Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 3. Технология обмана
Искусно подобранное одеяние может скрыть от людей дефекты не только тела, но и души. Гвидо дель Рей Инструментом обмана может быть что угодно — любой факт, предмет, явление. И хотя, как мы выяснили, основным средством обмана является слово, в данном разделе книги мы остановимся на вещественных средствах, к числу которых, безусловно, относится одежда. Современный японский модельер Юрико Такаги сказал как-то в интервью, что одежда — это продолжение человеческого тела, его вторая кожа. Действительно, в сознании людей одежда часто срастается с ее носителем, и, изменяя одежду, мы можем добиваться совершенно иного восприятия того же человека. Это обусловлено тем, что в человеческом обществе одежда тесно связана с социальным статусом человека (причем в древности эта связь иногда была почти однозначной — рыцари, ремесленники, крестьяне имели свои, чрезвычайно редко нарушаемые каноны одежды). Поэтому изменение формы одежды почти автоматически переводило человека в другую социальную группу. Широко известен анекдот про ходжу Насреддина, который в старом, рваном халате зашел в дом, где игралась свадьба, но был выгнан. После чего ходжа попросил в долг у соседа богато вышитый новый красивый халат, в котором вновь отправился в тот же дом. Там он был с уважением принят и посажен на самое почетное место. Когда же ему предложили плов, Насреддин начал запихивать его в карманы халата. При этом он приговаривал: «Угощайтесь, пожалуйста, уважаемый халат». Свое странное поведение он объяснил удивленным хозяевам следующим образом: «Когда я был в старом халате, мне не дали еды. В новом — угощают вкусным пловом. Значит, угощают не меня, а халат». Смысл этого анекдота, конечно, заключается в том, что за одеждой нужно уметь видеть человека, но для нас в данном случае интересно другое: людей легко обмануть при помощи одежды. Являясь чисто внешним фактором, она тем не менее определенным образом связывается с личностью ее обладателя. Недаром же русская пословица гласит: «По одежке встречают, по уму провожают». Таким образом, первое впечатление о незнакомце люди вынуждены делать по его одежде. Если же эта одежда является стандартной для лиц какой-то определенной профессии или социальной группы, то люди переносят на ее обладателя свои установки и стереотипы, которыми, по их мнению, обладают люди из данной социальной категории. Человек, одетый в униформу, в глазах окружающих как бы теряет свои специфические личностные свойства, приобретая взамен их общие свойства, присущие людям данной профессии. Вместо конкретных людей мы видим перед собой «милиционера», «солдата», «врача», чем и пользуются мошенники. Вот один из подобных случаев, приведенный Тарановым в своей книге «Секреты поведения людей». «Зная, когда в школах отсутствуют штатные медсестры, туда приходила женщина в белом халате и говорила администрации, что прислана проверить детей на педикулез. Никто не удосужился спросить у мошенницы документы. В кабинет гуськом тянулись дети. «Медработницу» интересовали вовсе не паразиты. Тем девочкам, у которых были золотые сережки, она озабоченным голосом говорила о том, что вши имеют привычку откладывать в украшениях яйца. Так что, мол, сережки надо продезинфицировать, а назавтра девочки получат их обратно. Школьницы доверчиво вынимали из ушей украшения и отдавали их заботливой тете. Понятно, что больше ту «сестру милосердия» никто не видел». А вот другой случай, о котором рассказала газета «Мошенники» (№ 2 за 1996 г.). «Пресс-служба ГУВД сообщила о задержании некоего гражданина С, жителя Красноярска. Он подозревался в том, что, проживая в Санкт-Петербурге с августа 1993 года по поддельным документам, занимался мошенничеством в особо крупных размерах. В этом малоблагородном занятии ему помогала… форма полковника Российской армии, которая придавала задержанному больше солидности в глазах руководителей школ и яслей, к коим он обращался с предложением посреднических услуг в сфере приобретения продовольствия оптом. Злоумышленник являлся к директорам школ или яслей и объяснял, что его полк выведен из Прибалтики и вынужден распродавать полковое имущество и продовольствие. Администраторы собирали деньги, отдавали их «посреднику» и — прощались с ними навсегда. Хорошо еще, что таким образом «полковник» обманывал лишь доверчивых служащих. Дети от его деятельности не пострадали. Выяснилось, что только в Петербурге на эту удочку попались руководители 12 образовательных учреждений. Кроме того, устанавливается причастность задержанного к тридцати подобным аферам в Москве, Новосибирске и Нижнем Новгороде». Множество примеров применения одежды в качестве маскировки можно обнаружить в нашей истории. Возьмем хотя бы Куликовскую битву. Летопись рассказывает, что князь Дмитрий Донской перед боем облачился в доспехи простого воина, а свою одежду отдал боярину Бренко, чтобы сражаться в первых рядах войска. Но ведь возможно и другое толкование данного события: Дмитрий обманул татар и «подставил» боярина. Его замысел удался: специальный отряд татарских воинов по приказу хана Мамая пробился к месту, где под княжеским знаменем боярин Бренко сидел на коне Дмитрия, в его доспехах и красном плаще. Татары уничтожили охрану и убили Бренко. Сам же Дмитрий Донской уцелел. Фокус с переодеванием в 1946 году применил легендарный маршал Жуков, когда он командовал Одесским округом. Город тогда жил неспокойно: его терроризировали бандиты и воровские шайки. Одесситы вечерами запирались в домах, боялись выходить на улицу. Милиция с обстановкой не справлялась, и за дело взялся маршал Жуков. Под его руководством строевым офицерам-фронтовикам выдали со складов модную гражданскую одежду: трофейные плащи и шляпы, вооружив при этом револьверами. Переодетые в штатское, под видом прилично одетых гуляк, офицеры появлялись на самых темных и пустынных улицах, где становились объектами нападения бандитов. Вдвоем и втроем налетчики нападали на модно одетого «одинокого прохожего», а в итоге оказывались за решеткой. Прошло совсем немного времени — и в городе воцарились порядок и спокойствие. Всем известна веселая комедия Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» об отважной девушке, которая, переодевшись в мужское платье, отправилась воевать в качестве гусара. Однако не все знают, что сюжет фильма весьма не далек от исторической правды и у героини актрисы Голубкиной был реальный жизненный прототип. Речь идет о Надежде Александровне Дуровой (1783–1866), которая вошла в русскую историю под именем «Девица-кавалерист». Она была дочерью гусарского ротмистра и получила почти мужское воспитание. В восемнадцать лет Надежда Дурова вышла замуж, но уже в 1806 году, переодевшись в казачье платье, убежала из дома и поступила в Гродненский уланский полк. Скрывая свой истинный пол, она весьма успешно служила и даже участвовала в боях. За храбрость, проявленную в сражении при Фридланде, она получила Георгиевский крест — весьма редкую и почетную по тем временам награду, после чего была произведена в офицеры и переведена в Мариупольский гусарский полк. Когда ее обман открылся, дело дошло до императора.
Н.Дурова
Александр I с пониманием отнесся к Дуровой и принял участие в ее делах. Надежда Дурова участвовала в кампаниях 1812–1813 годов, была контужена при Бородинском сражении и вышла в отставку в 1816 году в чине штабс-ротмистра с полным пенсионом. До конца своих дней она носила мужской костюм, а в 1836 году опубликовала в журнале «Современник» отрывки из своих воспоминаний, озаглавленные «Девица-кавалерист». Ее мемуары были с интересом встречены читателями и одобрены Александром Сергеевичем Пушкиным, который советовал Дуровой продолжать литературную деятельность. Впрочем, оказывается, такая своеобразная форма обмана, как переодевание женщины в военную форму, отмечалась в русской истории и раньше. Заметку о таком случае в дореволюционном журнале мне разыскал собиратель старых книг Виктор Алексеевич Щербатых. В 1902 году в журнале «Живописная Россия» была опубликована статья о предшественнице Н. Дуровой, жившей в XVIII столетии, — девице Татьяне Мироновне Марковой. Родом она была из донской станицы. Когда ей было двадцать лет и ей порядком надоели настойчивые ухаживания соседских женихов, она достала себе мужскую одежду, остригла волосы и убежала в Новочеркасск. Затем она поступила рядовым в пехотный полк, где проявила себя с самой лучшей стороны. За усердие в воинской службе и проявленную храбрость она была произведена сначала в унтер-офицеры, а со временем дослужилась до капитана. Во времена царствования Екатерины Великой с Татьяной, служившей под фамилией Курточкин (подругой версии — Курчихин), случился почти анекдотический случай, едва не закончившийся для нее трагически. Капитан Курточкин был отдан под суд за… соблазнение дочери одного из офицеров ее полка. Эта девушка, влюбленная в лжекапитана, никак не могла добиться взаимности и в конце концов со злости оклеветала предмет своей страсти в том, что капитан якобы соблазнил и бросил ее, пообещав жениться. Как ни пыталась Татьяна опровергнуть это столь абсурдное для нее обвинение, у нее ничего не вышло. Строгий суд приговорил ее к лишению всех прав и высылке в Сибирь. Тогда она подала прошение к императрице, в котором честно рассказала о своей необычной судьбе. Когда выяснилось, что капитан Курточкин — женщина, то решение суда было отменено, и ее уволили в отставку с оставлением за ней чина капитана. Как пишет журнал, «остаток своей жизни она провела глухо и бедно в родной станице, в маленькой хатке, за различными хозяйственными заботами». Рассказывая о переодеваниях женщин в мужское платье, нельзя не затронуть обратную тему — о переодеваниях мужчин в дамские наряды. Безусловным чемпионом в этом «виде спорта» по праву является легендарный кавалер д'Эон де Бомон, жизнь которого вдохновила множество писателей на создание авантюрных романов. Личный шпион Людовика XV при русском дворе большую часть своей жизни прожил в облике женщины, впрочем, с легкостью меняя веера и платья на мундир и шпагу. Под видом девицы Лии де Бомон он приезжает в Петербург, знакомится с фрейлиной императрицы Надеждой Штейн и через нее входит в доверие к самой Елизавете. Так французский шпион становится не более и не менее как «чтицей русской императрицы», допущенной в интимные покои северной властительницы. Спустя некоторое время кавалер д'Эон вновь появляется в Петербурге, но уже в мужском наряде и в качестве родного брата Лии де Бомон. Потом была длинная, полная приключений и самых отчаянных авантюр жизнь, конец которой, согласно приказу короля, он провел в женском платье. За свой век этот талантливый мистификатор столько раз превращался из Шарля в Лию, потом в Женевьеву и опять в Шарля, что полностью запутал современников. Уже при жизни о нем ходили легенды и ставились многочисленные пари относительно его истинного пола. Сам он только сгущал окружавший его таинственный ореол.
Шарль д'Эон в женском платье
Как пишет Р. Белоусов в книге «Хитроумные обманщики», он «…то настаивал, чтобы ему разрешили носить драгунский мундир и требовал вернуть право называться мужчиной, то заявлял о себе, что он женщина, причем самая несчастнейшая, всерьез уверяя, что намерен стать монахиней и пополнить число непорочных дев ордена святой Урсулы… Последние восемнадцать лет он прожил в Лондоне, зарабатывая себе на пропитание уроками фехтования. В учениках тем более не было отбоя, что уроки давала мадемуазель д'Эон, одинаково ловко владевшая и веером, и шпагой. Умер д'Эон в 1810 году восьмидесяти двух лет. Сразу же была создана целая комиссия, чтобы освидетельствовать тело и раз и навсегда разрешить загадку — Шарль или Женевьева этот д'Эон. При сем присутствовали, помимо трех врачей, прокурор, священник, французский консул и еще человек двенадцать понятых. В протоколе, подписанном врачами и всеми присутствующими, было сказано, что при обследовании тела шевалье д'Эона неопровержимо установлено, что «мужские органы у него нормальны во всех отношениях, без всякой примеси другого пола». Вообще надо отметить, что распространенность обмана путем переодевания настолько велика, что его не миновали даже животные. Известный российский артист Лев Дуров рассказал об одном случае, произошедшем в элитном охотничьем хозяйстве, обслуживавшем членов Политбюро ЦК КПСС. Туда на охоту прибыли Генеральный секретарь Никита Хрущев и тогдашний правитель Восточной Германии Хонеккер. Причем последний был страстным любителем охоты на зайцев. Для таких гостей заранее пойманных зайцев выпускали на лужайку перед охотничьим домиком, и те стреляли их прямо с крыльца дома. Однако накануне случилась неприятность: изгородь загона, где содержались звери, прохудилась, и все зайцы до единого благополучно сбежали в лес. Узнав об этом, Хрущев пришел в ярость и пообещал снять с работы всех виновных в срыве охоты его высокопоставленного гостя. Егеря же весьма дорожили своей непыльной и доходной службой и поэтому стали лихорадочно соображать, как им выпутаться из сложившегося положения. А Хрущев с Хонеккером тем временем пошли перекусить и выпить с дороги. И тут главному егерю пришла в голову гениальная мысль. Он взял заячью шкуру и вместе с товарищами зашил в нее местного кота, жившего у них в доме. После этого они вынесли бедное животное на лужайку перед домом и сообщили об этом гостям. Уже не совсем трезвые руководители дружественных держав выскочили на крыльцо и начали палить по нему из ружей. Одуревший от стрельбы кот не нашел ничего лучшего, как стрелой вскарабкаться на ближайшую сосну. От такого необычного зрелища немцу стало плохо. — Что за удивительная страна, — говорил он потом. — Здесь даже зайцы по деревьям лазают! Помимо одежды, предметом обмана может быть любой другой материальный объект человеческого окружения, особенно если необходимо выдать желаемое за действительное. За примером обратимся к детской классике — повести Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес»: «У входа в сад рос большой розовый куст — розы на нем были белые, но возле стояли три садовника и усердно красили их в красный цвет. Алиса удивилась и подошла поближе, чтобы узнать, что там происходит. — Скажите, пожалуйста, — робко спросила Алиса, — зачем вы красите эти розы? Пятерка с Семеркой ничего не сказали, но посмотрели на Двойку; тот оглянулся и тихо сказал: — Понимаете, барышня, нужно было посадить красные розы, а мы, дураки, посадили белые. Если Королева узнает, нам, знаете ли, отрубят головы. Так что, барышня, понимаете, мы тут стараемся, пока она не пришла…» А вот пример уже из реальной жизни. В 1963 году Никита Хрущев охотился под Астраханью и метким выстрелом сшиб красивого селезня. И захотелось ему, чтобы из утки сделали чучело на память. Мертвого селезня положили в целлофановый пакет и повезли к известному специалисту по изготовлению чучел В. И. Головачеву. Пока везли по жаре, утка стала портиться и перья из нее полезли. Строгие люди в штатском посмотрели Головачеву в глаза и твердо сказали: «Товарищ, партия требует от тебя чуда!» И уехали. Что делать? Взял он ружье и побежал в ближайшие камыши за чудом. Подстрелил подходящую по размерам утку и быстро сделал из нее чучело, не забыв просверлить шилом в соответствующих местах дырки якобы от хрущевского дробовика. Никита Сергеевич, говорят, был очень доволен. А о подмене Головачев тридцать лет молчал, как о важной государственной тайне. Бывает, что стремление выдать желаемое за действительное доходит до абсурда, что и нашло свое отражение в анекдоте. В ракетной части ждут приезда крупного начальника из Министерства обороны. Чистят, красят, драят все до блеска. Приезжает генерал. Идет по территории части, все придирчиво осматривает. Вдруг замечает ведро из-под краски, забытое в спешке солдатом на конце зенитной ракеты. — Это что такое? — сурово обращается проверяющий к командиру части. — Э-э-э, сейчас выясним, — лепечет растерянный полковник и ищет взглядом прапорщика, готовясь сорвать на нем злость. Но прапорщик быстро находит выход из положения. — Это, товарищ генерал, последнее достижение военной науки — нейтронный гамма-отражатель. — Сам вижу, что нейтронный отражатель, — недовольно бурчит проверяющий. — Я спрашиваю, почему он не покрашен?
Но это шутка, а вообще обман, основанный на подмене предметов, довольно широко применяется в военном деле. В ходе войны за освобождение Кувейта между США и Ираком в Персидском заливе американцы применили множество технических изобретений — от суперкомпьютеров до новейших лазерных прицелов. Их бомбы, снаряды и ракеты практически без промаха поражали вражеские цели, но в ходе войны выявилось, что иранцы сумели противопоставить техническому превосходству своих противников элементарную хитрость и надувательство (причем в прямом смысле этого слова). Оказывается, за несколько лет до военных действий арабы закупили в Италии большую партию муляжей, имитирующих различную военную технику — от танков до ракетных установок. Их-то с таким усердием и громили американцы. Стоимость одного поддельного танка фирмы «Марио Мозелли» из Турина, сделанного из стекловолокна на металлическом каркасе, составляла чуть больше 30 тысяч долларов, а цена одной крылатой ракеты типа «Томагавк», которая этот «танк» должна была уничтожить, — 1,3 миллиона долларов. Поэтому, тратя свои ракеты на любезно предоставленные иракцами мишени, американцы так и не смогли уничтожить реальную, хорошо замаскированную военную технику — танки и ракеты, которые после окончания войны в заливе Саддам Хусейн использовал для подавления восстания курдов на севере.
Date: 2015-07-01; view: 532; Нарушение авторских прав |