Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Также при работе с системой и выделяют и другую классификацию вопросовI. Вопросы «классифицирующие». В первую очередь они ориентированы на то, чтобы увидеть различия во взглядах, с которыми пришла семья. - Кто радуется в семье больше всех, когда свекровь занимается ведением домашнего хозяйства? Кто меньше всех? Примером вопроса на классификацию, который можно использовать и для начала терапии, может быть такой: - Кто сегодня настроен наиболее оптимистично? А кто сегодня самый большой пессимист?
II. «Процентные» вопросы. С помощью них можно ди фференцировать идеи, настроения, концепции, взгляды на болезнь, мнения. Очень хороши они и для прояснения амбивалентных позиций. - Если в сердце вашей жены существуют две тенденции: расстаться с вами или остаться, сколько процентов сердца отдается одной тенденции, а сколько другой?
III. Вопросы для выяснения коалиций. Направлены для выяснения коалиций – «кто с кем?» Ключевым вопросом для этой группы является вопрос: Видите ли вы эту проблему также или по-другому? - Папа держит тебя за маменькина сыночка. Ты смотришь на этот вопрос так же, или ты все-таки больше папенькин сынок?
IV. Вопросы на прояснение реальной ситуации. Эта группа делится на несколько подгрупп. 1. Вопросы, проясняющие запрос. К прояснению запроса относятся вопросы, касающиеся тех людей, которые прислали семью. - Кому пришла в голову идея об этом контакте? - Что бы вы хотели, чтобы здесь происходило? - Почему клиентом является именно этот человек? - Почему семья пришла именно ко мне и почему именно сейчас? Вопросы, проясняющие, с какими ожиданиями пришла семья. - Кто чего хочет и от кого? - От меня, как от терапевта и от всех остальных? - Кто является оптимистом, а кто пессимистом? - Что должен был бы я, терапевт, или должны были бы мы сделать, чтобы эти ожидания оправдались? - Что должен я и мы сделать, чтобы работа была абсолютно неуспешной? - Кто чего хочет, от кого, с какого времени? И до какого времени? - Как часто вы бы хотели встречаться? - С кем встречаться? Против кого встречаться? - Сколько денег вы готовы заплатить за эту терапию? - Скольким временем готовы пожертвовать для решения этой конкретной проблемы?
2. Вопросы о проблеме. - Из каких отношений вырастает проблема? - Кому эти проблемные отношения демонстрируются, а кому – нет? - Где проблема проявляется, а где – нет? - Когда проблема проявляется, когда – нет? - Что должно произойти, чтобы проблема была решена? - Кто первым выявил сложность и обозначил ее как проблему? - Что имеет ввиду папа, когда говорит о существовании проблемы, о сложности взаимоотношений, о непонимании и т.д.? - Кто реагирует на проблему больше всех, кто меньше всех? - Кому она больше всех мешает, кому меньше всех? Если речь идет о проблемном ребенке, то такой вопрос: - Как реагирует ребенок на реакции окружающих? (вопрос к окружающим) - Что изменилось в отношениях, когда возникла проблема? - Что изменится в отношениях, если эта проблема будет усилена? Последние вопросы можно задавать до бесконечности, уточняя, проясняя в кругу, кто как реагирует на проблемное поведение, пока всем не станет ясно про всех остальных, кто и как реагирует.
V. Вопросы на конструирование возможностей. Здесь тоже выделяют несколько подгрупп. 1. Вопросы, ориентированные на решение. - Как часто, как долго или когда проблема не проявляется? - Если проблемы не будет, чем бы занялись вы и другие? - Что бы мы могли делать здесь, если проблемы не будет? На усиление ресурсов. - Что вы делаете хорошо? - Что вы хотели бы в своей семье сохранить (конкретно)? - Какие усилия вы готовы еще приложить, чтобы делать что-то еще лучше, то, что и так вам хорошо удается? Чудесные вопросы. - Если ночью прилетит фея (или в понедельник вас сделают операцию и т.д.) и проблема неожиданно будет решена, что вы утром первое заметите, что будет вторым? - Кто больше всех будет удивлен? - Кто будет больше всех шокирован, что проблема ушла так неожиданно, вдруг? 2. Вопросы, усиливающие проблему. - Что вы должны сделать, чтобы ваша ситуация ухудшилась? - Что бы я мог сделать, чтобы это ухудшение еще больше поддержать? - Кто мог бы быть еще включен в эту проблему, чтобы ситуация стала еще хуже? 3. Вопросы комбинированные, ориентированные как на проблему, так и на ее решение. - Для чего было бы хорошо, чтобы проблема еще раз к вам вернулась? - Что может ухудшиться, если проблема исчезнет? - Как долго вы собираетесь давать этой проблеме место в вашей квартире? - Когда вы планируете выставить ее за дверь? - До какого времени, как вы считаете, это делать еще рано?
VI. Вопросы, предназначенные для начала и для завершения сессии. Начало. - Что должно сегодня произойти, чтобы для вас это было хорошим разговором? - Что произошло с нашей последней встречи, что удивило вас больше всего (за эту неделю)? - Что могло бы быть уже сегодня позитивным изменением? - Кому из вашей семьи в последнее время лучше всех живется? - Что должно было бы уже сегодня произойти, чтобы это была наша последняя встреча? - Какие идеи у вас есть в голове относительно того, что сегодня здесь будет происходить? Вопросы, адресованные наиболее сопротивляющемуся члену семьи. - Кто из вас ничего не хочет? - От кого вы здесь ничего не хотите? - Как вы считаете, будет ли это постоянной позицией или, возможно, что это слишком рано – что-то прямо сейчас хотеть? - Если вы, собственно говоря, ничего не хотите, в чем тогда цель прихода? Для завершения. - Как долго вы думаете будете еще нуждаться в терапии? - Кто из вас имеет больше интереса и готов больше времени уделить терапии – вы или ваша жена? - Предположим, что по каким-то причинам терапия сегодня закончится, что вы будете делать? - Если по причине землетрясения все врачи, социальные работники умрут, как вы будете тогда решать свою проблему?
|