Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация организаций культуры и искусства
Наличие многообразия культурных потребностей общества, социальных групп, отдельных индивидов, формирующих спрос на определенные услуги, определяет появление достаточно разнообразных типов организаций культуры и искусства. Как уже было отмечено выше, специфика производства "культурного продукта" заключается в ряде случаев в отсутствии временной дистанции между ним и процессом потребления. Поэтому для сферы культуры характерно то обстоятельство, что реализация услуг возможна только при наличии соответствующих учреждений, способных их предоставлять. Наиболее полно из имеющихся источников сфера культуры и искусства была представлена в работе И.Е. Дискина. Он выделил 18 видов учреждений, осуществляющих производство и реализацию продуктов, а также три вида предприятий, участвующих в создании материально-технической базы, культуры [36, с, 5]. Учитывая актуальность вопроса, приведем данный перечень полностью: - культурно-просветительные учреждения (клубы, библиотеки, музеи, парки, зоопарки, досуговые центры); - выставочные залы; -театрально-зрелищные организации (театры, концертные организации, цирки); - учебные заведения внешкольного эстетического образования (детские музыкальные, художественные школы, школы искусств, хореографические школы); - высшие и средние специальные учебные заведения (консерватории, институты культуры, кинематографии, хореографические училища); - киносеть (кинотеатры, киноустановки, видеотеки); - базы и конторы проката; - киностудии; - издательства; - редакции газет и журналов; - предприятия полиграфической промышленности; - учреждения книжной торговли и "Союзпечати" (ныне "Роспечать"); - телеграфные и информационные агентства; - редакции радио и телевидения; - радиодома; - телестудии и телевизионные технические центры; - студии звукозаписи; - предприятия по производству компакт-кассет и компакт-дисков. Кроме того, к сфере культуры и искусства были отнесены: -специализированные реставрационные предприятия и мастерские; -предприятия по производству киноаппаратуры, музыкальных инструментов, свето- и звукотехники, аттракционов, специализированного технологического оборудования для оснащения учреждений культуры, досуга, средств массовой информации; - предприятия народных художественных промыслов. В связи с новыми явлениями в сфере культуры и досуга данный перечень можно дополнить. Принципиально важным представляется включить в него: - организации туризма и экскурсионного обслуживания; - новые организации шоу-бизнеса; - организации игрового и игрового бизнеса; - модельные агентства; -рекламные мастерские и агентства. Кроме того, в группу высших и специальных учебных заведений следует включить институты театрального и циркового искусства, а в группу предприятий, создающих производственные и информационные средства культуры, - фирмы по выпуску игровых автоматов, компьютерных технологий, оборудования для казино. Предприятия народных художественных промыслов следует, видимо, дополнить сувенирным производством. Не менее важным представляется рассмотрение возможных подходов к классификации организаций культуры и искусства. На наш взгляд, в качестве основания классификации могут быть положены следующие признаки: 1. Форма собственности. 2. Вид продукта (результат труда). 3. Основные направления деятельности (функциональный признак). 4 Способ хозяйственной деятельности. Рассмотрим предложенные признаки более подробно. 1. Классификация по формам собственности. В настоящее время, классифицируя организации культуры и искусства по форме собственности, выделяют организации, являющиеся: - федеральной собственностью или собственностью субъектов Российской Федерации; - муниципальной собственностью; - частной собственностью юридических и физических лиц. 2. Классификация по виду продукта (результату деятельности). Используя данный признак классификации организаций субъектов культуры и искусства, можно выделить организации: а. производящие материальные продукты; б. оказывающие материальные услуги; в. предоставляющие услуги, имеющие возможный материальный (в том числе финансовый результат); г. предоставляющие преимущественно нематериальные услуги; д. осуществляющие преимущественно торговлю предметами и средствами культуры. К группе "а" следует отнести фирмы по производству компакт-дисков и компакт-кассет; художественные студии и мастерские; фабрики народных промыслов и сувениров; типографии; киностудии, а также мастерские по производству театрального реквизита и декораций, кино- и видеоаппаратуры, музыкальных инструментов, игровых автоматов и т.д. К группе "б" можно отнести специализированные реставрационные предприятия и мастерские; студии аудио- и видеозаписи, фотостудий. Группа "в" включает в себя все организации игорного и игрового бизнеса: казино, тотализаторы, залы бильярда, игровых автоматов и компьютерных игр. Группа "г" достаточно многообразна. В ней можно выделить три подгруппы в зависимости от следующих видов нематериальных услуг: культурные, образовательные и информационные. К первой подгруппе относятся; театры, музеи, филармонии, выставочные залы, клубы, центры досуга. Ко второй - внешкольные учебные заведения эстетического образования" средние специальные и высшие учебные заведения. К третьей - библиотеки, архивы, рекламные и информационные агентства. В четвертую группу следует включить художественные салоны и магазины, антикварные магазины и лавки; магазины по продаже музыкальной техники, дисков и кассет: книжной торговли и т.п. Следует отметить, что классификация организаций по данному признаку и их отнесение к той или иной группе (или подгруппе) предполагает выделение основного продукта, ибо для многих организаций данной сфера характерным является разнообразие продуктов, особенно в области оказания услуг. Так, например, музеи могут быть отнесены к группе "б" - если имеют реставрационные мастерские, способные осуществлять сторонние заказы, к группе "д" - если осуществляют торговлю сувенирной продукцией, каталогами, буклетами и пр. Преобладание культурно-пресветительной деятельности музеев (собирание коллекций, организация экспозиций и выставок, методическая работа, проведение экскурсий" организация лекториев) позволяет относить их к группе "г". Классификация по целевым направлениям деятельности (по функциональному признаку). Данный признак чрезвычайно важен для дальнейшего исследования! и касается, в основном" области нематериальных услуг. Г.Л.Тульчинский выделяет следующие виды социально-культурной деятельности: искусство, творческая (художественная) деятельность, исполнительство, концертная деятельность, развлечения, досуг, этнографические искусства и ремесла, детское творчество, любительство [44, с. 6]. Г.М.Галуцкий - культурное просвещение; театрально-концертную и цирковую деятельность; кино- видеозапись и тонзапись; изобразительное и декоративно-прикладное искусство; реставрационную деятельность; историко-архивную деятельность и краеведение; радио- и телевещание. Представляется, что для целей государственного регулирования перечисленные выше направления социо-культурной деятельности можно укрупнить, выделив только две группы: - культурное просветительство и божественное творчество; - отдых и развлечения. Подобное укрупнение целесообразно, если принять во внимание, с одной стороны, наиболее значимые функции организаций культуры и искусства, с другой - наиболее важные культурные потребности населения, которые они призваны удовлетворять. При этом под культурным просветительством подразумевается деятельность архивов, библиотек, лекториев, образовательная деятельность различных специальных учебных заведений, соответствующая клубная работа, некоторые виды; познавательного туризма. Под художественным творчеством - деятельность учреждений искусств (театров, концертных организаций, филармоний, цирков), творческую деятельность профессиональных художников, скульпторов, мастеров художественных народных промыслов, любительское творчество (детей, подростков, взрослых) и пр. В свою очередь преимущественно отдыхом и развлечениями населения занимаются организации шоу-бизнеса, игорного и игрового бизнеса и другие досуговые учреждения. Данный подход, возможно, носит не всеобщий характер, однако, подобное разделение представляется важным. Значимость функций, взятых за основу классификации, может быть по-разному оценено как государством, иметь разные механизмы регулирования, так и потребителями. 4. Классификация по способу хозяйственной деятельности. Данный признак в классификации организаций культуры и искусства чрезвычайно важен для понимания определенных различий в экономическом механизме, специфики финансово-хозяйственной деятельности, обусловленных приоритетом экономического или содержательного аспектов. Сегодня различают: - коммерческий тип хозяйствования; - некоммерческий тип хозяйствования. Эта классификация, позволяет относить конкретные организации культуры и искусства к определенному типу хозяйственной деятельности, обусловленному преобладающими целями и задачами. Коммерческий тип хозяйствования основан на принципах рыночной экономики; главная цель при этом - извлечение прибыли из производства и реализации конкретного продукта, Достижение значимого экономического эффекта является определяющим при формировании основных направлений деятельности, ценовой политики, финансового планирования и прогнозирования. Содержательная же сторона, т.е. социально-культурная значимость неизбежно уходит на второй план, и, в конечном счете, определяется потребительским спросом на конкретный продукт (товар или услугу). Некоммерческий тип хозяйствования обусловлен преобладанием иерархии целей содержательного аспекта деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, поддержание престижа нации, государства, города; эстетическое и нравственное воспитание населения, в особенности детей и подростков; развитие искусства и других видов культурной деятельности как самоценных областей общественной жизни [39, с. 97]. Некоммерческий тип хозяйствования слабо увязывается с рыночными интересами, ибо, в частности, предполагает максимальную доступность самых широких слоев населения (в том числе низкообеспеченных) к результатам своей деятельности, что на практике означает предоставление услуг потребителям либо бесплатно, либо на льготной основе. Следствие этому - убыточность, то есть неспособность компенсировать имеющиеся затраты за счет получаемых доходов, и дотационность. Учреждения культуры и искусства, относящиеся к данному типу хозяйствования, являются либо бюджетными, и часть своих доходов получают из бюджетов различных уровней, либо содержатся за счет средств различных ведомств, общественных организаций и фондов, частных пожертвований и прочих источников. Существующие, сегодня формы хозяйствования позволяют различать коммерческие организации культуры и искусства, в которых преобладает первый тип хозяйствования (организации туризма, ночные клубы, антрепризы, прокатные конторы, частные художественные галереи и др.) и некоммерческие организации культуры и искусства, в которых преобладает второй тип хозяйствования (архивы, библиотеки, музеи, театры, концертные организации и др.). Изучив основные виды организаций культуры и искусства, мы считаем необходимым, изучить основные формы и методы государственного регулирования этих организаций. Этому посвящен следующий раздел данной работы. Date: 2015-06-11; view: 9534; Нарушение авторских прав |