Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библиографический источник: Эткинд А. М. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987. С. 221—228





Проективная методика "Цветовой тест отношений" представляет собой невербальный компактный диагностический прием, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений человека. Теоретическую основу методики составляет концепция отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и представления А. Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности.Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, идея и процедуры которого были разработаны автором. Он базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим - и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Эта связь, подтвержденная во многих экспериментальных психологических исследованиях, давно используется в ряде психодиагностических методов. При разработке ЦТО был использован набор цветов из восьмицветового теста М. Люшера (см. Люшера цвета выбора тест). Этот набор отличается достаточной компактностью, удобен в применении. При относительно небольшом количестве стимулов в нем представлены основные цвета спектра (синий, зеленый, красный и желтый), два смешанных цвета (сиреневый и коричневый) и два ахроматических цвета (черный и серый). Процедура тестирования достаточно проста и заключается в необходимости для испытуемого подобрать к каждому из людей и понятий подходящие цвета. ЦТО имеет краткий и полный вариант проведения, различающиеся по способу извлечения цветовых ассоциаций. Разработка интерпретации и исследование валидности включали три этапа: 1) Доказательство того, что каждый из используемых цветов обладает определенным и устойчивым эмоциональным значением, и описание этих значений; 2) Изучение закономерностей переноса эмоциональных значений цветов на стимулы, с которыми они ассоциируются; 3) Опыт применения ЦТО в различных клинических ситуациях. Для оценки конвергентной валидности ЦТО разработчики методики рассчитали коэффициенты корреляции между характеристиками одних и тех же отношений (показателями самоуважения и удовлетворенности отношениями с женой), полученными с помощью ЦТО и методики Лири. Коэффициенты корреляции между ними составляют: 0,38 для самоуважения и 0,56 для удовлетворенности отношениями с женой (оба значимы с р < 0,05). Эмоционально-личностное значение цветов оценивалось по шкалам личностного дифференциала. Количественная оценка этого была дана путем вычисления коэффициента корреляции между матрицей семантических расстояний цветов и стереотипов и матрицей средних рангов цветов в ассоциациях к этим же стереотипам. Вычисленный с учетом одного только фактора оценки этот коэффициент равен 0,60, а с учетом всех трех факторов личностного дифференциала он оказывается еще выше: 0,69 (в обоих случаях р < 0,01). В целом, вся совокупность многочисленных экспериментальных данных свидетельствует о валидности ЦТО как метода исследования эмоциональных компонентов отношений личности (как в норме, так и при нервнопсихических заболеваниях). Весьма существенной особенностью ЦТО является экономичность, проявляющаяся в малом объеме временных затрат на его проведение и интерпретацию. Это открывает широкие возможности для применения этого метода при решении задач экспресс-диагностики в условиях массовых психопрофилактических обследований, профессионального отбора и т. д. По мнению автора, практический опыт использования методики позволяет характеризовать ЦТО, во многих случаях, и как единственный экспериментальный метод, пригодный для применения в условиях детской клиники. Получаемая с помощью ЦТО информация является несомненно полезной в психотерапевтической практике, где она может быть прямо использована для ориентации индивидуальной, групповой и семейной психокоррекционной работы.

В качестве стимульного набора в ЦТО используется 8-ми цветовая таблица Цветового теста Люшера. Стандартная процедура проведения Цветового теста отношений состоит из 4-х этапов.

1. Определение лиц, предметов и понятий, играющих в жизни испытуемого существенное значение. В нашем исследовании используется следующий список объектов оценивания:

 

Я

Супруг(а)

Моя семья

Сын

Дочь

Мой отец

Моя мать

Отец супруга(и)

Мать супруга(и)

Прошлое

Настоящее

Будущее

Свобода

Здоровье

Счастье

Общение

Успех

Любовь

Карьера

Творчество

 

2. Этап тестирования. Перед респондентом раскладываются на белом фоне в случайном порядке цвета. Затем экспериментатор задаёт инструкцию подобрать к каждому из людей или понятий, которые представлены в списке, подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться при оценке разных понятий. В случае возникновения вопросов экспериментатор разъясняет, что цвета должны подбираться в соответствии с характером людей, а не внешнему виду (например, цвету одежды).

 

3. После завершения цветового ассоциирования, испытуемый ранжирует цвета в порядке предпочтения, начиная от самого «красивого, приятного для глаза» и заканчивая «самым некрасивым, неприятным» (согласно стандартной инструкции цветового цвета Люшера). Получается ряд из восьми цветов. Каждый имеет своё место (ранг). Цвет, стоящий в начале ряда, имеет, соответственно, первый ранг, следующий в ряду, второй ранг, следующий за ним – третий и т.д., до последнего, восьмого ранга.

 

4. Таблицы оформления результатов.

Первая таблица – ранговая. Чтобы её заполнить, необходимо проанализировать следующее. Цвета, с которыми ассоциировались объекты оценивания, имеют свои ранги в полученном цветовом ряду. Эти ранги необходимо выставить в клеточках таблицы 1 (строки соответствуют респонденту, например, в первой строке выставляют данные мужа, во второй – жены; столбцы соответствуют объектам оценивания)

 

Таблица 1 (ранги ЦТО)

№ п/п респондент Объекты  
Я Супруг(а) Моя семья сын дочь Мой отец Моя мать Отец супруга(и) Мать супруга(и) прошлое настоящее будущее свобода здоровье счастье общение успех любовь карьера творчество
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           

При интерпретации следует учитывать, что, чем меньше ранг, тем более значим объект оценивания.

Можно также учитывать, что первые два ранга соответствуют уровню значимости «желаемое», третий и четвёртый – уроню значимости «актуальное», пятый и шестой – «незначимое», седьмой и восьмой – отвергаемое.

 

 

Во второй таблице выставляются номера цветов, с которыми ассоциировались соответствующий объекты оценивания: серый - 0, синий - 1, зелёный - 2, красный - 3, жёлтый - 4, фиолетовый - 5, коричневый - 6, чёрный - 7.

Таблица 2 (номера цветов)

№ п/п Респондент Объекты
я Супруг(а) Моя семья сын дочь Мой отец Моя мать Отец супруга(и) Мать супруга(и) прошлое настоящее будущее свобода здоровье счастье общение успех любовь карьера творчество
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           

Психологическое значение цветов

Серый (0)

Разделяющий, отгораживающий, освобождающий от обязательств, укрывающий от внешних причин и воздействий. Его присутствие на первых позициях является компенсирующим (за счёт невовлечённости). На последних позициях 0-й означает причастность, участие, ответственность.

Синий (1)

Означает спокойствие, вызывает умиротворённость чувств, выявляет чувствительность и ранимость. Физиологически соответствует спокойствию, психологически – удовлетворённости. Отражает умение сопереживать и склонность к эстетической созерцательности, сензитивность, доверие, самопожертвование, преданность. Помещение на последние позиции выявляет неудовлетворённость эмоциональными отношениями.

Зелёный (2)

Цвет «эластичной (упругой) напряжённости», выявляет упорство, целеустремлённость, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений. Скрупулёзная точность, критический анализ, логическая последовательность, а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию. Честолюбие.

Красный (3)

Символизирует физиологическое состояние, связанное с расходом энергии. Красный – выражение жизненной силы, нервной, гормональной активности, стремление к успеху, жадное желание всех жизненных благ. Воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, «сила воли».

Отвержение красного выявляет физиологическое и нервное истощение, снижение сексуального влечения. Выбор красного на первое место означает стремление к полноте бытия, лидерские черты, творческое начало, возбуждённую деятельность. Отвержение красного свидетельствует о перевозбуждении и истощении, о потребности в защите от возбуждающих факторов.

Жёлтый (4)

Выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Предпочтение жёлтого говорит о надежде или ожидании большого счастья, направленном в будущее, о стремлении к новому, ещё не сформировавшемуся.

Отвержение жёлтого означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, попытку оградить себя от изоляции и дальнейших утрат или разочарований.

Фиолетовый (5)

Содержит в себе свойства и синего, и красного, объединяя «победность» красного и капитуляцию синего, символизируя тождество, т.е. нечто вроде мистического союза, высокая степень чувствительной близости, ведущая к полному слиянию субъекта и объекта, волшебство, магия и зачарованность, стремление восхищать других, способность к интуитивному и сензитивному постижению, нереальность желаний и безответственность.

Коричневый (6)

Этот цвет символизирует чувственную основу ощущений. При физическом дискомфорте или болезни коричневый цвет передвигается к началу ряда. Это же может означать чувство утраты корней, потери домашнего очага. На последней позиции коричневый символизирует отрицание потребности в расслаблении и физиологической удовлетворённости или подавление физиологических потребностей.

Чёрный (7)

Чёрный – это «нет» в противоположность «да» белого, это «конец», за которым больше ничего «нет». На первом месте чёрный цвет говорит о протесте против существующего положения вещей восстающего против судьбы человека, готового действовать опрометчиво и безрассудно.

 


Date: 2015-06-11; view: 1690; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию