Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психодиагностические ситуации и задачиСтр 1 из 14Следующая ⇒
Различают ситуацию клиента и ситуацию экспертизы (аттестации). В первой ситуации человек сам обращается за помощью к психологу, он охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции как можно более точно, не имеет сознательных намерений приукрасить себя или фальсифицировать результаты. Во второй ситуации человек знает, что подвергается экспертизе, ста- рается выдержать «экзамен», а для этого вполне осознанно контролирует свое поведение и свои ответы так, чтобы выглядеть в максимально выиг- рышном свете (или добиться своей цели даже ценой симуляции отклоне- ний или расстройств). В ситуации клиента к диагностическому инструменту можно предъ- являть гораздо менее жесткие требования относительно его защищенности от сознательной фальсификации, чем в ситуации экспертизы. Психодиагностические задачи (и ситуации психодиагностики в це- лом) можно различать также с точки зрения того, кто и как будет исполь- зовать диагностические данные и какова ответственность психодиагноста в выборе способов вмешательства в ситуацию обследуемого. 1. Данные используются специалистами смежного профиля для по- становки непсихологического диагноза или формулирования администра- тивного решения. 2. Данные используются самим психодиагностом для постановки пси- хологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется другими специалистами. 3. Данные используются самим психодиагностом для постановки пси- хологического диагноза, который служит ему основанием (или для его коллег-психологов) для разработки путей психологического воздействия. 4. Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения и т.п. В этой ситуации психолог несет ответственность за корректность данных, за этические, деонтологические аспекты «диагноза» и лишь частично за то, как этот диагноз будет исполь- зован клиентом.
В конце XIX – начале XX века широкую известность приобретают такие науки, как: френология, физиогномика и графология. Френология – наука о связи психики человека и строения поверхности его черепа; физиогномика - учение, ориентированное на определение типа личности человека и его душевных качеств (как врождённых, так и приобретённых), исходя из анализа характерных особенностей лица и выражения. Графоло́гия - направление в прикладной психологии согласно которому, существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. Данные учения нельзя назвать полностью научно-обоснованными, также нельзя сказать что они были построены на достоверных научных данных. Несмотря на это, они заслуживают упоминания, потому как их объединяет поиск средств диагностики индивидуальных особенностей личности. В перечисленных учениях существовали определённые способы диагностики индивидуальных особенностей (например, френология изучала как развитие разных участков мозга влияет на форму черепа, и соответственно на индивидуальные особенности человека). Становление научной психодиагностики связано в первую очередь с проникновением в психологическую науку эксперимента, идеи измерения. Идея квантификации психологических наблюдений родилась в 30-х гг. XIX столетия. Квантификация – это сведение качественных характеристик к количественным для следующего этапа — измерения, то есть придания результату численного значения. Впервые об этом заговорил немецкий исследователь Вольф, который полагал, что можно продолжительностью аргументации, за которой мы в состоянии проследить, измерить величину внимания. Этим же ученым было введено понятие психометрии. Психометрия (психометрика) — дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Однако психологические замыслы философов, естествоиспытателей и математиков тех лет начали воплощаться в реальность только век спустя. Реализация идеи измерения психических явлений, начавшись с работ по психофизике Э. Вебера и Г. Фехнера (середина XIX столетия), определила важнейшее направление исследований в экспериментальной психологии того времени. Очень скоро в психологии начинают совершаться попытки говорить на «математическом языке» не только в области ощущений, но и в вопрос измерений более сложных психических функций. Итак, основным в исследованиях XIX века является то, что психическое становилось особой областью экспериментального исследования, отличной от физиологии. Французский психиатр Э. Сеген (1812-1880) первый уделил внимание обучению отсталых детей с помощью особых методик, разработал ряд ме- тодов обследования и лечения больных. «Доска Сегена» (1831 год) успеш- но применяется в детской и специальной психодиагностике до настоящего времени. Френсис Гальтон (1822-1911) в течение 1884-1885 годах провел серию испытаний, в которых посетители лаборатории в возрасте от 5 до 80 лет могли проверить 17 физиологических и психологических показателей. Ис- следование результатов 9337 человек легло в основу дифференциальной психологии. Первым исследователем, употребившим в психологической литерату- ре термин «интеллектуальный тест» (1890), был американский психолог Джеймс Кеттелл (1860-1944). Кеттелл предложил в качестве образца 50 тестов, включавших различного рода измерения чувствительности, време- ни реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, количество звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания. Немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926) разработал на кли- ническом материале серию испытаний, позволяющих судить о таких про- цессах, как память, утомление нарушение внимания, по показателям вы- полнения достаточно простых арифметических действий. В работах Германа Эббингауза используются тесты на выполнение арифметических действий, непосредственного запоминания, оценки кото- рых дают высокие корреляции с оценками школьной успеваемости. Новый шаг в развитии тестов был сделан французским врачом и пси- хологом Альфредом Бине (1857-1911), создателем самой популярной для своего времени серии тестов. Альфред Бине в сотрудничестве с Анри Симоном провел серию экспе- риментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разного воз- раста (начиная с трех лет), проведенные на многих испытуемых экспери- ментальные задания были проверены по статистическим критериям и стали рассматриваться как средство определения интеллектуального уровня. Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Она да- вала возможность разделить испытуемых только на две группы по величине интеллектуального уровня Второй вариант тестовой шкалы Бине был предложен в 1916 г. и имел так много серьезных изменений по сравнению с основным вариантом, что был назван шкалой Стэнфорд-Бине. Основных нововведений было два: - введение в качестве показателя по тесту коэффициента интеллек- туальности IQ, выводимого из отношения между умственным и хроноло- гическим возрастом; - применение критерия оценки тестирования, для чего вводится по- нятие статистической нормы. Коэффициент интеллектуальности IQ был предложен Вильямом Штерном (1871-1938) – немецкий психолог, профессор Гамбургского уни- верситета. Шкала Стэнфорд-Бине получила популярность во всем мире, она име- ла несколько редакций. В последней редакции она применяется и в настоящее время. Показатель IQ, получаемый по шкале Стэнфорд-Бине, на долгие годы стал синонимом интеллекта. Вновь созда- ваемые тесты интеллекта стали проверяться на валидностъ путем сопос- тавления с результатами шкалы Стэнфорд-Бине. Следующий этап развитияпсихологического тестирования характери- зуется изменением формы проведения тестового испытания – групповое тестирование. На протяжении первой половины XX века специалистами в области психодиагностики было создано множество разнообразных тестов. При этом разрабатывая методическую сторону тестов, они доводили ее до вы- сокого совершенства. Все тесты тщательным образом стандартизировались на больших выборках; тестологи добивались того, что все они отличались высокой надежностью и хорошей валидностью. Возникло новое направление в тестологии – тестирование специаль- ных способностей, – которое впоследствии выделилось в самостоятельную область. Возник еще один тип тестов, особенно широко применяемых в учеб- ных заведениях – тесты достижений Широкое распространение в психодиагностике получили опросники. Опросники психологи заимствовали из естествознания; опросники исполь- зовал Чарльз Дарвин. Первые психодиагностические опросники использо- вал Ф. Гальтон для оценки познавательной сферы человека. Другим распространенным методом психодиагностики личности яв- ляются проективные методики. Их родоначальником традиционно счита- ется метод словесных ассоциаций, возникший на базе ассоциативных тео- рий. Возникновение метода словесных ассоциаций связано с именем Ф. Гальтона. Позднее эта методика получила развитие в исследованиях Эмиля Крепелина (1892) и К.Г. Юнга (1904-1906). Юнг показал, что бессознательные переживания личности доступны объективной диаг- ностике. Теоретическим истоком проективных методов также является психоанализ. На основе ассоциативного метода были разработаны методики Чер- нильных Пятен Г. Роршаха (1921) и «Незаконченных предложений» А. Пейном (1928). Первой методикой, специально создаваемой как проек- тивной, стал Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Х. Моргана и Ген- ри Мюррея (1936). Критические замеча- ния сводятся к указаниям на их недостаточную стандартизацию, пренеб- режение нормативными данными, неподатливость традиционным спосо- бам определения надежности и валидности, а главное, на большой субъек- тивизм в интерпретации результатов. В середине тридцатых годов оформляется социометрический метод Дж. Морено. В 40-50-е годы в мировой психодиагностике сформировались основные диагностические подходы и была завершена разработка боль- шинства наиболее известных методик. К новым научным направлениям можно отнести техники семантического шкалирования (Чарльз Осгуд, 1952; Джордж Келли, 1956), сочетающие методы стандартизированного опроса и проективных техник. В России 1910 году А.Н. Бернштейн и его единомышленники организовал в Москве Общество экспериментальной пси- хологии. Ими были созданы первые тесты на русском языке «Экспериментально-психологические схемы» (А.Н. Берштейн) и «Психо- логические профили» (Г.И. Россолимо). Работы по созданию методов психодиагностики велись также в кли- нике Психоневрологического института – В.М. Бехтеревым и С.Д. Вла- дычко. Собственно психодиагностические работы в России начали разви- ваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ поя- вилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники в связи с рос- том популярности метода тестов в Советской России и за рубежом. Пере- водились зарубежные тесты и разрабатывались собственные. Шкала ис- следования моторики детей Н.И. Озерецкого (1923) используется до сих пор, в том числе и зарубежной психологии (Шкала Линкольна-Озерец- кого). Теоретические разработки способствовали развитию тестирования в нашей стране. Идеи Льва Семеновича Выготского о психологическом ди- агнозе, высказанные в работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1936) имеют значение до сих пор. Объективные ошибки и ряд причин субъективного характера (напри- мер, утверждают, что И.В. Сталин был недоволен низким тестовым баллом сына Василия) привели к появлению постановления ЦК ВКП(б) запрет на применение бессмысленных (как там отмечалось) тестов и анкет. С конца 60-х годов начинается второй период развития отечественной психодиагностики. В 90-е годы в связи с развитием практической психологии появились гораздо большие возможности для развития психодиагностики. Основная проблема прикладной психодиагностики, существующая последние два десятилетия, заключается в использовании психологами методик, не соот- ветствующих психометрическим требованиям, взятым из недостоверных источников или устаревших.
Date: 2015-06-11; view: 636; Нарушение авторских прав |