Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






СУДО Юлия Вадимовна





ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ:

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Фофано В П Абстрактна модел идеологическог процесс и е методологическо значение — С 167.

 

Субъект Коптрсубъект Рис 1 Модел идеологическог процесс в.п Фофанова. Составляющие C — специализированно сознани субъекта С — спе циализированно сознани контрсубъекта M — массово сознани субъекта; — массово сознани контрсубъекта Массово сознани являетс зна чимы факторо формирования развити и функционировани идеологии (шгС и mjCi) Специализированно сознание в сво очередь оказывает влияни н массово (процес пропаганды) одновременн може существо ват пропаганд дву типов СгШ СгШ и Cinii Cima Взаимодействи идео логи (идеологическа борьба представлен н схем ка CiC и CiCi По скольк идеологическа борьб иде и чере массово сознани каждог из субъектов може имет мест влияни ШгС и miC2 Примечательно чт в случа теологи освобождени Cim и ШгС практическ отсутствуют.

 

….

Ф Шлейермахе отверга абсо лютност авторитет Библии целы абзац в не казалис ем лишними, противоречащим христианско вере О иска «ощущени радикально за висимости ка источник знани о Бог и мире Эт чувств (Gefuehl ока зывалос почт синонимо слов «религия» Пр это проводилас гран не тольк межд религие и наукой н и межд религие и богословским дог матами Поскольк субъективны опы являетс критерие теологии т ка жды догма оказываетс в подчинени у эпох и н може претендоват на вечну истинность В отличи о Г Гегеля Ф Шлейермахе н настаивал уникальност христианств п сравнени с другим религиями Однако, отличи о последующи либеральны теологов о отводи особо место Г~~РОССЙйСКАЯ 4 1 ^ОСУДАРСТППНИАЯ I БИСПИОТ£КЛ! ЛИЧНОСТ Иисус Христ и подчеркива (хот н очен настойчиво) чт Он ест Бо в плоти Сут христианств о своди к ощущени радикальной зависимост о искупительно жертв Иисус Христа а поэтом вс учение церкв должн быт построен именн вокру личност Мессии.

….

это работ Д Бонхёффе обрушиваетс с резко критико н Немец ку лютеранску церковь «М лютеране ка вороны слетелис н разла гающийс тру дешево благодат и напилис отравы убивающе жизнь следовани з Христом» О считае оцерковлени немецког обществ ве личайше трагедие Германи и причино легког восхождени к власт на ционал-социалистов Д Бонхёффе види в оцерковлени обществ оборот ну сторон обмирщени церкви П ег мнению эт дв процесс неразде лимы и че дальш заходи оцерковлени общества те боле обмирщается церковь «Коллап официально церкв — неизбежно следстви того что сделал благодат доступно каждом з бесценок М продал оптом догм и таинства м крестили причащал и отпускал грех все наци без всяки услови и даж н спроси разрешения.. Был л когда-либ в ис тори христианизаци мир боле страшно ил боле разрушительно со бытие че это Чт тако тр тысяч саксонцев истребленны Карло Ве ликим п сравнени с миллионам духовны мертвецов населяющи сего дн наш страну?.

….

это работ Д Бонхёффе впервы задумываетс на тем насколько оправда отка о насильственны методо борьбы «Есл м бере прин ци непротивлени ка этически зако дл всеобщег применения т тем самы говори о полно незнани реальности м пребывае в идеалисти чески мечтах строи утопическо царств с удивительным законами ко торы ми никогд н повиновался Делая принцип непротивления основой повседневной жизни в мире, мы отрекаемся от Бога»

….

194 год семинари раскрыл гестаповцы Д Бонхёффе в т время находилс в США в гостя у американски коллег Т уговаривал ег не возвращатьс в Германию началас война гонени проти инакомыслящих усилились к том ж молодог теолог могл призват в армию В отве тот написа письм Рейнгольд Нибуру гд та объясня сво желани вернуть н Родину «мен н буде прав участвоват в восстановлени христи анско жизн в послевоенно Германии есл я н прим сво дол испыта ни вмест с свои народом»^ Эт слов напоминаю мысль высказанную одно и ранни рабо Д Бонхёффера «Диаво всегд буде там гд я долже бы жить н сбежал н пожела подчинитьс вол Всевышнего.

….

Таки образом н уровн массовог сознани противоречи межд ин тересам угнетенны и и приверженность религи угнетателе интуитив ощущается н практическ он искренн ощущаю себ членам тради ционно церкви П Э Фромму эт происходи благодар усилия эксплуа таторов «Челове стремитс к максимальном удовольствию социальная действительност побуждае ег ограничиват многи импульсы и общество стремитс компенсироват индивид эт ограничени другим видам удов летворения безобидным дл общества т ест дл господствующи клас сов Эт вид удовлетворени таког рода чт п сут и можн реализо ват в фантазиях особенн в коллективны фантазиях.. Общи фантазий ны вид удовлетворени имею существенно преимуществ пере инди видуальным мечтаниями благодар свое универсальност эт фантазии воспринимаютс сознание ка реальные Иллюзия котору разделяю все, становитс реальностью.. Таки образом есл мечт угнетенны масс связан с счастливо жизнь в Царстви небесном он н буду затевать мяте с цель свержени существующег строя Чт ж касаетс эксплуата торов т дл ни религи — «облегчени чувств вины вызванног страда ниям тех ког он угнетают»^.


….

Пр построени ново картин мир и ново теологи возникае необ ходимост «имет в свое структур какие-т наглядные чувственны ком поненты чтоб претендоват н истиннност отражени реальност и связ с действительностью н гносеологически свойств социально реальности ка объект отражени таковы чт он выступае как.. ненаблюдаема в свои аттрибутивны качества реальность. В связ с эти теологи свободител прибегаю к метафорам Г С Барано отмечает «Метафориче ско именовани — эт то чт делае политически действи и социальные Кругов Т Г Рол теософи в контекст интегральног духовног кризиса Автореф дис.. канд филос. наук. Новосибирск НГУ 2000 — С 15. Фофано В П Социальна деятельност и теоретическо отражение — С 53 Барано Г С Указ соч — С 38. 0 событи видимыми»' Ка писа Хос Ортега-и-Гассета «Метафор — не заменимо оруди разума форм научног мышления.. Эстетик види в метафор лиш завораживающи отсве прекрасного А потом мал кт в должно мер понимает чт метафор — эт истина проникновени в ре альность. Вводя например Черног Христ ка Освободител негро от дискриминации теолог проникаю в реальност Бога сострадающег угне тенным а Бог в сво очередь отождествляетс с типичны представителем угнетенно социально группы В это момен «происходи сдви значения дословног описани у обеи систем первично и вторичной»^ Этот процес можн назват начало онтологизаци метафоры «И средств по знани и объяснени социально действительност метафор перерастае в средств е преобразования Н это уровн он выступае инструментом организаци массовог поведени и манипуляци общественны мнением; используетс в качеств эффективног средства.. "заражения мас опреде ленным эмоциональным состояниями.

….

Эри Фром объясняет почем именн догма о Иисус Христ обыч подвергаетс наиболе сильны трансформациям «Догма в значитель но степен обусловле реальным политическим и социальным мотива Та же — с 95-96. Ортега-и-Гассе X Дв главны метафоры — С 201,204. Стахов Й Указ соч — С 58. 4 Барано Г С Указ соч — С 96. 1 ми О служи ка своег род знамя а признани знамен означае откры ту принадлежност к определенно группе» Выбо знамен — образа Христ — предполагае осознани индивидо свое принадлежност к кон кретном меньшинств и осмыслени свое цели Тепер встае вопро о просвещени масс т.е о пропаганд иде освобождени сред тех рад кого он разрабатывались.

….

 

Решени уйт в партизан был результато долги душевны терза ний К Торре иска отве на казалось неразрешимы богословски вопрос. Оставаяс в церкви о становилс невольны соучастнико угнетени масс, поскольк церков поддерживал олигархов а эти о наруша заповед Ии сус Христ — любит ближнего ка самог себя Избр'а пут революци 7 оннно борьбы о мо реальн помоч страдающи людям н пр это ока зывалс вовлече в насильственны действи и наруша заповед Божи — убий В конц концов о прише к выводу что ста партизаном о про яви большу любов к ближнем и соверши меньше зло.


….

Одни и таки бедных н талантливы мальчико бы авто термина «теологи освобождения» перуане Густав Гутьеррес О родилс в Лиме, бедно семье и ег решени стат священнико открыл ем пут в иначе недоступны мир В 195 г о закончи Лионски университе в Франции, приня са и вернулс н родину гд служи приходски священнико в маленько церкви преподава богослови и обществоведени в Католиче ско университет и свер этог исполня обязанност капеллан пр На ционально союз католически студенто Перу гд и познакомилс с Че Геваро и Камиль Торресом.

ождени являетс особа ситуаци в страна Латинско Америки где многочисленны сло населени живу в условия ужасающе бедности. Отношени благополучны члено обществ к нищи ка нелюдя делает весьм проблематично проповед о Божие любв и братств все людей. Анали причи нищет приводи латиноамериканског теолог к выводам хот простым н п се ден вызывающи жарки споры Во-первых, внешни фактор экономическа зависимост о СШ и стра Европы во вторых внутренни фактор узаконенны терро проти беднот с стороны олигархо и военных В таки условия единственны выходо теологу освободител видитс разработк концепци Бога симпатизирующег ни щи и оказывающег и предпочтени п библейском принцип «послед ни стану первыми» Хот Бо люби все людей О отождествляется именн с представителе социальног сло нищих открывае и Себ осо бы образо и воюе н и стороне Обязанност церкв — повиноваться Бог и активн участвоват в Ег борьб с эксплуататорами «Теологи все Gutierre G Op.cit. 9 гд контекстуальна он н бывае универсальной» — подчеркивае Г Гуть еррес Та появляетс обра Латиноамериканског Христ с индейскими чертам лиц и автомато н плече.

Фактическ сраз появилс н мене радикальны отве н таку теоло гию а именно теологи освобождения Н эт направлени богословской мысл огромно влияни оказа «бунтарски дух 1960-х а такж работ Д. Бонхёффера Теологи-освободител возражаю теолога надежды «Бо все гд открываетс на в ситуаци историческог освобождения»' Он стара ютс приблизит удаленног Ю Мольтмано и В Панненберго Бога для чег делаю основно акцен н Ег вовлеченност в повседневны страда ни угнетенны людей Трансцендентны поняти (спасени души вечная жизнь ра и ад Царстви Божие практическ исключаютс и дискуссии. Именн поэтом теологи освобождени аналитик относя в разря «ради кально имманентности» «Вмест того чтоб ожидат Трансцендентного Бог в грядуще завершени суде мира он ищу Имманентног Бог в об Con J и ABlackTheologyofLiberation —Р 141. 5 стоятельства сегодняшнег дня В поиска равновеси [межд трансцен дентность и имманентностью он качнул маятни слишко далек в сто рон имманентност Бога.

Таки образом в теологи освобождени центрально мест занимает обра Мессии созданны п подоби угнетенног человека заинтересован ног в освобождении и этом Месси назначаетс рол вожд движени со противления Благодар знакомы черта О вызывае доверие Имманент ны Христо говори н понятно язык и о реальны проблемах Благодаря божественном статус Ег н оспаривают н человеку а Бог приписыва ютс призыв к радикальны действия проти эксплуататоров Таки об разом христианска духовност дополняетс революционным лозунгами.


Новы обра Бог в латиноамериканско теологии В Ново Завет Ии су Христо прям говори о Свое предпочтени тем кт беде и страдает, о сурово наказани дл угнетателей: Когд ж приде Сы Человечески в слав Свое и вс святы Ангелы Ним тогд сяде н престол слав Своей и соберутс пре Ни все народы и отдели одни о других ка пастыр отделяе ове о коз лов и постави ове п праву Сво сторону а козло — п левую. Ортега-и-Гассе X Дв главны метафоры С 212. 3 Тогд скаже Цар тем которы п праву сторон Его «придите бла гословенны Отц Моего наследуйт Царство уготованно ва о соз дани мира иб алка Я и в дал Мн есть жаждал и в напоили Меня бы странником и в принял Меня бы наг и в одел Меня; бы болен и в посетил Меня в темниц был и в пришл к Мне». Тогд праведник скажу Ем в ответ «Господи когд м видел Тебя алчущим и накормили ил жаждущим и напоили Когд м видели Теб странником и приняли ил нагим и одели Когд м видел Тебя больным ил в темнице и пришл к Тебе? И Цар скаже и в ответ: «истинн говор вам так-ка в сделал одном и братье моих меньших т сделал Мне» Тогд скаже и тем которы п леву сто рону идит о мен проклятые в огон вечный уготованны Диавол и ангела его иб алка Я и в н дал Мн есть жаждал и в н на поил Меня бы странником и н принял Меня боле и в темнице и посетил Меня» Тогд и он скажу Ем в ответ «Господи когда видел Теб алчущим ил жаждущим ил странником ил нагим, ил больным ил в темнице и н послужил Тебе? Тогд скаже и в ответ «истинн говор вам так-ка в н сделал этог одном и сих меньших т н сделал Мне» И пойду си в мук вечную а правед ник в жизн вечну (Евангели о Матфе 25 31-36).

Теолог убеждены чт спасение обещанно человек в Библии нельзя сводит к некоем потустороннем событию Например Г Гутьерре резко осуждае иде «развития» распространенну сред латиноамериканских политиков и несущу в себ надежд н неки экономически рос и посте пенно улучшени уровн жизн дл беднейши слое населения Рефор миз н кажетс ем адекватны методо преобразовани обществ именно из-з умеренног характер перемен и неспешност и поверхностности. Johnso Е Ор cit — р 20. ConeJ Н ABlackTheolog o Liberation — P 141. 115 «Тольк радикальны прорыв разрушени статус-кво, глубока трансфор маци систем частно собственности передач власт эксплуатируемому класс и социальна революция способна разрушит зависимост [о ино странног капитала] позволя совершитьс настоящи переменам появится ново общество социалистическо общество.

….

Поскольк «цел являетс первичны элементо живо деятельности», постольк «сам специфик субъект ка носител живо деятельност опре деляетс именн целью»' Трудн найт боле ярко подтверждени этого тезиса че процес создани теологи освобождения Будуч идеологией освободительног движения он н тольк дае описани весьм специфиче ско картин мира н тольк разрабатывае предписани н это основе но активн доказывае эффективност (ил неэффективность свои разрабо то н конкретны делах «Цел определяе отображение н основ отобра жени строитс программа программ реализуетс в действия субъекта»^.

[всегда ли цель определяет отображение?????]

Действительно в расистско Америк 1960- годо негр н могл по зволит себ роскош благодушия Услови жизн белы и черны были слишко различны и привилегированны клас н жела делитьс с бывши рабам своим возможностям получат качественно образование уст раиватьс н высокооплачиваему работу реальн участвоват в политик и влият н экономику В качеств компромиссног вариант негра были предложен замены «черные колледжи «черные больницы «черные» фирмы «черные газет и журналы Примеро може случит родно квар та М Л Кинга улиц Обор в Атланте гд знамениты мечтател провел детство стал символо успех дл негритянског народа Ещ в конце 1940- та открылс коллед п подготовк будущи бизнесменов а к 1960 н это ж улиц открылис больница банк страхова компания адвокат ска контор и издательство вс он принадлежал состоятельны неграм, вс сотрудник такж был неграми.

[«у меня есть мечта…»]

….

Кузнецо Оле Валентинович Исток и смыс «катастрофического» сознани в западно культуре

 

Изображени катастроф в мифа различны народо обычн дает страшну картин крушени мироустройства в эпицентр которог находится человек В эпос кич «Пополь-Вух катастроф описываетс следующим образом когд ли земл почерне и сверх лилас густа смола боги вырывал людя глаза отрывал головы пожирал и плоть крушил жил и ломал кости в избиени люде принял участи животные деревья скал и утварь люд пыталис спастись карабкаяс н деревь и крыш и устремляясь пещеры н деревь и крыш сбрасывал их а скал закрывалис дл них. Ветхозаветно описани будуще катастрофы опирающеес н предани о последни дня и наказани людей выгляди н мене мрачно «Вс истреблю лиц земли - говори Господь Истребл люде и скот истребл птиц небесны и ры морских и соблазн вмест с нечестивыми истреблю люде с лиц земли.. Ден гнев - ден сей ден скорб и тесноты ден опустошения разорения ден тьм и мрака Ден облак и мглы.. И Я стесн люде и они буду ходит ка слепые.. и разметан буде кров их ка прах и плот и как помет.. пожран буде вс эт земля... (Соф 1 2 3 15 17 18) В Коран о грядуще катастроф говорится чт в ден различени неб расколется звезды 21 померкну и осыпятся земл растянется извергне то чт в не и опустеет, гор развеются мор перельются, могил перевернутс (77 8-10 82 1-4; 84 3-4).

многи мифологиях послуживши зате материало для ортодоксальны религий непорочно вначал быти «эволюционирует» посредство впадани в вс больше несовершенство В гностических учениях результато эволюци объявлялос появлени зла Согласн ветхозаветной интерпретаци человечеств впадае в вс больши грех В библейско книге Быти становлени человеческог общежити рисуетс ка последовательное впадени в вс больши гре начина с первородног грех Адам и Евы, чере братоубийство «развращени человеков» поведени Хама гордыню строителе башн д грех содомитов В те религиозны учениях которые некоторы исследовател готов назват «антисистемными» зло представляетс ил ка исходно онтологическо услови суде мира (например манихейство ил ка главны онтологически принци (сатанизм). сравнени с дилеммой относящейс к первопринцип «добр ил зло» дуалистически первопринци «добр и зло» п видимому являетс более древним поскольк соответствуе мифологическом мышлени оппозициями тип «верх-низ» «свет-тьма» Та ил иначе иде прогресса эволюции, возрастани н получил н в мифологии н в религи развития достаточного дл того чтоб и можн был отнест к числ ключевых.

Помим «неисторичности восточно точк зрения в целом и восточной философии Б частности част приписываю «пессимизм в значении «отсутстви оптимизма» Соответственно подразумевается чт Восто чужд восприяти «историческог оптимизма» Воспроизводств этог штамп от одног исследовани к другом объясняетс н стольк врожденным западноевропейски самомнением скольк желание видет конкретную «историческу перспективу» соизмерят с не сво действи и предпринимать усили п е осуществлению В связ с этим мн б хотелос привест мнение Чаттердж и Д Датт о том чт пессимиз в индийско философских См. Бар М А Эпох и идеи Становлени историзма М Мысль 1977. С. 5. 34 система являетс тольк начальной н н конечно стадие учени. Четыре благородны истин Будды ест страдание ест причин страдания есть возможност прекращени страдания ест пут к прекращени страданий.

….

Модел периодическо катастроф и логическ и п видимому, генетическ являетс базово в сравнени с моделям парадигмально и эсхатологическо катастрофы однак я б н рискну устанавливат между этим моделям однозначны иерархически отношения В пределах доступног на понимани истори и судьб кажда и моделе может выступит исходны пункто развертывани все систем представлени о мире Так христианско ил мусульманско миропонимание хот и каждо по своему в целом выстроен эсхатологически Последовател буддизма многие астрофизик и профессиональны философ склонн исходит из представлени о множественност и неисчерпаемост миров о их периодическо возникновени и уничтожении Гуманистическая утопическая ил прогрессивистска направленност ума ил то чт имее отношени к светско религиозности предрасполагае к приняти в качеств исходного пункт размышлени иде уникальност человечеств в вселенной о котором известно чт он появилос сравнительн недавно н неизвестно чт именно сможе остановит ег эволюцию Вмест вс тр акцептаци - окончательность повторяемость начальност - составляю т глубинное единств миропонимания которо дан в систем координат мифологического мышления.

В эсхатологически мифа увязываются конечны судьб отдельног человек и всег человечества чт придает историческом процесс цельност и завершенность.

Представлени о катастрофе нашедши оформлени в соответствующих группа мифов относятся наряд с представлениям о борьб (войне или обустройств в мире к универсальны композиционны темам включающи в себ комплек фольклорны мотиво и сюжетов священны предания а также воспоминани о исторически событиях Миф о катастрофа являются «безмерными в то смысле что с одно стороны могу быт принят за исходну точк развертывани все мифологическо картины а с друго - развертывани картин катастроф позволяе структурироват бытие культур в пространственно-временно отношении В мифологиях, являющихс осново сакральног базис христианско культуры к числу ведущи мотиво тем катастроф относитс моти извечно борьб двух нача - Свет и Тьмы(иранска мифология) добр и зл (иудаистическая), старшег и младшег поколени (греческая) - грозяще разрушением миропорядка моти взаимодействи естественны и сверхъестественны си в кризисны момент истории моти нахождени спасительног выход в критическо ситуации.

Таки образом тем катастрофы ка он предстае в мифа различных народов выражае универсальны черт осмыслени суде мира а также историческог пут человек и человечества Включени иде катастроф в контекс осмыслени истори связан с изменение понимани исторического движени ка движени «и ниоткуд в никуда н понимани пути имеющего сво начал и сво конец Посредство это иде удаетс выразит связь межд индивидуально и всемирно судьбой межд действие естественны и сверхъестественны сил В архаически мифах описывающи глобальные бедствия четк прослеживаетс критическа направленност размышлени о действия богов, котора в развиты мифология приобретае двухсторонний характер Выделени философско-методологическог аспект исследования иде катастроф в мифологически представления позволяе говорит о ее представленност н уровн религиозного а зате и н уровн философског и научног мышления в форм архетипическо структур понимания глобальны процессов В целом представлени о бедстви становятся представлениям о катастроф вследстви постав гибельны событи в человечески пла и придани и вселенског характера.

….

2 Миф о потрясени мироздания: поста стихийны бедстви в человечески план.

 

Разрушительны сил хаос ослабляю действи мировог порядк и могу привест к гибел космоса То чт находитс н периферии вне действи сил свет ил недостаточн освещено вызывае сложны чувства, им одном и которы - страх Стра пере неизвестны связа с тем что возможност контрол на находящимс вн сфер освоенног всегда вызываю сомнения Страша н возможны бедстви сам п себе а та неизвестность котора с ним связана Бед можн успешн преодолеть если хорош к этом подготовиться тогд ка неизвестно чуждо непринимаемо, враждебно Хаос оставшийс посл возникновени (творения космоса, порождае ужас страх с ни связан царств смерт (тьмы) В библейском вариант бездн (хаос создан творцо и ограничен в свои возможностях; морски вод - остатк бездн н земле и те кт противитс богу нарушает мирово порядок могу быт помещен туда п вол бог бездн може быть 8 освобожден о преград В Н Топоро заметил «Мифопоэтически описания мировы катастро ка ра и предполагае н полно изгнани хаоса а только ег оттесненность»' Межд космосо и хаосо не надежны границ, способны ра и навсегд обезопасит человека и посредство образа катастроф в мифологическо картин мир увязываетс взаимодействие порядк и беспорядка быти и небытия.

контекст тем катастроф огон в полно мер выявляе свою бифункциональность С одно стороны огон являетс силой возрождающей чере смерть стихией котора сжигае стары ми дотл и расчищае место дл новог творения Волшебна птиц Феник в греческо мифологии, предвид сво коне (п истечени 500 146 ил 1 95 год жизни) сжигает себ в гнезде чтоб ту ж возродитьс и пепла С друго стороны в образе огн наше сво выражени гне божий Зевс сброси титано в Тартар опалил землю пожаром Огон являетс такж средство наказани людей В религиозно осмыслени о являетс н тольк средство очищения («очистительны огонь») н и средство воздаяния место пребывания грешников гд он обречен н вечны мук («геенн огненная») «Господь 5 омое скверн дочере Сион и очисти кров Иерусалим и сред ег духом суд и духо огня (Ис 4 4).

Приняти н себ вин з вс происходяще был б делом неподъемным есл б н уравновешивалос идее завершени времен. Возрастани ответственност и стремлени к наказани двигаются параллельно че больш ощущени вины те больш желани о него освободиться в мифах гд л1Ьд наказываютс з то чт производя шу или выказываю сво неуклюжест (вариант излишню проницательность), эсхатологически мотив выражен слабо То чт предк горны май не соответствовал замысл богов, - вин сами богов, и челове н принимае на себ чужого ег н преследуе мучительно желани приблизить окончательну развязку о тольк пытаетс предотвратит надвигающуюся опасност посредство жертвоприношений В мифах гд люд наказываются непослушание и н н ког переложит вину он сам нарушили божественны установления Приче нарушени н являетс невольным, божественны установлени нарушаютс в сил желани человек быт самим собой установит преде (беспредельность свои возможностей употребляя научну терминологи - самореализоваться Н бога н угодн людское высокомерие Так в библейско вариант предани о Древне Вавилон люди был наказан з то чт пыталис построит «башн д небе и сделат себе имя».

….

В С Соловьев ест тако высказывание «Ми н долже быт спасен насильно Можн себ представить чт люд работаю вмест на какой нибуд велико задаче и к не сводя и е подчиняю вс сво частные деятельности.. н есл эт задач и навязана... т хот б тако единство распространялось н вс человечество эт н буде истинным всечеловечеством а тольк огромны «муравейником».. Дел н в великост и важност обще задачи а в добровольно е призвании»

диалектическо философи дл обозначени ситуаци устранения отрицательног и сохранени положительног употребляетс понятие «отрицание» «Диалектическо отрицани - эт н голое н «зряшное» отрицание а творческо отрицание когд старо н прост отбрасываетс и уничтожается н «снимается» положительны сторон ег сохраняютс в ново качестве.. Эт «удержание» единств отрицани и преемственност в развити составляе важну черт диалектическог отрицани как 9 универсальног принцип быти и познания»' Здес имее мест известное смешени дву разны смыслов В диалектическо философи сохранение положительног поставлен в контекс иде развития возрастания положительного движени к вс боле совершенном состоянию Эт идея строительств башн д небе и делани творцам себ имени Иде спасения всемирно потоп содержи в себ оди момент н привлекаюший внимани стороннико прогрессивистской точк зрения В ковчег Но спасся ег сы Хам совершивши первы гре в обновленно мире Линия проникновени в ковче отрицательног начал получил сво развити в послебиблейски предания в самы разны культурны традициях Варианты различны нечиста сил проникае н ковчег например в вид мыши жена Но вступае н ковчег в отношени с дьяволом.

Миф о далеки островах обычн окруженны водам смерти, распространен п всем миру Согласн архаичны верования там происходи окончательно уничтожени умершего Например н острове мертвы австралийски аранд душ умерши испепеляютс молние в время грозы В многи древни мифология мест обитани умерши праведнико - эт блаженны острова н которы живу бессмертные н знающи н нужды, болезней н немощно старости Достаточн назват аккадскую, малайскую китайскую ирокезскую греческу мифологии Страны небожителе можн достич в результат опасног пут чере мирову реку ил океан омывающи землю Иде достижени блаженно земл оказалас в свое сниженно вариант настольк популярной чт начина уж с II тыс до э стал снаряжат экспедици н поиск этог «ра н земле» Искомая земл представлялас н тольк острово в океане Так средневековые европейски экспедици снаряжалис н поиск легендарно страны, находящейс где-т в центрально Африк и управляемой ка считалось, неки католически епископом.

цеп парадигматически катастро выявляетс недостаток совершенств людей нежелани человечеств встат н пут спасения, богоборчество стремлени самостоятельн определит сво судьбу Эт серия событий кажды ра оказывающи решающе влияни н дальнейши ход истории достаточн разнопланова и задае нескольк измерений историческог времени Кажда и своеобразны «промежуточных катастроф являетс центральны звено какой-либ и смыслообразующи нитей, составляющи ткан историческог бытия В качеств основны и и числа мн б хотелос выделит сюжеты связанны с Адамо и Евой Каино и Авелем потопом построение вавилонско башн и Содомо и Гоморрой.

….

[представление о человека как о зависимом]

Строительств вавилонско башн - симво гордыни считающейс в христианств одни и главны грехов Строител башн был наказаны смешение языков образование народо и рассеяние и п все земле. Посл потоп человечеств вел сво начал о родны братьев сынове Ноя Сима Хам и Иафета О ни пошл народы которы распространилис по все земл «п языка и в земля их п народа их (Быт 10 32) Н первый взгля здес ест противоречие поскольк в глав 1 говорится «сошел Господ посмотрет горо и башню которы строил сын человеческие И сказа Господь вот оди народ и оди у все язык и во чт начал они делат и н отстану о того чт задумал делать (Быт 11 5 6) Это 103 противоречи логическое н н смысловое Д строительств н земл был оди народ оди язы и одн наречи в то смысле чт люд понимал друг друг и могл объединитьс дл общег дела Народ «распространились по земл и н враждовали Посл того ка Господ смеша и язык так, что «оди н понима реч другого» люд был рассеян (ср: «Разделя и властвуй»).

Итого строительств был н разрушени город и башни а завист к чужи женам влекуща к убийствзаконног муж (Быт 12) спо между родственникам (Быт 13) войн четыре царе проти пят (Быт 14), появлени чужи земел (Быт 15) проблем наследовани (Быт 16-17 и разрушени архетипическо поведенческо стратеги «хозяи - гость в рассказ о Содом и Гоморр (Быт 18-19) Башн («сделае себ имя» и город (дословн Ба Э означае «Врат бога» чт позволяе толковать строительств город ка строительств ра н земле в свое недостроенном вид осталис д си пор Человечеств - это вечны строител - продолжает жит в недостроенно доме В известно смысле н одн и человеческих начинани н може приобрест завершенног вида чт явн н способствует стабилизаци социальны связе и нравственно атмосфер в среде строителей Включаяс в обще дел и умножа сво мощь люд обречен на непонимание и че больш дело те больш непонимание Наглядны тому приме - многочисленны «социальны эксперименты» почивши в бозе

….

Построени земног града осуществляемо рукам людей привело возрастани грех д мыслимог предела ил предельно степени развращенности Тако пут человечества предоставленног самом себе. 104 Здес уместн привест мнени Августин Аврели о том чт человек, предоставленны самом себе влечетс к ничтожеству небытию И чем больше количеств люде оказываетс связанным вместе те больше влечение больши город - больши болезни у толп и армии пр все их противоположности ест обще - потер человеко своег лица Господ не ста б истреблят город и рад десят праведнико (заступничество Авраама) н десят н нашлос и город был уничтожен огне и серо с небес Катастроф имел очистительны и безвозвратны характер все блудодействующи город подверглис казн вечног огн и поставлен в приме (Иуд 5) «Т са себ собираеш гне н ден гнев и откровения праведног суд о Бога, Которы воздас каждом п дела его Тем которые постоянство в добро дел ищу славы чест и бессмертия жизн вечную А тем которы упорствую и н покоряютс истине н предаютс неправде, ярост и гнев (Рим 2 5-8).

рамка религиозног мышлени иде эсхатологическо катастрофы получил развити в тре направлениях которы можн обозначит как эсхатология апокалиптик и хилиастика Эт поняти трудн выстроит в иерархическо порядке вывод одн и другого скоре он выражают различну направленност в осмыслени само идеи являясь смыслообразующим аспектам тем трагическог завершени истории,. модусам (о лат modu мера способ образ вид в логик по модусом понимаетс разновидност силлогизмов определяема формо и взаимозависимость посыло и умозаключений религиозног осмысления тем катастроф в контекст представлени о завершени «все дел человеческих» о неизбежност трагическог завершени истории о конце света.

….

Эсхатологически ожидани характеризуютс ощущение вечност и стремление приобщитьс к вечному В неоортодоксально диалектической теологи истори - эт вхождени бог ка вечност в временност человека, преодолени конечност земног быти заключаетс в приобщени к вечност посредство вер (П Тиллих) Радикальн настроенны мыслители связываю возможност приобщени к вечном лиш с переходом в ино план бытия В качеств пример достаточн назват К Маркс ил П Успенского, создавши разноплановы учения сут которы сводитс к тому что человеческа истори ест предуготовлени к вступлени н поро вечности. Человек ещ ка б предстои приобщени к ней Эт своеобразный антиэсхатологизм предполагающи известну разъединенност суде мир и человека челове переходи в ино пла бытия а ми остаетс миром Здесь ест стремлени к вечности е ожидание н не ощущени вечности. Эсхатологическо ощущени вечност ест ощущени е присутстви в происходящем Ино пла бы д создани человека буде посл крушения мира ест и сейчас.

….

Эсхатологически мотив в философски исследования дан во взглядах выражающи сомнени в возможност активног влияни человека хо истори (например стоицизм неотомизм) в любо учении в котором присутствую провиденциальны мотив (например Ж М д Местр Ж. Боссюэ Г Гегель) Даж у стол воинственн настроенног философа ка К. Маркс ест эсхатологически мотивы в частност - иде объективной необходимости. Наиболе полн ду эсхатологизм и эсхатологически по своем содержани иде выражен в учения русски мыслителе конц XIX 119 начал веков В это можн усмотрет н тольк своеобрази русской философии н и е противоположност западно п идейны истокам.

….

Имее смыс различат апокалиптику апокалиптиз и апокалиптичность Апокалиптиз - эт представленност апокалиптик на уровн идеологи и обыденног понимания Апокалиптичност - это характеристик настроений ожиданий чувств связанны с таки восприятием кризисно ситуации которо выражае стремление к быстром и кардинальном разрешени кризиса желани разрядит атмосферу напряженност посредство активног и решительног вмешательства в ход событий потребност в скорейше наступлени развязки Максим известна: есл узе н распутывается т ег разрубают.

Апокалиптически настроени выражаютс в представления о прорыве, последне решающе усили ил «наше последнем решающе бое» к 123 котором над готовиться закаля вол в сражениях Н стольк очищатьс от скверны скольк очищат о скверны н возведени собора а расчистка Авгиевы конюшен Отсюд - героическо начал и героическа символика сниженны вариантов М Ласки «Истори становлени самог слова «революция показывает, чт в не слились.. космически огон и кровь человеческо доли.. Итак вовс н удивительно чт чере вс современную систем революционно-утопически заклинани проходи эт стержневая символик железа огн и крови. Апокалиптик - эт поис врагов В кризисны периоды отмеченны повышенно социально активностью, эсхатологически ожидани вытесняютс н второ пла апокалиптическими, которы присущ нетерпение желани приблизит неизбежну развязку, расчистит дорог к Царств Божьему отречьс о издержек связанны с прохождение предшествующег отрезк пути.

….

Хилиастическо умонастроение наряд с эсхатологически и апокалиптическим относитс к самы глубоки пласта миропонимания. Челове - существ несовершенно и понимающе сво несовершенство, имеюще представлени о совершенств и стремящеес к нему Челове - единственно существо которо осуществляе критик имеющегос положения позици долженствующего несовершенног - с позици совершенного, предельног - с позици запредельного.

….

Неоднозначно отношени к миллениуму вызванное отчаст близостью ег образ массовы настроениям ожидания и вызываемы им движениям, легк принимающим светску форму отчаст - сложность само проблемы сопряжени временног и вневременного событийног и провиденциального, бесконечног и вечного сложилос уж у ранни христиански теологов. Милленариз бы осужде Александрийско богословско школо в 25 году, зате Августином н поддерживалс Иринеем Оригено и Тертуллианом В средни век о бы осужде и преследуе официально католической церковь ка ересь Я полагаю чт эт н случайно Милленаризм п своей природе весьм взрывоопасна вещь ем прису мощны еретически заряд, способе детонироват революционны настроения особенн - есл в пламя ег жизнеутверждающи иде подбросит хворос конкретны социальных призыво и лозунгов. XYI век анабаптист период Крестьянско войн в Германи и пуритански милленари период Английско революци связал идеи миллениум с преобразование обществ и с достижение блаженного состояни в посюсторонне жизни построение «Новог Сиона н земле что был осужден другими реформированным церквами К век миллениум, одно стороны бы вынесе анабаптистами адвентистами свидетелями Иегов и другим близким к ни направлениям з предел земно истории, друго - ста связыватьс с евангелизацие цивилизованног образ жизни с позиции противоположно коммунистическом пут достижени «новой земл и новог неба» В последне случае милленариз переста быт самим собо и приобре черт утопизма в част стремлени распространит свет знани идеальног общественног устройств посредство разъяснения, 134 научени и примера Разумеется утопиз н первичен О являетс секулярной разновидность идей вдохновлявши апостольско движение.

Архетипически образ милленаристског сознани - новы город («новы Иерусалим») гора н котору над взойт («свято Сион») и сад, которы над возделат и хранит («са Едемский») В структуре милленаристског сознани находя сво выражени надежд и чаяни всех груп общества н в наибольше мер он близк низши слоям. «Люди Пятог Царства» ответвлени английски милленариев понимавши под миллениумо царств справедливост и равенства пыталис провести реформ в польз крестья и городског плебса Пикарты радикально крыло чешски гуситов требовал устранени все сословий исход и иде царства всеобщег равенства Идеологи анабаптизм перво половин XYI века полагали чт начало реализаци царств божьег н земл должн явиться уравнительно ил коллективно землевладение Причино «порчи людей называл частну собственност такж Д Уинстенл и Т Мюнцер полагая, чт миллениу осуществи посредство е упразднения Ф Энгельс это побудил назват иде Мюнцер гениальны предвосхищение условий освобождени «пролетарски элементов»'. Согласн К Мангейму иде близост тысячелетнег царств здесь на земле с давни по несл в себ революционистску тенденцию и как структур сознани объединял «угнетенно крестьянство подмастерьев, люмпен-пролетариат фанатически проповеднико и пр. Однако я б не рискну поставит зна равенств межд настроениям хтонически слое и плебса формирующи образ и сознани различны Дл низши хтонических См. Марк К. Энгель Ф Соч Т 7 М. Просвещение 1972. Мангей К Идеологи и утопия//Утопи и утопическо мышление: Антологи зарубежн лит. Пер с разн яз./Сост. общ ред и предисл В А. Чаликовой М. Прогресс 1991 С 141. 135 слое равенств - эт равны возможност возделыват земл (сад), ослаблени давлени с сторон светски властей «грешнико и противников закон божьего» К примеру евангельски христиан святы сионисты понимаю по «Сионом особы религиозно-хозяйственны объединения в которы следуе дожидатьс второг пришестви Христ и вознесени на иерусалимску святу гору Дл плебс главны являетс башня ил делание себ им («кт бы ничем то стане всем») Равенств городског плебс - это равенств в нищете равенств в отсутстви возможностей Наконец ест еще люмпены которы н дае поко геростратов слава он н готов ничего создат и н могу ничег создать И равенств - эт равенств в завершении «все де человеческих» «трудов» равенств в бездель и паразитизме.

Данност милленаристски иде в чисто виде и завершенность, обнаружилас в полно мер тольк у позднейши милленариев у которых образ сада гор и город составляю разны гран Царств Божия. Практическ вс палитр видо милленаристског сознани представлен у пятидесятников одног и наиболе динамичн развивавшегос в веке позднепротестантског вероисповедания Сторонник постмилленаризма полагают чт Христо вторичн явитс н земл посл (англ post) тысячелетнег царства сторонник премилленаризм утверждают чт второе пришестви состоитс д (англ pre тысячелетия В рамка последнего выделяю космопремилленаризм согласн котором царств будет установлен н небе и геопремилленаризм с позици которог царств божье буде установлен н иерусалимско холм Сион.

Друга крайност - Т Мюнцер, полагавши н только чт Бо в само человеке н и чт полное преображени человек в Дух Божие преврати жизн земну в жизнь небесную Мюнце бы проти насилия н бы уверен чт уничтожение насили произойде в результат насилия яростног восстани против властителе зла Мюнцер обнаживши ме проти слу антихрист в священно битв с ними «ста героем-символо и религиозных и светских революционеров»' квакеры отвергающи насили даж в целя самообороны, могу быт назван символо все пацифистов.

….

Упрощени проблем имманентног и трансцендентног в западной традици привел к обеднени утопическог мышления «классической См. Sargen L Introduction/ Britis an America Utopia Literature. 1516-1978 Boston 1979. См. Кобозе Понятийно-теоретически основ конфуцианской социально утопии//Китайски социальны утопии М. 1987. 139 утопи нравственны идеа трансцендентен первичен а социальная организаци вторична он служи тольк цел реализаци этого трансцендентног идеала В современно утопи главно - разумная организация Он и ест нетрансцендентны утопически идеа.

….

В результате, вмест классическо утопи появилис таки форм утопическог сознания ка «экоутопия (глобально моделирование) «антиутопия («попытка окончательног осуществлени утопи приводи к катастрофическим последствиям Н Бердяев) «дистопия (усилени сегодняшнег кошмар в будущем) «какотопия ('«стран зла») «практотопия («социальное реформирование А Тоффлера) Дл традиционног утопическог сознани на перво мест стои осмыслени социальног идеала дл нетрадиционног - критик существующег порядк и попытк предвосхищени будущего Говоря соотношени традиционног и нетрадиционног западног утопического мышления можн сказат и п другому Нечт (утопически архетип есть нечто есл в ег отношени возможн пароди (сниженны варианты).

….

Наконец существую переходны варианты То ж Бел первоначально развива наукоцентричну верси спасени человечества а зате стал придерживатьс религиоцентричной увиде преодолени кризис культур в религиозно возрождении Представител протестантско «теологии надежды» получивше распространени в Западно Европ в второй половин века Ю Мольтман В Паннерберг Ф Чайлдз пытаясь осмыслит проблем социальног освобождени в русл христианской эсхатологии предпринял попытк создани концепци «революционного хилиазма» С и точк зрения надеятьс - значи быт открытым непредвиденном будущему новы форма бытия христианска надежд - эт усили п радикальном обновлени всег данног порядк быти в имя идеало христианско любви справедливост и человеческо солидарности. Говор о том чт надеятьс означае отказатьс принят настояще как окончательно состояни и в т ж врем - отказыватьс возвращатьс к прошлому «теолог надежды в неявно форм допускаю тези «сегодня лучше че вчера завтр буде лучше че сегодня» подразумева те самым исторически рос и укреплени надежды будуще являетс постоянно входящи в настоящее име прима на ни и на прошлым христианств - «велика социальна надежда» В это чувствуетс влияни эволюционных настроений боле отвечающи дух науки нежел религии Механическая экстраполяци таког рода п видимому н позволяе должны образом осмыслит глубин принцип надежды Т ж само относитс и к обратному варианту Экстраполяци п принцип «есл сегодн хуже че вчера т завтра буде хуже че сегодня такж н вполн применим к принцип надежды.

….

Ка совокупност методологически установо и обща настроенность 193 мышлени катастрофиз противостои н тольк эволюционизму н и альтернативизму первом - в понимани связности втором - в понимании дискретности Дл эволюционизм камне преткновени являетс объяснение скачкообразны изменений пр которы трудн проследит та называемые промежуточны формы С позици альтернативизм целостны образования во первых несоизмеримы а в вторы - и може быт скольк угодн («океан альтернатив П Фейерабенда) С точк зрени катастрофизма пространство возможносте всегд ограничено Ест ещ оди весьм существенны момент. Развити эволюционны иде поставил по сомнени и этическую значимость Альтернативис Фейерабен эпатирова научну общественность принципо «вс дозволено» а альтернативиз н приве к становлени «новой научно этики» Надежд н то чт с это задаче справитьс катастрофизм, научну общественност пок н покинули.

….

Есл у Роззак гибел цивилизаци предопределяетс рациональным началом (предотвращени гибел - эт тольк шанс возможность благое пожелание) т в други варианта н первы пла выдвигается иррациональност человеческог естества Э Фром назва историю цивилизаци хронико садистско разрушительности А Кёстлер сравнив эволюци с лабиринто тупиков прише к вывод о том чт в человеке «заложен какая-т встроенна ошибк ил недостаток обрекающи ег на гибель. Р Аро представи истори ка иррациональны пото событий не подчиняющийся рациональны закона и н имеющи объективны критериев дл определени социальног прогресса Приняти иде Арон з исходный пунк размышлени о будуще позволяе признат трагически исход человеческо истори более че вероятным. Вс вариант теоретическо альтернатив «челове обрече в сил своей природы могу быт разбит н групп в зависимост о того чт в человеческо естеств признаетс источнико смертельно опасности Во первых природ человек - разум психика чувства биология активность В Rosza Th Wlier th Wastelan Ends Politic an Transcedenc in Postindustria Society 1972 XX 2 Koestle A Th Ghos n th Machme L 1971 2 См. Фром Э Анатоми человеческо деструктивности М. 1992. 202 част биологи можн вспомнит концепци К Лоренца челове п природе являетс слабы животным у нег не «естественно этики сильного или механизм запретов присущи хорош вооруженны животны и предотвращающи и взаимно истребление В част активност можно назват вс антитехницистски концепции, объединенны обще мыслью: челове н в состояни контролироват сво нарастающу технологическую мощ и техническо могуществ (Дж Байрем А Бруно Л Мэмфор и многие другие).

….

Прогнозировани в наук може быт подразделен н позитивно и нормативное аналогичн смысл поняти «позитивна экономика и «нормативна экономика» употребляемы в област экономических исследований В основани позитивног прогнозировани находятс архетипы мифологическог миропонимания с ег синкретичностью чуждостью 207 историческо динамик и слитност восприяти действи рациональны и внерациональны факторов Житейски взгля н мир ориентированны н на изменени природ человек ил среды а н успешно обустройств при сложившихс обстоятельствах и сут «позитивно экономики» отвечающе на вопро «чт есть?» близк дру друг п духу Позитивно прогнозирование касаетс вопросо жизнеобеспечени системы е стабильности нейтрализации действи деструктивны факторов а такж вопросо научно-технического, экономического социальног рост и повышени эффективност управления.

основани норматибног прогнозировани находятс архетипы религиозног миропонимания с ег разделение рациональны и внерациональны факторо (естественное которо можн объяснить постичь своим силами и непостижимо вмешательств сверхъестественны сил) с его провиденциальностью и хилиастическим мотивами Сут «нормативной экономики» отвечающе н вопро «чт должн быть?» близк п своему дух теоретизированном взгляд н мир ориентированном н достижение желаемог состояния Цель нормативног прогнозировани является разработк рекомендаций следу которы можн достич состояни системы, соответствующег заране заданны критериям Пр позитивном прогнозировани особо внимани обращаетс н выполнение управленческим структурам охранительно функции пр нормативно - креативно функции И в то и в друго случа предел исследования налично ситуаци очерчен представлениям о пороговы состояниях системы перехо чере которы означае е уничтожение.

все сценариях включающи элемент «гуманитарного» моделирования поражени человек боле че вероятно Пут спасени через возрастани сознательности чт являетс сниженны варианто религиозных представлени о необходимост спасени души выгляди слишком умозрительно хот именн это пут воспринимаетс ка единственно возможный «достойна жизн в условия смерт цивилизации с проблесками надежд н духовно возрождени человечества связываемо с революцие в сознании Согласн О Маркли цель установлени «ново морали является культивировани общност жизненны интересо людей единств всего человечеств и целостно перспектив жизни Р Хиггин предлагае не стремитьс к лучщему ухудша те самы создавшеес положение а достичь хот неустойчивого н баланс межд любовь и ненависть н основ «этики сознательности» Надежд возлагаютс н «ценностну революцию», «планетарно мышление» н вс ново - «нова жизненна философия», «ново сознание» «новы гуманизм»

….

Дл обозначени влияни возможног трагическог будущег н сейчас, исходны данны предвидени в западно социологическо литературе широк используетс специальны терми «эффек Эдипа» Кроме необходимост оценк ситуаци с позици будущег здес присутствуют представлени о необходимост сохранени отрицательно обратно связи межд настоящи и будущим Научно прогнозировани н ограничивается беспристрастно констатацие факто и наложение математически моделей имеющийс фактически материал Н совпада с мифологическим, религиозны ил философски рассмотрение будущего научное прогнозирование особенн в то ег части котора касаетс футурологических сценариев опираетс н соответствующи представлени и включае и в себя ка исследовательски установки Сопряжени результато научных исследовани с идеологическим доктринам отмечен восприятие наукой апокалиптически настроений чем способствуе изначальна установк науки переделывани естества устранени недостатко и преодолени действия деструктивны факторов Сверхдолгосрочны прогно (свыш 15-2 лет) непосредственн опираетс н идеи выходящи з предел обозримой экспериментально ситуации.







Date: 2015-07-01; view: 424; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.039 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию