Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологические признаки психологии труда (по Е.А. Климову)
Активность человека, использующего производительность оборудования, инструменты на рабочем месте, не всегда можно назвать трудом в психологии. Климов утверждает, что под трудом в контексте психологии труда понимают – функционирующую психическую систему, которая характеризуется 4 признаками. Эти признаки следует оценивать и осмысливать в совокупности некоторой активности человека, которая может быть отнесена к понятию труда только в том случае, если ей может быть в какой-нибудь степени приписан каждый их четырех признаков. Если хотя бы один из признаков не может быть приписан, то данная активность пока не есть труд в психологическом смысле слова. Признаки по Климову: 1) сознательное предвосхищение социально-ценного результата. Наличие мысленного предвосхищения результата активности еще не делает данную активность трудом. Признак предвосхищения имеет место и при отдыхе и в спорте. Дело в том, что и как предвосхищается. Чтобы деятельность можно было назвать трудовой, предвосхищенный результат должен мыслиться как ценный для широкого коллектива, т.е. как социально-ценный. Следовательно, ценность положительная. 2) сознание обязательности достижения социально-фиксированной цели. Имеет когнитивный и аффективный компоненты. Когнитивный выражается в сознании субъектом неизбежности принятого порядка вещей и сознание ответственности перед людьми. Аффективный выражается в эмоциональных реакциях, состояниях, отношениях, связанных с параметрами стабильности, с условиями протекания деятельности, соотносимые с целью. Человек не просто помнит цель, но его тревожат факты рассогласования алгоритма действий данной деятельности. 3) сознательный выбор применения совершенствования, создание орудий и средств деятельности. Имеет три компонента: * когнитивный (знание средств труда) * операторный (владение средствами труда) * аффективный (эмоциональное состояние, переживания) 4) осознание межлюдских производственных зависимостей и отношений, как живых так и овеществленных (когнитивный и аффективный компонент). Климов: труд отличается от игры, учения, общения 4 существенными признаками: 1) труд ориентирован на заданный социально-ценный результат; 2) труд регламентирован социальными нормами, правилами, традициями; 3) в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления; 4) в труде люди вступают между собой в особые производственные отношения. 2. «Золотое правило» Одной из главных задач психологии труда является установление наилучшего взаимного соответствия человека как субъекта труда и объективных требований занимаемого им трудового поста. Если мы нарушим сложившееся взаимосоответствие между элементами системы, это может привести к непредусмотренным последствиям – ошибкам, авариям, текучести кадров, а также к непредвиденным изменениям облика профессий – их слиянию, разделению, отмиранию, появлению новых. («Золотое правило» труда Климова гласит, что труд эффективен, если индивидуально-личностные особенности субъекта соответствуют требованиям, предъявляемым к ним самой профессией как системой функций.) Date: 2015-07-01; view: 1712; Нарушение авторских прав |