Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способности гуманного человека





 

Гуманизация мировоззрения человека положительно сказывается на его способностях, прежде всего, на познавательных. Гибкая картина мира, которая развивается у человека, сознательно стремящегося к гуманности, в отличие от жесткой, в меньшей степени требует упрощения и искажения информации, чтобы сохранить свой общий смысл. Поэтому мир воспринимается более объективно и беспристрастно, то есть не в ярко выраженных черно-белых тонах, как у обычного человека. Кроме этого, человек начинает лучше понимать самого себя.

 

Наряду с познавательными, развиваются также и творческие способности. При решении какой-то проблемы человек может испытывать недостаток информации, знаний и опыта, поэтому возникает необходимость самому создавать что-то новое. Процесс создания нового называется творчеством.

 

Творческое мышление обладает:

 

 пластичностью (творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти одно или два);

 

 подвижностью (для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения);

 

 оригинальностью (оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения) [8, с. 494].

 

Творческие способности развиты у людей не равномерно: от их слабой развитости до гениальности. Что препятствует их развитию? Некоторые исследователи считают, что наше сознание само по себе не способно быть творческим, поскольку оно чересчур логично и ограничено строго упорядоченными символами, которые исключают возможность создания новых сочетаний. Творчество же имеет место там, где воображение не связано логикой [8, с. 486]. Даже научное и техническое творчество, немыслимое без принятия во внимание законов логики, возможно только при соответствующей эмоциональной увлеченности проблемой, веры в успех, эмоциональной положительной стимуляции. Но, мне кажется проблема не в этом.

 

Основа творчества – это пластичность, подвижность и оригинальность мышления, его направленность на творимое (увлеченность и концентрированность на том, что создается). То, что препятствует нашему мышлению обладать такими свойствами, не позволяет ему быть творческим.

 

Подвижности наше мышление лишает наличие жесткой картины мира, заставляющей нас воспринимать мир однобоко и пристрастно. Пластичным может быть только холистическое мышление, позволяющее видеть вещи в целом, во всем многообразии комбинаций их взаимоотношений отношений друг с другом. Оригинальность мышления тем выше, чем менее человек склонен использовать когнитивное упрощение (обычный механизм для элементалистического мышления), такие его проявление как стереотипы, эвристические суждения, предрассудки и т.д. Вдохновению, то есть самозабвенной (в буквальном смысле этого слова) увлеченности и концентрированности на творимом, препятствует наша Эго-центрированность, являющаяся основой элементалистического мышления.

 

Таким образом, творческое мышление, также как и гуманное характеризуется холистичностью и основывается на гибкой картине мира. Следовательно, развивая гуманное мировоззрение, мы автоматически развиваем также и свои творческие способности. Негуманный человек может иметь творческое мышление, но гуманный человек не может его не иметь.

 

Размышляя над какой-то проблемой, гуманный человек может очень сильно увлечься, абстрагироваться от себя. Всеохватываемость, пластичность, подвижность, вариативность и многогранность мышления гуманного человека, может рождать такие яркие и глубокие идеи, что в момент их появления может возникнуть экстатическое состояние, не менее сильное, чем переживается в кульминационные моменты любви и интимности. Такое состояние А. Маслоу назвал вершинными или мистическими переживаниями [9, с. 517]. Оно характеризуется потерей ощущения своего «Я», или выходом за его пределы, утратой чувства времени и места, ощущением гармонии или даже полного слияния с миром. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия.

 

Вполне возможно, что в этой способности гуманного мышления к вершинным или точнее сказать трансперсональным переживаниям кроется ключ к нашей дальнейшей эволюции.

 

Современная наука уже не отрицает реальность таких парапсихологических явлений, как телепатия, видения на расстоянии, ясновидение и т.д. Все они связаны с так называемым Информационным полем. Это поле пронизывает всю Вселенную и содержит в себе всю информацию о ее прошлом, настоящем и будущем. Информация о каждом предмете (живом или неживом объекте) имеется во всех точках одновременно, в том числе и в нас. Парапсихологические явления, которые также можно назвать трансперсональными переживаниями, ясно указывают на то, что каждый из нас, каким-то необъяснимым пока образом может «считывать» эту информацию.

 

Трансперсональная психология описывает человека, имеющим двойственную природу. С одной стороны, человек может осознавать себя, как физическое существо, с четкими границами и ограниченным сенсорным диапазоном, живущим в мире материальных объектов, измеряемом трехмерным пространством и линейным временем (хилотропическое сознание). С другой стороны, человек может функционировать, как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности и имеет доступ ко всем аспектам реальности без посредства органов чувств (холотропическое сознание). [8, с. 555-556]

 

В настоящее время физика и нейропсихология поддерживают взгляд на «корпускулярно-волновую» природу человека. В контексте современной физики уже серьезно рассматривается возможность существования сознания вне мозга человека. Некоторые физики считают, что следует включить сознание в будущую теорию материи и размышление о физической Вселенной как наиважнейший фактор и связующий принцип космической сети. [8, с. 560]

 

По-видимому, наша эволюция должна осуществляться в направлении осознания нами этой двойственности нашей природы и овладении всеми ее возможностями по трансперсональному познанию (познание, осуществляемое с помощью Информационного поля без посредства органов чувств). Развитие трансперсонального познания возможно и является основой для появления Метажизни – следующей после Жизни ступени эволюции Вселенной.

 

В трансперсональной психологии измененные состояния сознания, в которых осуществляется трансперсональное познание, вызываются с помощью психоделических препаратов (например, ЛСД), а также психотерапии, с использованием специального дыхания и музыки. Это искусственные способы. Гуманный же человек, в силу особенностей своего мышления, имеет естественную предрасположенность к вершинным, трансперсональным переживаниям. Таким образом, развивая в себе гуманное мышление, мы начинаем естественным образом высвобождать наши способности трансперсонального познания, то есть развивать вторую сторону нашей природы. Возможно, именно в этом и заключается смысл и значение гуманности для эволюции человека.

 

Заключение

 

Гуманность – это характеристика не поведения, а мировоззрения человека. Гуманность мировоззрения заключается в принятии и понимании другого человека и самого себя. Такое мировоззрение основывается на холистическом мышлении и гибкости картины мира. Развивая в себе эти качества, человек избавляется от жесткости установок, в меньшей степени упрощает и искажает поступающую к нему информацию и т.д. Именно эти особенности социального познания лежат в основе нашей негуманности и мешают нам адекватно познавать мир и использовать свои способности, прежде всего, творческие. Таким образом, становясь гуманным, человек параллельно развивает самого себя. Гуманное же поведение – это следствие формирования гуманного мировоззрения. Такова в общих чертах структура идеи гуманности (См. Приложение, Схема «Структура идеи гуманности»).

 

Если рассматривать идею гуманности как идеологию, то можно указать на еще одно ее достоинство. Это единственная идеология, призывающая людей понимать и принимать отличия друг от друга. Тем самым она вполне может стать основой объединения сообществ людей в единое планетарное общество без унификации и стандартизации взглядов, с сохранением культур, традиций, образа мысли и жизни представителей разных сообществ.

 

Если говорить о России, то у нас идея гуманности может занять давно пустующее место национальной идеи. Она как нельзя более точно соответствует нашему менталитету, сформировавшемуся на основе православной культуры и многовековом опыте совместной жизни в нашей стране представителей разных этносов.

Date: 2015-07-01; view: 269; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию