Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ортодонтия
Ортодонтия — раздел стоматологии, изучающий этиологию, патогенез, особенности зубочелюст-ных аномалий, методы их диагностики, лечения и профилактики. Аномалии зубочелюстной системы занимают одно из первых мест среди заболеваний ЧЛО. Функциональные и морфологические отклонения обнаруживаются у 75 % трехлетних детей. Каждый второй ребенок и 30 % лиц других возрастных категорий нуждаются в настоящее время в высококвалифицированной ортодонтической помощи. В отечественной медицине ортодонтия долгое время была составной частью ортопедической стоматологии. Только в начале 60-х годов выделилась детская стоматология, начали функционировать детские стоматологические поликлиники, в медицинских институтах стали создаваться кафедры стоматологии детского возраста, где и ортодонтии было уделено внимание в числе других стоматологических профилей — детской терапии, хирургии. В настоящее время ортодонтия выделена в отдельную врачебную специальность и занимает достойное место среди основных стоматологических специальностей. 13.1. Организация ортодонтической помощи 13.1.1. Организация работы ортодонтического отделения Ортодонтическое отделение входит в состав детской стоматологической поликлиники (краевой, област- ной, городской, районной) наравне с профилактическим, терапевтическим, хирургическим отделениями. В поликлинике оказывают стоматологическую помощь детям до 15 лет. В крупных городах имеются региональные центры оказания детской стоматологической помощи на соответствующей территории (республика, край, область, город). Республиканские и краевые поликлиники обычно базируются на кафедрах стоматологии детского возраста стоматологических факультетов медицинских институтов страны. Рациональное лечение ортодон-тических больных часто бывает комбинированным и тесно связано с работой других подразделений поликлиники (рентгенологического, хирургического, физиотерапевтического, пародонтологического, кабинетов профилактики, лечебной физкультуры). Ортодонтическую помощь детям оказывают с 4—5 лет, а при врожденной патологии (полная адентия, расщелина неба) в более раннем возрасте. В некоторых крупных детских поликлиниках созданы орто-донтические центры, в которые могут обращаться за помощью подростки от 15 до 18 лет. В последнее время в организованных детских коллективах (детские сады, школы, интернаты, детские санатории) развивается профилактическая ортодонтия. В крупных стационарах проводятся ортодонтическое лечение путем хирургического устранения аномалий прикуса (на предварительном и заключительном этапах), протезирование после операций на челюстях. Особое внимание в центрах уделя- ют больным с врожденным несращением губы и неба. В штатном расписании отделения ортодонтии предусматриваются должности врачей-ортодонтов, медсестер, санитарок. Врачи оказывают консультативную помощь пациентам и ведут прием больных по участково-территориальному принципу: 0,45 должности врача-стоматолога (детского) на 10 000 детей, проживающих в городе с населением более 25 000 человек, в сельской местности — 2,5 должности на 10 000 детей. Штатные нормативы медперсонала стоматологических поликлиник определены приказом Минздрава СССР от 01.10.1976 г. № 950. Должность заведующего ор-тодонтическим отделением устанавливается при наличии в штате 3,5—6 должностей врачей-ортодонтов. Заведующий этим отделением выполняет врачебную работу в объеме 50 % ставки. Должности медсестер устанавливаются из расчета 1 медсестра на 2 врача-ортодонта, должности санитарок — из расчета 1 санитарка на 3 врачей-ортодонтов, должности техников — из расчета 2—3 техника на 1 врача-ортодонта в зависимости от объема работы. 13.1.2. Оборудование и инструментарий ортодонтического отделения. Правила асептики В ортодонтическом отделении на каждое рабочее место врача-ортодонта отводится не менее 7 м2 площади. В ортодонтическом кабинете, имеющем более 4 стоматологических кресел, выделяется стерилиза-ционная. Каждое место врача-ортодонта оснащается универсальной стоматологической установкой. Для работы используется набор стоматологических инструментов, прежде всего пинцет и зеркало, а также зонд, эк- сг\г скаватор, боры для прямого и углового наконечника, крампонные щипцы, зуботехнический шпатель, колба резиновая, гипсовочный нож; кроме того, гипс, наборы зуботехни-ческого воска, ортодонтические проволоки, вспомогательные материалы и медикаменты, специальные ортодонтические инструменты. В ортодонтическом кабинете должны быть газовая горелка или спиртовка, отдельный гипсовочный стол для отливки гипсовых моделей челюстей. У каждого врача-ортодонта должен быть стол для ведения историй болезней пациентов, шкаф для контрольных гипсовых моделей челюстей, ящик для готовых ортодонти-ческих работ и протезов. В работе ортодонта особое внимание уделяется правилам асептики и антисептики. Асептика состоит из системы мероприятий по профилактике инфекций, стерилизации белья и инструментария, подготовке рук ортодонта к работе. Использованные инструменты замачивают в 4 % растворе лизетола в течение 30 мин или в 5 % растворе аламинола в течение 60 мин, ополаскивают вначале холодной проточной водой, затем дистиллированной. После ополаскивания инструменты стерилизуют в сухожаро-вом стерилизаторе при температуре 180 °С в течение 1 ч. Все манипуляционные кабинеты, в которых возможно присутствие особо опасных инфекций (гепатит, СПИД), должны иметь в доступном месте аптечку «Анти-СПИД» и инструкцию по ее использованию. Перед началом и после окончания работы проводят УФО с помощью ртутно-кварцевой лампы в течение 30 мин 3 раза в день; влажную уборку помещения делают 3 раза в день с 1 % раствором хлор- амина или 0,5 % раствором бионо-ла- обработку кресел — с 3 % раствором хлорамина; генеральную уборку помещения проводят с 5 % раствором хлорамина или 0,03 % раствором аламинола 1 раз в неделю. 13.1-3. Организация работы врача-ортодонта Для оценки эффективности работы врача-ортодонта введены следующие показатели: 1) трудовые единицы; 2) число пациентов, принятых на лечение (в день, месяц, за год); 3) число пациентов, закончивших ортодонтическое лечение; 4) число пациентов, находящихся под наблюдением (в различных диспансерных группах). Для успешной работы врачу-ортодонту необходимо иметь набор инструментов: специальные и универсальные щипцы, режущие инструменты. Специальные щипцы используют только для выполнения определенных манипуляций. К универсальным щипцам относятся петлеформирующие щипцы Адам-са, Адерера, которые позволяют изгибать вестибулярные дуги, П- или М-образные изгибы, пружины Коффина, кламмера Адамса. Среди режущих инструментов различают ножницы, используемые для обрезания ортодонтических колец и коронок, а также кусачки для резки ортодонтической проволоки различного сечения и формы. Врачу-ортодонту необходимы крампонные щипцы, а также круглогубцы и плоскогубцы, кусачки, которыми откусывают и фиксируют отделенную часть проволоки, что позволяет врачу вывести ее из полости рта одновременно с инструментом. Для подвязывания лигатур, а также во время их замены следует применять зажимы (москиты), для припасовки ортодонтических колец — кольцевой адаптер, а для их снятия — специальные щипцы. При проведении лечения с помощью несъемной ортодонтической техники используют широкий набор инструментов и приспособлений, позволяющий врачу эффективно работать с аппаратом данной конструкции. Для установки аппарата в полости рта методом прямого приклеивания необходимы губной ретрактор, слюноотсос, орто-донтический клей. Фиксацию бре-кетов проводят с помощью пинцета обратного действия, позиционера, позволяющего выполнить правильную постановку брекета на клинической коронке, и скейлера — в случае необходимой экстренной коррекции положения брекета и удаления излишков клеевого материала из-под опорной площадки. Фиксацию силового элемента аппарата — проволочной ортодонтической дуги — проводят с помощью эластичной или металлической лигатуры, используя москит Метьюс или лигатурный крючок Тенти. Приведенный набор ортодонтических инструментов позволяет врачу-ортодонту успешно работать с любой конструкцией ортодонтического аппарата. 13.1.4. Организация работы зуботехнической лаборатории Изготовление ортодонтических аппаратов является основной задачей ортодонтической лаборатории, и соответствующая технология должна быть хорошо знакома как врачам-ортодонтам, так и зубным техникам. Для выполнения сложных конструкций ортодонтических аппаратов лаборатория (ряд отдельных помещений, соединенных между собой) должна быть оснащена современным оборудованием. В зависимости от технологического назначения и характера используемого оборудования помещения имеют соответствующее освещение, при-точно-вытяжную вентиляцию, электрическую и газовую аппаратуру.
Рис. 13.1. Соотношение челюстных костей в различные периоды внутриутробного развития детского организма (по А.М.Шварцу). а — до отделения ротовой полости от носовой; б — к моменту рождения ребенка; в — после образования неба; г — к концу первого года жизни ребенка. Производственное помещение, из расчета на 1 техника, должно быть площадью не менее 4 м2 и объемом не менее 13 м3. Рабочее место зубного техника включает технический стол, электрическую шлейф-машину с обязательным отсосом пыли, горелку с подводом газа, общее и местное освещение. Ортодонтическая часть современной зуботехнической лаборатории состоит из следующих помещений: гипсовочной, моделировочной, штамповочно-прессовочной, поли-меризационной, паяльно-свароч-ной, литейной, отделочно-полиро-вочной. Кроме того, в числе подсобных помещений необходим склад для хранения расходных материалов. 13.2. Возрастные особенности развития зубочелюстной системы ребенка Согласно гистологическим особенностям зубочелюстной системы ребенка, различают 6 возрастных периодов:
1) внутриутробный (рис. 13.1); 2) от рождения ребенка до начала прорезывания молочных зубов (от 1-го до 6 мес); 3) формирования прикуса молочных зубов; 4) подготовки к смене молочных зубов на постоянные (от 4 до 6 лет); 5) смены молочных зубов; 6) прикуса постоянных зубов. 13.2.1. Формирование прикуса молочных зубов Формирование прикуса молочных зубов начинается в III возрастном периоде. Понятие о прикусе. «Прикус — это смыкание зубных рядов при статическом привычном положении нижней челюсти» (Л.С. Персии). Это один из важных параметров зубочелюстной системы. Различают физиологический прикус и аномальные виды прикуса. При физиологическом прикусе привычное положение нижней челюсти совпадает с ее центральным положением. При аномалиях окклюзии привычное положение нижней челюсти не совпадает с ее центральным положением. В этих случаях вид прикуса определяется в том привычном положении нижней челюсти, которое характерно для данного человека. Прорезывание молочных зубов заканчивается к 2,5 годам, но формирование корней зубов продолжается. Прикус молочных зубов начинает формироваться с 6 мес, и этот процесс продолжается до 3—3,5 лет, характеризуясь числом прорезавшихся зубов, последовательностью, сроками прорезывания, размерами зубов, формой зубных рядов и видом смыкания. Для молочных зубов приняты следующие обозначения: I — центральные, II — боковые, III — клы- jV — моляры первые, V — моляры вторые. Прорезываются сначала нижние, затем одноименные верхние зубы. Всего зубов — 20, по Ю на каждой челюсти и по 5 на „яжлой половине челюсти. Порядок I - II - IV - III - V и сроки прорезывания зубов представлены в табл. 13.1. Таблица 13.1. Порядок и сроки прорезывания молочных зубов
Геометрическими размерами зубов являются ширина, высота, толщина. В ортодонтии наиболее важны ширина и высота коронок зубов. Зубные ряды имеют форму полукруга. Признаки физиологического смыкания зубных рядов, характерного для прикуса молочных зубов в норме (рис. 13.2): 1) дистальные (задние) поверхно 2) верхние передние зубы перекрывают нижние и плотно с ними контактируют. В области боковых зубов отмечается плотное бугро-во-фиссурное смыкание; 3) передние зубы располагаются без трем. 13.2.2. Период смены молочных зубов на постоянные В этом периоде наблюдается активный рост челюстных костей с характерными признаками: • имеются физиологические тремы и диастемы (диастема — щель между центральными резцами), Рис. 13.3. Физиологическая стирае-мость зубов, физиологические тремы и диастема. свидетельствующие о несоответствии между размерами молочных зубов и альвеолярных отростков челюстей (рис. 13.3); наблюдается физиологическая стираемость режущих краев и жевательных поверхностей зубов, что способствует выдвижению нижней челюсти; происходят рассасывание корней молочных зубов и активный рост в позадимолярной области и переднем отделе челюстных костей; заканчивается формирование элементов ВНЧС; нижняя челюсть в результате активного роста смещается вперед; Lt;оо Рис. 13.4. Мезиальная ступень между дистальными поверхностями вторых молочных моляров (нижний). • превалирует функция жевания; • формируется прямая скользящая окклюзия в переднем участке зубных рядов; • дистальные поверхности вторых молочных моляров образуют ме-зиальную ступень (рис. 13.4). При смене молочных зубов на постоянные последовательность прорезывания зубов такова: 6—1—2— 4—3—5—7. На верхней челюсти после прорезывания 4-го зуба может произойти прорезывание 5-го и только потом клыка. Порядок и сроки прорезывания зубов представлены в табл. 13.2. Таблица 13.2. Порядок и сроки прорезывания постоянных зубов
Сроки прорезывания, годы
13.2.3. Период формирования прикуса постоянных зубов Зубочелюстная система в этот период характеризуется следующими параметрами: число, группы и размер зубов, форма и вид смыкания зубных рядов. Число зубов — 28, по 14 на каждой челюсти и по 7 на каждой половине челюсти. Группы зубов — резцы (1, 2), клыки (3), премоляры (4, 5), моляры (6, 7, 8)! В норме имеется определенная зависимость между мезиодистальны-ми размерами зубов и размером зубных рядов. Форма верхнего зубного ряда — полуэллипс, нижнего — парабола. В этом периоде заканчивается формирование корней постоянных зубов. Смыкание зубных рядов. Исходя из формулировки прикуса как смыкания зубных рядов при привычном положении нижней челюсти, первым признаком наличия прикуса является смыкание зубных рядов или его отсутствие. Понятия «физиологический прикус» и «физиологическая окклюзия» тождественны. У пациентов с аномалией смыкания зубных рядов можно говорить об аномалии прикуса (окклюзии), там где имеется смыкание зубных рядов, например дисталь-ная, мезиальная окклюзия (т.е. окклюзия имеется, но она нарушена). В то же время неверно определение «открытый прикус», так как передние зубы не смыкаются, а значит нет и прикуса. Более правильно говорить о вертикальной резцовой дизокклюзии зубных рядов. Для физиологического прикуса постоянных зубов характерны следующие признаки: • верхние боковые зубы перекрывают нижние на глубину продольной фиссуры, а во фронтальном участке верхние резцы перекрывают нижние резцы не более чем на уъ и между ними имеется режуще-бугорковый контакт; небные бугры верхних моляров контакти- руют с продольными фиссурами нижних моляров (рис. 13.5); • каждый зуб имеет два антагониста (кроме верхних последних зубов и нижних центральных резцов, которые имеют по одному антагонисту); • каждый зуб верхней челюсти ан-тагонирует с одноименным зубом нижней челюсти и позадистоя-щим зубом, а каждый зуб нижней челюсти — с одноименным зубом верхней челюсти и впередистоя-щим зубом; передний щечный бугор верхнего первого моляра контактирует с поперечной (межбугорковой) фиссурой нижнего одноименного зуба; • средняя линия проходит между центральными резцами; • на верхней челюсти зубной ряд больше альвеолярной дуги, а последняя больше базальной дуги; • на нижней челюсти — обратные взаимоотношения: базальная дуга больше альвеолярной, а альвеолярная — больше зубного ряда; • зубы касаются контактными точками на аппроксимальных поверхностях; • высота коронок уменьшается от центральных резцов к молярам (исключение — клыки); • верхние зубы наклонены вестибу-лярно, а нижние располагаются отвесно; • первые моляры смыкаются следующим образом: мезиально-щеч-ный бугор первого моляра верхней челюсти находится в межбугорковой фиссуре одноименного моляра нижней челюсти. Шесть ключей нормальной окклюзии по Эндрюсу: 1. Соотношение моляров: • дистальная плоскость дистально- Рис. 13.5. Прикус постоянных зубов, нормальное смыкание зубных рядов. • мезиощечный бугор первого постоянного моляра верхней челюсти лежит внутри ямки между ме-зиальным и средним буграми первого постоянного моляра нижней челюсти; • мезиоязычный бугор первого моляра верхней челюсти находится в средней ямке первого моляра нижней челюсти (рис. 13.6, а).
2. Мезиодистальный наклон коронок зубов. При нормальной окклюзии десневая часть долевой оси каждой коронки зубов располагается дистально по отношению к окклюзионной части. Наклон коронки измеряется в градусах и различный в каждой группе зубов (рис. 13.6, б). 3. Губно- или щечно-язычный наклон коронок зубов (рис. 13.6, в). Это угол, образованный между перпендикуляром к окклюзионной плоскости и касательной на середине губной или щечной поверхности клинической коронки зуба. Коронки зубов передней группы (центральные и боковые резцы) расположены так, что окклюзионная часть губной поверхности коронки направлена в сторону языка. Язычный наклон коронок боковых групп зубов верхнего зубного ряда увеличивается от клыков к молярам.
4. Ротация. Зубы, расположенные в зубном ряду, не должны иметь поворота вокруг своей оси. Развернутый моляр или премоляр занимают больше места в зубном ряду, что влияет на стабильность достигнутой в результате ортодон-тического лечения окклюзии. В случае поворота по оси передних зубов они занимают меньше места, чем при естественном, правильном положении (рис. 13.6, г). 5. Плотный контакт. Если размер и форма верхнего и нижнего зубных рядов не нарушены, должен наблюдаться плотный, точечный контакт между зубами (рис. 13.6, д). 6. Кривая Шпее (Spee). Ровная окклюзионная плоскость характе- Рис. 13.6. Шесть ключей нормальной, естественной окклюзии по Эндрюсу. ризуется тем, что между наиболее выступающим бугорком второго моляра нижней челюсти и режущим краем нижнего центрального резца не бывает окклюзионной линии глубже 1,5 мм. При увеличении глубины кривой Шпее уменьшается место для правильной позиции зубов в зубном ряду верхней челюсти, что вызывает отклонение зубов в мезиальном и дистальном направлениях. Обратная (развернутая) форма кривой Шпее создает больше места для верхних зубов. Наиболее оптимальная форма кривой Шпее для нормальной окклюзии — это прямая окклюзионная плоскость (рис. 13.6, е). Рис 13.7. Виды филологических прикусов. , _ физиологический; 9 _ физиологический с обратной резцовой окклюзией; 3 - физиологический с бипротрузиеи передних зубов; 4 - прямой. Следует рассматривать несколько видов физиологического прикуса (рис. 13.7), для которых характерны нормальное смыкание зубных рядов в боковых участках и смыкание передних зубов. Прикус называется физиологическим только тогда, когда созданы условия для нормального функционирования мышц ЧЛО, ВНЧС и паро-донта. 13.3. Виды и классификации зубочелюстных аномалий Зубочелюстные аномалии встречаются у 50 % детей и 30 % подростков и взрослых. Возникновению зубочелюстных аномалий способствуют различные причины и факторы. Очень часто возникновение одних и тех же аномалий обусловлено различными этиологическими факторами. Так, например, дистальная окклюзия может быть результатом как аномалии развития зубов верхней челюсти, верхней прогна-тии, макрогнатии, так и аномалии развития зубов нижней челюсти, нижней ретрогнатии, микрогнатии. Аномалии зубов и челюстей могут также развиваться в результате заболеваний организма или быть следствием врожденной патологии. В зависимости от принципа построения различают этиопатогене-тические, функциональные и морфологические классификации. Этиопатогенетическая классификация зубочелюстных аномалий по Канторовичу (1932). На основании этиологических признаков предложено выделять следующие группы аномалий: эндогенные аномалии, вызванные преимущественно наследственными причинами (проге-. ния, глубокий прикус и диастема); экзогенные, вызванные в основном внешними условиями (сжатие или
искривление альвеолярного отростка, искривление тела челюсти, задержка роста челюстей в связи с потерей зубов и др.); дистальный прикус, возникающий в результате дистального положения нижней челюсти. Функциональная классификация зубочелюстных аномалий по Катцу (1933). В основу классификации положено представление о формировании зубочелюстных аномалий в зависимости от функционального состояния мышц ЧЛО. Она состоит из 3 классов: 1-й класс характеризуется изменением строения зубных рядов впереди первых моляров в результате превалирования вертикальных (дробящих) движений нижней челюсти; 2-й класс по морфологическому строению аналогичен 2-му классу Энгля и характеризуется сла-бофункционирующими мышцами, выдвигающими нижнюю челюсть; 3-й класс соответствует по морфологическому строению 3-му классу Энгля, что, по мнению Катца, объясняется превалированием функции мышц, выдвигающих нижнюю челюсть. Морфологические классификации, характеризующиеся изменениями строения зубов, зубных рядов, челюстных костей, их окклюзии (смыкания), — Энгля, Калвелиса; классификации Симона, Каламка-рова (аномалии развития зубов, челюстей, сочетанные аномалии). Наиболее значимой является классификация Энгля, в основу которой был положен принцип смыкания первых моляров (рис. 13.8). Первый класс характеризуется нормальным смыканием моляров в сагиттальной плоскости. Мезиаль-но-щечный бугор первого моляра верхней челюсти располагается в межбугровой фиссуре первого моляра нижней челюсти. В этом случае все изменения происходят впереди моляров. Возможны скученное положение резцов, нарушение их смыкания. Второй класс характеризуется нарушением смыкания моляров, при котором межбугровая фиссура первого моляра нижней челюсти располагается позади мезиально-щечного бугра первого моляра верхней челюсти. Этот класс делится на два подкласса: первый подкласс — верхние резцы наклонены в губном направлении (протрузия); второй подкласс — верхние резцы наклонены небно (ретрузия). Третий класс характеризуется нарушением смыкания первых моляров, при котором межбугорковая фиссура первого моляра нижней челюсти располагается впереди мезиально-щечного бугра первого моляра верхней челюсти. Классификация Энгля применяется на первых этапах диагностики. Достаточно полно представлены зубочелюстные аномалии в Date: 2015-07-01; view: 1757; Нарушение авторских прав |