Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К практическому занятию №7





ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии

ФФМО специальность «педиатрия»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №7

 

 

Тема: «Многослойные эпителиальные ткани. Железистый эпителий. Классификация желез».

 

 

Утверждена на кафедральном заседании
№ протокола …………..
«___» _____________2007 г.
  Зав.кафедрой гистологии, эмбриологии, цитологии
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава  
д.м.н., Н.Н. Медведева……………………….
  Составитель: к.м.н., ст. преподаватель Е.А. Хапилина

 

 

Красноярск

1.Тема занятия: «Многослойные эпителиальные ткани. Железистый эпителий. Классификация желез».

 

2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

 

3. Значение темы: Эпителиальные ткани широко представлены в организме. Они покрывают тело, выстилают поверхности полых органов, входят в состав многих внутренних органов.

При ряде заболеваний строение и функция этих тканей могут претерпевать значительные изменения. Знание характерных морфологических признаков эпителиальных тканей в норме помогает разобраться в сущности многих патологических процессов, правильно поставить диагноз и прогнозировать исход болезни.

 

4. Цели обучения:

4.1 Общая цель: Познакомиться с особенностями строения многослойных эпителиальных тканей, их классификацией, функцией. Знать строение железистого эпителия, классификацию желез.

4. 2 Учебные цели:

1. Иметь представление о морфофункциональных и гистогенетических особенностях различных видов многослойного и железистого эпителия.

2. Знать отличия различных видов желез по строению, по характеру секрета, по типу секреции.

3. Уметь дифференцировать виды покровного и железистого
эпителия на микроскопическом уровне.

4.3 Психолого-педагогические цели:

Воспитывать у студентов ответственность, нравственность и соблюдение принципов медицинской деонтологии на примере бережного отношения к гистологическим препаратам, представляющим собою своеобразный трупный материал.

Уделять большое внимание самостоятельной работе студентов. На основе полученных знаний и самостоятельного изучения сложных процессов, протекающих в живом организме. У студентов вырабатывается способность к логическому мышлению, что необходимо для их дальнейшей учебной и практической деятельности.

5. Место проведения практического занятия: учебная комната.

 

6.Оснащение занятия: таблицы, схемы, микроскопы, препараты № 86,123, электронная версия атласов.

 

 

7. Хронокарта занятия (продолжительность 180 минут):

 

  Организационный этап 3 мин. 1. Отметить отсутствующих 2. Мотивация темы Учебная комната Дежурный группы Преподаватель
  Определение исходного уровня знаний 50 мин. Разбор основных вопросов теории и практики 1. Контрольные вопросы 2. Схемы 3. Таблицы 4. Компьютер Преподаватель
  Самостоятельная работа 95 мин. 1. Изучение гистологических препаратов с зарисовкой (карта ООД, приложение №4) 2. Изучение учебной программы на компьютере 1. Микроскопы 2. Препараты: многослойный плоский ороговевающий и неороговевающий эпителий, переходный эпителий 3. Компьютер 4. Альбом 5. Ручки 6. Карандаши Дежурный группы Преподаватель
  Определение конечного уровня знаний 20 мин. Закрепление изученного материала 1. Вопросы для самоподготовки (приложение №1) 2. Тестовые задания (приложение №2) 3. Ситуационные задачи (приложение №3) Преподаватель
  Подведение итогов 10 мин. 1. Коррекция рисунков 2. Подписывание рисунков 3. Проставление оценок Альбом Преподаватель
  Домашнее задание 2 мин. Подготовка к диагностике №1 1. Лекции 2. Методичка по самоподготовке 3. Самостоятельная работа с препаратами Преподаватель

 

 

8. Аннотация:

В начале занятия необходимо повторить классификацию эпителиальных тканей.

Остановиться на особенностях эпидермальных эпителиев (источник развития,

многослойность, способность к ороговению, вертикальная анизоморфность). Обсуждая строение многослойных эпителиев, обратить внимание на положение камбия в них, на специальный органоид тонофибриллы, на меланоферы, как защитное приспособление от ультрафиолетовых лучей. Разобрать последовательность процесса ороговения. Отметить наличие тонкого и рыхлого рогового слоя в эпидермисе новорожденного (слабая сопротивляемость инфекции). В переходном эпителии подчеркнуть динамичность этого вида эпителия в зависимости от функционального состояния органа, т.е. способность к растяжению. Далее следует рассмотреть общую морфологию желёз, принципы их классификации. Показать, что эпителий является основой функциональной тканью желёз. Разобрать основные стадии секреторного цикла железистого эпителия: 1- поступление в клетку исходных продуктов; 2- синтез секрета, оформление его в виде секреторных гранул; 3-выведение секрета из клетки; 4- восстановление после секреции.


Студент должен уяснить, что каждая фаза секреторного процесса обусловлена

деятельностью определённых органоидов. Секреторные клетки могут быть одиночными (здесь следует повторить секреторные клетки в однослойных эпителиях) или образовывать многоклеточные железы. Подробно разобрать со студентами отличия эндокринных и экзокринных желёз.

Экзокринные железы отличаются друг от друга по строению, способам секреции, составу секрета и т.д. Все эти признаки легли в основу их классификации.

Студент должен разобраться, что значит простые и сложные железы (строение выводных протоков); разветвлённые и неразветвлённые (строение концевых отделов).

По форме концевых отделов железы подразделяются на альвеолярные, трубчатые и смешанные.

По характеру выделяемого секрета на слизистые, белковые, белково-слизистые. Имеется и специфический вид секрета, например, кожное сало, пот.

9. Вопросы для самоподготовки (приложение №1)

 

10. Тестовые задания по теме (приложение №2)

 

11. Ситуационные задачи по теме (приложение №3)

 

12. Рекомендации по УИРС:

Темы рефератов:

1. Виды клеточных дифферонов в эпидермисе, их функция и особенности строения.

2. Развитие различных видов эпителия.

3. Регенерационная способность эпителиальных тканей.

4. Процесс ороговения многослойного эпителия.

Реставрация и изготовление гистологических препаратов.

13. Перечень практических умений:

(смотри стандарты практических навыков и умений для студентов 1 – 2 курсов по специальности педиатрия).

 

14. Список литературы:

Основная литература:

1. Данилов Р.К. Гистология человека в мультимедиа:Учебник/Р.К. Даниелов, А.А. Климов, Т.Г. Боровая. – 2-изд. – СПб: Элби-СПб, 2004. - 361с.

 

Дополнительная литература:

1. Атлас по гистологии: Учебное пособие/Ред. А.С. Пуликов, Т.Г. Брюховец; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2004. – 128с.

2. Курс возрастной гистологии:Учебное пособие/Ред. А.С. Пуликов; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: ИПЦ «Версо», 2006. – 130с.

 

Методические пособия, рекомендации:

1. Гистология: Комплексные тесты: ответы и пояснения: Учебное пособие/Ред. С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев. – Москва: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2001. – 312с.

2. Пуликов А.С. Толковый словарь гистологических терминов/А.С. Пуликов, Л.Е. Сухова; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: ИПЦ «КАСС», 2004. – 37с.

3. Ситуационные задачи для студентов/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Левкович и др.; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 86с.


4. Тестовые задания по гистологии, эмбриологии, цитологии для студентов 1-2 курсов по специальности “педиатрия”/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Л.Г. Левкович и др.; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 80с.

5. Гистология, эмбриология, цитология (стандарты практических навыков и умений для студентов 1-2 курсов по специальности “педиатрия”)/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухов, Е.А. Хапилина; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 44с.

 

 







Date: 2015-06-11; view: 550; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию