Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система упражнений по обучению тезированию
Разделяя концепцию В.Г. Костомарова и О.Д. Митрофановой, под системой упражнений мы понимаем «организацию взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления языковых знаний, речевых и коммуникативных навыков и умений и характера реально существующих актов речи»[16]. Разрабатывая систему упражнений по обучению тезированию, мы постарались учесть все важнейшие требования коммуникативно-деятельностной методики обучения РКИ: посильность, доступность, системность и т.д. Особое внимание было уделено следующим факторам, обусловливающим методическую эффективность системы упражнений. Коммуникативная направленность. Как отмечают В.Г. Костомаров и О.Д. Митрофанова, «одна из ведущих категорий методики – категория коммуникативности – означает стремление к максимальной адекватности процесса обучения процессу коммуникации»[17]. Это значит, что все компоненты системы упражнений по обучению тезированию должны обладать максимальной коммуникативной ценностью: объектом тренировки являются только действия и операции, которые действительно производит человек, составляя тезисы в условиях реального учебно-научного или научного общения. Это также означает, что в предлагаемой системе основная роль отводится собственно коммуникативным упражнениям: тренировке умений выразить в форме тезисов информацию аутентичных микротекстов и целостных текстовых произведений. Коммуникативная направленность разработанной нами системы упражнений предполагает также учет коммуникативных характеристик микротекстов и текстов, с которыми работают студенты и которые, как было показано выше, имеют определяющее значение для выбора стратегии тезирования. Этот фактор делает необходимым выделение в предлагаемой системе блоков (микросистем) упражнений. Цель каждого блока – обучить выражать в форме тезисов информацию микротекстов определенного класса: объяснений, доказательств, описаний, повествований, определений. Этапность формирования навыков и умений означает «пошаговое» овладение необходимыми действиями и операциями в процессе тренировки. Становление речевых навыков проходит в три этапа: ориентировочный, стандартизирующий, или стереотипизирующий, варьирующий[18]. Цель первого этапа – осознание сущности и последовательности действий и операций, которые студенты учатся выполнять. Поэтому каждый блок упражнений начинается с инструкции, в которой приводятся основные характеристики класса микротекстов, указываются вербальные маркеры, по которым можно установить принадлежность микротекста к тому или иному классу, предлагается алгоритм необходимых действий и операций смыслового анализа микротекста и составления тезиса. На втором этапе создается «устойчивость, стабильность в выполнении речевых операций: у учащихся в результате многократных повторений формируются ситуативно и контекстно обусловленные речевые связи, необходимые для стабильного и правильного выполнения речевых операций»[19]. Поэтому на втором этапе студенты учатся выражать в форме тезисов информацию того класса микротекстов, основные характеристики которого были приведены в инструкции. Микротексты, которые предлагаются в упражнениях, структурно идентичны образцам, представленным в инструкции. На третьем этапе «речевые операции приобретают гибкость и способность к переносу в разные контексты и ситуации»[20]. На этом этапе студенты работают с микротекстами большего объема, включающими разнообразные средства связи и имеющими усложненную семантическую структуру. После того как соответствующие навыки тезирования достигают нужного уровня автоматизма, следует этап формирования умений. Как известно, умения могут быть сформированы только в процессе выполнения соответствующей деятельности, «главным требованием к формированию речевых умений является речевая практика»[21]. Поэтому далее студентам предлагается работа над целостным текстовым произведением. Когда студенты освоили стратегии работы с микротекстами двух-трех классов, им уже можно предложить выразить в форме тезисов информацию учебного текста. В учебном тексте необходимо сохранить все лексические и грамматические явления источник, но произвести структурные трансформации: выбрать только те типы микротекстов, с которыми студенты уже научились работать. Позднее студенты знакомятся с новыми классами микротекстов, и, соответственно, объем и структурная сложность текстов-источников, которые предлагаются для анализа и трансформации, последовательно увеличиваются. На завершающем этапе студенты работают с аутентичным текстом-источником. Комплексность. Как отмечалось выше, для того чтобы выразить тезис в принятой – краткой, лаконичной – форме, иностранный студент должен обладать знаниями синтаксической синонимии и уметь осуществлять замены и трансформации языковых единиц. Этот аспект обучения тезированию относительно автономен, потому что подобные замены и трансформации необходимо производить при работе с микротекстами всех указанных классов. Слова-классификаторы и экспликаторы, сложные предложения, информацию которых можно выразить с помощью оборотов, словосочетаний или предложно-падежных конструкций, встречаются и в микротекстах-доказательствах, и в объяснениях, и в текстовых составляющих других классов. Вместе с тем, если мы вынесем формирование этих навыков в отдельный блок упражнений, будет утеряна коммуникативная направленность системы. Кроме того, конкретные классы предложений, которые подвергаются трансформации, представлены в разных классах микротекстов с разной степенью частотности: так, сложные предложения с придаточными атрибутивными чаще встречаются в микротекстах-описаниях, а сложные предложения, в которых выражаются отношения одновременности, временной последовательности, предшествования и т.п., более типичны для повествования. Поэтому мы посчитали целесообразным распределить упражнения по формированию навыков этой группы по всем блокам системы с учетом частотности репрезентаций классов предложений в микротекстах. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности – необходимое требование современной коммуникативно-деятельностной методики, которое приобретает особую актуальность на основном и продвинутом этапах обучения (II сертификационный уровень владения РКИ). Предлагаемая нами система может быть использована как автономная. Но ее включение в общую макросистему упражнений по формированию профессионально-коммуникативной компетенции студентов-нефилологов позволяет существенно оптимизировать учебный процесс. Тезирование как деятельность имеет общие механизмы с чтением (операции смыслового анализа), говорением, другими разновидностями письма. Кроме того, в условиях ограниченного учебного времени комплексная работа над учебно-научным и научным текстом, включающая обучение различным видам и стратегиям чтения, формирование умений говорения, письма дает возможность значительно увеличить количество навыков и умений, которыми овладевают студенты, обеспечить многократное повторение действий и операций, сходных для разных видов речевой деятельности, в разных условиях коммуникации и, следовательно, достичь более высокого уровня качества и прочности усвоения. Как показывает многолетняя практика, блоки разработанной системы упражнений достаточно органично «встраиваются» в уроки учебников и учебных пособий, целью которых является формирование профессионально-коммуникативной компетенции студентов-нефилологов. Предлагаемый ниже образец структурно идентичен системе упражнений, которую мы используем для обучения тезированию, но в связи с ограничениями объема настоящей работы, мы привели только основные типы упражнений и сократили тренировочный материал. Урок 1
► ЗАПОМНИТЕ! Тезисы – это основные положения текста, которые кратко сформулированы в виде предложений. Такой способ изложения информации используют при написании планов, конспектов, рефератов, аннотаций и т.д. Для того чтобы выразить информацию в форме тезиса, пользуются специальными приемами трансформации и сокращения. Образец:
В медицинских текстах можно выделить несколько типов микротекстов, которые выполняют разные функции: определение понятия, объяснение какого-либо явления, описание объекта, повествование, доказательство какого-либо утверждения. Разные типы микротекстов имеют различную структуру: в доказательстве и объяснении основная информация сформулирована в виде тезиса и выражена в одном – двух предложениях, а в определении, описании и повествовании основная информация распределена по всему микротексту. Поэтому при их сокращении используются разные стратегии. Доказательство. С помощью доказательства подтверждается правильность знаний и суждений человека о мире. В медицинских текстах можно встретить 2 типа доказательства. Доказательство 1 имеет такую структуру: сначала приводится тезис (1), а затем следуют аргументы (2). Чтобы записать информацию такого микротекста в форме тезиса необходимо: 1. Найти предложение, в котором содержится основная информация, – тезис. В этом случае вам помогут специальные слова-указатели: Это подтверждается (подтверждено) чем? / тем, что…. Это подтверждает что? / то, что…. Аргументами в пользу этого служит что? / то, что…
2. Произвести в тезисе необходимые сокращения. Образец:
Задание 1. Запишите информацию микротекстов в форме тезисов. Произведите необходимые сокращения.
Характер процесса окостенения находится в зависимости от адаптации организмов к окружающей среде. Это подтверждают следующие наблюдения. У рыб окостеневает только средняя часть кости, которая испытывает большую нагрузку. У наземных позвоночных появляются вторичные точки окостенения, у них окостеневают и периферические отделы костей. У млекопитающих даже концы костей, участвующие в сочленениях, получают самостоятельные точки окостенения. Ключ: Характер окостенения зависит от адаптации организмов к окружающей среде. Задание 2. Сократите предложения, заменив подчеркнутое словосочетание одним словом. А. Образец: В процессе жизни организма размер костей претерпевает (существенные) изменения. → В процессе жизни организма размер костей (существенно) изменяется. 1) Удлинение позвоночного столба происходит после длительного отдыха. 2) С внутренней стороны костная трубка подвергается разрушению. 3) Кровоснабжение оказывает существенное влияние на работу органов и систем. Б. Образец: В процессе роста трубчатая кость становится шире (широкой). → В процессе роста трубчатая кость расширяется. 1) В старческом возрасте кости становятся меньше и тоньше. 2) Когда усиливается трофическая функция нервной системы, кость становится более плотной. 3) Межпозвонковые диски делаются тонкими.
Урок 2 ► ЗАПОМНИТЕ! Как уже отмечалось в уроке 1, существует 2 типа микротекстов-доказательств. Доказательство 2 может иметь такую структуру: сначала приводятся аргументы (1), затем следует тезис (2). В таких микротекстах тезис присоединяется к аргументирующей части с помощью следующих конструкций:
(Поэтому, на основании этого) можно прийти к выводу / заключению, что… Можно сделать следующее заключение / следующий вывод. Следовательно, …
Стратегия тезирования такая же, как и в первом случае (см. Урок 1).
Образец:
Date: 2015-06-11; view: 1866; Нарушение авторских прав |