Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Школьный класс как малая социальная группа





Школьный класс- это группа учен-ов, объединённых общей социально значимой целью, деятельностью, имеющая выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью, равенством всех членов класса в правах и обязанностях.

Структура класса:

• Формальная(соотношения членов группы друг относительно другу, заданное из вне и не зависимо от самих учеников)

• Неорганизованная (возникает стихийно в процессе жизнедеятельности культуры)

Формальная и неформальная структуры как правило не совпадают. В детских коллективах неформальные связи почти всегда важнее чем формальные.

Уровни развития класса как ученического коллектива:

1) Становление коллектива(важное значение здесь имеют усилия педагога, направленное на то, что бы превратить класс в коллектив)

2) Установление влияние актива (происходит стабилизация структуры коллектива; начинают действовать механизмы самоорганизации и само регуляции)

3) Расцвет коллектива

Межличностные отношения(МО)

МО-взаимосвязи отдельного человека сдругим чел-ком или группой людей.

3 вида МО:

1.по направленности: вертикальные, горизонтальные

2.по целям: деловые (официальные)-отношения между людьми, которые складываются между людьми в силу их должностного положения (такие отношения строятся на основ утвержденных норм и правил)

личные – не регулируются нормами права, не зависят от должности и выполняемой работы и не ограничены формальными правилами

3.по модальности: позитивные, негативные, нейтральные.

Главная цель здесь- эмоциональная окраска

В МО чел-к воспринимает другого чел-ка прежде всего на основе внешнего облика, а затем складывает свои впечатления от слов,поступков и черт хар-ра. В основе восприятия любой личности лежит взаимосвязь хар-ра, поведения и внешнего облика чел-ка.

Формы МО: знакомство, дружба,любовь.

МО в коллективе:выделяют 4 самые существенные позиции в группе:

звезды-ребята, пользующиеся макс. популярностью среди одноклассников.

предпочитаемые(популярные)- члены класса у которых достаточно широк круг связей с одноклассниками.

отвергаемые – ученики,с которыми большинство класса общаться не хочет, но они сами стремятся к общению.

изолированные- те ученики, которые и сами не стремятся общаться с одноклассниками,как и одноклассники с ними.

Чтобы выявить статусную структуру класса используют социометрическую методику: один или несколько вопросов,в которых спрашивают учеников, с кем из одноклассников они хотели бы заняться совместным делом.

Социально –псих. климат- состояние групповой психики, совокупность отношений членов коллектива к условиям и хар-ру совместной деятельности, к коллегам по работе, к руководителю; качественная сторона межличностных отношений, которая появляется в виде псих. условий способствующих или препятствующих совместной, продуктивной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Факторы влияющие на становление климата

1. Содержание и псих.особенности труда.

2. Состояние материальной базы.

3. Личностный состав коллектива.

4.личность руководителя, стиль руководства.

Три основных вида псих.климата в коллективе.

1. С положительной направленностью(здоровый)

2. С отрицательной направл.(нездоровый)

3. С нейтральнойнаправл. (направление четко не определено)

Признаки благоприятного соц- псих.климата

1. Субъективные: доверие и высокая требовательность друг к другу,благоприятная и деловая критика, свободное выражение своего мнения при обсуждении вопросов,касающихся всего коллектива, отсутствие давления руководителя на подчиненных, достаточная информированность коллектива о задачах и состояния дел, высокая степень профессиональной увлеченности и взаимопомощи в ситуациях вызывающих не комфортность у членов коллектива, взятие на себя ответственности за состояние дел в группах с каждым из ее членов.

2. Объективные признаки: высокие показатели результата деятельности, низкаячекучесть кадров, высокий уровень трудовой дисциплины, отсутствие напряяженности и конфликтности в коллективе.

 


63. Конфликты(К) как психолого –педагогическая проблема.

К-особая форма отражения обостренного состояния противоречий в МО связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями.

К-объективная реальность нашей жизни,их не всегда можно избежать, но необходимо воспитывать культуру разрешения конфликтов.

Решения проблем конфликта заключается не в том,чтобы закрывать на него глаза, а в том, чтобы воспитывать в самих себе и в детях и учениках человечность,противостояние обидчику,эмоциональная устойчивость.


Причины возникновения конфликтов:

1.дележ общего объекта притязания (власть,слава,популярность и т.д.)

2.ущемление чувства собственного достоинства.

3.непотверждение ролевых ожиданий

4.отсутсвие интересного дела

5.предметно- деловые разногласия

6. Расхождение норм общения и поведения

7.конфликт мгновенной эмоциональной разрядки

8.относительная психологическая несовместимость людей(доминантность и недоминантность;мобильность и регидность;экстраверсия и интраверсия.)

9.вынужденый пересмотр и изменение сложившихся отношений возникает при смене руководства.

10.внутриличностный (хочу не хочу, буду не буду)

 

 


64. К. бывают разные по содержанию: деловые и лычные

по эффекту оказываемому на жизнь личности или группы: разрушающие и создающие

по широте охвата: межличностные, внутриличностные, групповые

по времени: кратковременные и затяжные, острые и хронические, устойчивые и эпизодические, явные и скрытые.

Некоторые аспекты влияния на конфликты

Варианты возможный действий педагога:

1. Позиция силового авторитарного вмешательства в конфликт.

2. Позиция невмешательства.

3. Позиция замалчивания конфликта

4. Поиск путей целесообразного вмешательства в конфликт.

В разрешении конфликтов могут использоваться прямые и косвенные методы

Прямые: индивидуальная беседа, групповое обсуждение

Косвенные: «выход чувств», эмоциональное возмещение, принудительное слушание аппонента, расширение духовного горизонта спорящих.

Выделяют шесть форм проявления внутриличностных конфликтов:

1)Неврастения, проявляющаяся в невыносимости к сильным раздражителям, подавленном настроении, снижении работоспособности, плохом сне, головных болях.

Неврастения представляет собой один из видов невроза, т.е. нервно-психического расстройства, возникающего на основе непродуктивно и нерационально разрешаемого невротического конфликта. Неврастения возникает как следствие длительно действующих психотравмирующих факторов.

2) Эйфория, проявляющаяся в показном веселье, выражении радости неадекватно ситуации, смехе сквозь слезы. Эйфория сопровождается мимическим и общим двигательным оживлением, психомоторным возбуждением.

3) Регрессия, выражающаяся в обращении к примитивным формам поведения, в том числе и в уходе от ответственности. Представляет собой один из механизмов психологической защиты, отступление в тот психологический период, когда человек чувствовал себя наиболее защищенным. Регрессия поведения характеризует инфантильную и невротическую личность;

4) Проекция, проявляющаяся в форме приписывания негативных качеств другому человеку, критики других людей. Иногда такое состояние называют защитной или классической проекцией, подчеркивая ее связь с психологической защитой;

5) Номадизм, сводящийся к частому изменению места жительства, места работы, семейного положения;

6) Рационализм, сводящийся к самооправданию своих действий и поступков. Он основан на сокрытии от сознания истинных мыслей, чувств и мотивов действий путем формулирования более или менее приемлемых для данной личности объяснений собственного поведения. Рационализм объясняется желанием сохранить чувство собственного достоинства, самоуважение личности.

 

 







Date: 2015-07-01; view: 11926; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию