Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование полифункциональных возможностей музыкальных сюжетно-игровых комплексов в воспитании дошкольников





В исследованиях Л.С.Ходонович акцент делается на использовании не отдельных музыкально-дидактических игр, а целых игровых комплексов, в которых игры объединены единым сюжетом, а центральной задачей является развитие музыкально-творческих способностей дошкольников. Такой подход усиливает полифункциональные свойства сюжетных музыкально-дидактических игр за счет их объединения, позволяет стимулировать интегрированные виды музыкального творчества;

Новое содержание сюжетных музыкально-дидактических игр и музыкальных сюжетно-игровых комплексов изменяет традиционные формы их применения и методику проведения.

В игровых комплексах предусмотрена возможность проявления дошкольниками творчества в разных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Содержание игр побуждает к синтезу разных видов творчества и проявлению ребенком своих индивидуальных способностей в предпочитаемом виде музыкально-творческой деятельности. В то же время многие творческие задания игровых комплексов составлены с целью объединения детей по интересам к видам деятельности, по уровню развития музыкально-творческих способностей, по выбору игровых персонажей, игровых задач и путей наиболее верного их решения. Деятельность детей, вовлеченных в музыкальный сюжетно-игровой комплекс, позволяет более глубоко и разносторонне познать личностные и индивидуальные качества сверстников, компенсировать свои неудачи в одном виде музыкальной деятельности за счет успеха в другом, испытать успех как уверенному в себе ребенку, так и застенчивому, робкому. Опора же при этом на преимущественно игровые мотивы, специфические для дошкольного возраста, делает и обучение детей соответствующим их природе, способствует успеху.

Музыкальный сюжетно-игровой комплекс можно рассматривать как форму организации игровой музыкально-творческой деятельности детей, в которой возможно осуществление индивидуально-дифференцированного подхода. Например, дети с развитым звуковысотным слухом могут проявить себя в музыкальных сюжетно-игровых комплекса «Плыви, кораблик!» (игра «Давайте познакомимся!»), «Новые приключения Буратино» («Спой ноту!»), «Коцiк і Пеўнiк» («Песенька Пеўнiку> «Лiсiчкiны прыпеўкi)») и других. Девочки, отличающиеся достаточно развитым музыкально-ритмическим чувством, могут демонстрировать сверстникам свои сильные стороны в игровых комплексах «Принцу Ритму на подмогу» («Топотушки и Хохотушки»), «Доктор Айболит» («Танец Дельфинов», «Полет Орла») и других. Мальчики с развитым тембровым слухом проявят себя в комплексах «Веселые музыканты» («Чей оркестр лучше?»), «Приключения принца Тембра», «Звучите, ноты!» и других. Музыкальные сюжетно-игровые комплексы позволяют самоутвердиться в значимой деятельности и тем детям, чьи музыкальные способности развиты недостаточно, при этом обладающим относительно высоким уровнем познания в сфере музыкального искусства, памятью, желанием заниматься музыкой («Звучите, ноты!», «Гномы музыканты», «Принцесса Динамика» и другие).

Содержание и структура музыкального сюжетно-игрового комплекса предполагает установление такого характера педагогического взаимодействия, в основе которого лежит личностно-ориентированное общение, эмоционально-положительный тонус, сопереживание, содружество, сотворчество.

 

Тема 9. Методика приобщения дошкольников к музыкальному восприятию

Вопросы:

1. Задачи музыкального восприятия

2. Формы организации музыкального восприятия

3. Этапы организации музыкального восприятия, методы и приемы

4. Требования к репертуару по слушанию музыки

1.Задачи музыкального восприятия

Интерес к музыке и потребность в ней формируются, прежде всего, в процессе ее восприятия-слушания. Большой вклад в разработку проблем музыкального восприятия внесли Б.В.Асафьев, В.Н.Шацкая, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, Н.А.Ветлугина. Особое внимание этому виду деятельности уделялось в системе музыкального воспитания, созданной в СССР в 70-ые годы 20 века (автор Дмитрий Кабалевский), глубоко разработана проблема приобщения дошкольников к восприятию музыки в работах Ольги Петровны Радыновой (Москва) (90-ые годы 20 века, программа «Музыкальные шедевры»). Отдельные аспекты этого вида деятельности раскрыты в исследованиях белорусских ученых: Г.А.Никашиной, Г.В.Савельева.

Восприятие музыки как вид музыкальной деятельности трактуется несколько шире, нежели сам психический процесс, подразумевающий только отражение явлений действительности в сознании человека. Восприятие музыки – это активный процесс не просто ее «слушания», а процесс «слышания», подразумевающий понимание, познание музыкального образа, связанное с активностью эмоций, мышления и воображения. Свойствами музыкального восприятия является целостность, эмоциональность, осознанность, образность. Особенность музыкального восприятия как вида деятельности детей в том, что 1) он доступен детям уже в раннем возрасте (данные некоторых исследований говорят о восприятии музыки уже в период внутриутробного развития человека); 2) восприятие музыки является обязательным компонентом любого другого вида музыкальной деятельности: так, любому исполнению (песни, пляски, попевки на музыкальном инструменте) обязательно предшествует восприятие, музыкальное творчество также опирается на имеющийся у человека слуховой опыт, накопленный в процессе восприятия достаточно широкого круга произведений. Трудно переоценить роль музыкального искусства и его восприятия детьми в развитии эмоционального мира ребенка, эмпатии (через сопереживание музыкальному образу), произвольного внимания. Велико значение восприятия музыки и для интеллектуального и речевого развития: оно способствует формированию навыков анализа и синтеза, обобщения, сравнения, обогащает лексику ребенка (особенно прилагательными), способствует развитию связной речи (в ходе высказываний о музыке, выражения своего отношения, собственных суждений). Все сказанное позволяет считать восприятие основным видом музыкальной деятельности дошкольников.

2. Формы организации музыкального восприятия

Восприятие музыки в д/у проводится в следующих формах:

1. Восприятие музыки как компонент любого вида музыкальной деятельности.

2. Восприятие музыки как самостоятельный вид детской музыкальной деятельности:

А) как часть музыкального занятия (чаще всего обязательная) во всех возрастных группах (3-6 минут)

Б) как самостоятельное занятие, часто во второй половине дня в среднем и старшем возрасте (10 и 15 минут).

3. Восприятие музыки на праздниках, досугах (особенность восприятия здесь – не проводится анализ музыкального произведения).

Задачи музыкального восприятия:

1. формирование способности сопереживания образу;

2. развитие музыкальности (эмоциональной отзывчивости на музыку, ладовысотного чувства, динамического и тембрового слуха, репродуктивного музыкального мышления и музыкальной памяти), специальных способностей к этому виду деятельности (способности целостно и дифференцированно воспринимать музыку);

3.формирование оценочного отношения к музыке;

4.обогащение слухового опыта;

5.формирование знаний о музыке.

В каждой возрастной группе особое внимание уделяется и таким задачам, как: развитие слухового внимания и музыкально-сенсорных способностей в младшем возрасте; развитие репродуктивного мышления и музыкальной памяти в среднем возрасте; формирование знаний о музыке, начал музыкального вкуса и оценочного отношения в старшем возрасте.

 

3.Этапы организации музыкального восприятия, методы и приемы

Полноценное восприятие музыки состоится, если при его организации педагог, во-первых, учитывает закономерности самого процесса музыкального восприятия (от целостного к дифференцированному и вновь к целостному), и, во-вторых, использует разнообразные методы и приемы, активизирующие восприятие. В организации восприятие музыкального произведения, как правило, придерживаются следующих этапов:

1. Первичное восприятие музыки (целостное).

А) эмоциональная настройка на восприятие произведения (беседа, рассказ, сюрпризный момент, загадка, игрушка и т.п.). При этом, как правило, сообщается название произведения и его автор.

Б) выразительное исполнение музыки (ТСО или живое звучание).

В) беседа о прослушанной музыке. Основной вопрос: «Какие чувства выражены в музыке?”, “Каков характер музыки, ее настроение?” В ходе беседы могут использоваться (особенно с младшими дошкольниками) методы уподобления характеру звучания музыки: мимическое, тактильное, интонационное. Далее музыкальный образ раскрывается посредством обсуждения вопроса “О ком (о чем) рассказывает музыка?»

2. Повторное восприятие (дифференцированное).

А) повторное исполнение (целиком, а затем и по частям) с акцентированием различных особенностей произведения (смена динамики, тембров, частей и др.). Используются методы уподобления характеру звучания музыки: вокальное, моторно-двигательное, тембровое, цветовое; другие виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах, в которых не стоит цель выработки новых умений, а имеющиеся у детей навыки исполнения необходимы для более глубокой дифференциации восприятия, поддержания интереса детей;

Б) параллельно с исполнением отрывков - беседа о музыке, главный вопрос в которой «Как рассказывает музыка?»

3. Узнавание и осознанное восприятие (целостное):

А) узнавание произведения по отрывку;

Б) уточнение, пояснение характера музыки и образа, средств музыкальной выразительности;
В) сравнение произведения с другим произведением (знакомым или новым), по принципу контраста либо сходства (по названию, жанру). Например Э.Григ «Шествие гномов», «В пещере горного короля» и М.П.Мусоргский «Гном»; П.И.Чайковский «Баба Яга», А.Лядов «Баба Яга», М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках»; Э.Григ «Утро» и М.П.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»; Циклы «Времена года» А.Вивальди и П.И.Чайковского.

4.Требования к репертуару по слушанию музыки

Преобладание гаммы светлых, жизнерадостных чувств и настроений, поскольку музыка воздействует на ребенка физиологически.

1. Художественность музыкального репертуара. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки для развития музыкального, эстетического вкуса, появляются первые музыкальные предпочтения. Очень важно, чтобы дошкольники воспитывались на музыкальных образцах, которые являются общепризнанными музыкальными шедеврами, что не исключает использование и современной, популярной музыки, которая не противоречит этому требованию.

2. Разнообразие музыки. В музыкальном репертуаре должны присутствовать как произведения фольклора, так и классической музыки, лучшие образцы современной и специфически «детской» музыки. Наличие произведений разных стилей, эпох позволит обогащать слуховой опыт дошкольников, расширять их кругозор, сделает их восприимчивыми к разнообразным «музыкальным языкам». По данным некоторых исследований, способность к восприятию различной музыкальной стилистики с возрастом снижается, подобно тому, как снижается способность к овладению вербальными языками (музыка и речь имеют общую интонационную природу).

3. Доступность произведения. Как по критериям эмоциональной доступности, доступности музыкального языка, так и по критерию времени восприятия музыки (около 2-ух минут непрерывного звучания);

Этим требованиям удовлетворяют известнейшие произведения, получающие все более широкое использование в практике работы д/у. Например, классическая музыка: фортепианные пьесы из альбомов П.И. Чайковского (Детский альбом), А.Т.Гречанинова (Детский альбом), Р.Шумана (Альбом для юношества), С.С.Майкапара (Бирюльки), Г.В.Свиридова (Альбом пьес для детей), Д.Д.Шостаковича (Танцы кукол), белорусского композитора Г.Вагнера («Детский альбом», «В мире сказок») и др.; симфонические произведения: «Детская симфония» И.Гайдна, Сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе, симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и волк», симфонические картины А.Лядова «Кикимора», «Баба Яга» и др.

 

Date: 2015-07-01; view: 1062; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию