предложения на рефинансирование производственной деятельности снимает проблему стерилизации «избыточной» денежной массы, поскольку соответствующее регулирование процентных ставок связывает кредитование роста объемов, повышение эффективности производства и предложение товаров и услуг.В-четвертых, следует принять меры по защите отечественной банковской системы от поглощения зарубежными конкурентами, ограничив присутствие последних на российском рынке разумными пределами.В-пятых, должны быть предприняты необходимые действия по улучшению структуры денежной массы. В первую очередь, должна быть резко сокращена ее наличная составляющая. Для этого следует осуществить комплекс мер по электронизации платежей и расчетов, внедрению соответствующих информационных технологий в торговле и финансовых услугах, по обеспечению надежной правовой защиты сделок, совершаемых в электронной форме. Эти меры будут содействовать декриминализации экономики, вытеснению теневой составляющей хозяйственного оборота, сокращению неплатежей и ремонетизации экономики, повышению эффективности денежного обращения и снижению инфляции.В результате осуществления предлагаемых мер политика денежного предложения станет соответствовать обоснованному спросу на деньги, обеспечивая эффективное использование имеющегося в стране научно-производственного потенциала и рост экономики. Сочетание целевого контроля над эмиссией денег и механизмов рефинансирования кредитных институтов под спрос на деньги со стороны производственной сферы обеспечит низкий уровень инфляции и процентных ставок. Такой подход поможет нормализовать платежный оборот, улучшить финансовое положение производственных предприятий, повысить инвестиционную активность. [5, c.27]
Заключение Поскольку весь механизм финансового, денежного и кредитного воздействия на изменение массы функционирующих в стране денег и состояние денежного обращения в конечном итоге сводится к расширению или сокращению банковского кредитования в зависимости от изменения потребностей оборота, решающее значение приобретает правильное определение емкости самого денежного хозяйства, включающей массу денег, необходимых для обращения, а также для накоплений и сбережений. Только на этой основе можно определить направления и экономические границы изменения кредитования хозяйства и населения, за пределами которых кредитная эмиссия окажется недостаточной или излишней для нормального функционирования денежного хозяйства. Без научно обоснованной оценки фактического состояния денежного хозяйства невозможно правильно определить и направления кредитной политики - расширить или сократить кредитные вложения в хозяйство.К традиционным методам регулирования денежного обращения относят экономические и административные методы. Управление на базе экономических регуляторов может принести желаемые результаты в условиях достаточно устойчивой денежной системы, ведь главными объектами воздействия становятся денежные параметры экономической деятельности предприятия и потребителя - доход, прибыль, сбережения и т. п. Хотя с помощью экономических методов можно снизить темпы инфляции и даже ускорить, в условиях ее существования, продвижение к новому качеству экономического роста, а также удовлетворительно решить другие крупные общественные проблемы, все же дестабилизация денежного обращения автоматически снижает действенность экономических регуляторов. При наличии же гиперинфляции государству порой не остается никакой альтернативы, кроме ориентации на преимущественное использование административных методов управления. Последнее обстоятельство имеет непосредственное отношение к нашей стране. Поэтому в механизме государственного регулирования переходного к рынку периода не должно быть недооценки командных методов, значение которых, как показывает зарубежный опыт, в такие моменты действительно возрастает.Каждый инструмент государственного воздействия, выполняя свою роль, взаимодополняет другие. Способностью уловить при выработке конкретных способов регулирования хозяйственной жизни наиболее важные на каждом этапе рычаги воздействия на поведение экономических субъектов, способностью комплексного применения непротиворечаших друг другу форм и методов управления и определяется эффективность всей системы государственного регулирования. Поочередная смена акцентов в рыночных приоритетах должна находить свое выражение в разных диапазонах использования тех или иных форм и методов регулирования. Комплексное же их применение в конечном итоге способно обеспечить направленную ориентацию макроэкономического развития по выбранному варианту движения.

 


Date: 2015-07-02; view: 1385; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию