Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие личности. Структура личности. Факторы развития личности. Личностное развитие дошкольникаСуществует более 70 определений личности. Леонтев писал: Личность – относительно поздний продукт общественно исторического и онтогенетического развития. Рубинштейн говорил: личность -образует основу из внутри определяющий трактовку психики человека в целом. Слово «личность» в западных языках первоначально означало маску в древнегреческом театре, которую надевал актер, исполняя роль. Этот же смысл содержится и в русском слове, от которого образовано слово «личность», - «личина». По словарю В. Даля, значение слова «личина» - «накладная рожа, маска...». Это положение легло в основу теории личности как носителя социальных ролей. В психологии существует множество теорий личности. Представления о личности в отечественной психологии личности основываются на том, что личность нельзя рассматривать «как индивида, обладающего психофизиологическими и психологическими особенностями, измененными в процессе его адаптации к социальной среде». Ее следует рассматривать как новое качество, порождаемое, движением системы объективных общественных отношений, в которое вовлекается его деятельность. Факторы развития личности: - наследственность (задатки); - социальная среда; - воспитание и обучение; - собственная активность личности. Структура личности: С.Л. Рубинштейн различал в структуре личности: направленность, способности, темперамент, характер, самосознание. Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову):
7. Понятие о характере, его структура. Факторы влияющие на формирование характера детей дошкольного возраста. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Между поведением человека и его характером существует теснейшая связь, именно в поведении проявляются особенности характера человека. В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, вкусы, привычки, желания, степень уверенности или неуверенности в себе и пр. Народная мудрость гласит: «Каков характер, таковы и поступки». Структура характера: Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Черты характера - это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности. Группа первая - черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности. Например: коллективизм и эгоизм, чуткость и грубость; аккуратность и небрежность. Вторая группа - интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. Они выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели (целеустремленность, решительность, самообладание, выдержка). Каждая черта характера проявляется не изолированно от других, а связана с ними. В зависимости от этого у различных людей одна и та же черта характера может проявляться по-разному. В истории психологии делалось немало попыток классифицировать человеческие характеры или определить типы характеров. Однако удовлетворительной классификации и типологии характеров еще не создано. Поэтому, при характеристике человека обычно указывают на одну или две наиболее выделяющиеся черты его характера. Одних мы называем людьми твердого, сильного характера, других - скромными, трудолюбивыми, третьих - добрыми, общительными и т.п.Не все особенности человека можно считать чертами его характера, а только существенные и устойчивые. Характер, как и сама личность, - очень сложное явление, не застывшее раз и навсегда. Он развивается и формируется в течение всей жизни человека. Акцентуация характера. Акцентуация характера представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заострённостью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит её к определённой дисгармонии (К.Леонгард).Различные комбинации чрезмерно усиленных черт дают различные типы акцентуаций. Типы акцентуаций характера. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях. Психастенический тип. Характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Неустойчивый тип. Его иногда характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Истероидный тип. Для данного типа характерна жажда постоянного внимания к своей особе, склонность к театральности, рисовке. Гипертимный тип. Этот тип отличается подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. При хороших общих способностях обнаруживается неусидчивость, недостаточная дисциплинированность, учатся неровно. Настроение всегда хорошее, приподнятое. Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость. Не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища. Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то быть со своими сверстниками. Эпилептоидный тип. Часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Их типичные черты — жестокость, себялюбие и властность. Акцентуации характера могут проявляться с раннего возраста, но в возрасте подростковом их проявления обычно усиливаются. Большинство акцентуаций характера обычно со временем сглаживаются.
8. Понятие о способностях. Задатки. Общие и специальные способности. Условия развития способностей. Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром. Способности - это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее успешного выполнения. Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей. Задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения.Задатками могут являться и индивидуальные особенности строения отдельных участков коры головного мозга. Но задатки - лишь предпосылки развития способностей, они являются одним, хоть и очень важным, из условий развития и формирования способностей. Классификация способностей: 1. Природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта; 2. Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. Специфические человеческие способности: общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.); специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.); теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению; практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям; учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности; творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений; способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, художественными образами и т.д. Задатки. Способности. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения, какой-либо деятельности, называется одаренностью. Высокая ступень развития способностей называется талантом.Гениальность - это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Это создание качественно новых творений, открывающих новую эру в развитии культуры, науки, практики. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой. Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в деятельности. Они всегда являются результатом развития.
|