Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Инь и Ян
Все явления окружающего мира имеют двойственный характер, например день и ночь, свет и тьма, движение и покой, верх и низ, жар и холод и т. д. В Китае для обобщения двойственности этих явлений со времен глубокой древности стали применятся термины Инь и Ян. Первоначально понятие Инь означало теневой склон горы или берега реки, а понятие Ян — светлый склон горы или берега реки. Впоследствии концепция Инь и Ян распространилась на все явления и предметы окружающего мира. В достаточно полном виде теория Инь и Ян сформировалась в середине I тыс. до н. э. и впервые систематизированно изложена в книге «И цзин» (Канон перемен), где Инь и Ян названы «двумя образцами», рожденными «великим пределом» (тай цзи), и отождествлены с компонентам гексаграмм — прерванной и целой чертами соответственно. Система Инь и Ян была основой древнего и средневекового китайского мировоззрения, став ядром практически всех философских и научных построений. Ныне концепция Инь и Ян продолжает играть важную роль в теории китайской медицины. В каноне «Су вэнь» говорится: «Инь и Ян — это истинный Путь Неба и Земли, управители всег сущего, родители всех перемен, начало жизни и смерти, дворец божественного разума». То есть основу всех явлений и предметов окружающего мира составляют Инь и Ян. Все изменения в природ можно рассматривать с позиций Инь и Ян. Однако, сами по себе Инь и Ян вовсе не указывают на некие конкретно осязаемые предметы. Они лишь служат способом и теоретическим инструментом для понимания и анализа предметов и явлений окружающего мира. Проще говоря, Инь и Ян — это философские понятия, которые используются для обобщения взаимной противоположности неких взаимосвязанных предметов и явлений окружающего мира. Они могут представлять собой как два явления противоположного свойства, так и две противоположности внутри одного явления. В каноне «Су вэнь» также говорится: «Вода и огонь — это символы Инь и Ян». Вода и огонь обладают ярко выраженными противоположными качествами, основываясь на которых, можно рассматривать все предметы и явления окружающего мира по их принадлежности к Инь или Ян. Все, что имеет свойства огня — жар, активность, свет, движение вверх или наружу, возбуждение, сила — относится к Ян, а все, что имеет свойства воды — холод, покой, мрак, движение вниз или внутрь, торможение, слабость — к Инь. В медицине все функции и проявления жизнедеятельности организма также можно рассматривать с позиций их принадлежности к Инь и Ян. Например, Ци со свойствами активации и прогревания относится к Ян, а Ци со свойствами питания и увлажнения — к Инь. Инь и Ян также можно сравнить с горением свечи. Инь — это воск свечи, Ян — ее пламя. Инь(воск) питает и поддерживает Ян (пламя). Для своего существования пламя нуждается в воске. Ян уничтожает Инь, и пламя горит ярко. Когда воск кончается, гибнет и пламя. В свою очередь, без огня воск безжизнен, горение прекращается и свеча не выполняет своего предназначения. Таким же образом Инь и Ян зависят друг от друга. Принадлежность явлений и предметов окружающего мира к Инь и Ян является не абсолютной, а относительной. Эта относительность с одной стороны проявляется в том, что при определенных условиях Инь и Ян могут взаимно трансформироваться друг в друга, то есть Инь может трансформироваться в Ян, а Ян — в Инь. С другой стороны она проявляется в бесконечной делимости предметов и явлений на Инь и Ян. Например, день относится к Ян, а ночь к Инь. Кроме того, время с утра до полудня — это «Ян в Ян», с полудня до вечера — это «Инь в Ян», с вечера до полуночи — «Инь в Инь», а с полуночи до утра — «Ян в Инь». Проявления как взаимной противоположности, так и взаимной связи предметов и явлений в окружающем мире являются бесконечными и неисчерпаемыми. Таким образом, Инь и Ян обладают свойствами как противоположности, так и единства. Будучи противоположными по своей сути, они порождают друг друга, образуя единство. В китайской медицине взаимодействие и непрерывная изменчивость Инь и Ян используются для обобщения и объяснения физиологии организма человека, патологических процессов, происходящих в нем, а также для проведения диагностики и лечения.
Основы теории Инь и Ян
1. Противоположность Инь и Ян. Согласно теории Инь и Ян, все предметы и явления окружающего мира существуют в двух взаимно противоположных состояниях — Инь и Ян. Противоположность Инь и Ян проявляется в виде их взаимного контроля и противоборства. Например, жар способен рассеивать холод, в то же время холод понижает жар. Это и есть одно из проявлений взаимного противоборства Инь и Ян. Во всех предметах и явлениях окружающего мира сила одного из начал Инь и Ян находится под постоянным контролирующим воздействием другого. Физиологический баланс в организме человека также поддерживается благодаря постоянному взаимному противоборству Инь и Ян. Если по каким-то причинам одно из начал Инь и Ян превалирует, происходит ослабление другого начала, в организме нарушается баланс, возникает болезнь. То есть при чрезмерной активации Инь происходит ослабление Ян, и наоборот. В каноне «Су вэнь» говорится: «При избытке Инь болеет Ян, а при избытке Ян болеет Инь».
2. Взаимозависимость Инь и Ян. Хотя Инь и Ян взаимно противоположны, в то же время между ними существует взаимозависимость. Ни одно из начал Инь и Ян не может существовать изолированно от другого — без Инь не может быть Ян, также как и без Ян не может быть Инь. То есть без внутреннего (Инь) не будет наружного (Ян), также как и без наружного (Ян) не будет внутреннего (Инь); без холода (Инь) не будет жара (Ян), также как без жара (Ян) не будет холода (Инь). Инь и Ян являются условиями для существования друг друга. Это явление и называется «взаимозависимостью Инь и Ян». В каноне «Су вэнь» говорится: «Инь находится внутри и является защитником Ян. Ян находится снаружи и является посланником Инь». Применительно к физиологии организма человека, Инь соответствует питательным веществам, а Ян — функциональной активности. Питательные вещества (Инь) находятся внутри организма, а функциональная активность (Ян) — снаружи. Ян снаружи организма — это отражение полноценного обеспечения питательными веществами внутри, то есть «посланник Инь». Инь внутри организма — это материальная основа его функциональной активности, то есть «защитник Инь». Знаменитый врач Чжан Цзебинь (1563—1640 гг.) писал: «Инь не, образуется без Ян, а Ян не образуется без Инь».
3. Взаимный рост одного из начал Инь и Ян за счет расходования другого. Для обеспечения своего роста Инь и Ян находятся в состоянии постоянного расходования друг друга. Например, функциональная активность (Ян) организма требует расходования определенного количества питательных веществ (Инь), то есть «Инь расходуется, Ян растет». В свою очередь трансформация и образование питательных веществ (Инь) требует расходования определенной энергии (Ян), то есть «Ян расходуется, Инь растет». В нормальных условиях процесс взаимного роста одного из начал Инь и Ян за счет расходования другого протекает в состоянии взаимного баланса. Если этот баланс нарушается, возникает избыток одного из начал и, как следствие, недостаток другого, что приводит к болезни.
4. Взаимная трансформация Инь и Ян. При определенных условиях Инь и Ян могут трансформироваться друг в друга. Взаимный рост одного из начал Инь и Ян за счет расходования другого — это процесс количественных изменений, в то время как взаимная трансформация Инь и Ян — процесс изменений качественных. В каноне «Су вэнь» говорится: «Когда Инь в избытке, она непременно превращается в Ян. Когда Ян в избытке, она непременно превращается в Инь... Сильный холод порождает жар, а сильный жар порождает холод». В данном случае говорится как о взаимной трансформации Инь и Ян, так и об условиях, необходимых для такой трансформации. Без комбинации внутренних и внешних факторов трансформация невозможна. Например, при острых лихорадочных заболеваниях, вызванных повреждением жизненной Ци сильным жаром-токсином, после длительного жара могут возникнуть внезапное падение температуры тела, бледность, похолодание конечностей и другие опасные проявления Инь-холода. При своевременном и правильном лечении температура тела постепенно нормализуется, конечности теплеют, происходит восстановление Ян. В данном случае в ходе болезни наблюдается трансформация Ян в Инь, а лечением достигается трансформация Инь в Ян.
5. Бесконечная делимость Инь и Ян. Инь и Ян находятся в состоянии постоянного изменения, то есть существуют определенные степени Инь и Ян. В каноне «Су вэнь» говорится: «Инь и Ян можно исчислить десятью и расширить до ста, можно исчислить тысячью и расширить до десяти тысяч, до бесконечности, но сущность их едина». В каноне «Су вэнь» также описано конкретное деление Инь и Ян в зависимости от степени их проявления: «Степень Ци Инь и Ян может быть большей или меньшей, поэтому есть три Инь и три Ян... Тай-ян —- это три Ян, ян-мин — это два Ян, шао-ян — это один Ян; тай-инъ — это три Инь, шао-инь — это два Инь, цзюэ-инь — это один Инь». Таким образом, тремя степенями Инь являются (в порядке убывания): - тай-инь («великая сила Инь»); - шао-инь («меньшая сила Инь»); - цзюэ-инь («снизившаяся сила Инь»). Тремя степенями Ян являются (также в порядке убывания): - тай-ян («великая сила Ян»); - ян-мин («сияние силы Ян»); - шao-ян («меньшая сила Ян»).
В трех степенях Инь и Ян выражено более тонкое деление Инь и Ян. Они отражают взаимный рост одного из начал Инь и Ян за счет расходования другого. Эти степени Инь и Ян используются в классификации двенадцати каналов и при диагностике степеней развития лихорадочных заболеваний. Выше изложены основы теории Инь и Ян, которые можно наглядно представить на «Плане великого предела» (тай цзи ту), на котором белый цвет отражает Ян, а черный — Инь. Противоположность и взаимозависимость Инь и Ян выражены кривой линией между Инь и Ян, которая также указывает на взаимный рост одного из начал Инь и Ян за счет расходования другого. Способность к трансформации друг в друга выражена точками противоположного цвета — «зародышами» одного начала в другом. Рисунок показывает, что все предметы и явления не являются изолированными друг от друга, но взаимосвязаны, находятся в состоянии постоянного развития и изменения (рис. 1).
Применение теории Инь и Ян в медицине
Учение о Инь и Ян пронизывают все стороны теории китайской медицины. Оно служит для объяснения органической структуры, физиологических функций и патологических изменений в организме человека, а также имеет руководящее значение в диагностике и лечении.
1. Инь и Ян в органической структуре организма. Все органы и ткани организма человека связаны в единое целое, в то же время они делятся на Инь и Ян. Верхняя часть тела относится к Ян, а нижняя к Инь; наружная часть тела относится к Ян, а внутренняя к Инь; наружная поверхность конечностей относится к Ян, а внутренняя к Инь. По своей функциональной активности цзан-органы (сердце, печень, селезенка, легкие, почки) относятся к Инь, а фу-органы (желчный пузырь, желудок, тонкий кишечник, толстый к ишечник, мочевой пузырь, Сань-цзяо) к Ян. В свою очередь внутри каждого цзанфу-органа существует деление на Инь и Ян. Например, существуют Инь сердца и Ян сердца, Инь почек и Ян почек и т. д. Деление на Инь и Ян есть и в системе каналов и коллатералей, то есть бывают Инь-каналы и Ян-каналы. Принадлежность канала к Инь и Ян определяется местом его прохождения по конечностям. Наружная сторона конечностей относится к Ян, а внутренняя — к Инь. Каналы тай-инь (легких и селезенки) и ян-мин (толстого кишечника и желудка) расположены спереди, шао-инь (сердца и почек) и тай-ян (тонкого кишечника и мочевого пузыря) — сзади, цзюэ-инь (перикарда и печени) и шао-ян (Сань-цзяо и желчного пузыря) — посередине (рис.2).
2. Инь и Ян в физиологических функциях организма. Согласно теории Инь и Ян, нормальная жизнедеятельность организма основана на поддержании гармонии единства противоположностей Инь и Ян. Функциональная активность организма относится к Ян, а питательные вещества — к Инь. Различные типы функциональной активности невозможны без обеспечения питательными веществами. В свою очередь, функциональная активность — это движущая сила выработки питательных веществ в организме. То есть без функциональной активности цзанфу-органов вода и пища не смогут быть трансформированы в питательные вещества. Так в организме осуществляется взаимная поддержка Инь и Ян. Вместе они защищают организм от проникновения патогенной Ци, поддерживают в нем состояние баланса. Когда эта взаимная поддержка ослабевает, происходит разделение Инь и Ян, жизнедеятельность организма прекращается.
3. Инь и Ян в патологических процессах. Теория Инь и Ян также применяется для объяснения патологических изменений в организме. Китайская медицина рассматривает появление болезни как результат нарушения баланса между Инь и Ян и, следовательно, возникновения избытка или недостатка одного из них. Появление и развитие болезни связано как с жизненной Ци, так и с патогенной Ци. Патогенная Ци может быть двух видов — Инь и Ян. Жизненная Ци состоит из Инь-жидкости и Ян-Ци. При активации Ян, вызванной восприятием внешней патогенной Ян или внутренними нарушениями, в организме возникает избыток Ян, повреждающий Инь, что влечет за собой появление синдрома жара типа избытка (ши жэ), то есть образуется абсолютный избыток Ян и недостаток Инь. Это состояние характеризуется повышением температуры тела, беспокойством, покраснением лица и глаз, жаждой с предпочтением холодных напитков, болью в животе, усиливающейся при надавливании, запорами, мочеиспусканием небольшими порциями красной мочи, красным языком с желтым налетом, большим частым или скользким полным пульсом. При активации Инь, вызванной восприятием внешней патогенной Инь или внутренними нарушениями, в организме возникает избыток Инь, повреждающий Ян, что влечет за собой появление синдрома холода типа избытка (ши хань), то есть образуется абсолютный избыток Инь и недостаток Ян. Это состояние характеризуется болью в животе, усиливающейся при надавливании, мочеиспусканием большими порциями светлой мочи, жидким стулом, поносами, белым налетом на языке, глубоким струнным пульсом. При недостатке или повреждении Инь-жидкости она не в состоянии контролировать Ян, появляется синдром жара типа недостатка (сюй жэ), то есть образуется относительное пре обладание Ян и недостаток Инь. Это состояние характеризуется жаром, сопровождающимся симптомами недостатка. При недостатке Ян-Ци она не в состоянии контролировать Инь, появляется синдром холода типа недостатка (сюй хань), то есть образуется относительное преобладание Инь и недостаток Ян. Это состояние характеризуется бледностью, снижением аппетита, вздутием и болью в животе, снижающейся при надавливании и прогревании, ознобами, непереносимостью холода, похолоданием конечностей, апатией, мочеиспусканием большими порциями светлой мочи, жидким стулом, поносами, светлым языком с белым налетом, глубоким редким пульсом. Во всех этих случаях происходит нарушение баланса Инь и Ян. При избытке Инь или недостатке Ян возникает синдром холода, а при избытке Ян или недостатке Инь — синдром жара (рис. 3). Кроме того, недостаток Ян-Ци может вызвать повреждение Инь-крови, а недостаток Инь-крови — повреждение Ян-Ци. Это явление называется «взаимным повреждением Инь и Ян». Например, длительное снижение аппетита, возникающее из-за недостатка Ци селезенки (Ян), может вызвать недостаток крови (Инь), так как селезенка является источником образования крови. Это явление называется «недостатком Ци и крови из-за слабости влияния Ян на Инь при повреждении Ян». При длительных кровотечениях происходит большая потеря крови, что часто вызывает озноб, похолодание конечностей и другие симптомы недостатка Ян. Это явление называется «недостатком Инь и Ян из-за слабости влияния Инь на Ян при повреждении Инь». Патологические изменения подобного характера очень часто встречаются в клинике.
4. Инь и Ян в диагностике и лечении. Основной причиной возникновения болезни является н рушение баланса между Инь и Ян. Какими бы сложными и запутанными ни были клинические проявления болезни, их сущность можно понять только овладев законами изменения Инь и Ян, так к природа каждого заболевания лежит в Инь и Ян. В каноне «Су вэнь» говорится: «Врач, искусный в диагностике, исследует цвет лица больного и его пульс, в первую очередь определяет принадлежность болезни к Инь или Ян». Понятия Инь и Ян являются основой восьми принципов диагностики китайской медицины (Ин и Ян, внутренний и наружный, холод и жар, недостаток и избыток). Наружный, жар и избыток относятся к Ян, а внутренний, холод и недостаток — к Инь. Таким образом можно систематизировать клинические проявления по их принадлежности к Инь и Ян, поставить правильный диагноз. В связи с тем, что главной причиной возникновения и развития заболевания является нарушение баланса между Инь и Ян, основу лечения методами чжэньцзю-терапии составляет восстановление этого баланса. В каноне «Лин шу» говорится: «Суть иглоукалывания заключается в приведении Инь и Ян в состояние гармонии». Теория Инь и Ян используется не только для определения принципов лечения, но и для выбора точек и техники укалывания и прижигания. В клинической практике широко применяется метод сочетания точек каналов, имеющих наружно-внутреннюю взаимосвязь, а также метод сочетания точек первичной Ци и точек коллатералей. В обоих случаях используются точки связанных между собой Инь и Ян каналов. Кроме того, при лечении соответствующего цзан-органа (Инь) или болезни со свойствами Инь используются шу-точки спины (спина — это Ян), а для лечения фу-органа (Ян) или болезни со свойствами Ян — му-точки живота (живот — это Инь), что будет способствовать нормализации Инь и Ян при их избытке или недостатке. В прижигании лечение сначала производится в верхних частях тела (Ян), а затем в нижних (Инь). В каноне «Лин шу» также говорится: «При укалывании Инь [болезней]введите иглу глубоко (Инь распространяется в глубоких частях организма) и оставьте ее. При укалывании Ян болезней введите иглу поверхностно (Ян распространяется на поверхности организма) и не оставляйте ее надолго». Из вышесказанного следует, что каналы, точки, методы укалывания и прижигания тесно связаны с учением о Инь и Ян, которое используется не только в теории, но и в практике китайской медицины.
Date: 2015-07-01; view: 1258; Нарушение авторских прав |