Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






По теме занятия. Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии





Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

 

 

«Утверждаю»

 

 

зав. кафедрой _____________

проф. Сазонов С.В.

22.05.2008 г.

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Факультет: лечебно-профилактический

Курс: I (первый)

Семестр: II (второй)

 

 

1.ТЕМА: нервная ткань

 

2.ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: используя световой микроскоп изучить гистологические препараты: ОГП - хроматофильная субстанция, нейрофибриллы, миелиновое нервное волокно, пластинчатое нервное тельце; ДГП – эпиндимная глия, нервно-мышечное веретено, синапс.

 

3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

3.1. Приобрести навыки чтения гистологических препаратов по теме

занятия;

3.2. Изучить элементы нервной ткани — нейроны и нейроглию, знать источники их происхождения в эмбриогенезе, особенности строения, связанные с функциями.

3.3. Понимать принципы классификации нейронов как материальной основы рефлекторных дуг.

3.4. Уметь определять на препаратах нейроны и нейроглию разных типов.

3.5. Уметь идентифицировать на микропрепаратах хроматофильную субстанцию (субстанцию Ниссля, или базофильное вещество) и нейрофибриллы;

3.6. Изучить микроскопическое и субмикроскопическое строение миелиновых и безмиелиновых нервных волокон и научиться различать их на микропрепаратах.,

3.7. Изучить инкапсулированные и неинкапсулированные нервные окончания.

 

По теме занятия

студент должен знать: гистологическое строение ОГП и ДГП.

 

студент должен уметь: самостоятельно работать с гистологическими препаратами, зарисовывать данные препараты в альбоме и делать обозначения их структурных элементов.

 

4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ – 3 часа.

5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

5.1. Какие общие признаки строения клетки присущи нейронам.

5.2. Особенности строения и функционирования нейронов.

5.3. Классификация нейронов (морфологическая, функциональная).

5.4. Эмбриональные источники развития нейронов, нейроглии.

5.5. Классификация нейроглии. Функциональное значение глиоцитов.

5.6. Строение нервного волокна. Идентично ли понятие отросток нервной

клетки и нервное волокно.

5.7. Отличие аксона и дендрита.

5.8. Нервное окончание, их классификация. Строение мионеврального

синапса, строение нервно-мышечного веретена.

5.9. Нейронная теория, вклад русских и советских морфологов в

разработку нейронной теории.

6. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ:

На занятии студенту необходимо выполнить:

6.1. Изучить основные гистологические препараты (ОГП) –

хроматофильная субстанция, нейрофибриллы,

миелиновое нервное волокно, пластинчатое нервное тельце; ДГП –

эпиндимная глия, нервно-мышечное веретено, синапс.

 

6.2. Зарисовать в альбом гистологическое ОГП.

6.3. Сделать обозначения к рисункам.

Методические указания к выполнению задания:

Препарат № 1. «Нейрофибриллы в мультиполярных нервных клетках

ДГП - 53 спинного мозга», (импрегнация азотнокислым серебром).

При малом увеличении микроскопа найти более темное серое вещество спинного мозга, занимающее центральную часть препарата и имеющее на разрезе формы буквы Н. В более массивных выступах серого вещества (в передних рогах) отыскать группы нервных клеток.

При большом увеличении рассмотреть несколько крупных с многочисленными отростками (мультиполярных) нервных клеток. Обратить внимание на светлые, пузыревидные ядра нервных клеток, в которых хорошо заметны ядрышки. Нейроплазма содержит специальные органеллы – нейрофибриллы, которые в теле клетки образуют сплетения, а в отростках идут параллельно.

Зарисовать 2-3- мультиполярных нервных клетки.

Обозначить:

 

1. Тело нейрона и в нем:

а) неврилемма,

б) нейроплазма,

в) нейрофибриллы,

г)пузыревидное ядро.

2. Отростки нервных клеток.

 

 

Препарат № 2. «Базофильное вещество в мультиполярных клетках

ОГП – 50 спинного мозга», (окраска метиленовым синим).

При малом увеличении найти отростчатые нервные клетки, выделяющиеся голубой окраской на бледном фоне среза.

При большом увеличении рассмотреть 2-3 крупных мультиполярных нейрона. Обратить внимание на расположение в цитоплазме тела нейрона и в дендритах небольших голубых образований, имеющих вид глыбок или пластинок, называемых базофильным веществом. В аксоне базофильное вещество отсутствует. Между нервными клетками видны мелкие голубые ядра нейроглии.

Зарисовать нервные клетки.

Обозначить:

 

1. Тело нейрона и в нем:

а) базофильное вещество,

б) светлое ядро.

2. Дендриты.

3. Аксон.

4. Ядра сателлитов.

Препарат № 3. «Миелиновые нервные волокна», (импрегнация осмием).

ОГП – 51

При малом увеличении микроскопа найти неповрежденные изолированные нервные волокна.

При большом увеличении рассмотреть отрезок одного, двух волокон.

Центральная часть волокна, остающаяся на препарате светлой является осевым цилиндром, т.е. отростком нервной клетки.

Периферическая часть волокна образована леммоцитами (олигодендроглия). Питолемма этих клеток, неоднократно вращаясь вокруг осевого цилиндра, дает миелиновую оболочку, на препарате темно-серого цвета. Границами леммоцитов являются узелковые перехваты (перхваты Ранвье). По ходу миелиновой оболочки заметны светлые линии, пересекающие толщу миелина – насечки миелина (насечки Шмидт-Лантермана). Самая наружная часть леммоцита (цитоплазма и ядро) видна в виде тонкого слоя – неврилеммы.

 

Зарисовать 2-3 волокна.

Обозначить:

1. Осевой цилиндр.

2. Миелиновая оболочка.

3. Насечки миелина.

4. Узелковые перехвты.

5. Неврилемма.

 

 

Препарат № 4. «Пластинчатое нервное тельце», (окраска гематоксилином

ОГП – 53 и эозином).

При малом увеличении микроскопа найти слоистые образования округлой формы.

При большом увеличении рассмотреть внутреннюю колбу, располагающуюся в центре и имеющую на препарате зернистое строение, здесь заканчиваются телодендрии. Наружная колба образована множеством концентрических пластинок. Между пластинками расположены клетки, на препарате видны лишь их ядра.

Зарисовать пластинчатое тельце.

Обозначить:

 

1. Внутренняя колба с телодендриями.

2. Наружная колба и в ней:

а) пластинки,

б) ядра клеток.

 

Препарат № 5. «Клетки макроглии (эпиндимоглия)», (окраска

ДГП – 57 метиленовым синим).

При малом увеличении микроскопа найти спинномозговой канал, выстланный высокими призматической формы клетками – эпендимоцитами.

При большом увеличении рассмотреть строение эпендимоцитов. Обратить внимание на тесное их расположение и на наличие овальной формы – ядер.

Зарисовать просвет канала, выстилающие его эпендимоциты.

Обозначить:

1. Просвет спинномозгового канала

2. Эпендимоциты

 

Препарат № 6. «Клетки макроглии (астроглия)», (импрегнация серебром).

ДГП – 57

 

При малом увеличении микроскопа найти звездчатые клетки, напоминающие «жучки».

При большом увеличении рассмотреть 2-3 клетки, обратив внимание на небольшое тело клетки со слабо заметным ядром и многочисленными отростками.

Зарисовать 2-3 астронита.

Обозначить:

1. Тело астронита.

2. Цитоплазматические отростки.

 

Препарат № 7. «Двигательное нервное окончание (аксоно-мышечный ДГП – 56 синапс)», (импрегнация серебром + гематоксилин - эозин).

При малом увеличении найти мышечные волокна (окрашены в жёлтый цвет). К ним подходят миелиновые нервные волокна чёрного или тёмно-коричневого цвета и дают терминальные ветвления. В области терми нальных ветвлений видны ядра глиоцитов. Поперечная исчерченность мышечного волокна в области нервного окончания отсутствует.

 

Зарисовать двигательное нервное окончание.

Обозначить:

1. нейро-мышечное окончание,

2. миелиновое нервное волокно,

3. концевые ветви аксона,

4. ядра леммоцитов,

5. поперечно-полосатое мышечное волокно.

 

 

7. ВОПРОСЫ К ИТОГОВЫМ КОНТРОЛЯМ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ:

Date: 2015-06-12; view: 514; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию