Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука уголовного права





ТЕМА: Понятие, задачи и система уголовного права.

1. Понятие уголовного права. Его предмет и методы. Соотношение уголовного права со смежными отраслями права.

2. Задачи и принципы уголовного права.

3. Уголовно-правовая политика, ее содержание и назначение.

4. Наука уголовного права.

 

ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА. ЕГО ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ. СООТНОШЕНИЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА СО СМЕЖНЫМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА

 

Система права любого современного государства состоит из ряда отраслей: конституционного права, административного, гражданского и т.д. В ряду этих и других отраслей находится и уголовное право.

Термин «уголовное право» сложился исторически от употреблявшегося в древности понятия отвечать головой, т.е. жизнью, за совершение наиболее опасных деяний.

Уголовное право, как система охраны общества, сформировалось одновременно с появлением частной собственности и возникновением государства как орудия защиты общества с учетом интересов экономически и политически господствующего класса. Признавая преступными деяния, нарушающие как элементарные требования общечеловеческого общежития (право на жизнь, телесную неприкосновенность), так и сугубо классовые интересы (политические, экономические интересы и др.), уголовное право, в конечном счете, охраняло интересы экономической и политической системы конкретного общества.

Как и любое другое явление цивилизации, уголовное право отражало и отражает соответствующий уровень экономического, политического и духовного развития общества. На первых стадиях развития цивилизации право открыто закрепляло и охраняло классовые и сословные привилегии (Законы Ману, Русская правда, Статуты Великого княжества Литовского). Однако необходимость обеспечения стабильности и безопасности общества объективно требовала отражения в уголовном праве общесоциальных интересов (борьба со стихийными бедствиями, отражение военного нападения, охрана среды обитания людей и т.п.). По мере достижения обществом определенного уровня цивилизованности, совершенствования политической структуры, освоения культуры и демократии уголовное право охраняло все более широкий спектр социальных интересов, трансформируясь в инструмент, обеспечивающий борьбу с преступностью в интересах всего общества.

В демократическом гражданском обществе уголовное право прежде всего, должно оптимально обеспечивать защиту человека, его прав и свобод, предупреждать негативные проявления государственной власти, запрещать произвол в любых его проявлениях.

Уголовное право - отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для общественных отношений, основания и условия привлечения к уголовной ответственности и освобождения от нее, иные меры уголовной ответственности, принудительные меры безопасности и лечения.

Разбирая подробно понятие уголовного права можно сделать вывод о том, что:

Уголовное право – это совокупность правовых (юридических) норм.

Уголовное право всегда ассоциируется с Уголовным законом Республики Беларусь, который был принят в 1999 году, но вступил в действие (в силу) с 1.01.2001 г.

В нем содержатся юридические нормы, которые обязательны для всех.

Например: ст. 27 УК «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность». В данной статье четко прописано, что уголовная ответственность наступает, если лицу, совершившему преступление, на день его совершения исполнилось 16 лет. В ч. 2 ст. 27 УК Республики Беларусь указано, что уголовная ответственность может наступать и с 14 лет, но только за определенные преступления, перечисленные в ч. 2 ст. 27 УК Республики Беларусь.

Отступления от этого правила быть не может.

В ч. 1 ст. 205 УК Республики Беларусь указано, что тайное похищение имущества – это кража, которая наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Отступления от этого правила быть не может. Если лицо совершит запрещенное Уголовным кодексом такое деяние, то оно обязательно будет привлечено к уголовной ответственности и ему будет назначено именно такое наказание.

Таким образом, уголовное право в широком смысле этого слова является нормативной базой для борьбы с самыми негативными социальными проявлениями-преступлениями, т.е. оно применяется всякий раз, когда в государстве совершается преступления.

Особенность уголовного права, таким образом, состоит в том, что оно призвано охранять от преступных посягательств позитивные общественные отношения, которые, по общему правилу, регулируются нормами иных отраслей права.

1. Уголовное право запрещает (устанавливает запрет) под угрозой уголовной ответственности совершение деяний, которые представляют опасность для общественных отношений, поддерживаемых обществом и государством, в том числе и путем их позитивного правового регулирования нормами иных отраслей права.

Например: Нормы конституционного права регулируют отношения, которые связаны с государственным строем, функционированием политической и экономической системы общества, социальным статусом человека, его правами и обязанностями. Нормы гражданского права регулирует отношения, вытекающие из права собственности.

2. Уголовное право охраняет эти отношения от общественно-опасных посягательств, устанавливая уголовную ответственность за посягательство на внешнюю безопасность государства, конституционный строй, финансовую и кредитную системы, право собственности и т.д.

3. Уголовное право определяет те общественно опасные деяния, которые запрещено совершать под угрозой уголовной ответственности, т.е. определяет перечень и признаки деяний, которые являются преступными.

В Особенной части Уголовного кодекса дается описание объективных и субъективных признаков конкретных преступлений. Уголовную ответственность влекут лишь те общественно опасные деяния, которые в соответствии с нормами Общей и Особенной части УК обладают признаками преступления определенного вида.

Например, лицо, достигшее 14 лет, умышленно посягает на жизнь другого человека. Такое деяние запрещено Уголовным кодексом (ч.1 ст. 139 УК). Следовательно, виновный подлежит уголовной ответственности и суд от имени государства в соответствии с ч.1 ст. 139 УК назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок от 6 до 15 лет.

4. Уголовное право определяет меры уголовной ответственности за совершение преступления.

Определяя формы реализации уголовной ответственности (ст. 46 УК Республики Беларусь), Уголовный кодекс устанавливает систему наказаний (ст. 48 УК Республики Беларусь), указывает виды наказаний и их содержание (глава 9). Кроме этого, в УК регламентированы основания и условия применения иных мер уголовной ответственности: осуждение с отсрочкой исполнения наказания (ст. 77 УК Республики Беларусь); осуждение с условным неприменением наказания (ст. 78 УК Республики Беларусь); осуждение без назначения наказания (ст. 79 УК Республики Беларусь); осуждение несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера (ст. 117 УК Республики Беларусь).

Кроме этого, Уголовный кодекс устанавливает принудительные меры безопасности и лечения (глава 14), которые могут применяться к лицам, совершившим общественно опасные деяния при наличии указанных в законе условий.

5. Уголовное право определяет основания и условия освобождения лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности и наказания.

Основания и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания перечислены в главе 12 (ст.ст.83-96 УК Республики Беларусь)

Предмет уголовного права – это совокупность общественных отношений, возникающих в связи с совершением предусмотренных Уголовным кодексом общественно опасных деяний и привлечением к уголовной ответственности за их совершение.

Предметом уголовного права, как и предметом любой отрасли права, являются общественные отношения.

Однако предмет уголовного права составляют необычные общественные отношения, а так называемые охранительные отношения, которые обусловлены:

- с одной стороны, установлением под угрозой уголовной ответственности запрета на совершение деяний, представляющих опасность для общественного правопорядка, и,

- с другой – применением мер данной ответственности в случае совершения преступлений.

Нетрудно заметить, что сферу уголовно-правового регулирования составляют отношения двоякого характера:

- во-первых, собственно охранительные отношения и,

- во-вторых, конфликтные охранительные отношения, возникающие в связи с совершением деяния, подпадающего под признаки запрещенного уголовно-правовой нормой.

Уголовные правоотношения достаточно специфичны. Их специфика проявляется в том, что они возникают, с одной стороны, между личностью и государством, а с другой – между личностью и личностью. Первые отношения характеризуются как непосредственные. Это такие отношения, которые возникают между лицом, совершившим преступления, и специально уполномоченными государственными органами. После совершения преступления у лица, его совершившего, возникает обязанность претерпеть негативные правовые последствия своего деяния, а у государства, в лице специально уполномоченных органов, возникает право применить к виновному дополнительные обязанности и правоограничения. Вторая разновидность – отношения, возникающие между личностью и личностью, - носит опосредованный характер. В этом случае речь идет об отношениях, возникающих в связи с совершением преступления между лицом, совершившим преступление и лицом, потерпевшем от преступления. Последний вправе требовать от виновного возмещение причиненного ему вреда, компенсации нарушенных прав и интересов. Опосредованный характер таких отношений обусловлен тем, что потерпевший, несмотря на возникшее у него право, не может лично требовать его реализации у виновного лица. Для этого он обращается в те же специально уполномоченные государственные органы, которые и являются звеном, опосредующим отношения между виновным и потерпевшим.

Например, молодой человек решил покататься по городу на чужой машине. Будут ли его действия преступными? Оказывается, да, так как согласно ст. 214 УК Республики Беларусь государство считает неправомерное завладение транспортным средством и поездку на нем без цели хищения преступлением (угоном). Следовательно, до совершения этим человеком преступных действий уголовно-правовых отношений между ним и государством не существовало. Но стоило ему нарушить интересы государства совершением деяния, которое запрещено под страхом уголовного наказания, как тут же возникло уголовно-правовое отношение, возложившее определенные права и обязанности на обе стороны.

Наличие уголовно-правового запрета нацелено на то, чтобы посредством угрозы уголовной ответственностью предупредить совершение преступных деяний. Если, несмотря на угрозу уголовной ответственности, лицо совершает запрещенное уголовным законом деяние, то возникают конфликтные охранительные уголовно-правовые отношения между государством и лицом, совершившим это деяние, по поводу его уголовно-правовой оценки в качестве преступления и уголовной ответственности лица в случае признания данного деяния преступлением. В рамках конфликтных уголовно-правовых отношений в соответствии с нормами уголовного закона разрешаются вопросы как возложения на виновного уголовной ответственности и применения, в случае необходимости, принудительных мер безопасности и лечения, так и освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Каковы отличия уголовного права от других отраслей права?

1) Уголовное право выступает в качестве регулятора возникших уголовно-правовых отношений, которые не может регулировать ни одна другая отрасль права.

2) Уголовное право служит законодательной базой для определения преступности и наказуемости деяний, основания уголовной ответственности, применения наказаний и освобождения от ответственности и наказаний.

Кроме этого, особенность уголовного права заключается и в специфике метода уголовно-правового установления и регулирования

охранительных правоотношений.

Уголовно-правовыми методами регулирования общественных отношений являются:

· запретительный метод (императивно – запретительный);

· метод дозволения (правового дозволения);

· метод предписания (стимулирующего предписания).

Наиболее характерным для уголовного права является запретительный метод. В качестве непосредственного выражения данного метода в уголовном праве выступает нормативно закрепленная угроза уголовной ответственности за нарушение запрета, т.е. за несоблюдение вытекающей из него обязанности воздерживаться от совершения преступных деяний, и реальное применение мер уголовной ответственности в случае совершения лицом преступления.

Например: Уголовный закон запрещает под угрозой наказания получение должностным лицом взятки (ст. 430 УК Республики Беларусь). Запрет на данное деяние исходит от государства, нормативно закреплен. В случае совершения должностным лицом данного деяния, которое причиняет вред государственной власти, ее авторитету, должностное лицо будет привлечено к уголовной ответственности.

Запрет является основным методом регулирования общественных отношений первой группы предмета уголовного права. Большая часть, почти три четверти, норм уголовного права описывает непозволительные деяния, т.е. преступления (нормы Особенной части УК).

В уголовном праве в качестве дополнительного, обслуживающего основной метод уголовно-правового регулирования применяется и метод правового дозволения. Этот метод используется для определения условий, при наличии которых поведение человека, объективно содержащее признаки запрещенного уголовным законом, не является все же преступлением.

Например, глава 6 УК предусматривает ряд обстоятельств, при которых лицу дозволено причинять вред чужим правам и интересам. Речь идет о таких обстоятельствах, как необходимая оборона (ст. 34), причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 35), крайняя необходимость (ст. 36) и т.д. (подробно эти обстоятельства будут изучаться в теме 12).

Значительное место в уголовно-правовом регулировании в последние годы отводится методу стимулирующего предписания.

Метод предписания – это законодательное установление определенного поведения как единственно возможного. Данный метод используется в основном для регулирования общественных отношений, связанных с назначением наказания.

Например: ст.62 УК Республики Беларусь предписывает суду назначать наказание в виде лишения свободы лишь при невозможности достижения целей уголовной ответственности применением более мягкого наказания.

Метод стимулирующего предписания является своего рода исключением из правила о неотвратимости уголовной ответственности за каждый случай совершения лицом уголовно-наказуемого деяния. Посткриминальное поведение виновного, направленное на изобличение собственного преступления, устранение его опасных последствий, исключает необходимость применения мер уголовной ответственности.

Предмет и метод уголовного права, вместе взятые, позволяют определить уголовное право как самостоятельную отрасль права.

Под СИСТЕМОЙ УГОЛОВНОГО ПРАВА Республики Беларусь понимают строго определенную последовательность расположения уголовно-правовых норм, которая устанавливается в зависимости от их содержания и характера.

В основе этой системы лежит строение Уголовного кодекса Республики Беларусь, в котором уголовно-правовые нормы располагаются в Общей и Особенной части.

Поэтому уголовное право, как отрасль права, делится на Общую и Особенную части.

Такое деление уголовного права – результат исторического развития, обобщения опыта и практики применения норм данной отрасли права, когда постепенно в процессе законотворчества стали отдельно выделяться нормы, носящие общий характер по отношению к нормам, определяющим признаки конкретных преступлений.

Общая часть включает в себя нормы уголовного права, которые определяют принципы уголовного права, порядок действия закона во времени и пространстве, понятие преступления, определение вины, понятие уголовной ответственности и формы ее реализации, виды наказания, общие начала его назначения, основания и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания, особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, принудительные меры безопасности и лечения.

Особенная часть содержит нормы уголовного права, в которых дается перечень и описание конкретных видов преступлений с указанием наказания и его пределов за каждое преступление в соответствии с характером и степенью общественной опасности последнего.

Общая и Особенная части уголовного права тесно взаимосвязаны между собой. Нельзя, например, определить признаки конкретного преступления без учета вины и общих оснований уголовной ответственности, даваемых в нормах Общей части уголовного права. Правильное применение наказания или иных мер уголовной ответственности за совершение конкретного преступления возможно лишь при соблюдении изложенных в Общей части требований их назначения. В свою очередь без норм Особенной части уголовного права, в которых устанавливаются признаки конкретных преступлений, нормы Общей части лишаются предметного содержания. Таким образом, при применении уголовно-правовых норм необходимо учитывать внутреннюю динамику и взаимосвязь норм Общей и Особенной частей уголовного права (Уголовного кодекса).

Например, каждый раз при совершении преступления несовершеннолетним, не достигшим 16-летнего возраста, необходимо обращаться к ч. 2 ст.27 Общей части УК Республики Беларусь, где перечислены все преступления, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Не смотря на то, что уголовное право в правовой системе государства занимает самостоятельное место, сего взаимодействие можно наблюдать практически со всеми иными отраслями права. В первую очередь, следует отметить, что уголовное право базируется на общей теории права и конституционном праве. Положения общей теории права позволяет говорить о том, что уголовное право является самостоятельной отраслью права, выделяя признаки отдельной правовой отрасли. Конституционное право имеет основополагающее значение для уголовного права. Оно закрепляет ряд институтов, на защите которых стоит уголовное право. Так, ст. Конституции Республики Беларусь запрещает пропаганду войны, ст. пропаганду расовой или национальной исключительности, ст. посягательство на собственность и т.п. В соответствии с этими предписаниями, в уголовной праве установлены наказуемость пропаганды войны, посягательств на национальное и расовое равноправие, собственность и др.

Из целого ряда других норм Конституции вытекает необходимость установление уголовной ответственности за преступления, направленные против конституционного строя, конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, нормы конституционного права являются юридической основой, на которой развивается и которой должно полностью соответствовать уголовное право.

Существует тесная связь уголовного права с административным правом. Связь между этими отраслями наиболее четко проявляется в том, что уровень общественной опасности административных правонарушений и уголовно-наказуемых деяний зачастую практически не отличается. Именно по тому в уголовном законе существует ряд норм, предусматривающих уголовную ответственность лишь в тех случаях, когда лицо совершит деяние, за которое оно ранее уже привлекалось к административной ответственности и за тем, в течении года после такого привлечения, вновь совершит аналогичное деяние. Связь между уголовным и административным правом прослеживается и в тех случаях, когда лицо совершило деяние, содержащее признаки преступления, не представляющего большой общественной опасности, освобождается от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности.

Связь между уголовным и уголовно-процессуальным правом проявляется в том, что, если уголовное право, устанавливает преступность деяния, называет основания для привлечения лица к уголовной ответственности, уголовно-процессуальное право определяет порядок привлечения к такой ответственности. После того, как в силу вступит обвинительный приговор суда, дальнейшая деятельность государственных органов регламентируется уголовно-исполнительным правом, определяющим порядок исполнения и отбывания назначенного судом наказания. Уголовное право на этой стадии закрепляет основания и порядок освобождения от отбывания назначенного ранее наказания, либо замены неотбытой части наказания иным более мягким наказанием. Уголовно-правовые нормы устанавливают возможность дополнительного контроля за лицом, после отбытия им назначенного судом наказания, средствами превентивного надзора и профилактического наблюдения.

 

ВОПРОС 2. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА

Уголовное право, как и иные отрасли права, имеет определенные задачи. Задачи уголовного права Республики Беларусь сформулированы непосредственно в уголовном законе в ст. 2. УК Республики Беларусь. Она звучит следующим образом: «Уголовный кодекс Республики Беларусь имеет задачей охрану мира и безопасности человечества, человека, его прав и свобод, собственности, прав юридического лица, природной среды, общественных и государственных интересов, конституционного строя Республики Беларусь, а также установленного правопорядка от преступных посягательств. Уголовный кодекс Республики Беларусь способствует предупреждению преступных посягательств, воспитанию граждан в духе соблюдения законов Республики Беларусь».

Т.е. задачами уголовного права являются:

- охрана наиболее важных общественных интересов;

- регулирование общественных отношений;

- предупреждение преступлений;

- воспитание граждан в духе уважения законов.

С учетом рассмотренных задач уголовного права можно определить его функции. Функции уголовного права – это направления практической реализации норм уголовного права по обеспечению поставленных перед ним задач, а также по регулированию общественных отношений. Различают следующие функции уголовного права:

1. Охранительная функция — осуществляется по средствам установления уголовно-правовых запретов и реализации уголовной ответственности за их нарушения.

2. Предупредительная функция обеспечивается главным образом уголовно-правовым воздействием на лиц, совершивших преступления и привлеченных к уголовной ответственности, а также созданием комплексных мер, которые должны положительно воздействовать на лиц, отбывших наказание, и на других лиц.

Предупредительная функция включает частное и общее предупреждение преступлений.

Частное предупреждение преступлений (частная превенция) — это недопущение совершения новых преступлений лицами, их совершившими. Она осуществляется путем применения уголовных наказаний вплоть до лишения свободы или смертной казни к лицам, совершившим преступления.

Общее предупреждение преступлений (общая превенция) — это недопущение совершения преступлений всеми гражданами. Реализуется данная функция оказанием воздействия на граждан под угрозой применения уголовного наказания за совершение преступления.

Сам факт издания уголовных законов позволяет гражданам нашей республики понять, какие деяния считать вредными и опасными для общества. Применение уголовного закона также воздействует на сознание не только правонарушителя, но и других лиц, воспитывая такое свойство, как право – послушание, т.е. осознанное соблюдение запретов государства.

Большинство граждан не совершает преступлений в силу воспитанной в них нравственной позиции.

Однако часть людей, не отличающихся стойкими нравственными убеждениями, воздерживаются от совершения преступлений из-за страха перед уголовной ответственностью и наказанием.

Поэтому предупредительная роль уголовного права заключается, как в воспитании у граждан сознания необходимости соблюдать установленные в государстве общественные отношения и не причинять вреда охраняемым ценностям, так и в удержании неустойчивых в моральном отношении лиц от совершения преступлений под страхом наказания.

3. Воспитательная функция заключается в воспитании граждан в духе уважения и соблюдения законов и сложившихся в обществе правил поведения.

4. Регулятивная функция заключается в регулировании общественных отношений, возникающих в связи с:

- совершением общественно опасных деяний и применением уголовно-правовых мер;

- реализацией гражданами прав на причинение вреда при обстоятельствах, исключающих преступность деяния.

Уголовно-правовые нормы определяют конкретные права и обязанности участников эти отношений, вид и размер наказания, порядок его назначения, условие и порядок освобождения от уголовной ответственности, сроки судимости.

Задачи, стоящие перед уголовным правом, решаются на основе его принципов, т.е., основных, исходных начал в соответствии, с которыми строится как его системы, так и в целом уголовно-правовое регулирование.

Принцип – это основополагающее (руководящие) положение, от которого не должно быть отступления, которым необходимо руководствоваться в практической деятельности. Принципы уголовного права служат основой как законодательной, так и правоприменительной деятельности в сфере борьбы с преступностью.

В действующем Уголовном кодексе общие принципы уголовного права законодательно определены в ст. 3 УК Республики Беларусь.

Уголовная ответственность за совершение преступлений реализуется в полном соответствии со следующими принципами, указанными в ст.3 УК Республики Беларусь:

- законности;

- равенства граждан перед законом;

- неотвратимости ответственности;

- личной виновной ответственности;

- справедливости;

- гуманизма.

Остановимся на этих принципах.

1. Принцип законности (основной постулат) – конституционный принцип (ст.2 Конституция Республики Беларусь), означает применение уголовной ответственности исключительно на основании Уголовного кодекса и в точном соответствии с ним.

Положение о том, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовной ответственности иначе как по приговору суда и в соответствии с законом, находит свое закрепление в законодательном определении уголовной ответственности (ст. 44 Республики Беларусь).

Преступность деяния, его наказуемость и иные угoлoвнo-правoвые последствия определяются только законом.

Преступлением может быть признано только то деяние, которое прямо указано в Уголовном кодексе.

Виновный в совершении преступления, может быть, подвергнут только таким мерам ответственности, которые непосредственно предусмотрены уголовным правом.

В отличие от других отраслей права в уголовном праве нет иных нормативных актов, кроме закона.

Специфика норм уголовного права предполагает их строгое толкование, т.е. точное соблюдение «букве и духу» закона в процессе его применения. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.

Все изменения в уголовный закон вносятся только законом.

2. Принцип равенства граждан перед законом развивает и конкретизирует положение ст.22 Конституции, в которой говорится о том, что все равны перед законом и судом, независимо от их происхождения, социально-должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Этот принцип предполагает в первую очередь реализацию уголовной ответственности в интересах общества в целом, а не в интересах отдельных личностей или социальных групп. Во-вторых, предполагается равная ответственность всех граждан перед законом независимо от их социальных характеристик (раса, национальность, пол, социальное положение, политические взгляды и т.п.).

Некоторые различия в вопросах ответственности установлены Уголовным кодексом в зависимости от пола и возраста (неприменение смертной казни к женщинам и несовершеннолетним, неприменение ряда мер к нетрудоспособным и т.п.). Эти различия основаны на законе, в равной мере применимы ко всем гражданам и потому не нарушают принцип равенства.

3. Принцип неотвратимости ответственности означает, что каждое лицо, виновное в совершении преступления, подлежит наказанию или иным мерам уголовной ответственности, если нет правовых оснований для освобождения его от ответственности или наказания.

Принцип неотвратимости ответственности заключается в том, что всякое лицо, в действиях или бездействиях которого установлен состав преступления, обязательно подлежит наказанию или иными мерам уголовной ответственности, предусмотренным уголовным законом (ст.46 УК Республики Беларусь).

Лицо, виновное в совершении преступления, может быть освобождено от уголовной ответственности и наказания лишь при наличии оснований и условий, предусмотренных в нормах Общей и Особенной части УК (ст. 82 УК Республики Беларусь).

4. Принцип личной ответственности включает в себя два основных момента:

личный характер ответственности (персональная ответственность). Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечено только то лицо, которое непосредственно совершило преступление. Эта ответственность ни при каких обстоятельствах не может быть переложена на другое лицо.

Принцип личной ответственности предусматривает ответственность физических лиц, а не юридических, которые непосредственно совершили преступление либо участвовали в нем в качестве организатора, подстрекателя или пособника. Лицо, совершившее преступление, отвечает лишь за то, что было совершено им лично. Ответственность не может быть переложена ни на какое другое лицо.

5. Принцип виновной ответственности означает, что к уголовной ответственности лицо привлекается только в том случае, если судом в соответствии с законом будет установлена его вина в совершении деяния или причинении последствий, предусмотренных Уголовным кодексом.

Уголовная ответственность за невиновное причинение вреда исключается, т.е. без вины нет ответственности независимо от тяжести причиненного вреда.

Итак, лицо несет уголовную ответственность лишь за те действия (бездействия) и наступившие последствия, в отношении которых установлена его вина (умышленная или неосторожная), т.е. когда совершенное им было «делом его рук», и продуктом его сознания и воли.

Ни одно деяние совершенное невиновно, какие бы тяжкие последствия оно не причинило, не может рассматриваться как преступление. (Чаще всего невиновное причинение вреда встречается при транспортных правонарушениях).

В юридической литературе этот принцип еще называют принципом субъективного вменения.

6. Принцип справедливости – это основа дифференциации и индивидуализации ответственности. Не справедливо одинаково наказывать людей, совершивших одинаковые преступления, если они по-разному характеризуются. Также не справедливо наказывать людей, совершивших разные по тяжести преступления

Суд, при назначении наказания должен руководствоваться не эмоциями, не чувством мести, а объективной оценкой, как совершенного преступления, так и личности виновного, с тем, чтобы добиться исправления осужденного. То есть наказание и иные меры уголовной ответственности должны соответствовать характеру и степени тяжести совершенного преступления, обстоятельств его совершения, личности виновного и иные обстоятельства, изложенные в ст. 62 УК Республики Беларусь.

Принцип справедливости имеет и более широкое значение:

- справедливость криминализации деяний предполагает, что признание деяния преступным должно соответствовать принципам общественной нравственности в оценке конкретного поведения человека;

- справедливость санкции означает установление в законе таких видов и размеров наказаний, которые позволят суду назначать справедливое наказание с учетом необходимости его индивидуализации. Одним из проявлений этого принципа является закрепленное в законе запрещение привлекать к уголовной ответственности и наказанию одно и то же лицо дважды за одно и то же преступление.

7. Принцип гуманизма (человеколюбия) имеет двоякое проявление:

- во-первых, уголовный закон направлен на всемерную защиту человека как высшую ценность общества;

- во-вторых, гуманизм должен проявляться и в отношении к преступнику. Это означает, что наказание не имеет своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства и что к преступнику допустимо применение только тех мер, которые необходимы и достаточны для достижения целей общей и частной превенции.

Итак, принцип гуманизма - это нравственная категория, выражающаяся в признании ценности человека, как личности. Лицу, совершившему преступление, должно быть назначено минимальное наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, необходимая и достаточная для его исправления и для предупреждения с его стороны новых преступлений.

Наказание не имеет своей целью причинение физических страданий или унижения человеческого достоинства.

 

ВОПРОС 3. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ.

Как мы выяснили уголовное право, имеет конкретные задачи, вытекающие из уголовной политики. Уголовная политика определяет стратегию и тактику борьбы с преступностью. Что же такое уголовная политика? Каковы ее содержание, задачи и назначение? Уголовная политика – это политика государства в области борьбы с преступностью. Она характеризует государственное управление той сферы жизни, которая связана с противодействием преступности. В ней принято выделять три составные части, а именно:

1. Уголовно-правовая политика, которая представляет собой направления деятельности законодательных и правоприменительных органов и организаций по установлению круга преступных деяний и системы наказания, избранию справедливых мер воздействия в отношении лиц, признанных виновными в совершении преступлений.

2. Уголовно-процессуальная политика, которая обеспечивает сам механизм применения закона в ходе дознания, следствия, судебного разбирательства.

3. Уголовно-исправительная политика – это направление деятельности правосоздающих и правоприменяющих органов и организаций, направленное на практическое исполнение мер уголовного наказания, назначенных судами лицам, виновным в совершении преступлений.

Предмет политики – это то явление общественной жизни, развитие которого должно обеспечиваться определенным направлением политики. В данном случае таким явлением является преступность. Она и есть предмет уголовной политики.

Содержание уголовной политики включает сложный комплекс проблем:

- определение принципов и общих положений, лежащих в основе борьбы с преступностью, путем применения наказания;

- разработка государственной концепции борьбы с преступностью;

- определение направлений деятельности законодательных органов по разработке уголовного законодательства и практических органов по его применению;

- обеспечение неотвратимости ответственности за совершенные преступления, ее дифференциация и индивидуализация, оказание наиболее эффективного воздействия на виновных.

В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 г., подчеркивается что «основными национальными интересами в социальной сфере являются наряду с другими, обеспечение общественной безопасности и безопасности жизнедеятельности населения, снижение уровня преступности и криминализации общества». Исходя из этого основными задачами уголовной политики являются:

1. Охраняющая. Она закреплена в Конституции Республики Беларусь и направлена на охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.

2. Подавляющая, имеющая целью оказать воздействие на негативные факторы, сдержать рост преступности.

3. Направляющая, которая связана с определением деятельности субъектов борьбы с преступностью и иными правонарушениями.

Уголовная политика предполагает деятельность государственных и общественных органов и организаций в сфере противодействия преступности. Эта деятельность проявляется в определенных формах. Принято выделять следующие формы реализации уголовной политики:

Date: 2015-07-01; view: 401; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию