Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методический подход к изучению трудовых ресурсов региона ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Главная задача географического изучения трудовых ресурсов — выявление территориальных различий в их формировании, составе, распределении и использовании, оценка влияния количественного и качественного состава трудовых ресурсов на развитие хозяйства, формирование и размещение отдельных видов производств. При изучении трудовых ресурсов необходимы данные о возрастной структуре населения, разработки трудовых балансов плановых отделов исполкомов, отделов по труду, отдельных колхозов, предприятий, статистические данные о распределении рабочих и служащих между отраслями хозяйства, данные переписей о занятости населения и источниках средств существования. Анализ численности и состава трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы — это та часть населения, которая в силу своих физических и духовных возможностей может трудиться, заниматься общественно полезным трудом. Эту категорию населения формируют лица трудоспособного возраста (мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 16 до 55 лет, за исключением неработающих инвалидов I и II группы и пенсионеров по льготным условиям), а также занятые в общественном хозяйстве пенсионеры и подростки. В связи с этим необходимо определить численность каждой из этих групп, показать долю трудовых ресурсов и самой активной их части — трудоспособного населения — в общей численности населения района, проследить изменения в их численности в результате следующих процессов: вступления молодежи в трудоспособный возраст; ухода на пенсию; смертности в трудоспособных группах; миграционной убыли или прироста. Состав трудовых ресурсов характеризуется по их возрастным категориям в зависимости от трудовой активности разных возрастных групп: до 20 лет — главным образом учеба и служба в армии; 20—25 лет — освоение профессий, качественный рост и рост трудовой активности; среди женщин — основной детородный контингент; 26—49 лет — самая высокая трудовая активность; 50—54 года — предпенсионный возраст женщин; 55—59 лет — предпенсионный возраст мужчин; старше 55 лет женщины и 60 лет мужчины — работающие пенсионеры. В зависимости от отношения к трудовой деятельности в составе трудовых ресурсов выделяют следующие группы: занятые в общественном хозяйстве; находящиеся на учебе с отрывом от производства; занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве; военнослужащие. Эта дифференциация необходима для учета и планирования использования трудовых ресурсов, определения их резервов. Важная качественная характеристика трудовых ресурсов— уровень их общего и профессионального образования, т. е. образовательный потенциал общества. Образовательный потенциал трудовых ресурсов оценивается следующими показателями: соотношение численности лиц с высшим, средним специальным и средним общим образованием; численность обучающихся по видам обучения; численность специалистов с высшим и средним специальным образованием на 1000 занятых; уровень образования различных общественных групп, городского и сельского населения, различных возрастных групп мужчин и женщин; доля высококвалифицированных рабочих. Особое значение имеет региональный анализ, выявление отставания отдельных районов в качественном росте трудовых ресурсов, влияние его последствий на уровень производительности труда и возможности совершенствования отраслевой структуры хозяйства. Степень использования трудовых ресурсов. Использование трудовых ресурсов отражается в их трудовой активности, т. е. в уровне занятости в общественном производстве и распределении занятого населения по отраслям и сферам труда. Характер использования можно определить с помощью отчетного баланса. Балансы трудовых ресурсов составляются для всей страны, республики, района, города, колхоза и могут быть отчетными и плановыми. С помощью отчетного баланса выявляется соотношение между наличием трудовых ресурсов и их использованием: В состав потенциальных трудовых ресурсов входит значительный контингент молодежи трудоспособного возраста, обучающейся на дневных отделениях вузов и других учебных заведений. Возможность привлечения данного контингента в общественное производство во время каникул (стройотряды, сельскохозяйственные бригады и т. д.), а также с неполным рабочим днем в свободное от учебы время рассматривается как определенный резерв рабочей силы. Необходимо выявить, какой комплекс мер позволит использовать в качестве активной части трудовых ресурсов тех трудоспособных, которые заняты в домашнем и личном подсобном хозяйстве (неполный рабочий день или неделя, надомный труд; расширение сети дошкольных учреждений). Следует также оценить возможность участия лиц пенсионного возраста в общественном хозяйстве, использования данного источника рабочей силы с учетом отраслевой структуры хозяйства. Эффективность использования рабочей силы определяется уровнем производительности труда и степенью использования фонда рабочего времени. Общепринято, что годовой фонд рабочего времени одного работника составляет примерно 280—290 дней, или 1880 ч. При анализе использования этого фонда устанавливаются все виды потерь рабочего времени: непроизводительные затраты, простои, невыходы на работу, дополнительные отпуска по личным причинам и т. д. Анализируются также неявки на работу по болезни. Важно выявить территориальные различия в наличии и использовании трудовых ресурсов, причины, их определяющие, пути повышения эффективности использования и экономии труда. Особого внимания заслуживают вопросы движения трудовых ресурсов (оборот кадров за счет приема и увольнения, отношение оборота к среднесписочной или среднегодовой численности работников, т. е. его интенсивность; уровень стабильности кадров, или отношение численности проработавших весь год к среднесписочной численности работников). В процессе анализа следует выявить причины нерациональных перемещений рабочей силы, пути закрепления кадров с целью сведения до минимума потерь живого труда. Определение обеспеченности трудовыми ресурсами. Определить обеспеченность отрасли или хозяйства трудовыми ресурсами — значит сопоставить плановую потребность с фактическим наличием. Одним из основных положений рассматриваемой методики определения обеспеченности сельского хозяйства трудовыми ресурсами является то, что потребность его в рабочей силе прямо пропорциональна степени нагрузки на одного трудоспособного и обратно пропорциональна степени технической, энергетической и кадровой обеспеченности. Обобщающим показателем эффективности использования трудовых ресурсов является производительность труда. Этот показатель рассчитывается в стоимостном выражении (производство валовой продукции на одного среднегодового работника или на 1 чел.-день) и в виде затрат труда на единицу продукции или вид работ в человеко-часах или днях. На основании всех показателей можно выделить зоны максимальной и минимальной трудопотребности, трудообеспеченности, производительности труда, установить причины территориальных различий.
|