Тема 14. Общие закономерности воспитания
Занимаясь воспитанием и обучением, педагог профессиональной школы должен не только хорошо представлять себе конкретные педагогические действия, но и знать, какими педагогическими закономерностями они определяются. Так, различают закономерности, лежащие в основе воспитания как социального явления вообще, и закономерности, лежащие в основе воспитания как специально организованного и управляемого процесса формирования личности (педагогические закономерности).
Закономерности воспитания как процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами воспитательного процесса.
Воспитание как социальное явление есть функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно опирается на следующие общие закономерности:
- подрастающее поколение присваивает социальный опыт старших поколений посредством воспитательных отношений;
- содержание воспитания определяется особенностями деятельности, которая характерна для данного этапа развития общества;
- характер воспитания определяется: уровнем развития производительных сил общества и соответствующих им производственных отношений, материальными и духовными ценностями общества, т.е. его культурой; идеологией и интересами общества.
Рассмотрим закономерности воспитания как специально организованного и управляемого процесса формирования личности, приведенные И.Ф.Харламовым Иван Фёдорович. Автор выделяет три группы педагогических закономерностей. К первой группе относятся закономерности, вытекающие из особенностей человека как главного объекта воспитания и определяемые особенностями его психики. Рассмотрим их подробнее.
1. Воспитание и обучение личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловлена тем, что личностное развитие человека происходит благодаря «присвоению» им общественного опыта в самых различных его проявлениях. Но это требует от него соответствующей деятельности. Например, чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Поскольку цель образования заключается в разностороннем и гармоническом развитии личности, то в процесс образования учащихся следует включать разнообразные виды деятельности.
2. Формирование личности учащегося будет более эффективным, если стимулировать ее активность и самостоятельную деятельность. Личность эффективно развивается и формируется только при условии, если она проявляет высокую активность и самостоятельность в деятельности. Как отмечал известный психолог С.Л.Рубинштейн Сергей Леонидович, внешнее формирует личность, только проходя через ее внутреннюю сферу, только опосредуясь ее активностью и реализуясь в ней.
3. В процессе воспитания и обучения необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, т.е. создавать мотивационно-ориентационные основы деятельности. У воспитанников могут отсутствовать внешние мотивы, связанные с учебной и будущей профессиональной деятельностью. В таком случае педагогу приходится эти мотивы создавать самому, опираясь на потребности воспитанников. Мотив как понятие означает субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и определенным образом обоснованная цель. К примеру, общая потребность в учении осознается учащимся как условие своего приобщения к производственной и духовной деятельности в обществе. Конкретные же мотивы учения могут связываться с получением необходимого образования, овладением той или иной профессией, достижением определенного статуса в обществе и т.д. Данная закономерность также указывает на необходимость развития у учащихся соответствующих интересов, склонностей, мировоззрения, убеждений и намерений их будущей деятельности.
4. В педагогическом процессе необходимо выявлять положительные качества учащихся и опираться на них. Открывая перед воспитанниками перспективы их роста и разностороннего развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают они в процессе своего личного формирования. Всякая деятельность требует от них большого напряжения физических сил и нервной энергии.
В этих условиях деятельность учащегося становится более эффективной, если он опирается на свои положительные качества. Задача педагога выявить эти личностные качества и использовать.
5. В процессе воспитания и обучения необходимо проявлять гуманность и уважение к личности воспитанника в сочетании с высокой требовательностью. Характер отношений педагога и учащегося вызывает у последнего определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на его деятельности и развитии. Если эти отношения проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжелательностью и демократизмом, носят гуманный характер, то влияние педагога, как правило, будет вызывать у учащихся положительную реакцию и стимулировать их деятельность.
6. В педагогическом процессе необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Данная закономерность является вполне очевидной. Однако педагоги профессиональной школы, работающие в более-менее стабильном возрастном диапазоне, не всегда учитывают возрастные и индивидуальные особенности своих воспитанников. Уровень и специфика умственного, физического и нравственного развития каждого воспитанника, свойства его характера должны находить соответствующее отражение в процессе образования.
Закономерности второй группы объясняют ход самого педагогического процесса, процесса взаимодействия педагога и учащегося. Педагогический процесс должен быть целостным в отношении всех его составляющих (компонентов), всех его этапов и действий участников в соответствии с целями. Таким образом, можно сказать, что педагогический процесс должен быть технологичным. Это и есть основная закономерность хода педагогического процесса.
Технологичность любого процесса определяется понятием «технология». Технология – это способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология воплощает в себе методы, приемы, режимы работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Совокупность технологических операций образует технологический процесс. Нетрудно видеть, что понятие «технологичность педагогического процесса» также будет включать методы, приемы, операции и т.п. «Продукцией» же его будут соответствующие качества формируемой личности, знания и умения.
Третья группа закономерностей обусловлена взаимодействием педагогического процесса с внешней средой, т.е. с социумом.
1. Воспитание и обучение должно осуществляться в коллективе и через коллектив. Подготавливаемый к жизни человек будет жить в обществе, и поэтому он должен формироваться в духе коллективизма, с развитыми коллективистскими качествами. Данная закономерность хорошо прослеживается в системе воспитания А.С.Макаренко и И.П.Иванова.
2. В процессе воспитания и обучения необходимо добиваться единства в действиях педагога, семьи и общества в целом с его потребностями в отношении подготовки подрастающего поколения. Поскольку педагогический процесс технологичный, то среда, обеспечивающая его протекание, будет оказывать на него большое влияние. Поэтому вполне понятно, что такое влияние должно быть согласованным и обеспеченным целями воспитания и обучения.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте закономерности, лежащие в основе воспитания как социального явления вообще.
2. В чем смысл следующей закономерности воспитания: «В педагогическом процессе необходимо выявлять положительные качества учащихся и опираться на них»?
3. Раскройте сущность закономерности воспитания «В процессе воспитания и обучения необходимо проявлять гуманность и уважение к личности воспитанника в сочетании с высокой требовательностью»
4. К какой закономерности относится следующее утверждение: «Личность эффективно развивается и формируется только при условии, если она проявляет высокую активность и самостоятельность в деятельности»?
5. Раскройте закономерности, обусловленные взаимодействием педагогического процесса с внешней средой, т.е. с социумом.
Date: 2015-07-01; view: 719; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|