Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Педагогическое общение
Под педагогическим общением понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся, имеющее определенные педагогические функции (А.А. Леонтьев). Синтез основных характеристик образует педагогическую систему, которая осуществляет организуемое педагогическим коллективом обучение и воспитание личности. Педагогическое общение характеризуется тройной направленностью (на учебное взаимодействие, на обучающихся и на предмет изучения) и тройной ориентированностью его субъектов: (личностной, социальной и предметной) (Л. А. Хараева). Стадии педагогического общения: 1) моделирование предстоящего педагогического общения в процессе подготовки к уроку (прогностический этап); 2) процесс непосредственного общения (начальный период общения) – «коммуникативная атака»; 3) управление общением в педагогическом процессе; 4) анализ произведенной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи. 3 аспекта познания ребёнка: 1. Научный (основан на психолого-педагогич. эрудиции взрослого); 2. Художественный (осн-ся на умении возвращаться в мир детства); 3.Практический (через продукты детского творчества). Выделяют также три функции педагогического общения. 1. Обучающая. Это ведущая функция, но в то же время является лишь частью многостороннего взаимодействия учителя и учеников. Она производится в специально организованном процессе любого уровня системы образования – дошкольном, школьном, вузовском. 2. Воспитывающая. Обеспечивает процесс нравственного воспитания. 3. Фасилитативная. Она заключается в том, что учитель помогает ученику выразить себя. Заинтересованность педагога в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера общения облегчают педагогическое взаимодействие, способствуют самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию. Стиль педагогического общения – индивид особенности социально-псих взаимодействия педагога и учеников. Стиль отношений характеризующий взаимодействие (учителя и учеников) в процессе воспита-тельной деятельности. 1. Авторитарный. Педагог, исходя из собственных установок, определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Этот стиль общения, по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, формирует невротиков и др. 2. Демократический. Такой стиль характеризуется сотрудничеством участников педагогического взаимодействия. 3. Попустительский. Этот стиль общения характеризуется стремлением педагога практически не включаться в педагогическую деятельность. Такое поведение педагога объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Педагог ориентирован на привлечение каждого к решению общих дел. Особенностями этого стиля являются взаимоприятие и взаимоориентация. Наиболее продуктивным способом сотрудничества является именно демократический. В основе 1-го стиля лежит устойчиво-положительное отношение педагога к детям и делу, стремление совместно решать вопросы организации деятельности Увлеченность совместным творчеством – наиболее продуктивный для всех участниковпед. процесса стиль общения. 2-й стиль общения тесно связан с 1-м стилем. По сути это одно из условий 1-го стиля. 3-й стиль - общение-дистанция – распространенный. Суть его в том, что в системе взаимоотношений педагога и чащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция. 4-й стиль – общение-устрашение – соединяет в себе отрицательное отношение к учащимся и авторитарность в способах организации деятельности. 5-й стиль – общение-заигрывание – проявление либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении. (между учителем и учениками формируются фамильярные отношения) Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и моно логическому. В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон. По Рувинскому стили: «Монблан»: происходит самолюбование учителя своими познаниями. Черты: – Учитель очень мало интересуется своими учениками и взаимоотношениями с ними. Отсутствует контакт с учениками. Происходит формализация всей системы учебно-воспитательного процесса. А) повышение пассивности учеников; Б) полностью утрачивается познавательная инициатива в учебном процессе; В) полностью отрицается управление пед. процессом; «Китайская стена»: барьер между учителем и учеником. Черты: Учитель ставит перед собой цель утвердить свое превосходство над учениками. Стремление к созданию ситуации подчиненности ученика. Снисходительно-повелительное отношение учеников. Равнодушие учеников к учителю. «Локатор»: отношение и общение учителя с учениками сугубо избирательные. «Робот»: авторитарный стиль, для учителя главным является план или идеал, он не обращает внимание на изменившиеся обстоятельства. «Гамлет»: неопределенность, нерешительность человека. Черты: Учитель акцентирует свое внимание на внешние проявления общения, а не на его содержание. «Тетерев»: учитель в процессе взаимодействия с учениками слышит и понимает только себя – изолированность учителя от учеников.
Date: 2015-07-01; view: 720; Нарушение авторских прав |