Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Решение проблемы
Все пациенты сталкиваются с реальными жизненными трудностями, которые могут быть обусловлены их психологическими расстройствами. Терапевт осведомляется о наличии подобных сложностей уже на первой сессии, в процессе составления перечня проблем или переформулирования каждой проблемы в позитивную цель (см. главу 3). На каждой сессии терапевт предлагает пациенту включать в повестку дня проблемы, которые возникли на минувшей неделе или которые, как он предполагает, могут возникнуть в ближайшее время. Поначалу терапевт может принять на себя ведущую роль в обсуждении возможных решений проблемы, а по мере продвижения терапии побуждает к активности пациента.
232 Глава 12
Некоторым пациентам, склонным пасовать перед трудностями, целесообразно давать прямые инструкции. Шаг за шагом их необходимо учить определять проблему, продумывать возможные варианты действий, выбирать оптимальное решение, осуществлять его и оценивать его эффективность. С другой стороны, пациентам, способным успешно выходить из кризисных ситуаций, зачастую необходимо лишь содействие в избавлении от дисфункциональных убеждений, препятствующих решению проблем. Салли, например, не могла сосредоточиться во время подготовки к занятиям и экзаменам. Терапевт предложил ей несколько вариантов практического решения этой проблемы: начинать с самого легкого задания, перечитывать конспект до того, как браться за учебник; записывать возникающие по ходу подготовки вопросы; каждые несколько минут делать паузу, чтобы мысленно резюмировать прочитанное. Салли согласилась поэкспериментировать и использовать все эти стратегии, чтобы проверить, какие из них ей помогут. Спустя несколько сессий у Салли возникла еще одна проблема, связанная с ее новой волонтерской работой (девушка помогала делать домашние задания соседскому ребенку). Хотя ей удавалось ладить с мальчиком, она чувствовала себя крайне неуверенно. Умом Салли понимала, что ей следует делать: обратиться в агентство, занимающееся координацией работы репетиторов и/или к учителю ребенка. Однако девушку удерживало убеждение, что она не должна обращаться за помощью. После оценивания автоматических мыслей, возникающих в этой ситуации, и данного убеждения Салли смогла реализовать решение, к необходимости которого ранее пришла самостоятельно. Еще одна проблема мешала Салли приступить к написанию курсовой работы. Чтобы помочь пациентке выявить "камень преткновения" - дисфункциональное убеждение, терапевт наряду с сократическим диалогом предложил ей использовать бланк по решению проблемы (рис. 12.1). Иногда решение проблемы предполагает существенные перемены в жизни. После тщательного анализа ситуации терапевт вправе побуждать женщину, подвергающуюся насилию, уйти от супруга-тирана, искать временное пристанище, обратиться в правоохранительные органы или общественные организации. Пациенту, который хронически неудовлетворен своей работой, полезно оценить ее преимущества и недостатки. Если на воображаемой чаше весов перевесят недостатки (они будут существенными или многочисленными), терапевт может обсудить с пациентом идею поиска новой работы или переобучения для начала новой карьеры. С пациентом, которого не удовлетворяют отношения с людьми или условия жизни, вначале следует обсудить возможность внесения позитивных изменений в status quo. Не достигнув успеха, пациент может решиться на изменение ситуации.
Дополнительные когнитивные и поведенческие техники 233
Date: 2015-07-01; view: 297; Нарушение авторских прав |