Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава VI. Л. С. Выготский и его школа





1. Смена научного мировоззрения.

Этапы становления и развития советской детской психология неразрывно

связаны с историческими преобразованиями, которые начались в нашей стране в

1917 году. Как бы ни относиться к тому что свершилось тогда, справедливость

требует признать, что по

масштабу, трудности и новизне задач, возникших во всех областям жизни,

это была эпоха, которая, пользуясь словами Ф. Энгельса "нуждалась в титанах

и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по

многосторонности и учености". В психологии такой личностью стал Л. С.

Выготский. Он строил теории развития сознательной личности ребенка "в

обстановке всеобщей революции" и само его учение было "насквозь

революционным" Революционными были жизнь и творчество многих русских

интеллигентов, и здесь надо согласиться с поэтом: "Времена не выбирают, в

них живут и умирают".

Замечено не только нами, что развитие научной генетической психологии

совпадало с фундаментальными изменениями в структуре общества и культуры.

Именно эти изменения ставят перед наукой новые генетические цели.

Вся научная деятельность Л. С. Выготского была направлена то, чтобы

психология смогла перейти "от чисто описательного, эмпирического и

феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности". Он ввел новый

-- экспериментально-генетический метод исследования психических явлений, так

как считал, что "проблема метода есть начало и основа, альфа и омега все

истории культурного развития ребенка". Л. С. Выготский разработал учение о

возрасте как единице анализа детского развития. С предложил иное понимание

хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического

развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также

переходы между ними в ходе онтогенеза; он выявил и сформулировал основные

законы психического развития ребенка. Без преувеличений можно сказать, что

Л. С. Выготский сделал все, чтобы детская психология стала полноценной и

подлинной наукой, имеющей свои предмет, метод и закономерности; он сделал

все, чтобы эта наука смогла решать важнейшие практические задачи обучения и

воспитания детей, поновому подходить к проблемам возрастной нормативной

диагностики психического развития.

Истина теории Л.С. Выготского освещала не только заблуждения

современных ему биологизаторских теорий развития, но и предостерегала

будущие поколения ученых от некритического заимствования чуждого научного

мировоззрения. Л. С. Выготский писал: "Для диалектически-материалистического

мышления проблема развития является центральной и основной для всех областей

действительности и для всех областей научного знания. Однако не всякое

решение этой проблемы приближает нас к истинному пониманию объективной

диалектики действительности. Этому истинному пониманию противостоят не

только метафизические теории, отрицающие в корне саму идею развития, но и

теории, проводящие ложные идеи развития".

К этим ложным идеям относятся прежде всего теории эмпирического

эволюционизма, опасность возрождения которых постоянно ощущается в детской

психологии на протяжении последних лет. Эмпирический характер подобных

теорий, писал Л. С. Выготский, "приводит к тому, что они теряют всякую

теоретическую устойчивость, вбирая в себя и эклектически ассимилируя

чужеродные элементы".

Центральной для всей истории советской психологии стала проблема

сознания. В философском плане сознание обычно понимают как специфическую

особенность человеческой психики, формирующуюся в системе общественных

отношений, в труде, на основе речи и освоения различных форм общественного

сознания. Подчеркивается не только обусловленность сознания людей их

общественным бытием, но и его активная роль в деятельности людей, когда

"сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его".

Намечая программу изучения сознания, Л. С. Выготский отмечал, что

загадки сознания, да и психики вообще, никакими уловками -- ни

методологическими, ни принципиальными -- не обойдешь. Известно, что В.

Джеймс спрашивал, существует ли сознание, и отвечал, что в существовании

дыхания он не сомневается, но в существовании сознания сомневается. По

мнению Л. С. Выготского, такую постановку вопроса можно принимать только как

гносеологическую: "Психологически же сознание есть несомненный факт,


первостепенная действительность, и факт огромнейшего значения, а не

побочного или случайного....До той поры в новой психологии не будут сведены

концы с концами, покуда не будет поставлена отчетливо и бесстрашно проблема

сознания и психики и покуда она не будет решена экспериментально объективным

путем".

Л. С. Выготский определил область своего исследования как "вершинную

психологию" (психологию сознания), которая противостоит двум другим --

"поверхностной" (теории поведения) и "глубинной" (психоанализ). Он

рассматривал сознание как "проблему структуры поведения".

Сегодня мы можем сказать, что три сферы человеческого бытия: чувства,

интеллект и поведение изучаются в крупнейших психологических концепциях --

психоанализе, теории интеллекта и бихевиоризме. Приоритет же в развитии

"вершинной психологии", или психологии развития сознания, принадлежит

советской науке.

С полным правом можно утверждать, что Л. С. Выготский осуществил задачу

перестройки психологии на основе глубокого философского анализа. Для Л. С.

Выготского были важны вопросы? Каким образом человек в своем развитии

выходит за пределы своей "животной" природы? Каким образом в процессе своей

общественной жизни он развивается как культурное и трудящееся существо?

Согласно Л. С. Выготскому, человек в процессе своего исторического развития

возвысился до создания новых движущих сил своего поведения; только в

процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его

новые Потребности, а самые природные потребности человека в процессе его

исторической развития претерпели глубокие изменения.

Заслуга Л. С. Выготского состоит в том, что он первым применил

исторический принцип в область детской психологии. "До сих пор,-- писал Л.

С. Выготский,-- еще многие склонны в ложном свете представлять идею

исторической психологии. Они отождествляют историю с прошлым. Изучать нечто

исторически означает для них изучать непременно тот или иной из фактов

прошлого. Это наивное понимание -- видеть непроходимую грань между изучением

историческим и изучением наличных форм. Между тем, историческое изучение

просто означает применение категории развития в исследованию явлений.

Изучать исторически что-либо -- значит изучать в движении. Это и есть

основное требование диалектического метода".

Каждая форма культурного развития, культурного поведения, считал он, в

известном смысле уже продукт исторического развития человечества.

Превращение природного материала в историческую форму есть всегда процесс

сложного изменения самого типа развития, а отнюдь не простого органического

созревания.

Все современные Л. С. Выготскому теории детского развития трактовали

этот процесс с биологизаторской точки зрения. Убедиться в этом можно,

рассмотрев табл. 6, на которой показано, как самые крупные научные концепции

отвечают на вопросы о таких параметрах детского развития, как его ход,

условия, источник, форма, специфика, движущие силы.

С точки зрения Л. С. Выготского, все современные ему теории описывали

ход детского развития как процесс перехода от социального к индивидуальному.


Поэтому не удивительно, что центральной проблемой всей без исключения

зарубежной психологии до сих пор остается проблема социализации, проблема

перехода от биологического существования к жизни в качестве социализованной

личности.

Условия развития, с точки зрения большинства представителей западной

психологии,-- наследственность и среда. Источник развития они ищут внутри

индивида, в его природе. Однако главная черта всех концепций -- это

понимание развития как приспособления человека к окружающей его среде. В

этом состоит их биологизаторская суть. В современных концепциях в основе

детского развития так же лежат, если не наследственные, то биологические

процессы приспособления.

По Л. С. Выготскому, среда выступает в отношении развития высших

психических функций в качестве источника развития. Вспомним слова К. Маркса

о промышленности как чувственно предлежащей перед нами психологии. По К.

Марксу (Л. С. Выготский разделял эти его идеи!), "присвоение определенной

совокупности орудий производства равносильно развитию определенной

совокупности способностей у самих индивидов". В этом смысле человек есть

социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в

себе тех качеств, которые развились в результате развития всего

человечества.

Согласно Л. С. Выготскому, высшие психические функции возникают

первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма

сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся

индивидуальными функциями самого ребенка. Так, например, сначала речь --

средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней

и начинает выполнять интеллектуальную функцию.

Таблица 6. Параметры развития ребенка и их понимание ∙ разных научных







Date: 2015-07-01; view: 514; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию