Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






По теме занятия





Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

«Утверждаю»

 

_____________

зав. кафедрой

проф. Сазонов С.В.

02.04.2009 г.

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

Факультет: стоматологический

Курс: I (первый)

Семестр: II (второй)

 

 

1.ТЕМА №11: Нервная ткань.

 

2.ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: используя световой микроскоп изучить гистологические препараты: ОГП - нейрофибриллы, хроматофильная субстанция, миелиновое нервное волокно, пластинчатое нервное тельце; ДГП –эпиндимная глия, нервно-мышечное веретено, синапс.

 

3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

3.1. Приобрести навыки чтения гистологических препаратов по теме занятия;

3.2. Изучить элементы нервной ткани — нейроны и нейроглию, знать источники их

происхождения в эмбриогенезе, особенности строения, связанные с функциями.

3.3. Понимать принципы классификации нейронов как материальной основы

рефлекторных дуг.

3.4. Уметь определять на препаратах нейроны и нейроглию разных типов.

3.5. Уметь идентифицировать на микропрепаратах хроматофильную субстанцию

(субстанцию Ниссля, базофильное вещество), нейрофибриллы;

3.6. Изучить микроскопическое и субмикроскопическое строение миелиновых и

безмиелиновых нервных волокон и научиться различать их на микропрепаратах;

3.7. Изучить инкапсулированные и неинкапсулированные нервные окончания.

 

По теме занятия

студент должен знать: гистологическое строение ОГП и ДГП.

 

студент должен уметь: самостоятельно работать с гистологическими препаратами ОГП, зарисовывать данные препараты в альбоме и делать обозначения их структурных элементов.

 

4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ – 2 часа.

5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

5.1. Какие общие признаки строения клетки присущи нейронам.

5.2. Особенности строения и функционирования нейронов.

5.3. Классификация нейронов (морфологическая, функциональная).

5.4. Эмбриональные источники развития нейронов, нейроглии.

5.5. Классификация нейроглии. Функциональное значение глиоцитов.

5.6. Строение нервного волокна. Идентично ли понятие отросток нервной

клетки и нервное волокно?

5.7. Отличие аксона и дендрита.

5.8. Нервное окончание, их классификация. Строение мионеврального

синапса, строение нервно-мышечного веретена.

5.9. Нейронная теория, вклад русских морфологов в разработку нейронной теории.

6. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ:

На занятии студенту необходимо выполнить:

6.1. Изучить основные гистологические препараты (ОГП) – нейрофибриллы,

хроматофильная субстанция, миелиновое нервное волокно, пластинчатое

нервное тельце; ДГП – эпиндимная глия, нервно-мышечное

веретено, синапс.

6.2. Зарисовать в альбом гистологические препараты ОГП.

6.3. Сделать обозначения к рисункам.

Методические указания к выполнению задания:

 

Препарат № 1. «Нейрофибриллы в мультиполярных нервных клетках»

ДГП - 53 (окраска: импрегнация азотнокислым серебром).

Препарат представляет собой поперечный срез спинного мозга.

При малом увеличении микроскопа найти более темное серое вещество спинного мозга, занимающее центральную часть препарата и имеющее на разрезе формы буквы Н. В более массивных выступах серого вещества (в передних рогах) отыскать скопления нервных клеток разные по размерам и форме (ядра). Соли серебра окрашивают ядрышко в светлом ядре клетки и нейрофибриллы в черный цвет. Отростки клетки разной длины, чаще прослеживаются на небольшом протяжении, так как ветвятся и уходят из среза.

При большом увеличении рассмотреть крупные, с многочисленными отростками (мультиполярные) нервные клетки. Обратить внимание на светлые, «пузырьковидные» ядра нервных клеток, в которых хорошо заметны ядрышки. Нейроплазма содержит специальные органеллы – нейрофибриллы, которые в теле клетки образуют сплетения, а в отростках идут упорядоченно, параллельно.

Зарисовать: одну-две мультиполярные нервные клетки на большом увеличении.

Обозначить:

 

1. Тело нейрона, в нем:

а) неврилемма,

б) нейроплазма,

в) нейрофибриллы,

г) «пузырьковидное» ядро.

д) ядрышко.

2. Отростки нервной клетки.

Препарат № 2. «Базофильное вещество в мультиполярных клетках»

ОГП – 50 (окраска: метиленовым синим).

Препарат представляет собой или поперечный срез спинного мозга или нервного ганглия.

При малом увеличении найти отростчатые нервные клетки, выделяющиеся яркой голубой окраской на общем бледном фоне среза. В спинном мозге клетки в основном сосредоточены в передних (более широких на срезе) рогах серого вещества, а в ганглии – группами по периферии органа.


При большом увеличении выберите и рассмотрите один-два крупных мультиполярных нейрона. Обратите внимание на светлое «пузырьковидное» ядро клетки и хорошо заметное ядрышко. В цитоплазме тела нейрона и в дендритах (в сохранившихся отрезках у тела клетки) видны небольшие синие гранулы, имеющие вид глыбок или пластинок, которые придают клетке характерную пятнистую окраску – базофильное вещество (старое название: тигройд, субстанция Ниссля). В аксоне и аксональном холмике (расширение отростка у тела нейрона) базофильное вещество отсутствует.

Между нервными клетками видны мелкие ядра нейроглии.

Зарисовать нервные клетки.

Обозначить:

 

1. Тело нейрона, в нем:

а) базофильное вещество,

б) «пузырьковидное» ядро,

в) ядрышко.

2. Дендриты.

3. Аксональный холмик.

4. Ядра нейроглии.

Препарат № 3. «Миелиновые нервные волокна»

ОГП – 51 (окраска: импрегнация осмием).

Препарат представляет собой наложенный на предметное стекло расщепленный на отдельные нервные волокна седалищный нерв.

При малом увеличении микроскопа найти неповрежденные изолированные нервные волокна. Осмиевая кислота окрашивает миелиновую оболочку в черный цвет.

При большом увеличении рассмотреть отрезок одного, двух сохранившихся на большом протяжении волокон.

Центральная часть волокна, остающаяся на препарате светлой является осевым цилиндром, т.е. отростком нервной клетки.

Периферическая часть волокна образована леммоцитами (олигодендроглия). Плазмолемма этих клеток, неоднократно вращаясь вокруг осевого цилиндра и дает миелиновую оболочку, на препарате темно-серого цвета. Границами между леммоцитами являются узловые перехваты. В области перехвата нервное волокно представлено только осевым цилиндром, лишенным в этом участке миелиновой оболочки. По ходу миелиновой оболочки иногда заметны узкие косые светлые линии, пересекающие толщу миелина – насечки миелина.

Самая наружная часть леммоцита (цитоплазма и ядро) видна в виде тонкого слоя – неврилеммы.

 

Зарисовать: одно- два миелиновых волокна.

Обозначить:

1. Осевой цилиндр.

2. Миелиновая оболочка.

3. Насечки миелина.

4. Узловой перехват.

 

 

 

Препарат № 4. «Пластинчатое нервное тельце», (окраска: гематоксилином

ОГП – 53 и эозином).

Препарат представляет собой срез кожи пальца человека.

При малом увеличении микроскопа пройти весь препарат и в его глубоких слоях (соединительно-тканной основе кожи) найти крупные округлой или овальной формы слоистые образования.

При большом увеличении рассмотреть внутреннюю колбу, располагающуюся в центре и имеющую на препарате зернистое строение. Наружная колба образована множеством концентрически закрученных оксифильно окрашенных пластинок из коллагеновых волокон. Между пластинками расположены соединительно-тканные клетки, однако на препарате видны лишь их базофильные ядра. Так как не использована при окраске импрегнация серебром в препарате не выявляются нервные волокна, подходящие к пластинчатому тельцу и их терминали во внутренней колбе.

Зарисовать пластинчатое тельце.


Обозначить:

  1. Внутренняя колба.
  2. Наружная колба, в ней:

а) пластинки,

б) ядра клеток.

 

Препарат № 5. «Клетки макроглии (эпиндимоглия)» (окраска:

ДГП – 57 метиленовым синим).

Препарат представляет собой поперечный срез спинного мозга.

При малом увеличении микроскопа в центре спинного мозга найти спинномозговой канал, выстланный высокими призматической формы клетками – эпендимоцитами.

При большом увеличении рассмотреть строение эпендимоцитов. Обратить внимание на плотное их расположение и на наличие овальной формы ядер.

Зарисовать просвет спинномозгового канала и выстилающие его эпендимоциты.

Обозначить:

  1. Просвет спинномозгового канала
  2. Эпендимоциты

 

Препарат № 6. «Клетки макроглии (астроглия)»

ДГП – 57 (окраска: импрегнация серебром).

При малом увеличении микроскопа найти звездчатые клетки, напоминающие «жучки».

При большом увеличении рассмотреть 2-3 клетки, обратив внимание на небольшое тело клетки со слабо заметным ядром и многочисленными отростками.

Зарисовать: 1-2 астроцита.

Обозначить:

  1. Тело астроцита.
  2. Цитоплазматические отростки.

 

 

Препарат № 7. «Двигательное нервное окончание (аксоно- мышечный синапс)», ДГП – 56 (Окраска: импрегнация серебром и гематоксилин-эозин).

Препарат представляет собой нервное окончание на поперечно-полосатых мышечных волокнах скелетной мышцы.

При малом увеличении найти мышечные волокна (окрашены в жёлтый цвет). К ним подходят миелиновые нервные волокна чёрного или тёмно-коричневого цвета и дают терминальные ветвления. В области терминальных ветвлений видны ядра нейроглии. Обратите внимание, что поперечная исчерченность мышечного волокна в области нервного окончания отсутствует.

 

Зарисовать двигательное нервное окончание.

Обозначить:

  1. миелиновое нервное волокно,
  2. концевые ветви аксона,
  3. ядра леммоцитов,
  4. поперечно-полосатое мышечное волокно.

 

7. ВОПРОСЫ К ИТОГОВЫМ КОНТРОЛЯМ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ:







Date: 2015-06-12; view: 576; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию