Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Школьный класс как малая социальная группа⇐ ПредыдущаяСтр 47 из 47
Школьный класс- это группа учен-ов, объединённых общей социально значимой целью, деятельностью, имеющая выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью, равенством всех членов класса в правах и обязанностях. Структура класса: • Формальная(соотношения членов группы друг относительно другу, заданное из вне и не зависимо от самих учеников) • Неорганизованная (возникает стихийно в процессе жизнедеятельности культуры) Формальная и неформальная структуры как правило не совпадают. В детских коллективах неформальные связи почти всегда важнее чем формальные. Уровни развития класса как ученического коллектива: 1) Становление коллектива(важное значение здесь имеют усилия педагога, направленное на то, что бы превратить класс в коллектив) 2) Установление влияние актива (происходит стабилизация структуры коллектива; начинают действовать механизмы самоорганизации и само регуляции) 3) Расцвет коллектива Межличностные отношения(МО) МО-взаимосвязи отдельного человека сдругим чел-ком или группой людей. 3 вида МО: 1.по направленности: вертикальные, горизонтальные 2.по целям: деловые (официальные)-отношения между людьми, которые складываются между людьми в силу их должностного положения (такие отношения строятся на основ утвержденных норм и правил) личные – не регулируются нормами права, не зависят от должности и выполняемой работы и не ограничены формальными правилами 3.по модальности: позитивные, негативные, нейтральные. Главная цель здесь- эмоциональная окраска В МО чел-к воспринимает другого чел-ка прежде всего на основе внешнего облика, а затем складывает свои впечатления от слов,поступков и черт хар-ра. В основе восприятия любой личности лежит взаимосвязь хар-ра, поведения и внешнего облика чел-ка. Формы МО: знакомство, дружба,любовь. МО в коллективе:выделяют 4 самые существенные позиции в группе: звезды-ребята, пользующиеся макс. популярностью среди одноклассников. предпочитаемые(популярные)- члены класса у которых достаточно широк круг связей с одноклассниками. отвергаемые – ученики,с которыми большинство класса общаться не хочет, но они сами стремятся к общению. изолированные- те ученики, которые и сами не стремятся общаться с одноклассниками,как и одноклассники с ними. Чтобы выявить статусную структуру класса используют социометрическую методику: один или несколько вопросов,в которых спрашивают учеников, с кем из одноклассников они хотели бы заняться совместным делом. Социально –псих. климат- состояние групповой психики, совокупность отношений членов коллектива к условиям и хар-ру совместной деятельности, к коллегам по работе, к руководителю; качественная сторона межличностных отношений, которая появляется в виде псих. условий способствующих или препятствующих совместной, продуктивной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Факторы влияющие на становление климата 1. Содержание и псих.особенности труда. 2. Состояние материальной базы. 3. Личностный состав коллектива. 4.личность руководителя, стиль руководства. Три основных вида псих.климата в коллективе. 1. С положительной направленностью(здоровый) 2. С отрицательной направл.(нездоровый) 3. С нейтральнойнаправл. (направление четко не определено) Признаки благоприятного соц- псих.климата 1. Субъективные: доверие и высокая требовательность друг к другу,благоприятная и деловая критика, свободное выражение своего мнения при обсуждении вопросов,касающихся всего коллектива, отсутствие давления руководителя на подчиненных, достаточная информированность коллектива о задачах и состояния дел, высокая степень профессиональной увлеченности и взаимопомощи в ситуациях вызывающих не комфортность у членов коллектива, взятие на себя ответственности за состояние дел в группах с каждым из ее членов. 2. Объективные признаки: высокие показатели результата деятельности, низкаячекучесть кадров, высокий уровень трудовой дисциплины, отсутствие напряяженности и конфликтности в коллективе.
63. Конфликты(К) как психолого –педагогическая проблема. К-особая форма отражения обостренного состояния противоречий в МО связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями. К-объективная реальность нашей жизни,их не всегда можно избежать, но необходимо воспитывать культуру разрешения конфликтов. Решения проблем конфликта заключается не в том,чтобы закрывать на него глаза, а в том, чтобы воспитывать в самих себе и в детях и учениках человечность,противостояние обидчику,эмоциональная устойчивость. Причины возникновения конфликтов: 1.дележ общего объекта притязания (власть,слава,популярность и т.д.) 2.ущемление чувства собственного достоинства. 3.непотверждение ролевых ожиданий 4.отсутсвие интересного дела 5.предметно- деловые разногласия 6. Расхождение норм общения и поведения 7.конфликт мгновенной эмоциональной разрядки 8.относительная психологическая несовместимость людей(доминантность и недоминантность;мобильность и регидность;экстраверсия и интраверсия.) 9.вынужденый пересмотр и изменение сложившихся отношений возникает при смене руководства. 10.внутриличностный (хочу не хочу, буду не буду)
64. К. бывают разные по содержанию: деловые и лычные по эффекту оказываемому на жизнь личности или группы: разрушающие и создающие по широте охвата: межличностные, внутриличностные, групповые по времени: кратковременные и затяжные, острые и хронические, устойчивые и эпизодические, явные и скрытые. Некоторые аспекты влияния на конфликты Варианты возможный действий педагога: 1. Позиция силового авторитарного вмешательства в конфликт. 2. Позиция невмешательства. 3. Позиция замалчивания конфликта 4. Поиск путей целесообразного вмешательства в конфликт. В разрешении конфликтов могут использоваться прямые и косвенные методы Прямые: индивидуальная беседа, групповое обсуждение Косвенные: «выход чувств», эмоциональное возмещение, принудительное слушание аппонента, расширение духовного горизонта спорящих. Выделяют шесть форм проявления внутриличностных конфликтов: 1)Неврастения, проявляющаяся в невыносимости к сильным раздражителям, подавленном настроении, снижении работоспособности, плохом сне, головных болях. Неврастения представляет собой один из видов невроза, т.е. нервно-психического расстройства, возникающего на основе непродуктивно и нерационально разрешаемого невротического конфликта. Неврастения возникает как следствие длительно действующих психотравмирующих факторов. 2) Эйфория, проявляющаяся в показном веселье, выражении радости неадекватно ситуации, смехе сквозь слезы. Эйфория сопровождается мимическим и общим двигательным оживлением, психомоторным возбуждением. 3) Регрессия, выражающаяся в обращении к примитивным формам поведения, в том числе и в уходе от ответственности. Представляет собой один из механизмов психологической защиты, отступление в тот психологический период, когда человек чувствовал себя наиболее защищенным. Регрессия поведения характеризует инфантильную и невротическую личность; 4) Проекция, проявляющаяся в форме приписывания негативных качеств другому человеку, критики других людей. Иногда такое состояние называют защитной или классической проекцией, подчеркивая ее связь с психологической защитой; 5) Номадизм, сводящийся к частому изменению места жительства, места работы, семейного положения; 6) Рационализм, сводящийся к самооправданию своих действий и поступков. Он основан на сокрытии от сознания истинных мыслей, чувств и мотивов действий путем формулирования более или менее приемлемых для данной личности объяснений собственного поведения. Рационализм объясняется желанием сохранить чувство собственного достоинства, самоуважение личности.
Date: 2015-07-01; view: 11926; Нарушение авторских прав |