Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аномалии окклюзии пар зубов-ан­тагонистов





2.1. По сагиттали.

2.2. По вертикали.

2.3. По трансверсали.

13.4. Этиология зубочелюстных аномалий

13.4.1. Эндогенные причины

Генетические факторы. Ребенок наследует от родителей особенно­сти строения зубочелюстной систе­мы и лица — размера и формы зу­бов, размера челюстей, особенно­стей мышц, функции и строения мягких тканей, а также модели их


формирования (Грабер). Ребенок может наследовать все параметры от одного родителя, но возможно, например, размеры и форма его зу­бов будут как у матери, а размеры и форма челюстей — как у отца, что может вызвать нарушение соотно­шения размеров зубов и челюстей (например, крупные зубы при уз­кой челюсти приведут к дефициту места в зубном ряду).

Наследственные заболевания (по­роки развития) вызывают резкое на­рушение строения лицевого скелета. К этой группе заболеваний относят­ся врожденные расщелины верхней губы, альвеолярного отростка, твер­дого и мягкого неба, болезни Шер-шевского, Крузона, дизостозы, од­ним из ведущих симптомов которых является врожденное недоразвитие челюстных костей (одно- или дву­стороннее), синдромы Ван-дер-Вуда (сочетание расщелины неба и сви­щей нижней губы), Франческетти, Гольденхара, Робена. Исследования показали, что от трети до половины детей с расщелиной неба наблюда­ется семейная передача этого поро­ка развития.

Тяжелые системные врожденные заболевания также могут сопровож­даться пороками развития зубов и челюстей.

Наследственными заболеваниями являются нарушения развития эмали зубов (несовершенный аме-логенез), дентина {несовершенный дентиногенез), а также нарушение развития эмали и дентина, кото­рое известно как синдром Стен-тона—Капдепона. По наследству передаются и аномалии размера челюстей (макро- и микрогна-тия), а также их положение в че­репе (прогнатия, ретрогнатия).

Аномалии зубов и челюстей гене­тического характера влекут за собой нарушения смыкания зубных ря­дов, в частности нарушение смыка­ния по сагиттали. По наследству


жет передаваться вид нарушения смыкания зубных рядов по верти­кали (вертикальная резцовая дизок­клюзия, вертикальная резцовая глу­бокая дизокклюзия и окклюзия), пиастема, низкое прикрепление уз­дечки верхней губы, короткая уз­дечка языка, нижней губы, мелкое преддверие полости рта, а также адентия. Существует определенная взаимосвязь между аномалиями ор­ганов полости рта и зубочелюстной системы. Так, низко прикреплен­ная уздечка верхней губы может явиться причиной диастемы, а вследствие короткой уздечки языка задерживается развитие нижней че­люсти в переднем участке, наруша­ется речевая артикуляция. Мелкое преддверие полости рта и короткая уздечка нижней губы приводят к обнажению шеек нижних резцов и развитию пародонтита.

Эндокринные факторы. Очень важное значение в развитии расту­щего ребенка имеет эндокринная система, она существенно влияет на формирование зубочелюстной системы.

Эндокринные железы начинают функционировать на ранних стади­ях внутриутробного развития ре­бенка, поэтому нарушение их фун­кций может явиться причиной врожденных аномалий зубочелюст­ной системы. Дисфункция желез внутренней секреции возможна и после рождения. Отклонения в функционировании разных желез внутренней секреции вызывают со­ответствующие отклонения в разви­тии зубочелюстной системы.

При гипотиреозе — понижении функции щитовидной железы — происходит задержка развития зу­бочелюстной системы, наблюдается несоответствие между этапом раз­вития зубов, челюстных костей и возрастом ребенка. Клинически от­мечается задержка прорезывания молочных зубов, смена молочных зубов на постоянные происходит позже на 2—3 года. Наблюдается


множественная гипоплазия эмали, корни постоянных зубов формиру­ются тоже значительно позже. За­держивается развитие челюстей (ос-теопороз), возникает их деформа­ция. Отмечаются адентия, атипич­ная форма коронок зубов и умень­шение их размеров.

При гипертиреозе — повышении функции щитовидной железы — происходит западение средней и нижней третей лица, что связано с задержкой роста челюстей в сагит­тальном направлении. Наряду с из­менением морфологического строе­ния зубов, зубных рядов и челюстей нарушается функция жевательных, височных мышц и мышц языка, что в совокупности приводит к наруше­нию смыкания зубных рядов, более раннему прорезыванию зубов.

При гиперфункции паращито-видных желез повышается сократи­тельная реакция мышц, в частности жевательных и височных.

В результате нарушения кальцие­вого обмена происходят деформа­ция челюстных костей и формиро­вание глубокой окклюзии. Кро­ме того, отмечаются рассасывание межальвеолярных перегородок, ис­тончение коркового слоя челюст­ных и других костей скелета.


Вследствие гипофункции коры надпочечников нарушаются сроки прорезывания зубов и смена молоч­ных зубов.

У больных с врожденным андро-генитальным синдромом отмечает­ся ускоренный рост костно-хряще-вых зон лицевого скелета. Это про­является в развитии основания че­репа и нижней челюсти в сагит­тальном направлении.

Цереброгипофизарный нанизм сопровождается непропорциональ­ным развитием всего скелета, в том числе черепа. Мозговой череп до­статочно развит, тогда как лицевой скелет даже у взрослого напомина­ет детский. Это связано с уменьше­нием турецкого седла, укорочени­ем средней части лица, верхней


 


макрогнатией, что приводит к на­рушению соотношения размеров зубов и челюстей. Характерны за­держка прорезывания зубов, иногда их ретенция.

13.4.2. Экзогенные причины

Экзогенные причины могут дейст­вовать внутриутробно и после рож­дения, быть общими и местными. Соответственно они называются пренатальными и постнатальными.

Пренатальные факторы. К пре-натальным общим причинам отно­сится неблагоприятная окружаю­щая среда, к факторам внешней среды — недостаток фтора в питье­вой воде, недостаточное УФО, чрезмерный радиоактивный фон. В последнее время выявлено значи­тельное увеличение числа зубоче-люстных аномалий в зонах повы­шенной радиоактивности. Врож­денные нарушения зубочелюстной системы могут быть обусловлены неправильным положением плода, давлением амниотической жидко­сти на плод, несоответствием объе­ма амниона и плода, наличием ам-ниотических тяжей. К местным пренатальным факторам относится работа беременной на химическом производстве, в рентгеновском от­делении, с тяжелой физической на­грузкой.

Расщелина губы и неба может иметь ненаследственную природу, а формироваться при воздействии не­благоприятных пренатальных при­чин, а также при токсикозах бере­менности, курении, стрессовых си­туациях, вирусных заболеваниях (корь, краснуха), приеме некоторых лекарственных средств.

Постнатальные факторы. Выде­ляют постнатальные факторы, веду­щие к нарушениям зубочелюстной системы у детей: рахит, нарушение фосфорно-кальциевого обмена, не­достаточное УФО ребенка, затруд­ненное носовое дыхание, наруше-


ния функций мимических и жева­тельных мышц, искривление носо­вой перегородки, гипертрофия не­бных миндалин и др.

Болезни детского возраста, раз­вившиеся вследствие ослабления организма ребенка, могут приво­дить к задержке роста челюстей.

Выделяя местные причины воз­никновения зубочелюстных анома­лий, следует рассмотреть наруше­ние естественного вскармливания. Известно, что нижняя челюсть у новорожденного маленькая {мла­денческая ретрогения). На первом году жизни в результате акта соса­ния при естественном вскармлива­нии у ребенка идет активный рост нижней челюсти. Естественное вскармливание способствует прави­льному развитию не только зубоче­люстной системы, но и всего орга­низма, так как ребенок получает с молоком матери полноценное пита­ние.

При искусственном вскармлива­нии важную роль в развитии зубо­челюстной системы играет пра­вильное положение головы ребенка (рис. 13.9). Зубочелюстные анома­лии могут явиться следствием кор­мления ребенка старше 3 лет мяг­кой пищей. Зубочелюстная система при этом не получает достаточной нагрузки, следствием чего являются отсутствие трем и последующее скученное положение постоянных зубов.


При отсутствии трем между мо­лочными фронтальными зубами в 8 % случаев обнаруживается тесное положение постоянных зубов, тог­да как у детей с тремами оно на­блюдается только в 7,7 % случаев (Л.Ф. Каськова).

Одной из причин, приводящих к аномалиям зубочелюстной систе­мы, являются вредные привычки, связанные с нарушением функций жевания, глотания, дыхания и речи, а также с нарушениями позы, осанки, положения нижней челю­сти, языка (рис. 13.10).


рис. 13.9. Правильное положение головы ре­бенка при естественном и искусственном вскар­мливании.

Зубочелюстные аномалии возни­кают вследствие кариеса, его осложнений, а следовательно, раннего удаления молочных зу­бов. Чаще всего удаляют молоч­ные моляры, что приводит к сме­щению соседних зубов и мезиаль-ному прорезыванию первых по­стоянных моляров. В последую­щем оказывается недостаточно места для прорезывания моляров.

Причиной раннего удаления пе­редних зубов верхней челюсти не­редко является травма, которая так­же приводит к смещению соседних зубов, нарушению строения зубно­го ряда, формированию неправиль­ной окклюзии.

Кариес и его осложнения ведут к деформации зубных рядов, зубоаль-веолярному удлинению, формиро­ванию аномалий окклюзии.

Асимметричный рост челюс­тей, формирование несимметричной формы зубных рядов и как следствие асимметрия лица наблюдаются при жевании на одной стороне. Эта при­вычка может возникать по причине разрушенных зубов на другой сторо­не или их отсутствия. Следствием может также явиться односторонняя гипертрофия жевательных мышц.


Причиной тяжелых костных де­формаций нередко является де­фект какого-нибудь отдела кости, образовавшийся вследствие пато­логического процесса или опера­ционной травмы. В период роста челюстных костей дефекты альве­олярного отростка тела одной че­люсти способствуют развитию вторичных деформаций и по­вреждений другой. Потеря зачатков молочных и по­стоянных зубов, удаление молоч­ных зубов в раннем возрасте все­гда приводят к нарушению роста и формообразования альвеолярно-

Рис. 13.10. Дизокклюзия при наруше­нии функции языка при глотании.



Рис. 13.11. Миодинамическое равновесие мышц-антагонистов и синергистов (по Виндерс).

го отростка, деформации зубного ряда.

Одним из важных факторов, определяющих развитие зубочелю-стной системы, является действие мышц ЧЛО как во время жевания, глотания, дыхания и речи, так и в состоянии относительного физио­логического покоя нижней челю­сти. Возможны нарушения миоди-намического равновесия щечной, жевательной, височной и надподъя-зычных мышц, круговой мышцы рта, подбородка и мышц дна поло­сти рта, а также мышц дна полости рта, жевательной и щечной муску­латуры (рис. 13.11).


Функциональная недостаточ­ность круговой мышцы рта может явиться причиной увеличения дли­ны верхнего зубного ряда и степени выраженности дистальной окклю­зии. Это объясняется тем, что при функциональной недостаточности круговой мышцы рта ослабляется ее давление на верхние резцы, тогда как давление языка на них начина­ет превалировать и резцы смещают­ся в губном направлении, увеличи­вая тем самым длину зубного ряда и величину сагиттальной щели. При дистальной окклюзии изменя­ется положение нижней губы: со­прикасаясь с небной поверхностью верхних резцов, она способствует смещению их в вестибулярном на­правлении.

Язык оказывает влияние на по­ложение резцов: чем выше био­электрическая активность мышц языка, тем больше протрузия верх-


них резцов. Нарушение функции языка может привести к дистальной или мезиальной окклюзии.

Функциональное состояние мышц языка взаимосвязано с сагитталь­ными размерами верхнего зубного ряда: длиной переднего отрезка, апикального базиса, проекцион­ной длиной всего зубного ряда. Установлено, что чем уже зубной ряд и апикальный базис нижней челюсти, чем меньше объем рта, тем выше биопотенциалы мышц языка.

Большое значение в возникнове­нии зубочелюстных аномалий име­ет функционирование мышц, уча­ствующих в глотании. Функция глотания, осуществляемая группой мышц, претерпевает перестройку на разных этапах развития ребенка. После рождения ребенка и до про­резывания молочных зубов ему присущ инфантильный тип глота­ния. Язык во время глотания упи­рается в мягкие ткани губ и щек. С начала и до окончания прорезы­вания зубов происходит изменение типа глотания — формируется со­матический тип глотания. Глотание осуществляется при сомкнутых зуб­ных рядах, и язык упирается в ора­льную поверхность зубов, а его кончик — в небную поверхность верхних передних зубов. Создается миодинамическое равновесие.

У детей с аномалией прикуса на­блюдается изменение миодинами-ческого равновесия мышц-антаго­нистов и мышц-синергистов, по­вышаются биопотенциалы над-


подъязычных мышц в состоянии относительного физиологического покоя нижней челюсти и при же­вании. В то же время снижается биоэлектрическая активность в жевательных и височных мыш­цах. В начальном этапе изменения функции жевания миодинамиче­ское равновесие и координирован­ная деятельность мышц могут быть не нарушены, а происходит увели­чение периода жевания и числа жевательных движений. Уменьше­ние высоты нижнего отдела лица сопровождается повышением амп­литуды ЭМГ жевательной и мими­ческой мускулатуры.

Однако не всегда в клинических условиях у конкретного больного удается определить, что первично: нарушение формы или нарушение функции, либо то и другое раз­виваются параллельно. Так, напри­мер, доказано, что ограничение подвижности ВНЧС, обусловлен­ное его заболеванием, выявляет резкое нарушение координации жевательных мышц: значение био­потенциала мышц, поднимающих челюсть, снижается, а опускающих (по сравнению с нормой) резко возрастает.

Итак, существует много факто­ров, способствующих формирова­нию зубочелюстных аномалий. Они часто сочетаются, иногда действуют последовательно, не всегда можно четко разделить их на общие и местные, наследст­венные и экзогенные, поэтому де­ление причин аномалии на груп­пы часто бывает условным. Одна­ко доля наследственных анома­лий значительно меньше, чем ча­стота возникновения их под влия­нием экзогенных причин. В связи с этим основное внимание следу­ет уделять изучению и устране­нию этиологических факторов внешней среды, способствовать правильному течению беременно­сти и развитию ребенка.


13.5. Методы диагностики зубочелюстных аномалий

13.5.1. Клиническое обследование пациента

В ортодонтии используются как клинические, так и специальные (дополнительные) методы диагнос­тики. Ведущим методом при поста­новке диагноза является клиничес­кое обследование. Оно включает опрос (сбор анамнеза), осмотр лица и полости рта.

При опросе необходимо получить следующие сведения:

1) паспортные данные;

2) анамнестические данные:

 

• состояние здоровья матери во время беременности, течение родов;

• состояние ребенка при рожде­нии;

• способ и сроки вскармливания ребенка;

• состояние здоровья ребенка, перенесенные им заболевания;

• сроки прорезывания молочных зубов;

• когда ребенок начал ходить и говорить;

 

• положение ребенка во время сна;

• наличие вредных привычек;

• причины и время преждевре­менной потери зубов;

• начало смены молочных зубов и сроки прорезывания посто­янных;

• жалобы.

Осмотр лица пациента позволяет оценить:

• лицевые признаки;

• асимметричность левой и пра­вой половин лица;

 

• пропорциональность лица;

• профиль лица.

При осмотре полости рта проводят:

• осмотр зубов (заполняется зуб­ная формула);

• осмотр зубных рядов, альвео­лярных отростков;


• определение прикуса (окклю­зии зубных рядов);

• оценку расположения уздечек верхней и нижней губ, языка;

• оценку расположения и разме­ра языка;

• изучение конфигурации неба.

Клиническое обследование начи­нается с опроса ребенка и его роди­телей. Ортодонта интересуют общие данные о пациенте: возраст, место жительства, бытовые условия, пита­ние, место воспитания или обуче­ния, род занятий родителей. Опрос также необходим для определения этиологии аномалии зубочелюстной системы. Следует выяснить у матери ребенка, каково было состояние ее здоровья во время беременности, ка­ковы наследственность и течение ро­дов, доношенным или недоношен­ным родился ребенок, его масса тела при рождении, способ вскармлива­ния (грудное, искусственное или смешанное) и до какого времени; который по счету ребенок. Уточня­ют, в каком возрасте и какой степе­ни тяжести он перенес различные за­болевания — рахит, диспепсию, га­строэнтерит, корь, коклюш, ветря­ную оспу, скарлатину, дифтерию и др. Обращают внимание на время прорезывания первых молочных зу­бов, а также когда ребенок начал хо­дить и говорить. Выясняют, как ды­шит ребенок днем и ночью (дыхание носовое или ротовое, с закрытым или открытым ртом), привычное по­ложение ребенка во время сна, есть или были вредные привычки и какие (сосание пальца, языка, кусание ног­тей, карандаша и др.). Уточняют вре­мя и причины преждевременной по­тери молочных и постоянных зубов, время начала смены зубов. Выясня­ют, проводились ли ранее ортодон-тическое лечение (в каком возрасте, как долго, какими аппаратами), опе­ративное вмешательство в полости рта (по какому поводу и когда), была ли травма ЧЛО, какие неудобства пациент испытывает в данный мо-


мент, на что жалуется (эстетические или функциональные нарушения). При осмотре ребенка оценивают его соматическое и психическое разви­тие, соответствие его возрасту. Обра­щают внимание на рост, массу тела, упитанность, физическое развитие и осанку. Лицо пациента осматривают в фас и профиль, определяют высоту и симметричность его левой и пра­вой половин, положение головы. Все эти сведения позволяют дать общую характеристику роста и формирова­ния организма и, что важно, помога­ют определить патогенетическую взаимосвязь зубочелюстных анома­лий с ослаблением опорно-связоч­ного аппарата и нарушением осанки.

13.5.2. Антропометрические исследования лица и головы пациента

Антропометрическое исследование основано на закономерностях стро­ения лицевого и мозгового отделов черепа, пропорциональности соот­ношения разных отделов головы и отношений их к определенным плоскостям. Изучение лица паци­ента проводят по фотографиям и телерентгенограммам (ТРГ). Для характеристики размеров головы и лица пациента определяют следую­щие их параметры: ширину, высо­ту, длину и глубину. Ширину голо­вы и лица изучают в верхней, сред­ней и нижней ее частях (рис. 13.12):

• ширину головы (ей—ей) — между латерально выступающими точка­ми (ей) на боковой поверхности головы слева и справа;

• морфологическую ширину лица (zy—zy) — между наиболее высту­пающими кнаружи точками (zy) скуловой дуги слева и справа;

• ширину лица (go—go) — между нижними и кзади расположенны­ми точками (go) углов нижней че­люсти справа и слева. Также из­меряют ширину нижней челюсти.


Измерение длины головы (gl—op)
проводят между наиболее выступа­
ющей точкой (gl) на нижней части
лба по срединно-сагиттальной
плоскости выше корня носа, между
бровями и наиболее выступающей
кзади точкой (ор) затылка на сре­
динно-сагиттальной плоскости
(рис. 13.13).

Высоту головы (t—v) определяют от точки (t), расположенной на ко­зелке уха, по перпендикуляру к ли­нии gl—ор до наиболее выступаю­щей точки (v) на окружности головы. Изучают наряду с определением высоты головы высоту лица: мор­фологическую (верхняя, нижняя и полная) и физиономическую.

Верхнюю морфологическую вы­соту лица (п—рг) измеряют между точкой (п), находящейся на пересе­чении медианной (срединной) плос­кости с носолобным швом, и самой передней точкой (рг) альвеолярного гребня верхней челюсти в средин­ном сечении при ориентации черепа по франкфуртской плоскости.

Нижнюю морфологическую вы­соту лица (рг—gn) определяют меж­ду точками рг и gn соединения кон­тура нижнего края нижней челюсти и наружного контура симфиза.

Полную морфологическую высо­ту лица (n—gn) измеряют между точкой п и точкой gn. Физиономи­ческую высоту лица (tr—gn) опреде­ляют между точкой (tr), располо­женной на сагиттальной плоскости на границе между лбом и волоси­стой частью головы, и точкой gn.

Глубину лица оценивают по 4 размерам, которые определяют от точки t до точек: п — накожной, sn — наиболее заднерасположенной точки на месте перехода нижнего контура носа в верхнюю губу, pg — самой передней точки подбородоч­ного выступа в срединном сечении при ориентации головы по франк­фуртской плоскости, gn.

Для характеристики формы голо­вы и лица применяются индексы, представляющие собой процентное


Рис. 13.12. Измерение ширины головы (ей—ей), морфологической ширины лица (zy—zy), гениальной ширины лица (go—go).

Точки костной основы обозначают заглав­ными буквами, а точки мягких тканей — строчными.

Рис. 13.13. Измерение длины (gl—ор) и высоты (t—v) головы.

соотношение размеров головы и лица.

Форму головы определяют по поперечно-продольному, высотно-продольному и высотно-попереч-ному индексам. Наибольшее значе­ние имеет и чаще всех используется в практической работе поперечно-продольный (черепной, головной) индекс — процентное соотношение


Рис. 13.14. Определение лицевого ин­декса Izard.

Рис. 13.15. Изучение лица в фас (по

ширины и длины головы. Эта вели­чина при долихоцефалической фор­ме головы менее 75,9, при мезоце-фалической - 76-80,9, при брахи-цефалической - 81-85,4, при ги-

пербрахицефалической — 85 5 и выше.

Форму лица можно определить с помощью различных лицевых ин-


дексов. Лицевой индекс по Garson определяют по процентному соот­ношению морфологической высоты лица (n—gn) и ширины лица в об­ласти скуловых дуг (zy—zy). По ве­личине этого индекса выделяют следующие типы лица: очень широ­кое, широкое, среднее, узкое, очень узкое.

Морфологический лицевой ин­декс (IFM) Izard равен процентно­му отношению расстояния от точки пересечения средней линии лица (oph) и касательной к надбровным дугам до точки gn к ширине лица в области скуловых дуг (zy—zy). Ве­личина индекса 104 и более харак­теризует узкое лицо, от 97 до 103 — среднее, от 96 и меньше — широкое (рис. 13.14).

zy-zy

Лицо пациента изучают в фас и профиль. В фас оценивают симмет­ричность левой и правой половин лица, а также соразмерность верх­ней, средней и нижней трети лица (рис. 13.15). Профиль лица оцени­вают по его виду, который бывает вогнутым, прямым и выпуклым в зависимости от соотношения поло­жения точек n, sn и pg. При оценке профиля лица учитывают положе­ние верхней (UL) и нижней губ (LL) по отношению к эстетической плоскости (название предложено Ricketts), проходящей через точку (EN) на кончике носа и точку (DT), соответствующую точке pg. Высту-пание нижней губы соответствует выпуклому профилю лица. Вогну­тым профиль лица считают при от­стоянии нижней губы назад от эс­тетической плоскости более чем на 2 мм.

Между формой лица и шириной, длиной зубных рядов, их апикаль­ными базисами установлена устой­чивая взаимосвязь, поэтому при определении индивидуальной сред­ней нормы размера зубных рядов обязательно учитывают форму лица.


13.5.3. Измерения гипсовых моделей челюстей

В первое посещение пациента от-тискной массой снимают слепки с челюстей до переходной складки, чтобы отчетливо были видны аль­веолярные отростки, апикальные базисы и небный свод, подъязычная область, уздечки языка и губ. Моде­ли отливают из гипса или супер­гипса. Основание моделей можно оформить при помощи специаль­ных приборов, резиновых форм или обрезать так, чтобы углы цоколя со­ответствовали линии клыков, осно­вания были параллельны жеватель­ным поверхностям зубов. На моде­лях отмечают фамилию, имя паци­ента, возраст и дату снятия слепков. Такие модели называют контроль­ными, или диагностическими.

Для изучения размеров зубов, зубных рядов, апикальных базисов челюстей целесообразно исполь­зовать измеритель или специальный штангенциркуль, а также различные приспособления типа ортокреста, симметроскопа, ортометра. Изуче­ние моделей проводят в трех взаим­но перпендикулярных плоскостях: сагиттальной, окклюзионной, тубе-ральной (фронтальной) и соответст­вующих им направлениях: сагит­тальном, трансверсальном и верти­кальном.

Измерения зубов. Измерение ши­рины, высоты и толщины коронко­вой части зуба. Ширину коронковой части зуба определяют в самой ши­рокой части зуба: на уровне эквато­ра у всех зубов, на уровне режущего края у нижних резцов (рис. 13.16). Для передней группы зубов это ме­диально-латеральный размер зуба, а для боковой — мезодистальный. Од­нако в современной научной лите­ратуре как отечественной, так и за­рубежной о ширине коронковой ча­сти всех зубов говорят как о мезио-дистальном его размере.

Высоту коронковой части посто­янных зубов измеряют от режущего


Рис. 13.16. Измерение ширины зуба с помощью штангенциркуля.

края зуба до его границы со слизи­стой оболочкой: передних зубов — по середине вестибулярной поверх­ности, боковых — по середине щеч­ного бугра.

Толщина коронковой части зуба — это его мезиодистальный размер для резцов и клыков и ме-диолатеральный размер для премо-ляров и моляров.

Средние значения нормальной коронковой части молочных зубов представлены в табл. 13.3, постоян­ных — в табл. 13.4.

Взаимоотношение размеров по­стоянных резцов верхней и нижней челюстей определяют по индексу Тонна. Этот индекс в норме равен 1,33.

Сумма ширины 4 верхних резцов _ Сумма ширины 4 нижних резцов

Таблица 13.3. Средняя ширина мо­лочных зубов в мм (по Ветцелю, 1950)

 

 

  Резцы Клы­ки Моляры
Челюсть цент­раль­ный боко­вой пер­вый вто­рой
Верхняя Нижняя 6,75 4,55 5,4 4,85 7,1 6,1 7,2 6 8 10,75

 



ального сдвига боковой группы зу­бов на гипсовых моделях челюстей (рис. 13.19). Для этого проводят по­строение прямоугольных треуголь­ников, одним катетом у которых является срединный небный шов, другим — перпендикуляр от него до точек Пона на первых премолярах и первых молярах, а гипотенузой — линия между контактными точками
Рис. 13.18.Определение длины перед­него отрезка зубного ряда.
 

Измерения зубных рядов прово­дят в трансверсальном (попереч­ном) и сагиттальном (продольном) направлениях. В трансверсальном направлении изучают ширину, в са­гиттальном — длину зубных рядов.

Трансверсальные размеры зубных рядов. У детей в период прикуса молочных зубов З.И. Долгополова (1973) предложила измерять шири­ну зубных рядов на верхней и ниж­ней челюстях между центральными и боковыми резцами, клыками, первыми и вторыми молочными молярами. Измерительные точки у центральных и боковых резцов и клыков расположены на вершинах зубных бугорков, у первых и вторых молочных моляров — на жеватель­ных поверхностях в переднем уг­лублении на месте пересечения продольной и поперечной борозд.

В период прикуса постоянных зу­бов для определения трансверсаль-ных размеров зубных рядов исполь­зуют методику Пона, которая осно­вана на зависимости между суммой мезиодистальных размеров 4 верх-


них резцов и расстоянием между первыми премолярами и первыми молярами на верхней и нижней че­люстях. С этой целью Пон предло­жил точки измерения, которые при смыкании зубов верхней и нижней челюстей совпадают, и, следовате­льно, ширина их зубных рядов оди­накова.

В области первых премоляров ширину зубного ряда, согласно По-ну, измеряют на верхней челюсти между точками в середине межбуг-ровой фиссуры, на нижней челюсти между дистальными контактными точками на скате щечных бугров.

В области первых постоянных моляров ширину зубного ряда определяют на верхней челюсти между точками в передних углубле­ниях продольной фиссуры, на ниж­ней челюсти между задними щеч­ными буграми (рис. 13.17).

В период смены зубов вместо из­мерительных точек на премолярах используют дистальные ямочки первых молочных моляров на верх­ней челюсти или их задние щечные


Рис. 13.17. Измерительные точки Пона и измерение зубных рядов.

бугры на нижней челюсти. Кроме ширины зубных рядов в области премоляров и моляров, целесооб­разно изучать ширину зубных рядов в области клыков между вершина­ми их режущих краев.

Сагиттальные размеры зубных рядов у детей определяют в возрас­те от 3 до 6—7 лет (в период прику­са молочных зубов).

Длину переднего отрезка зубно­го ряда измеряют от середины рас­стояния между мезиальными углами центральных резцов с их вестибуляр­ной поверхности по сагиттальной плоскости до точки пересечения с линией, соединяющей дистальные поверхности коронок молочных клыков, общую же сагиттальную длину зубного ряда — до точки пере­сечения с линией, соединяющей ди­стальные поверхности вторых мо­лочных моляров (рис. 13.18).

Измеряют также лонгитудиналь-ную длину зубных рядов, которая в норме равна сумме мезиодисталь­ных размеров 12 зубов.

Симметричность зубных рядов и смещение боковых зубов исследуют путем сопоставления размеров пра­вой и левой половин зубного ряда и определения одностороннего мези-


 



 

Рис. 13.19. Изучение симметричности зубного ряда по Schmuth.

Рис. 13.20. Изучение симметричности зубных рядов по методике Fuss.

центральных резцов и точками Пона (рис. 13.20).

Смещение боковых зубов мези-ально на гипсовых моделях челю­стей можно определить, сравнивая расстояния от межрезцового сосоч-


ка до вершин клыков или точек Пона на первых премолярах и пер­вых молярах справа и слева. На стороне предполагаемого мезиаль-ного смешения боковых зубов это расстояние будет меньше по срав­нению с противоположной сторо­ной и нормой (рис. 13.21).

Положение боковых зубов можно также оценить относительно точки «О», расположенной на пересечении срединного небного шва и касатель­ной к дистальным поверхностям пер­вых постоянных моляров. Расстояние от этой точки до измерительных то­чек Пона на первых премолярах (ли­ния б) и первых моляров (линия а), а также расстояние по срединному небному шву от точки «О» до вер­шины межрезцового сосочка. Рас­стояние от точки «О» до измери­тельных точек справа и слева дол­жно быть равным (рис. 13.22).

Необходимо исследовать сегмен­ты зубных рядов, небный свод.

Значения параметров небного свода (длину, высоту, ширину и угол неба) определяют по следую­щей методике:

• длину небного свода — от вершины межрезцового сосочка (латераль­ные аппроксимальные поверхности центральных резцов) по средин­ному небному шву до линии, сое­диняющей дистальные поверхно­сти первых постоянных моляров;


Рис. 13.22. Изучение симметричности зубного ряда с помощью точки «О».

глубину небного свода — по ве­личине перпендикуляра от наи­более глубокой точки на вычер­ченном контуре неба на линию, соединяющую вершины межзуб­ных сосочков между вторыми премолярами и первыми моля­рами;

ширину небного свода — по ли­нии, соединяющей вершины межзубных сосочков между вто­рыми премолярами и первыми молярами;

угол неба (угол «а») — по методи­ке Персина и Ерохиной, основы­ваясь на некоторых положениях при его построении. Исходной

Рис. 13.23. Измери­тельные точки для определения ширины и длины апикальных базисов челюстей (по Хаусу).


плоскостью является плоскость, параллельная туберальной, кото­рая проходит через измеритель­ные точки Пона в области первых премоляров. В месте ее пересе­чения с сагиттальной плоскостью на срединном небном шве — точ­ка 1 — строят угол, составляющи­ми которого являются линия, па­раллельная основанию плоскости симметрографа, и линия до вер­шины межрезцового сосочка — точка 2.

Индекс высоты неба определяют на гипсовых моделях челюстей и рассчитывают по формуле:

100.

Индекс высоты неба = Высота неба

Ширина зубного ряда







Date: 2015-07-01; view: 1211; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.046 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию