Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 1. Данное издание является первой книгой серии «Китайская чжэньцзю-терапия», в которую планируется включить следующие части:





Чженьцзю терапия

Предисловие

 

Данное издание является первой книгой серии «Китайская чжэньцзю-терапия», в которую планируется включить следующие части:

- Теоретические основы китайской медицины;

- Система каналов и коллатералей;

- Канальные и внеканальные точки;

- Методы чжэньцзю-терапии;

- Лечение болезней методами чжэньцзю-терапии.

Книга составлена путем перевода с китайского официальных учебных материалов институтов китайской медицины системы высшего образования КНР, в первую очередь, серии печатных изданий Института китайской медицины г. Тяньцзин, а также материалов Интернет-сайта Института китайской медицины г. Наньцзин. В ходе работы использовались справочные издания на китайском языке, в частности, «Чжэнь цзю да цы дянь» (Большой словарь иглоукалывания и прижигания, 1987 г.), «Чжун и да цы дянь» (Большой словарь китайской медицины, 1995 г.), а также многочисленные комментарии и толкования понятий китайской медицины из различных источников.

Тщательное исследование и сопоставление специфических терминов китайской медицины в ходе работы над книгой позволило произвести попытку систематизации терминологии, по возможности избежать неточностей в переводе.

Практика показывает, что эффективное использование чжэньцзю-терапии возможно только при оценке заболеваний с позиций традиционной китайской медицины. В задачу автора не входило сопоставление подходов китайской медицины с подходами западной медицины. Цель издания — дать единую систему фундаментальных знаний по классической чжэньцзю-терапии исключительно с позиций китайской медицины, причем основной упор делался на практическую ценность материала.

Книга может служить справочным пособием, а также учебным руководством для последовательного изучения предмета в целом. Кроме того, она может использоваться при проведении циклов усовершенствования по традиционной китайской медицине (рефлексотерапии, фитотерапии, диетотерапии) в институтах и на факультетах усовершенствования врачей.

Автор глубоко признателен рецензентам Григорию Иосифовичу Шумахеру и Александру Геннадьевичу Лесничеву за советы и ценные профессиональные замечания.

Автор особо благодарен Ольге Вольфовне Кузнецовой, Оксане Александровне Юркиной и всему коллективу лечебно-реабилитационного центра «Дао» (г. Алматы) за помощь, понимание и неоценимую поддержку, а также Маргарите Белоусовой за участие в оформлении и подготовке данной книги к изданию.

Автор будет глубоко признателен всем, кто сочтет необходимым высказать свои критические замечания и пожелания по содержанию книги, которые можно направлять по адресу: pbel@ok.kz.

С наилучшими пожеланиями, Автор.

 

1. Краткая история чжэньцзю-терапии

 

В древних источниках содержится несколько легенд о происхождении иглоукалывания и прижигания, согласно которым изобретателями этого метода лечения были мифический первопредок Фу-си[1] и легендарный правитель древности Хуанди[2]. Однако, самым ранним упоминанием об иглоукалывании и прижигании в письменных источниках считаются две очень краткие записи в книге «Цзо чжуань» (Комментарии Цзо [к летописи «Вёсны и осени»]), посвященной истории китайских царств в эпоху Чуньцю (770—476 гг. до н.э.):

Слова врача И. Хуаня после осмотра князя Цзинь: «Болезнь неизлечима... Прижигать нельзя. Укалывать нельзя. Применять лекарства тоже нельзя».

Фраза при описании событий 550 г. до н.э.: «Прекрасная лихорадка хуже отвратительного камня».[3]

В более поздних письменных источниках встречаются записи о каменных иглах (бянь ши). Цюань Юаньци, живший в V—VI вв., писал: «Каменные иглы — это древний способ наружного лечения... В древности не могли плавить металл, поэтому в качестве игл использовали камни».

При археологических раскопках в уезде Жичжао провинции Шаньдун было обнаружено два каменных инструмента длиной 8,3 и 9,1 см, датируемых поздним неолитом (2 — 4 тыс. до н.э.), которые, по мнению китайских ученых, могли использоваться для «кровопусканий и нормализации канальной Ци». Кроме того, считается, что в лечении могли применяться костяные и керамические иглы.

С развитием техники обработки металла, каменные иглы постепенно уступают место металлическим. В 1968 г. при раскопках захоронения в уезде Маньчэн провинции Хэбэй, датируемого 113 г. до н.э., обнаружено четыре золотых и пять серебряных игл для иглоукалывания.

Древние врачи применяли различные методы лечения. Так, согласно записям в «Исторических записках» Сыма Цяня (145—86гг. до н.э.), знаменитый врач Бянь Цюэ (407—310 гг. до н.э.) был искусен в иглоукалывании и прижигании, массаже, приготовлении отваров лекарственных трав, прикладывании лекарственных примочек. Известен случай, когда Бянь Цюэ вылечил наследника престола от болезни «обморока трупом», произведя иглоукалывание в точке Бан-хуэй VG.20.


Ко времени Воюющих царств (475-221 гг. до н.э.) формируются основы учения о Инь и Ян, теории Пяти элементов. Возникают первоначальные представления о Ци, квинтэссенции Цзин, жидкостях тела, жизненном духе Шэнь, шести патогенных Ци, т. с. зачатки теоретических основ китайской медицины. Врачи начинают обобщать медицинские знания, появляются первые труды по иглоукалыванию и прижиганию.

В это же время начинает складываться система медицинского чиновничества. Известно, что в 310 г. до н.э. в царстве Цинь уже существовала должность начальника Императорского медицинского приказа.

Непродолжительное правление династии Цинь (221—206 гг. до н. э.) характеризуется особо жестоким подавлением образованности и отказом от традиционных ценностей. В 213 г. до н. э. император Цинь Ши-хуан (259—210 гг. до н. э.) приказал сжечь все книги, хранившиеся в частных собраниях, кроме книг по медицине и земледелию, а также гадательных текстов.

В 1973 г. при археологических раскопках захоронений в кургане Мавандуй близ города Чанша в провинции Хунань, датируемых 168 г. до н. э., было обнаружено множество книг, в том числе медицинских. В частности, были найдены манускрипты на шелковой ткани «Цзу би ши и май цзю цзин» (Канон прижигания одиннадцати ножных и ручных сосудов), «Инь Ян ши и май цзю цзин (цзя бэнь и бэнь)» (Первая и вторая книги Канона прижигания одиннадцати Инь и Ян сосудов). Эти книги являются древнейшими из сохранившихся до наших дней в первоначальном виде, посвященных учению о каналах. В книгах не употребляется термин «каналы» (цзин), а используется термин «сосуды» (май). Описаны шесть «ножных» и пять «ручных сосудов» (отсутствует описание ручного цзюэ-инь канала перикарда). Описание линий прохождения каналов по поверхности тела краткое. Очень мало говорится о связи «сосудов» с внутренними органами. В названия «сосудов» внутренние органы не включены. Кроме того, при описании «сосуда тай-инь» (т. е. ножного тай-инь канала селезенки) говорится, что это «сосуд желудка». Также встречаются названия «зубной сосуд», «ушной сосуд», «плечевой сосуд», которых нет в более поздних книгах. Следует также отметить, что многие фрагменты текстов из кургана Мавандуй совпадают с фразами из канона «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем), самым ранним вариантом которого, сохранившимся до наших дней, является издание 1339 г.

Создание канона «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем) традиция приписывает легендарному императору Хуанди. Однако, первоначальный вариант скорее всего появился во времена Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.) или даже при Западной династии Хань (206 г. до — 23 г. н. э.). Дошедший до нас вариант книги следует считать значительно дополненным и переработанным.

«Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем) является важнейшим классическим каноном, заложившим теоретические основы китайской медицины, в том числе иглоукалывания и прижигания. Книга состоит из двух частей: канона «Су вэнь» (Основные вопросы) и канона «Лин шу» (Таинственная суть).


В каноне «Су вэнь» изложены основные принципы теории Инь и Ян, Пяти элементов, цзанфу-органов, каналов и коллатералей, акупунктурных точек, пяти эмоциональных и шести патогенных факторов, описаны методы диагностики и лечения. Канон «Лин шу» посвящен проблемам иглоукалывания и прижигания. Здесь содержится более детальное описание системы каналов и коллатералей, техники иглоукалывания, теории акупунктурных точек, методов лечения конкретных болезней.

В течение нескольких тысячелетий эта книга имеет важное руководящее значение в развитии китайской медицины, особенно науки иглоукалывания и прижигания.

Позже появляется книга «Хуанди ба ши и нань цзин» (Канон восьмидесяти одной трудности [содержащейся в Каноне] Желтого императора [о внутреннем]), сокращенное название — «Нань цзин» Канон трудностей). Автором первоначального варианта книги считается Бянь Цюэ (407—310 гг. до н.э.) Она построена в форме вопросов и ответов, поясняющих трудные для понимания места канона «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем).

Во время правления Западной династии Хань (206 гг. до н. э. — 23 г. н. э.) начинается преподавание медицины в государственных учреждениях, проводятся первые аттестации врачей. В 124 г. до Императорская академия, в которой, кроме литературы, философии и политики, кратко изучались основы медицины. В 43 г. до н. э. император Юань-ди повелел провести аттестацию всех придворных лекарей, при которой особое внимание уделялось не медицинским знаниям, а «бескорыстию, честности, учтивости и чувству долга».

Среди врачей, живших в это время, следует выделить Чуньюй И (215—150 гг. до н. э.), который в своей практике сочетал иглоукалывание с лекарственной терапией, а также вел записи историй болезни, помогавшие ему анализировать успехи и погрешности в лечении.

В период правления династий Восточная Хань (25—220 гг.) и в эпоху Троецарствия (220—265 гг.) происходит дальнейшее обобщение знаний по традиционной китайской медицине. Широко применял методы чжэньцзю-терапии в своей практике выдающийся врач Хуа То (?—208 г.), а Чжан Чжунцзин (150—219 гг.) в знаменитой книге «Шан хань цза бин лунь» (Рассуждения о повреждении холодом и смешанных болезнях) предлагал сочетать лекарственную терапию с иглоукалыванием и прижиганием.

К этому времени в целом были сформированы основы теории чжэньцзю-терапии. Однако, многие точки в разных книгах описывались под разными названиями, не было единства в указании их локализации. Например, в медицинских записях времени правления династии Восточная Хань (25—220 гг.), обнаруженных в провинции Ганьсу, говорится, что точка Цзу-сань-ли Е.36 расположена «на 5 цуней ниже колена», а Хуа То считал, что шу-точки спины находятся «на 1 цунь с двух сторон позвоночника». Назрела острая необходимость в систематизации и упорядочении знаний по чжэньцзю-терапии. В 256—259 гг. известный историк и врач Хуанфу Ми (215—282 гг.) составляет книгу «Чжэнь цзю цзя и цзин» (Канон основ иглоукалывания и прижигания). Это самая ранняя книга, специально посвященная иглоукалыванию и прижиганию, оказавшая огромное влияние на дальнейшее развитие чжэньцзю-терапии. В ней произведена систематизация названий и локализации 349 канальных точек, подробно описан ход каналов и коллатералей, приводятся сведения по теории цзанфу-органов, Ци и крови, технике укалывания, пульсовой диагностике, предложены рецепты лечения различных болезней.


Правление династии Цзинь (265—420 гг.) и эпоха Южных и Северных царств (420—589 гг.) характеризуются «смутами и войнами», когда «книги предавались огню и из тысячи не оставалось и одной». Но именно в это тревожное время чжэньцзю-терапия получила очень широкое распространение. Врачи применяли методы чжэньцзю-терапии ввиду их дешевизны и доступности, а в народной медицине большое распространение получило прижигание. В это время появляется книга Гэ Хуна (283—343 гг.) «Чжоу хоу бэй цзи фан» (Рецепты под рукой на случай необходимости), в которой произведена популяризация медицинских знаний, описаны некоторые методы чжэньцзю-терапии.

В эпоху Южных и Северных царств (420—589 гг.) появляются семейные династии врачей, в которых искусство врачевания передавалось из поколения в поколение. Так, родоначальником семейной династии Сюй был известный врач Сюй Си. Не менее известными врачами были его сын Сюй Цюфу, внуки Сюй Даоду и Сюй Шусян, правнук Сюй Вэньбо. Также организуются специальные медицинские школы.

Издаются новые книги по чжэньцзю-терапии и цветные схемы прохождения каналов и расположения акупунктурных точек, такие как «Янь цэ ту» (Чертежи сзади и сбоку) и «Мин тан ту» (Чертежи точек).

В 443 г. в царстве Суп начальник Императорского медицинского приказа Цинь Чэнцзу получает высочайшее повеление организовать подготовку будущих придворных лекарей для медицинского обслуживания членов императорской семьи и представителей знатных родов. В 493 г. начинается преподавание основ медицины в Императорской академии.

Во времена правления династий Суй (581—618 гг.) и Тан (618—907 гг.) Китай вступает в пору экономического и культурного расцвета. Значительное развитие получила и китайская медицина. Одна за другой появляются книги по чжэньцзю-терапии.

В книге Сунь Сымяо (581—682 гг.) «Бэй цзи цянь цзинь яо фан» (Готовые на случай необходимости бесценные рецепты) приводятся многочисленные цитаты из более древних книг но иглоукалыванию и прижиганию, многие из которых к настоящему времени утеряны. Кроме разрозненного упоминания приемов иглоукалывания и прижигания в рецептах лечения различных заболеваний, два тома книги из тридцати специально посвящены чжэньцзю-терапии. Исследованы и исправлены чертежи канальных точек, представлены различные приемы нахождения точек измерением цуня по пальцам, указано применение точек при лечении болезней, в значительной мере пополнено число внеканальных точек, представлено множество методов иглоукалывания и прижигания, отражающих общие направления развития чжэньцзю-терапии до эпохи правления династии Тан. Сунь Сымяо также составил цветные чертежи прохождения каналов с указанием 650 точек, которые к настоящему времени утеряны.

В 666 г. известный врач Ян Шаншань (585—670 гг.) получил высочайшее повеление написать книгу-комментарии «Хуапди нэй цзин тай су» (Величайшая простота Канона Желтого императора о внутреннем), которая оказала большое влияние на дальнейшее развитие чжэньцзю-терапии.

В это же время появляются первые труды, посвященные лечению отдельных болезней, такие как книга Цуй Чжити (615—685 гг.) «Гу чжен бин цзю фан» (Способ прижигания при болезни пропаривания костей), посвященная лечению туберкулеза методами прижигания.

В книге Ван Тао (670—755 гг.) «Вай тай ми яо фан» (Секретные рецепты чиновника) собраны и систематизированы цитаты из множества медицинских трудов, написанных до эпохи правления династии Тан, содержатся записи о методах прижигания различных школ.

Во время непродолжительного правления династии Суй (581—618 гг.) сделана попытка организовать специализированное учреждение по подготовке медицинских кадров — Императорскую медицинскую канцелярию с факультетами медицины и фармакологии. Медицинский факультет включал отделения общей медицины, массажа и магии. Однако, деятельность канцелярии не обрела широкого масштаба, не были решены многие организационные вопросы.

Императорская медицинская канцелярия была воссоздана в 624 г. императором Гао-цзу династии Тан (618—907 гг.). Она стала не только высшим государственным лечебным учреждением, но и вела преподавательскую работу. Именно эта канцелярия считается первым государственным специализированным учреждением по подготовке медицинских кадров.

Канцелярия имела два факультета — медицинский и фармакологический. Медицинский факультет состоял из четырех отделений:

- отделение общей медицины (164 человека);

- отделение чжэньцзю-терапии (52 человека);

- отделение массажа (36 человек);

- отделение заклинаний и магии (21 человек).

Студенты регулярно сдавали экзамены — в конце каждого месяца, сезона и года.

Продолжительность обучения зависела от специализации и составляла 3—7 лет. Максимальный срок обучения — 9 лет. Если по прошествии этого срока студент не мог сдать экзамен, он прекращал учебу и не имел права заниматься медицинской практикой. Отчислялись и те студенты, которые 2 года подряд не могли сдать годовой экзамен. В то же время особо отличившиеся на экзаменах награждались. Существовала жесткая аттестация для врачей и преподавателей.

Вот как описано современниками отделение чжэньцзю-терапии Императорской медицинской канцелярии: «Доктор иглоукалывания — один человек, помощник доктора иглоукалывания — один человек, наставники по иглоукалыванию — десять человек, мастера иглоукалывания — двадцать человек, студенты — двадцать человек. Доктор иглоукалывания обучает студентов каналам и точкам, чтобы знали о трех состояниях [иглы]: поверхностно и глубоко, скользко и вязко, [медлительно и напряженно], а также методам стимуляции и седатации девятью иглами».

Начиная с 629 г. указом императора Тай-цзуна в различных округах Китая создаются местные медицинские школы.

Со времени правления династии Сун (960—1279 гг.) развивается техника ксилографии — книго-печатания с помощью резных досок, на которых гравировались иероглифы в зеркальном отражении.

Разные доски были пригодны для долгого хранения и повторного печатания текста. Кроме того, появляется иной в отличие от древнего свитка тип сброшюрованной книги. Все это послужило толчком для более широкого распространения медицинских книг и дальнейшего развития китайской медицины.

В 1023 г. известный врач Ван Вайи (987—1067 гг.) получил приказ императора составить книгу по иглоукалыванию и прижиганию на основе древних медицинских канонов. В 1026 г. при поддержке правительства издается его книга «Тун жэнь шу сюэ чжэнь цзю ту цзин» (Иллюстрированный канон точек иглоукалывания и прижигания на бронзовой фигуре человека), в которой описано 3.44 точки, указано их местоположение, даны показания к применению, техника укалывания и прижигания, приложены иллюстрации. Полный текст книги был высечен на двух каменных стелах (2x7 м), которые были установлены для всеобщего обозрения в столице династии Сун г. Кайфын.

В 1027 г. Ван Вэйн отлил из бронзы два полых макета человеческого тела в натуральную величину с указанием линий прохождения каналов и с небольшими отверстиями в местах расположения акупунктурных точек, которые использовались в процессе обучения и при проведении экзаменов. Фигура покрывалась воском, а затем наполнялась водой. Студенту предлагалось произвести укалывание в определенной точке. Если в месте укалывания появлялась вода, нахождение точки считалось успешным.[4]

Во время правления династии Сун (960—1279 гг.) получает дальнейшее развитие медицинское образование. В 1044 г. организовано Императорское медицинское управление — специализированное учреждение по подготовке медицинских кадров с утвержденными учебными планами, жесткой системой экзаменов. Каждой весной производился набор 300 студентов но трем специальностям — внутренние болезни, наружные болезни и иглоукалывание. В управлении существовало девять факультетов:

факультет внутренних болезней (120 человек);

факультет болезней со свойствами ветра (80 человек);

факультет детских болезней (20 человек);

факультет болезней глаз (20 человек);

факультет гнойных воспалении на поверхности тела (20 человек);

акушерский факультет (10 человек);

факультет болезней полости рта, зубов и горла (10 человек);

факультет иглоукалывания и прижигания (10 человек);

факультет лечения ранений, полученных на поле брани, заклинаний и магии (10 человек).

В конце каждого месяца и в конце года студенты сдавали экзамены, им выставлялись оценки по трехбалльной системе: «отлично», «удовлетворительно» и «плохо».

Экзамены проводились но следующим дисциплинам:

- общая теория;

- теория пульса и системы каналов;

- теория цзанфу-органов;

- составление лекарственных рецептов;

- анализ историй болезней;

- теория Пяти элементов и шести патогенных факторов.

Клиническая практика студентов оценивалась по десятибалльной шкале. Если студент добивался положительных результатов лечения менее чем в 7 случаях из 10, он переводился на курс ниже, если же менее чем в 5 случаях из 10 — прекращал учебу.

С 1102 г. Императорское медицинское управление входит в состав высшего образовательного учреждения — Государственного училища для сыновей знатных родов. В различных округах страны создаются местные медицинские школы.

Появляются новые семейные школы врачей. Во времена Южной династии Сун (1127—1279 гг.) известный врач Си Хун становится родоначальником школы врачей семьи Си. Двенадцать поколений его потомков занимались иглоукалыванием и прижиганием.

Организуется Управление сверки и исправления медицинских книг, которое занимается систематизацией и изданием медицинской литературы.

При династии Цзинь (1115—1234 гг. гг.) создается Императорская медицинская академия. Она становится высшим государственным медицинским органом.

Во время правления династии Цзинь (1115—1234 гг.) известный врач Хэ Жоюй предлагает использовать точки в определенные промежутки времени, разработав метод «выливания и вливания Цзы-У».

В период правления монгольской династии Юань (1279—1368 гг.) происходит дальнейшее развитие чжэньцзю-терапии.

В 1295 г. издается книга Доу Ханьцина (1196—1280 гг.) «Чжэнь цзин чжи нань» (Руководство по Канону иглоукалывания). Часть книги написана в стихотворной форме и предназначена для запоминания. С этих пор медицинские дескриптивные поэмы и так называемые «песни» широко применяются в Китае в учебном процессе. В книге также описаны «четырнадцать приемов «укалывания», методы стимуляции и седатации.

Среди книг, изданных в это время, следует отметить «Бянь Цюэ шэнь ин чжэнь цзю юй лун цзин» (Канон священного предвестия Бянь Цюэ, Иглоукалывания и прижигания, Яшмового дракона, 1329г.) Ван Гожуя и «Ши сы цзин фа хуэй» (Проявления четырнадцати каналов, 1341 г.) Хуа Шоу (1304-1386гг.).

В период правления династии Мин (1368—1644 гг.) чжэньцзю-терапия достигает наивысшего расцвета. Появляется целая плеяда врачей — исследователей чжэньцзю-терапии. Именно в это время издаются книги, оказавшие существенное влияние на развитие чжэньцзю-терапии в наши дни, такие как:

«Чжэнь цзю цзюй ин» (Собрание цвета иглоукалывания и прижигания, 1529 г.) Гао У;

«Чжэнь цзю вэнь дуй» (Диалог о иглоукалывании и прижигании, 1530 г.) Ван Цзи (1463—1539);

«Ци цзин ба май као» (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.) Ли Шичжэня (1518—1593гг.);

«Чжэнь цзю да чэн» (Великие достижения иглоукалывания и прижигания, 1601 г.) Ян Цзи-чжоу (1522-1620 гг.);

«Чжэнь фан лю цзи» (Собрание в шести томах по приемам иглоукалывания, 1618 г.) У Куня (1551-1620 гг.).

Основными направлениями развития чжэньцзю-терапии в эпоху правления династии Мин являлись:

- исследование древних произведении по чжэньцзю-терапии;

- исследование и развитие приемов укалывания. На основе простых приемов разрабатывается более 20 комплексных приемов укалывания;

- применение мокса-сигарет;

- систематизация сведений о точках, не относящихся к четырнадцати каналам, которые с этого времени объединяются термином «внеканальные точки».

В 1644 г. в Китае воцаряется маньчжурская династия Цин (1644—1911 гг.). В этот период врачи отдают предпочтение лекарственной терапии, а чжэньцзю-терапия постепенно приходит в упадок.

В 1749 г. издается составленная по приказу императора 90-томная книга «И цзун цзинь цзянь» (Золотое зеркало медицины), два тома которой посвящены иглоукалыванию и прижиганию.

Среди книг по иглоукалыванию и прижиганию, вышедших в это время, можно выделить лишь «Чжэнь цаю фэн юань» (Проникновенное понимание иглоукалывания и прижигания, 1822 г.) Ли Сюэчуаня и «Шэнь цзю цзин лунь» (Основы чудесного прижигания, 1851 г.) У Идина.

В 1822 г. упраздняется факультет чжэньцзю-терапии Императорской медицинской академии, так как «иглоукалывание и прижигание недостойны для применения императору».

Середина XIX в. стала переломным периодом в истории Китая. Этот перелом был связан с настойчивыми попытками западных держав проникнуть на китайский рынок. Для достижения своих целей западные государства, в первую очередь Англия и Франция, прибегают к военной силе, а также к насильственному приобщению китайского общества к экономическим и духовным ценностям европейской цивилизации.

В Китай направляются многочисленные миссионеры, часто полуграмотные, которые рассматривают китайцев как людей второго сорта, не понимают и, следовательно, презирают накопленную в ходе нескольких тысяч лет развития китайскую культуру. Западные державы под угрозой силы вынуждают китайское правительство не препятствовать их деятельности. Миссионеры активно и порой агрессивно насаждают западную медицину, отвергая опыт китайских врачей.

После свержения династии Цин в 1911 г. правительство Китайской Республики (1911 — 1949 гг.) крайне отрицательно относится к китайской медицине, считая ее пережитком прошлого. В 1929 г. министерство здравоохранения требует пресечь деятельность врачей китайской медицины, мотивируя свое требование тем, что «теория Инь и Ян, принципы Пяти элементов не соответствуют действительности, а иглоукалывание является явным мошенничеством». В 1936 г. издается указ правительства, запрещающий врачам применять методы китайской медицины, так как она «не имеет научного обоснования». Китайская медицина уходит в подполье. Появляются лишь отдельные книги, в которых делается попытка рассматривать чжэньцзю-терапию исключительно с позиций западной медицины.

Возрождение чжэньцзю-терапии началось лишь после образования Китайской Народной Республики в 1949 г. В крупных городах Китая создаются институты и училища китайской медицины. Переиздаются древние книги. Появляются специальные издания по чжэньцзю-терапии. В 1951 г. организована лаборатория чжэньцзю-терапии при Министерстве здравоохранения, которая в 1955 г. была преобразована в Научно-исследовательский институт чжэньцзю-терапии при Академии китайской медицины КНР.

Дальнейшее развитие китайской медицины было замедлено в связи с начавшейся «культурной революцией». В 1965 г., выступая перед работниками здравоохранения, Мао Цзэдун сказал: «Медицинское образование нуждается в реформах. Нет никакой необходимости так много учиться. Сколько лет потратил на образование Хуа То? Сколько лет потратил на образование Ли Шичжэнь? Для получения медицинского образования совсем не обязательно быть выпускником средней школы. Окончившие начальную школу также могут стать врачами... Если такого врача послать в деревню, он в любом случае будет лучше, чем шаман... Принцип образования — чем больше, тем тупее».

В период 1966—1971 гг. прекращается обучение в высших и средних учебных заведениях китайской медицины, а преподаватели и студенты направляются на «перевоспитание» в деревни и отдаленные уголки страны. Появляются краткосрочные курсы минимальной медицинской подготовки, на которых из молодых крестьян готовятся так называемые «босоногие врачи».

Широко пропагандируются новые методы иглоукалывания, такие как «простой и удобный метод лечения иглой босоногого врача», который, согласно китайским источникам тех лет, «получил широкое признание у рабочих, крестьян и военнослужащих». Поэтому методу укалывание производилось «долговечными» толстыми «иглами босоногого врача» диаметром до 1,2 мм с тупым острием. Глубина введения иглы достигала 1,5—2 цуня. Иглоукалывание проводилось в «десяти точках босоногого врача», расположенных у верхнего края некоторых остистых позвонков, а также в нескольких новых точках, таких как «новая Хуань-тяо» и «точка сзади от Хэ-гу». Предложено 15 вариантов сочетания точек, которые, по мнению авторов метода, можно использовать при всех болезнях.

С 1971 г. занятия в институтах и училищах китайской медицины постепенно возобновляются, однако на этом этапе они носят резко политизированный характер.

Истинный расцвет китайской медицины начался лишь в начале 80-х годов XX в. и связан с широкомасштабными реформами экономической, политической и культурной жизни Китая.

В настоящее время в различных провинциях и автономных районах Китая функционирует 28 институтов китайской медицины системы высшего образования с факультетами чжэньцзю-терапии, а также 45 училищ китайской медицины системы среднего образования, в которых тоже изучается чжэньцзю-терапия. Издаются единые систематизированные учебные материалы для учебных заведений китайской медицины, утвержденные специальными комиссиями при Министерстве здравоохранения Китая. Большими тиражами издаются древние книги и многочисленные справочные издания в китайской медицине. По оценкам современных исследователей, количество врачей — специалистов в области китайской медицины в КНР превышает 500 тысяч человек.

 

Примечания:

[1] Фу-си мифический первопредок, затем трактуемый как мудрый первоправитель. Фу-си предписывалось изобретение триграмм канона «И цзин» (Канон перемен), узелкового письма, установление норм общественных отношений. Он якобы научил людей разводить домашний скот, пахать землю, ловить рыбу. Изображался с головой и руками человека и туловищем змеи.

[2]Хуанди (Желтый император) бог земли (китайцы ассоциируют его имя с цветом лёссовой земли), позже трактуется как один из мудрых первоправителей, учредивший многие блага цивилизации, в том числе календарь, письмо и счет. Ему приписывается введение музыки, а также составление канона «Хуанди нэй цзин» (Канон Желтого императора о внутреннем). В некоторых источниках указываются годы жизни Хуанди 2698 - 2589) гг. до н.э.

[3]Фу Цянь, живший во II в. н. э., считал, что в данном случае речь идет о каменных иглах, т. е. для лечения предлагалось использовать иглоукалывание.

[4] В 1127 г. Северная династия Сун (960.1127 гг.) была разгромлена войсками династии Цзинь (1115-1234 гг.). Победители перевезли бронзовые фигуры и каменные стелы в качестве военного трофея на север. После разгрома династии Цзинь монголами, столицей страны был объявлен Даду (современный Пекин). Императоры монгольской династии Юань (1279-1368 гг.) распорядились доставить бронзовые фигуры и каменные стелы в новую столицу в Императорскую медицинскую академию, где они были выставлены «для всеобщего обозрения и восхищения». В ходе смен династий и войн бронзовые фигуры пропали, а пострадавшие от эрозии каменные стелы в 1445 г. были разбиты на части и использованы в качестве строительного материала при сооружении городской крепостной стены. В1971 г. в ходе археологических раскопок крепостной стены в Пекине было найдено пять фрагментов каменных стел с текстом книги Ван Вэйи. В годы царствования императора Ин-цзуна (1136-1449 гг.) была отлита копия бронзовой фигуры, которая в настоящее время выставлена в Историческом музее КНР.

 







Date: 2015-07-01; view: 1987; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.03 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию