Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимосвязь биологического и социального в личности
1. Рассматривая соотношение биологической и социальной эволюции человека, следует принимать во внимание такие биологические отличия человека от животного, которые были замечены учеными в начале XX ст. 1.Ребенок человека, сравнительно со зверенышами, рождается неготовым к самостоятельной жизни его органы не имеют четкой программы поведения, отсутствует специализация относительно приспособления органов к внешнему миру. У него малый набор инстинктов и нет врожденной программы взаимодействия органов. (Он, например, учится ловить шарик ручкой, то есть согласовывать перцепцию (образ предмета) и движения рукой.) Ребенок подобен эмбриону, в котором еще не специализировались функции, не утвердились инстинкты. 2. Период полового дозревания человека в три-четыре раза более длительный, чем у ближайших к нему приматов. Это явление имеет название ретардации (опоздание)[23]. Целесообразность этих особенностей очевидна. Ребенок рождается с пластичной биологией для того, чтобы усвоить «другую природу» — культуру. Ослабленный биологический код предусматривает необходимость усвоения социально-культурного кода. Рука не имеет четко специализированной программы действия, как, например, передняя конечность мартышки. Рука учится действовать. Она будет действовать «по приказу», то есть по культурной программе. Именно поэтому он может выполнять самые разнообразные трудовые операции, может развиться в руку виртуоза-музыканта, хирурга и др. Целесообразность ретардации также очевидна. Замечено, что животные легче «учатся» (производят условные рефлексы) в период полового дозревания, когда их психика пластична, менее консервативна. Следовательно, природа, будто специально растянула его, чтобы ребенок мог усвоить культуру. И в самом деле, именно в этот период она формируется как человек — усваивает язык, мораль, учится оперировать орудиями труды. Этот период еще называют первичной социализацией. Существует определенная согласованность (координация) биологического «дозревания» и усвоения элементов культуры наподобие предварительно установленной гармонии. До года ребенок поднимается на ноги, до двух — начинает говорить, немного позже учится исправлять свои жизненные потребности. И знания в соответствии с его сложностью усваиваются, как правило, в определенном возрасте. Дать, попав маленькими к зверям, даже если с 10—12 годов опять начинают жить среди людей, практически остаются зверями, поскольку время для формирования их как люди были потеряны. Следовательно, ретардация является целесообразной, потому что когда бы человек воспроизводил себе подобных с 3—4 годов, она не могла бы стать культурным существом. Человек от природы не является животным, или, как выражался Ф. Ницше, он является «испорченным животным». Сравнения отмеченных выше особенностей биологии человека и особенностей животного дали основание немецкому мыслителю Ар-нольду Гелену (1904—1976), который разрабатывал проблемы философской антропологии, для вывода, что культура будто запланирована (предусмотренная) в биологии человека. При этом культура не является надстройкой над биологической природой человека, а формируется в согласовании с ней. Ребенок поднимается на ноги, потому что такая возможность заложена в строении ее скелета, она может заговорить, потому что ее гортань приспособлена (запланированная) к артикуляции звуков и тому подобное. 3. Концептуальные направления осмысления проблематики[25]. Какие возможны объяснение подобного органического сочетания биологии и культуры в человеке? Попытки осмыслить проблему человека, руководствуясь не верой, а умом и фактами, а именно на этом обосновываются научный и философский подходы, — выводят на один из двух ответов. 1. Зачатки трудовой деятельности в сочетании с естественным отбором обусловили трансформацию природы человека. Такой точки зрения придерживается марксизм. Он изложен в труде Ф. Енгельса «Роль труда в превращении мартышки в человека». Аргументом на его пользу является явление доместикации — изменения природы животных под воздействием их одомашнения. Собаку и овцу человек приручил приблизительно 12 тысяч лет потому, и они существенно изменили свою природу сравнительно с их дикими родственниками. А человек «одомашнивает» себя уже не меньше трех миллионов лет. Однако генетики выдвигают серьезные аргументы против такого объяснения. По их мнению, радикальное изменение природы человека не могло состояться на основе естественного отбора или влияния культуры, потому они сформулировали другую точку зрения. 2. Изменения природы человека предопределены сильными мутациями (отрабатываются вероятные механизмы, которые повлекли неспециализированное состояние органов ребенка при рождении, а также ретардацию). В результате этих изменений человек, будучи беззащитной и немощной, мог выжить только нетрадиционным способом — через использование орудий труда и сотворения мира культуры. Если в первой концепции культура рассматривается как причина трансформации человека в биологически неполноценного существа, то во второй, напротив, биологическая неполноценность человека является причиной возникновения культуры, она появляется как компенсация этой ущербности. Какая из этих концепций более истинная, или, возможно, они подступаются с разных сторон к истине — на этот вопрос палеонтология (наука об историческом развитии организмов во взаимосвязи с окружающей средой) и биология человека еще не дали окончательного ответа. Да и, в конечном итоге, это не проблема философии. Переход от животного существа к существу культурному предусматривает наличие определенных биологических предпосылок: — культура может существовать лишь в сообществе, которое обеспечивает непрерывный процесс самовоспроизведения культуры. Это значит, что наши далекие животные предки должны были жить стадами. Кстати, жизнь термитов чем-то очень подобное жизни общества: в нем существует биологическая иерархия, своеобразное «деление труда». То есть уже сама организация биологической общности в чем-то будто возвышается над биологическим уровнем; — основой культуры является ум, а его предпосылкой — высокоразвитый мозг, который определяет способности существа. Логично допустить, что у наших животных предков мозг был значительно развит чем у других животных; — культура — это деятельность, труд, она предусматривает применение орудий труда. А это возможно лишь при определенном строении «рабочих органов». Дельфины и свиньи — достаточно способные биологические существа, но из-за отсутствия пригодных конечностей не могут продуцировать культуру и создать мир культуры. Хобот слона может манипулировать вещами, но его возможности ограничены. Следовательно, «мостик», через который наши животные предки перебрались в царство культуры, был очень узким, предусматривал совпадение многих благоприятных случайностей. Независимо от мировоззренческих принципов большинство исследователей считают, что труд (целеустремленная деятельность) сыграл фундаментальную роль в формировании особенного отношения человека к миру и к самой себя. А. Гелен утверждал, что действие (а его понимание действия тождественно труду) может быть отправным пунктом в понимании человека: «Всю организацию человека можно понять, исходя из действия... Под действием следует понимать предполагаемое направленное изменение действительности, а совокупность измененных таким образом фактов... следует назвать культурой».
Эмоциональные процессы и их значение в жизни человека. Основные виды эмоциональных процессов. Эмоциональные процессы - это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизни человека. Эмоции - психическое отражение жизненного смысла явлений, ситуаций, проявляющиеся в форме непосредственного «сиюминутного» пристрастною переживания, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Виды эмоциональных процессов: 1. Аффект - эмоциональный процесс, быстро овладевающий человеком, бурно протекающий, характеризующийся изменениями сознания, нарушением волевого контроля действий, сужением сознания. Основное условие возникновения: невозможность субъекта найти адекватный выход из неожиданно возникшей ситуации. 2. Собственно эмоции. Принято выделять следующие эмоции: радость (положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность); удивление (эмоция, не имеющая четко выраженного знака, реакция на внезапно возникшие обстоятельства); страдание (отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной или кажущейся таковой информации о невозможности удовлетворения жизненно важных потребностей); гнев (отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения потребности); отвращение (отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектом, соприкосновение с которым вступает в резкое противоречие с представлениями и установками субъекта): презрение (отрицательное эмоциональное состояние, порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, объекта); страх (отрицательное эмоциональное состояние, которое появляется при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности): стыд (отрицательное эмоциональное состояние, которое выражается а осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности ожиданиям окружающих и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике). 3. Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. Свойства чувств: - чувства более длительны, чем другие эмоциональные состояния; - чувства предметны - отражают устойчивое отношение к конкретным объектам (реальным или воображаемым); - чувства устойчивы и постоянны; - чувства возникают как обобщение эмоций. Чувства могут быть интеллектуальными, эстетическими, нравственными, практическими, мировоззренческими. 4. Настроение-общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени отдельные психические процессы и поведение субъекта. Настроение не предметно, а личностно; разлитое состояние личности; бессознательная оценка того, как в данный момент для личности складываются обстоятельства; для настроения характерна большая устойчивость, интенсивность; настроение причинно обусловлено: зависит от общего состояния здоровья, тонуса нервной системы. 5. Страсть - сильное, глубокое, абсолютно доминирующее переживание, выраженное в сосредоточенности на объекте. В страсти объединяются эмоциональные и волевые процессы; страсть всегда направлена на объект. 6. Стресс - нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс - неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования Функции эмоций: 1) отражательная; 2) сигнальная; 3) побудительная; 4) подкрепляющая; 5) переключающая; 6) приспособительная; 7) коммуникативная (вербальное и невербальное выражение эмоций).
Date: 2015-07-01; view: 678; Нарушение авторских прав |