Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительные данные и современные разработки





Хобсон и Мак-Карли продолжили вести исследования, под­тверждающие их революционную гипотезу о сновидениях. Их новое осмысление не было принято широким кругом ученых, однако без упоминания о нем ни одна психологическая дискус­сия не будет считаться полноценной.

Двенадцать лет спустя после появления статьи Хобсона и Мак-Карли о модели активации и синтеза Алан Хобсон опуб-

 


 

Рис. 2.2. Сравнение психоаналитического подхода и гипотезы активации-синтеза

ликовал книгу с простым названием «Сон». В этой работе он дает объяснение своей теории о сновидениях, используя обоб­щенные и в значительной степени упрощенные термины.

Он также высказывает собственный взгляд на то, какое вли­яние может оказать данная теория на истолкование содержа­ния снов.

Хобсон признает, что сны не лишены смысла, однако истол­ковывать их следует более простым способом. Он утверждает собственную, отчасти компромиссную, точку зрения:

Несмотря на всю свою кажущуюся абсурдность, сны имеют ясный и глубоко личный смысл. Я утверждаю, что содержание сновидений возникает из необходи­мости для мозга во время REM-сна влиять на содер­жащуюся в нем информацию в соответствии с уже имеющимися данными. Поэтому мне хотелось бы упо­мянуть о психоанализе в той его части, благодаря ко­торой мы можем обнаружить в сновидении глубоко скрытую информацию о нас самих, но не обращаясь к концепции о маскировке и цензуре или к широко известным фрейдовским символам. Я склонен при-

писывать абсурдность снов дисфункции мозга, а их смысл — компенсирующей попытке мозга воссоздать порядок из хаоса. Этот порядок зависит от нашего личного взгляда на мир, наших текущих занятий, на­шей памяти, чувств и убеждений вот и все (Hobson 1989, р. 166).

Другой исследователь в области сновидений развил идеи Хобсона. Фулкс (Foulkes) (1985), выдающийся ученый, зани­мающийся так называемыми «вещими снами», также присо­единяется к мнению, что сновидения порождаются спонтанной активностью мозга во время сна. Он считал, что поскольку в снах не содержится скрытых подсознательных сообщений, от, могут снабжать нас обширнейшей психологической информацией фулкс указывает, что способ, посредством которого наща ког­нитивная система наделяет формой и содержанием беспо­рядочные импульсы в мозге, заключается в обнаружении ин­формации, касающейся важности некоторых наших воспоми­наний. Он также верит в то, что сны служат для различных полезных целей. Например, сновидения о событиях, не про­исшедших с нами наяву, способны помочь человеку подгото­виться к новым или непредвиденным обстоятельствам; тем са­мым создается своеобразная когнитивная репетиция, человеку как бы задается вопрос: «А что бы я сделал, если...?» Другая возможная функция сновидений, согласно Фулксу, заключает­ся в том, что поскольку наши сны в основном повествуют 0 нас самих, они могут способствовать углублению нашего самопо­знания.

Исследования в данной области продолжаются. Авторы мно-гочисленных трудов не только обращаются к концепции Хоб­сона л Мак-Карли о происхождении и функциях сновидений, но также и оспаривают ее. В одной из таких работ сравнивают­ся познавательные характеристики людей (их мысли) и эмоци­ональное восприятие событий, происшедших с ними недавно во сне или наяву (Kalian, LaBerge, Levitan & Zimbardo, 2000). Возможно, полученные результаты удивят вас. Ученые обнару­жили, что «знания человека во время сна в большей степени тохож^ на знания бодрствующего человека, чем это считалось юнее, а также то, что различия между этими двумя формами

сознания скорее количественные, чем качественные» (Kahan etal.,2000, p. 132).

Иными словами, по мнению ученых, наше знание о собы­тиях, увиденных во сне, в значительной степени совпадает со знанием о событиях, происшедших с нами наяву; в связи с этим авторы задаются вопросом: «Как так может быть, чтобы снови­дения включали в себя только беспорядочные вспышки элект­рической активности мозга?»

Еще одно исследование продемонстрировало продолжение научной дискуссии между теоретиками сна и сновидений. При­держивающееся принципов Фрейда психоаналитическое сооб­щество продолжает выражать досаду по поводу того, что в сво­ей теории Хобсон и Мак-Карли вышли за пределы весьма узкой точки зрения, что сны — это послания из области подсознания. В журнале, посвященном психоанализу Фрейда, Мансиа (Mancia) (1999) раскрывает основные различия между психо­аналитическим представлением о сновидениях и теорией, пред­ложенной Хобсоном и Мак-Карли, которую часто относят к «неврологическому» подходу. Мансиа предельно ясно описы­вает столкновение между этими двумя основополагающими взглядами:


В то время как неврологи заинтересованы в изучении структур, участвующих в производстве, формировании и изложении сновидений, при психоанализе внимание концентрируется на содержании снов и на помеще­нии их в определенный контекст (при совместной работе клиента с психоаналитиком) в соответствии с эмоциональной историей человека, видящего сон....Интересующие неврологов структуры и функции мозга... не имеют никакого отношения к психоанали­тическому пониманию (Mancia, 1999, р. 1205).

Несомненно, Хобсон и Мак-Карли нашли бы, что ответить. Однако для этой важной дискуссии, пожалуй, требуется другое время и место.

В конечном итоге данное увлекательное исследование об­рело новый вид, обратясь к изучению наиболее частых сюже­тов снов (Hartmann, 2000). Задачей исследования было опреде­лить, занимаются ли люди и во сне чтением, письмом и ариф-

метическими вычислениями. Ученые проанализировали 456 письменных отчетов и попросили 240 человек, часто видя­щих сны, заполнить анкеты, указав, как часто они видят во сне вышеперечисленные действия. Ни в одном из 456 описаний сновидений не были указаны чтение и письмо и только в од­ном упоминался счет. Более того, из всех участников опроса 90% ответили, что они «никогда» или «почти никогда» не про­изводили эти действия во сне, хотя наяву уделяли чтению, пись­му и счету в среднем по 6 часов в день. В полученных результатах можно увидеть вызов модели Хобсона и Мак-Карли, изложен-нойвданной главе. Ведь если сны -это результат «бессмыслен­ных импульсов статического электричества», почему же тогда эти бессмысленные импульсы последовательно не вызывают активность, отвечающую за чтение, письмо и счет?

Заключение

Вы можете согласиться или нет со столь неромантичным взгля­дом на сновидения, предложенным Хобсоном и Мак-Карли, од­нако он дает прекрасный пример того, насколько психологам,' как и ученым вообще, необходимо оставаться открытыми для новых возможностей, несмотря на существование порядка, установлен­ного втечение десятилетий. Нет сомнения в том, что модель акти­вации и синтеза внесла значительные изменения в психологию. Этот факт вовсе не означает, что все тайны сновидений разгада­ны, чего, возможно, не произойдет никогда. Однако исследова­ния в данной области обещают быть весьма интересными.

ЛИТЕРАТУРА

Foulkes, D. (1985). Dreaming: A cognitive-psychological analysis

Hillsdale, NJ: Erlbaum. Hartmann, E. (2000). We do not dream the 3 R's: Implications for

the nature of dreaming memtation. Dreaming, 70(2), 103—110 Hobson, J. A. (1989). Sleep. New York: Scientific'American Library. Kahan, Т., LaBerge, S., Levitan, L., & Zimbardo, P. (2000).

Similarities and differences between dreaming and waking

cognition: An exploratory study. Consciousness and Cognition 6( 1)

Mancia, M. (1999). Psychoanalysis and the neurosciences: A topical debate on dreams, hernational Journal of 'Psychoanalysis, 80(6), 1205-1213.







Date: 2015-07-01; view: 381; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию