Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оценка интеллектуальных способностей
Интеллектуальные тесты широко используются в целях прогнозирования профессиональной пригодности. Анализ литературы показывает, что интеллектуальные тесты обычно имеют большую валидность относительно критериев профессиональной обучаемости, чем профессиональной успешности – средняя валидность по многим профессиям относительно критериев обучаемости равна 0,39, а относительно критериев профессиональной успешности – 0,22. Валидность выше при учете не отдельных тестов, а их комбинаций [6]. В.Н. Дружинин провел анализ основных интеллектуальных тестов и описал их [80]. «Прогрессивные матрицы Равена». В 1936 году Дж. Равен совместно с Л. Пентроузом предложил тест «Progressive Metrics» для измерения уровня развития общего интеллекта. В качестве материала были выбраны абстрактные геометрические фигуры с внутренним рисунком, организованным по определенному закону. Были сконструированы три основных варианта теста: для детей, взрослых и для лиц высокого интеллектуального уровня. Последний вариант включает в себя не только невербальную, но и вербальную часть. В цветном (первом) варианте теста используются три серии, различающиеся по уровню трудности. В каждой серии (А, В, С, D, Е) – 12 матриц. Второй вариант состоит из 5 серий по 12 заданий, расположенных по возрастанию трудности. В серии А испытуемый должен проявить умение дифференцировать элементы и выявлять связи между ними, а также дополнять недостаюшую часть структуры, сличая ее с образцами; в серии В– найти аналогии между парами фигур, дифференцируя их элементы; в серии С– решить задачу, определив принцип изменения фигур по вертикали и горизонтали; в серии D – определить закономерность перестановки фигур; в серии Е– провести анализ фигур основного изображения и соста-> вить недостающую фигуру по частям. Надежность теста Равена варьирует в пределах от 0,70 до 0,89; корреляция с успешностью школьного обучения – 0,72. «Тест Векслера». Является одним из наиболее известных в психологической практике и позволяет диагностировать вербальный и невербальный интеллект. Используются три варианта теста Векслера: один – для взрослых (WAIS) и два – для детей. Тест для взрослых включает в себя 11 субтестов, из которых 6 составляют вербальную шкалу и 5 – невербальную. В вербальную часть вошли следующие субтесты: 1) «Общая осведомленность» – диагностирует простые знания; 2) «Понимание» – оценивается способность к суждениям; 3) «Арифметика» – устное решение задач; 4) «Нахождение сходства» – нахождение общности между предметами; 5) «Запоминание цифр» – прослушивание и воспроизведение цифр в прямом и обратном порядке; 6) «Словарный запас»– умение объяснить понятие ряда слов различной сложности. Субтесты характеризуют общий уровень развития испытуемого, его способности к логическому мышлению, обобщению и абстрагированию, произвольную концентрацию внимания, объем кратковременной памяти и уровень активного внимания. Невербальная шкала («шкала действий») состоит из 5 субтестов: 1) «Цифровые символы» – диагностируется зрительно-моторная скорость; 2) «Недостающие детали» (или «Завершение картинок») – зрительная наблюдательность и способность выявлять существенные признаки; 3) «Конструирование блоков» («Кубики Косса») – двигательная координация и визуальный синтез; 4) «Последовательные картинки» – способность организации целого из частей, понимание ситуации, экстраполяция; 5) «Сборка объекта» («Складывание фигур) – способность синтеза целого из частей. В целом субтесты диагностируют не только знания, но и способность индивида к моторно-перцептивному взаимодействию с объектами окружающего мира, зависящую от опыта деятельности. Обработка и интерпретация результатов могут проходить на уровне подсчета баллов общего, вербального и невербального интеллектов; анализа профиля оценок выполнения субтестов на основе подсчета соответствующих коэффициентов; качественной интерпретации индивидуального профиля с привлечением данных наблюдения за поведением испытуемых в ходе обследования. Надежность WAIS составляет 0,97. «Тест структуры интеллекта Амтхауэра». Предложен автором в 1953 году (последняя редакция – 1973 г.). Предназначается для дифференцированного отбора кандидатов на разные виды профессионального обучения и трудовой деятельности. Р. Амтхауэр рассматривает интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности, состоящую из различных факторов (речевого, счетно-математического, пространственных представлений, мнемического). Тест валидизирован на широкой профессиональной выборке испытуемых в возрасте от 16 до 60 лет. Тест диагностирует четыре перечисленные выше компонента интеллекта. В него входят 9 субтестов: 1) «Логический отбор» – исследуется «чувство языка» по Амтхауэру (испытуемый должен завершить предложение, выбрав подходящее слово из списка); 2) «Определение общих признаков» – исследуется способность к понятийной абстракции (необходимо определить одно слово из пяти предъявляемых, не имеющее смысловой связи с другими); 3) «Аналогии» – тестируются комбинаторные способности (подбор слов по известной смысловой связи); 4) «Классификация» – оценивается способность к суждению (обозначение двух слов общим понятием); 5) «Счет» – тестируется уровень развития репродуктивного мышления (решение арифметических задач); 6) «Ряды чисел»– тестируется индуктивное мышление (установление закономерности числового ряда и продолжение его); 7) «Выбор фигур» – исследуется простран ственное воображение (выбор фигуры, соответствующей ее разделенным частям); 8) «Кубики» – тестируется умение мысленно оперировать объемными телами в пространстве (выбор определенного куба из ряда предъявленных в измененном положении); 9) «Задание на сосредоточение внимания и память» – необходимо запомнить ряд предъявленных слов и найти их среди других. Первые четыре субтеста характеризуют теоретические способности, последние пять – практические способности. Ретестовая надежность теста – 0,83–0,90; корреляция с учебной деятельностью – 0,46 (по данным Амтхауэра), с экспертными оценками уровня интеллекта – 0,62. Тест адаптировался в 1984 году Л.К. Акимовой и ее соавторами на выборке школьников 7–10 классов, а в 1988 году В.Н. Намазовым и А.Н. Жмыриковым на учащихся старших классов школы, ПТУ (16–17 лет), студентах и курсантах вузов (18–21 год), инженерно-технических работниках и управленцах (22–25 лет). Date: 2015-07-01; view: 398; Нарушение авторских прав |