Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изменение представлений о психологической природе ребенка
Таким образом, во второй половине XX в. в американской психоло-гии развития постепенно изменяется представление о психологиче-ской природе ребенка. Ребенок стал рассматриваться как существо более активное, как субъект, не только испытывающий влияние своего окружения, но и сам воздействующий на него, т.е. партнером по взаимодействию[102]. Некоторые аспекты нового подхода прозвучали в изложении идей А. Бандуры и Дж. Гевирца, а именно: реальная действенность научения путем самостоятельного наблюдения на самых ранних этапах жизни, выделение внутренних когнитивных переменных в структуре поведенческого акта, значимость внутреннего подкрепления ответов. К середине 70-х гг. XX в. принципиальные трудности теории социального научения и метода манипулятивного эксперимента для изучения онтогенеза психики стали очевидными внутри самого направления: — в погоне за точностью и однозначностью данных произошел отказ от поискового экспериментирования; экспериментальный метод оказался сведен к лабораторным «тестам» с самоочевидными гипотезами; — лабораторное экспериментирование во многом носило искус-ственный характер, было оторвано От реальных жизненных проблем и непригодно для понимания процессов психического развития ре-бенка, неспособно ответить на запросы практики; — результаты исследований представляли собой констатацию срезовых характеристик и возрастных различий, но с их помощью невозможно было вскрыть причины и условия развития; — при избытке повторяющихся эмпирических данных обобщающие понятия были немногочисленны и слабы; — настаивание на общих механизмах психического функционирования животных и человека, взрослых и детей привело к нивелированию специфики онтогенетического развития человека и как следствие к систематическому занижению подлинных возможностей испытуемых. Было заявлено, что психология развития не должна быть «наукой о странном поведении детей в странных ситуациях взаимодействия со странными взрослыми на протяжении как можно более коротких промежутков времени», как саркастически охарактеризовал ее У. Бронфенбреннер[103]. Осознание этих противоречий привело к новым тенденциям в американской психологии развития: к возрождению идей естественного исследования, к смещению акцентов в содержании исследуемых аспектов психического развития ребенка. С начала 80-х гг. XX в. одной из обязательных характеристик научного исследования становится требование экологической ва-лидности. Экологическая валидность рассматривается как соответствие обстановки, окружающей испытуемых в ситуации исследования, свойствам ситуации в повседневной жизни. Актуальный лозунг исследователя: надо изучать познавательную и любую активность ребенка в том виде, как это имеет место в его естественной целенаправленной деятельности. Были выдвинуты новые требования к проведению экспериментального исследования: — предъявление инструкции испытуемому бытовым языком; — ограничение активности экспериментатора; — тщательное наблюдение за испытуемым и фиксация его стратегий решения задач; — констатация изменений; — отказ от использования обучающих экспериментальных исследований (где гарантия того, что в реальной жизни используются те же методы и механизмы?).
Date: 2015-07-01; view: 354; Нарушение авторских прав |