Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность. Проблемы свободы и ответственности





Литература

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1989.

Лосский Н.О. О богословском понятии человеческой личности // Богословские труды. 1975, № 14.

Розанов В.В. Легенда о Великом Инквизиторе. Опыт критического комментария // Несовместные контрасты жития. М., 1990.

Сахаров А.Д. Мир, прогресс и права человека. Л., 1990.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

 

Ценностное освоение человеком действительности - важнейшая форма ду­ховного освоения мира. Можно представить культуру как мир воплощенных ценностей, преобразованную сообразно ценностям природу как самого человека, так и мира. Человеческое бытие не просто физический, биологический процесс, но всегда неразрывно связано с осмыслением собственного бытия. Осмысление буквально означает внесение в жизнь смысла. Осмысление - это поименование действительности, установление значения объективности для человека. Преобразование человеком мира идет в направлении реализации идеальных ценностей, одухотворения природной материи.

Телеологические свойства явлений, раскрываемые ценностным сознанием, - это не природно-реальные их признаки. Они присущи не вещам самим по себе, но обретаются в процессе их вовлечения в круг человеческого бытия. Телеологическое, должное, значимое свойство явления и есть его ценность. Последнее дается человеку обычно вместе с ее носителем и переживается как особое свойство предмета, однако отношение ценности к ее носителю отлично от отношения свойств вещи к ней самой как таковой. Бытие ценности не в наличном бытии "здесь и теперь", оно телеологично. Ценность есть то, что дает идеальной цели силу воздействия на способ и характер человеческой деятельности.

О свободе человека можно говорить только тогда, когда детерминация его деятельности отлична от естественно-причинной зависимости. Цель человече­ской деятельности есть нечто свободно выбираемое и полагаемое человеком, т.е. ценность. Понятие ценности желательно сравнивать с понятием истины (см. тему 10). При определенном подходе истина совпадает с ценностью как телеологической Причиной вещи.

Чтобы подойти к определению человеческой личности, зададимся вопросом, а что есть личное? Личное - это мое, принадлежащее мне, — моя рука, моя мысль, мой поступок, мой дом и т.п. Такое "тотальное" стяжание возможно вследствие субъективности индивида: индивид является субъектом мысли и действия, сознающим себя таковым. Человеческая индивидуальность обусловлена многими обстоятельствами - социальными отношениями, историко-культурной наследственностью, психофизической природой. Человеческая индивидуальность вроде бы результат действия этих причин. На каком основании тогда человек "присваивает" себе как автору результаты объективных причинно-следственных связей? Дело в том, что все эти детерминации преломляются через человеческую субъективность, осознаются человеком. Вся этика и право основываются на принципе вменяемости человеку его поступков, как если бы у него была свобода выбора.

Ценностное осмысление и целеполагание выводит человека за рамки есте­ственной необходимости. Свобода в таком случае есть выбор ценности и ее осуществление (следование ей). Личность - реальность "сверхъестественного" порядка, порядка культурного, ценностного. Личность есть то, что обуславливает единство человеческой субъективности, отдельных психических состояний и актов. Личность - источник преодоления причинности естественного порядка, источник творческой активности. Личность - источник свободы, личность делает выбор и утверждает, претворяет ценности. "Личность есть несводимость человека к природе" (Владимир Николаевич Лосский, ведущий православный богослов XX века). "И познаете Истину и Истина сделает вас свободными" (от Иоанна, VIII, 32), - гласит Евангелие. Важно также вспомнить знаменитый тезис Гегеля о свободе как познанной необходимости. Не следует понимать свободу как автоматическое следствие знания. Человек "принимает" необходимость только тогда, когда она ценностно окрашена, воспринимается не просто как "должное", но "должное" в смысле истинного, согласующегося с доминирующим идеалом рациональности, этическими и эстетическими ценностями.

 








Date: 2015-07-01; view: 462; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию