Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психодиагностические ситуации и задачи





Различают ситуацию клиента и ситуацию экспертизы (аттестации).

В первой ситуации человек сам обращается за помощью к психологу,

он охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции как

можно более точно, не имеет сознательных намерений приукрасить себя

или фальсифицировать результаты.

Во второй ситуации человек знает, что подвергается экспертизе, ста-

рается выдержать «экзамен», а для этого вполне осознанно контролирует

свое поведение и свои ответы так, чтобы выглядеть в максимально выиг-

рышном свете (или добиться своей цели даже ценой симуляции отклоне-

ний или расстройств).

В ситуации клиента к диагностическому инструменту можно предъ-

являть гораздо менее жесткие требования относительно его защищенности

от сознательной фальсификации, чем в ситуации экспертизы.

Психодиагностические задачи (и ситуации психодиагностики в це-

лом) можно различать также с точки зрения того, кто и как будет исполь-

зовать диагностические данные и какова ответственность психодиагноста

в выборе способов вмешательства в ситуацию обследуемого.

1. Данные используются специалистами смежного профиля для по-

становки непсихологического диагноза или формулирования администра-

тивного решения.

2. Данные используются самим психодиагностом для постановки пси-

хологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого

осуществляется другими специалистами.

3. Данные используются самим психодиагностом для постановки пси-

хологического диагноза, который служит ему основанием (или для его

коллег-психологов) для разработки путей психологического воздействия.

4. Диагностические данные используются самим обследуемым в целях

саморазвития, коррекции поведения и т.п. В этой ситуации психолог несет

ответственность за корректность данных, за этические, деонтологические

аспекты «диагноза» и лишь частично за то, как этот диагноз будет исполь-

зован клиентом.

 

  1. Основные этапы развития психодиагностики как науки.

В конце XIX – начале XX века широкую известность приобретают такие науки, как: френология, физиогномика и графология. Френология – наука о связи психики человека и строения поверхности его черепа; физиогномика - учение, ориентированное на определение типа личности человека и его душевных качеств (как врождённых, так и приобретённых), исходя из анализа характерных особенностей лица и выражения. Графоло́гия - направление в прикладной психологии согласно которому, существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. Данные учения нельзя назвать полностью научно-обоснованными, также нельзя сказать что они были построены на достоверных научных данных. Несмотря на это, они заслуживают упоминания, потому как их объединяет поиск средств диагностики индивидуальных особенностей личности. В перечисленных учениях существовали определённые способы диагностики индивидуальных особенностей (например, френология изучала как развитие разных участков мозга влияет на форму черепа, и соответственно на индивидуальные особенности человека).

Становление научной психодиагностики связано в первую очередь с проникновением в психологическую науку эксперимента, идеи измерения. Идея квантификации психологических наблюдений родилась в 30-х гг. XIX столетия.

Квантификация – это сведение качественных характеристик к количественным для следующего этапа — измерения, то есть придания результату численного значения.

Впервые об этом заговорил немецкий исследователь Вольф, который полагал, что можно продолжительностью аргументации, за которой мы в состоянии проследить, измерить величину внимания. Этим же ученым было введено понятие психометрии.

Психометрия (психометрика) — дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Однако психологические замыслы философов, естествоиспытателей и математиков тех лет начали воплощаться в реальность только век спустя.

Реализация идеи измерения психических явлений, начавшись с работ по психофизике Э. Вебера и Г. Фехнера (середина XIX столетия), определила важнейшее направление исследований в экспериментальной психологии того времени. Очень скоро в психологии начинают совершаться попытки говорить на «математическом языке» не только в области ощущений, но и в вопрос измерений более сложных психических функций.

Итак, основным в исследованиях XIX века является то, что психическое становилось особой областью экспериментального исследования, отличной от физиологии.


Французский психиатр Э. Сеген (1812-1880) первый уделил внимание

обучению отсталых детей с помощью особых методик, разработал ряд ме-

тодов обследования и лечения больных. «Доска Сегена» (1831 год) успеш-

но применяется в детской и специальной психодиагностике до настоящего

времени.

Френсис Гальтон (1822-1911) в течение 1884-1885 годах провел серию

испытаний, в которых посетители лаборатории в возрасте от 5 до 80 лет

могли проверить 17 физиологических и психологических показателей. Ис-

следование результатов 9337 человек легло в основу дифференциальной

психологии.

Первым исследователем, употребившим в психологической литерату-

ре термин «интеллектуальный тест» (1890), был американский психолог

Джеймс Кеттелл (1860-1944). Кеттелл предложил в качестве образца 50

тестов, включавших различного рода измерения чувствительности, време-

ни реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, количество

звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания.

Немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926) разработал на кли-

ническом материале серию испытаний, позволяющих судить о таких про-

цессах, как память, утомление нарушение внимания, по показателям вы-

полнения достаточно простых арифметических действий.

В работах Германа Эббингауза используются тесты на выполнение

арифметических действий, непосредственного запоминания, оценки кото-

рых дают высокие корреляции с оценками школьной успеваемости.

Новый шаг в развитии тестов был сделан французским врачом и пси-

хологом Альфредом Бине (1857-1911), создателем самой популярной для

своего времени серии тестов.

Альфред Бине в сотрудничестве с Анри Симоном провел серию экспе-

риментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разного воз-

раста (начиная с трех лет), проведенные на многих испытуемых экспери-

ментальные задания были проверены по статистическим критериям и стали

рассматриваться как средство определения интеллектуального уровня.

Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Она да-

вала возможность разделить испытуемых только на две группы по величине

интеллектуального уровня

Второй вариант тестовой шкалы Бине был предложен в 1916 г. и имел

так много серьезных изменений по сравнению с основным вариантом, что

был назван шкалой Стэнфорд-Бине. Основных нововведений было два:

- введение в качестве показателя по тесту коэффициента интеллек-

туальности IQ, выводимого из отношения между умственным и хроноло-

гическим возрастом;

- применение критерия оценки тестирования, для чего вводится по-

нятие статистической нормы.

Коэффициент интеллектуальности IQ был предложен Вильямом

Штерном (1871-1938) – немецкий психолог, профессор Гамбургского уни-

верситета.

Шкала Стэнфорд-Бине получила популярность во всем мире, она име-

ла несколько редакций. В последней редакции она

применяется и в настоящее время. Показатель IQ, получаемый по шкале

Стэнфорд-Бине, на долгие годы стал синонимом интеллекта. Вновь созда-

ваемые тесты интеллекта стали проверяться на валидностъ путем сопос-

тавления с результатами шкалы Стэнфорд-Бине.


Следующий этап развитияпсихологического тестирования характери-

зуется изменением формы проведения тестового испытания – групповое тестирование.

На протяжении первой половины XX века специалистами в области

психодиагностики было создано множество разнообразных тестов. При

этом разрабатывая методическую сторону тестов, они доводили ее до вы-

сокого совершенства. Все тесты тщательным образом стандартизировались

на больших выборках; тестологи добивались того, что все они отличались

высокой надежностью и хорошей валидностью.

Возникло новое направление в тестологии – тестирование специаль-

ных способностей, – которое впоследствии выделилось в самостоятельную

область.

Возник еще один тип тестов, особенно широко применяемых в учеб-

ных заведениях – тесты достижений

Широкое распространение в психодиагностике получили опросники.

Опросники психологи заимствовали из естествознания; опросники исполь-

зовал Чарльз Дарвин. Первые психодиагностические опросники использо-

вал Ф. Гальтон для оценки познавательной сферы человека.

Другим распространенным методом психодиагностики личности яв-

ляются проективные методики. Их родоначальником традиционно счита-

ется метод словесных ассоциаций, возникший на базе ассоциативных тео-

рий. Возникновение метода словесных ассоциаций связано с именем

Ф. Гальтона. Позднее эта методика получила развитие

в исследованиях Эмиля Крепелина (1892) и К.Г. Юнга (1904-1906).

Юнг показал, что бессознательные переживания личности доступны объективной диаг-

ностике. Теоретическим истоком проективных методов также является

психоанализ.

На основе ассоциативного метода были разработаны методики Чер-

нильных Пятен Г. Роршаха (1921) и «Незаконченных предложений»

А. Пейном (1928). Первой методикой, специально создаваемой как проек-

тивной, стал Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Х. Моргана и Ген-

ри Мюррея (1936).

Критические замеча-

ния сводятся к указаниям на их недостаточную стандартизацию, пренеб-

режение нормативными данными, неподатливость традиционным спосо-

бам определения надежности и валидности, а главное, на большой субъек-

тивизм в интерпретации результатов.

В середине тридцатых годов оформляется социометрический метод

Дж. Морено. В 40-50-е годы в мировой психодиагностике сформировались

основные диагностические подходы и была завершена разработка боль-

шинства наиболее известных методик. К новым научным направлениям

можно отнести техники семантического шкалирования (Чарльз Осгуд,

1952; Джордж Келли, 1956), сочетающие методы стандартизированного

опроса и проективных техник.

В России 1910 году А.Н. Бернштейн

и его единомышленники организовал в Москве Общество экспериментальной пси-

хологии. Ими были созданы первые тесты на русском языке

«Экспериментально-психологические схемы» (А.Н. Берштейн) и «Психо-


логические профили» (Г.И. Россолимо).

Работы по созданию методов психодиагностики велись также в кли-

нике Психоневрологического института – В.М. Бехтеревым и С.Д. Вла-

дычко.

Собственно психодиагностические работы в России начали разви-

ваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ поя-

вилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники в связи с рос-

том популярности метода тестов в Советской России и за рубежом. Пере-

водились зарубежные тесты и разрабатывались собственные. Шкала ис-

следования моторики детей Н.И. Озерецкого (1923) используется до сих

пор, в том числе и зарубежной психологии (Шкала Линкольна-Озерец-

кого). Теоретические разработки способствовали развитию тестирования в

нашей стране. Идеи Льва Семеновича Выготского о психологическом ди-

агнозе, высказанные в работе «Диагностика развития и педологическая

клиника трудного детства» (1936) имеют значение до сих пор.

Объективные ошибки и ряд причин субъективного характера (напри-

мер, утверждают, что И.В. Сталин был недоволен низким тестовым баллом

сына Василия) привели к появлению постановления ЦК

ВКП(б) запрет на применение бессмысленных (как там отмечалось)

тестов и анкет.

С конца 60-х годов начинается второй период развития отечественной

психодиагностики.

В 90-е годы в связи с развитием практической психологии появились

гораздо большие возможности для развития психодиагностики. Основная

проблема прикладной психодиагностики, существующая последние два

десятилетия, заключается в использовании психологами методик, не соот-

ветствующих психометрическим требованиям, взятым из недостоверных

источников или устаревших.

 







Date: 2015-06-11; view: 636; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию