Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методический подход к изучению трудовых ресурсов региона





Главная задача географического изучения трудовых ресурсов — выявление территориальных различий в их формировании, составе, распределении и использовании, оценка влияния количественного и качественного состава трудовых ресурсов на развитие хозяйства, формирование и размещение отдельных видов производств.

При изучении трудовых ресурсов необходимы данные о возрастной структуре населения, разработки трудовых балансов плановых отделов исполкомов, отделов по тру­ду, отдельных колхозов, предприятий, статистические данные о распределении рабочих и служащих между от­раслями хозяйства, данные переписей о занятости насе­ления и источниках средств существования.

Анализ численности и состава трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы — это та часть населения, которая в силу своих физических и духовных возможностей может трудиться, заниматься общественно полезным трудом. Эту категорию населения формируют лица трудоспособ­ного возраста (мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 16 до 55 лет, за исключением неработающих инвалидов I и II группы и пенсионеров по льготным условиям), а также занятые в общественном хозяйстве пенсионеры и подростки. В связи с этим необходимо определить числен­ность каждой из этих групп, показать долю трудовых ре­сурсов и самой активной их части — трудоспособного на­селения — в общей численности населения района, про­следить изменения в их численности в результате следующих процессов: вступления молодежи в трудоспо­собный возраст; ухода на пенсию; смертности в трудо­способных группах; миграционной убыли или прироста. Состав трудовых ресурсов характеризуется по их воз­растным категориям в зависимости от трудовой активно­сти разных возрастных групп: до 20 лет — главным обра­зом учеба и служба в армии; 20—25 лет — освоение профессий, качественный рост и рост трудовой активности; среди женщин — основной детородный кон­тингент; 26—49 лет — самая высокая трудовая актив­ность; 50—54 года — предпенсионный возраст женщин; 55—59 лет — предпенсионный возраст мужчин; старше 55 лет женщины и 60 лет мужчины — работающие пен­сионеры.

В зависимости от отношения к трудовой деятельности в составе трудовых ресурсов выделяют следующие груп­пы: занятые в общественном хозяйстве; находящиеся на учебе с отрывом от производства; занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве; военнослужащие. Эта диф­ференциация необходима для учета и планирования ис­пользования трудовых ресурсов, определения их ре­зервов.

Важная качественная характеристика трудовых ре­сурсов— уровень их общего и профессионального обра­зования, т. е. образовательный потенциал общества. Об­разовательный потенциал трудовых ресурсов оценивается следующими показателями: соотношение численности лиц с высшим, средним специальным и средним общим образованием; численность обучающихся по видам обу­чения; численность специалистов с высшим и средним специальным образованием на 1000 занятых; уровень образования различных общественных групп, городского и сельского населения, различных возрастных групп мужчин и женщин; доля высококвалифицированных ра­бочих. Особое значение имеет региональный анализ, вы­явление отставания отдельных районов в качественном росте трудовых ресурсов, влияние его последствий на уровень производительности труда и возможности совер­шенствования отраслевой структуры хозяйства.

Степень использования трудовых ресурсов. Использо­вание трудовых ресурсов отражается в их трудовой ак­тивности, т. е. в уровне занятости в общественном про­изводстве и распределении занятого населения по отрас­лям и сферам труда. Характер использования можно определить с помощью отчетного баланса. Балансы тру­довых ресурсов составляются для всей страны, республи­ки, района, города, колхоза и могут быть отчетными и плановыми. С помощью отчетного баланса выявляется соотношение между наличием трудовых ресурсов и их ис­пользованием:

В состав потенциальных трудовых ресурсов входит значительный контингент молодежи трудоспособного воз­раста, обучающейся на дневных отделениях вузов и дру­гих учебных заведений. Возможность привлечения данно­го контингента в общественное производство во время каникул (стройотряды, сельскохозяйственные бригады и т. д.), а также с неполным рабочим днем в свободное от учебы время рассматривается как определенный резерв рабочей силы.

Необходимо выявить, какой комплекс мер позволит использовать в качестве активной части трудовых ресур­сов тех трудоспособных, которые заняты в домашнем и личном подсобном хозяйстве (неполный рабочий день или неделя, надомный труд; расширение сети дошколь­ных учреждений).

Следует также оценить возможность участия лиц пен­сионного возраста в общественном хозяйстве, использо­вания данного источника рабочей силы с учетом отрасле­вой структуры хозяйства.

Эффективность использования рабочей силы опреде­ляется уровнем производительности труда и степенью ис­пользования фонда рабочего времени. Общепринято, что годовой фонд рабочего времени одного работника состав­ляет примерно 280—290 дней, или 1880 ч. При анализе использования этого фонда устанавливаются все виды потерь рабочего времени: непроизводительные затраты, простои, невыходы на работу, дополнительные отпуска по личным причинам и т. д. Анализируются также неяв­ки на работу по болезни. Важно выявить территориальные различия в наличии и использовании трудовых ресурсов, причины, их опре­деляющие, пути повышения эффективности использова­ния и экономии труда.

Особого внимания заслуживают вопросы движения трудовых ресурсов (оборот кадров за счет приема и увольнения, отношение оборота к среднесписочной или среднегодовой численности работников, т. е. его интен­сивность; уровень стабильности кадров, или отношение численности проработавших весь год к среднесписочной численности работников). В процессе анализа следует выявить причины нерациональных перемещений рабочей силы, пути закрепления кадров с целью сведения до ми­нимума потерь живого труда.

Определение обеспеченности трудовыми ресурсами. Определить обеспеченность отрасли или хозяйства тру­довыми ресурсами — значит сопоставить плановую по­требность с фактическим наличием.

Одним из основных положений рассматриваемой ме­тодики определения обеспеченности сельского хозяйства трудовыми ресурсами является то, что потребность его в рабочей силе прямо пропорциональна степени нагруз­ки на одного трудоспособного и обратно пропорциональ­на степени технической, энергетической и кадровой обес­печенности.

Обобщающим показателем эффективности использо­вания трудовых ресурсов является производительность труда. Этот показатель рассчитывается в стоимостном выражении (производство валовой продукции на одного среднегодового работника или на 1 чел.-день) и в виде затрат труда на единицу продукции или вид работ в че­ловеко-часах или днях. На основании всех показателей можно выделить зоны максимальной и минимальной трудопотребности, трудообеспеченности, производитель­ности труда, установить причины территориальных раз­личий.

Date: 2015-06-11; view: 835; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию