Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Книга IV Мессения 12 page
2. Подобно Хиониду, такую же славу заслужил и ликиец Гермоген из Ксанфа, который в течение трех олимпиад восемь раз был увенчан победным венком из дикой маслины и получил от эллинов прозвище Гиппоса (Коня). Как на величайшее чудо, можно смотреть и на Полита. Этот Полит был родом из Керама в Карии, доказавший в Олимпии, что он отличается во всех видах бега. От самого длинного и наиболее продолжительного он после очень короткого перерыва переходил к очень короткому, но в то же время требовавшему наибольшей быстроты. Одержав победу в длинном беге и тотчас же затем победив в коротком простом беге, он в тот же день прибавил сюда и третью победу в двойном беге. Полит и при втором… и четверо, как каждому из них выпадет жребий; они не позволяют бежать всем вместе. Все те, которые победили в первых группах, вновь бегут вместе, состязаясь в той же победе. Таким образом, увенчанный победным венком тем самым одержит две победы в беге. 3. Но наиболее блестящие результаты в беге показал Леонид с Родоса: в продолжение четырех олимпиад он проявил неослабную свою силу в быстроте и за это время одержал двенадцать побед в беге. Недалеко от стелы Хионида в Олимпии стоит статуя мальчика Дуриса с Самоса, победившего в кулачном бою при состязании мальчиков. Статуя — работы Гиппия (сына…), а надпись по поводу его гласит, что Дурис одержал победу, когда самосский народ был изгнан из своей родины; обстоятельства, (при которых была поставлена статуя… когда возвратился самосский) народ на прежнее свое место жительства. 4. Около статуи тирана стоит статуя Диалла, сына Поллида, родом из Смирны. Говорят, что этот Поллид первый из ионян получил в Олимпии победный венок за панкратий в состязании мальчиков. Статуи Ферсилоха из Коркиры и Аристиона, сына Феофила из Эпидавра, — последний одержал победу в кулачном бою в состязании взрослых, а Ферсилох — в состязании мальчиков, — эти статуи произведения Поликлета из Аргоса. Статую Бикела, который первый из сикионцев победил в кулачном бою при состязании мальчиков, изваял сикионец Канах, учившийся в школе Поликлета Аргосского. Около статуи Бикела стоит статуя мужа в полном вооружении, ливийца Мнасея из Кирены; творцом этой статуи является Пифагор из Регия. Что касается Агемаха из Кизика, из числа лиц с азиатского материка…; надпись, имеющаяся на статуе по поводу его, говорит, что родился он в Аргосе. От Наксоса, города, основанного некогда в Сицилии халкидянами, жившими у Эврипа, до нашего времени не осталось даже развалин, а что его имя дошло до позднейших веков" этим он обязан больше всего Тисандру, сыну Клеокрита. Тисандр, четыре раза выступая в Олимпии в состязании взрослых, победил в кулачном бою; столько же было у него побед и на Пифийских состязаниях. Но тогда ни коринфяне, ни аргивяне не вели еще записей всех (победителей) на Немейских и (Истмийских состязаниях). 5. Кобыла коринфянина Фейдола, согласно воспоминаниям коринфян, ее имя было Авра (Ветерок), случайно в начале бега сбросила с себя своего всадника, но тем не менее продолжала бежать как следует, повернула около столба (меты) и, услыхав звук сальпинги (трубы), дала полный ход, первой пришла к гелланодикам и, поняв, что она победила, остановилась. Элейцы провозгласили победителем Фейдола и разрешили ему поставить статую этой кобылы. 6. И у сыновей Фейдола были победы, одержанные на жеребце; этот конь представлен на стеле и при нем есть надпись:
Лик быстроногий один раз на Истме, в Олимпии дважды Славой Фейдола сынов дом увенчал, победив.
Однако с этой надписью не согласуются записи элейцев о победителях в Олимпии; победа сыновей Фейдола значится в них только в 68-ю олимпиаду. Так и должно считать правильным. Элейцам Агафину, сыну Фрасибула, и Телемаху поставлены статуи: Телемаху за победу конями (на колеснице), а Агафину поставили статую ахейцы из Пеллены. Поставил статую и афинский народ в честь Аристофонта, сына Лисица, победившего на состязании в Олимпии мужей, выступивших как панкратиасты.
XIV
1. Ферий из Эгины — его статуя стоит рядом с афинянином Аристофонтом — в 78-ю олимпиаду был сочтен вообще слишком юным, и так как признали, что он по возрасту неподходящ для борьбы, то он был отстранен от состязаний; но в ближайшую олимпиаду он был принят в число мальчиков и победил в борьбе. Судьба Никасила с Родоса в Олимпии была совсем иной, совершенно не похожей на судьбу этого Ферия. Так как ему был восемнадцатый год, то элейцы не разрешили ему бороться в числе мальчиков, поэтому он боролся в числе взрослых, победил там и был провозглашен одержавшим победу. Позже он был провозглашен победителем в Немее и на Истме. Двадцати лет он умер, прежде чем успел вернуться домой на Родос. Смелость этого родосского борца в Олимпии превзошел, по моему мнению, Артемидор, родом из Тралл. Случилось, что Артемидор, борясь на Олимпийских состязаниях в качестве панкратиаста в борьбе мальчиков, потерпел поражение. Причиной этой неудачи был чересчур юный его возраст. Когда же наступило время состязаний, которые справляют ионяне из Смирны, то к этому времени настолько окрепли его силы, что, выступив в качестве панкратиаста, в один и тот же день он победил своих противников по Олимпии, а после этих мальчиков одержал победу над юношами, которых называют безбородыми, а также третью победу над взрослыми, которая была наиболее славным его делом. Говорят, что в борьбу с юношами он вступил по совету своего учителя гимнастики, а в борьбу со взрослыми — вследствие насмешки кого-то из панкратиастов. В Олимпии Артемидор одержал победу над взрослыми в 212-ю олимпиаду. Рядом со статуей Никасила стоит небольшой медный конь, которого посвятил Крокон из Эретрии, получив победный венок на конных бегах на жеребце. Около этого коня — статуя Телеста из Мессены, который победил в кулачном бою при состязании мальчиков. Статуя Телеста — творение Силаниона. 2. Статую Милона, сына Диотима из Кротона, изваял Дамой, тоже родом кротонец. У Милона было в Олимпии шесть побед в борьбе, из них одна в состязании мальчиков; на Пифийских празднествах он одержал шесть побед в состязании со взрослыми и одну здесь также в состязании мальчиков. Он пришел в Олимпию, чтобы состязаться в борьбе в седьмой раз. Но он не был в состоянии победить своего согражданина Тимасифея, который был и возрастом моложе его, и, кроме того, не желал вплотную схватиться с ним. Говорят, будто Милон сам принес в Альтис свою статую. Рассказывают также о его ловкости с гранатовым яблоком и диском. Он так крепко держал яблоко, что другие, как ни старались изо всех сил отнять его, не могли этого сделать, и в то же время он держал его так нежно, что сам он ничуть не сдавливал это яблоко и его не повредил. А затем, стоя на диске, намазанном маслом, он смеялся над теми, кто нападал на него и хотел его столкнуть с диска. Он показывал и другие подобные же примеры силы. Он обвязывал себе лоб веревкой наподобие того, как надевают повязку или венок. Удержав дыхание и дав жилам на голове налиться кровью, он разрывал эту веревку силою напрягшихся жил. Говорят, что он прижимал к боку часть правой руки от плеча до локтя, а от локтя он вытягивал ее прямо вперед, так что большой палец был наверху и поднят кверху, а остальные прижаты друг к другу. И вот в таком положении мизинец, находившийся внизу всех пальцев, никто при всем старании не мог даже отделить от других. 3. Говорят, что он погиб от диких зверей следующим образом: он встретил в Кротонской области засохшее дерево; вбитые в него клинья расщепили его ствол. Переоценивая свою силу, Милон всунул руки в расщеп дерева. И действительно, клинья выпали, но руки Милона были зажаты деревом, и он сам стал добычей волков: это животное водится в Кротонской области в бесчисленном количестве. Такой-то конец постиг Милона. 4. Статую Пирра, сына Эакида, царствовавшего в области феспротов на материке и совершившего много достопамятных деяний, о которых я говорил, рассказывая об афинянах, его статую в Альтисе воздвиг элеец Фрасибул. Рядом со статуей Пирра изображен на стеле маленький человечек с флейтами в руках. Говорят, что этот человек одержал победы на Пифийских торжествах непосредственно следом за Сакадом из Аргоса, а Сакад на состязании, установленном амфиктионами, одержал одну победу, когда еще не увенчивали венком, а затем еще две, когда уже стали награждать венком. 5. Пифокрит из Сикиона победил в шести подряд Пифийских состязаниях, являясь единственным в своем роде флейтистом. Ясно, что и в Олимпии во время состязаний в пентатле он (шесть раз) играл на флейте. За все это Пифокриту была присуждена победная стела, и на ней было начертано:
Пифокрита, сына Каллиника, Искусства от игры на флейте памятник.
Воздвиг статую Килону и союз этолийцев за то, что Килон освободил элейцев от тирании Аристотима. Статую Горга, сына Эвклета, родом из Мессении, победившего в пентатле, изваял беотиец Ферон, а статуя Дамарета, тоже мессенца родом, победившего в кулачном бою в состязании мальчиков, — работа афинянина Силаниона. Элеец Анавхид, сын Филия, получил венок за победу в борьбе на состязании мальчиков, а позже — на состязании взрослых. Кто скульптор его статуи, мы не знаем; статуя же тарентинца Аноха, одержавшего победу в беге простом и двойном, — произведение Агелада из Аргоса. Мальчик же, сидящий верхом на коне, и мужчина, стоящий рядом с конем, как гласит надпись, это Ксеномброт из Меропова Коса, объявленный победителем в беге коней, а другой — Ксенодик, провозглашенный победителем в кулачном бою мальчиков. Статую последнего из них изваял Пантий, а статую Ксеномброта — Филотим из Эгины. Две статуи Пифа, сына Андромаха, родом из Абдер, — творение Лисиппа, а поставили их воины; по-видимому, этот Пиф был или начальником наемников или вообще человеком, заслуженным в военном деле. Стоят статуи также тем, кто одержал победы в беге в состязании мальчиков: Менептолему из Аполлонии, лежащей у залива Ионийского мори, и Филону из Керкиры; за ними статуя Гиеронима с (острова) Андроса, который победил в борьбе элейца Тисамена, выступавшего в Олимпии в качестве пентатла. Впоследствии этот Тисамен был прорицателем у эллинов, сражавшихся против Мардония и мидийцев у Платой. Статуя этого-то Гиеронима и стоит здесь, а около него — статуя мальчика-борца, тоже родом с Андроса, Прокла, сына Ликастида. Скульпторам, создавшим для них статуи, одному, (кто изваял статую Гиеронима), имя Стомий, другому, создавшему статую Прокла, — Сомис. У Эсхина из Элиды были две победы в пентатле и равное с числом побед число статуй.
XV
1. Об Архиппе из Митилены, победившем в кулачном бою вышедших против него взрослых борцов, его сограждане митиленцы рассказывают еще и другие случаи, увеличивающие его славу, а именно, что и в Олимпии, и на состязаниях в Дельфах, и в Немее, и на Истмийских играх он заслужил победные венки, когда ему было всего лет двадцать. Статую мальчика, победителя в прямом беге, Ксенона, сына Каллитела из Лепрея в Трифилии, сделал Пириламп из Мессении, а кто создатель статуи Клиномаха из Элиды, этого мы не знаем; Клиномах был провозглашен победителем в состязании по пентатлу. 2. Статуя элейца Пантарка, как гласит надпись на этой статуе, — это дар ахейцев, так как он устроил мир между ахейцами и элейцами, и обмен теми пленными, которые были взяты с обеих сторон, был устроен им же. Этот Пантарк одержал победу в скачках, верхом на жеребце. Памятник и этой победы тоже стоит ему в Олимпии. Статую Олида из Элиды воздвиг как посвятительный дар народ этолийский. Рядом стоит статуя элейца Харина в честь его победы в двойном беге и беге с оружием; рядом с ним статуя Агела Хиоса, победившего в кулачном бою при состязании мальчиков; его статуя — работы Феомнеста из Сард. 3. Статую Клитомаха из Фив воздвиг его отец Гермеократ; славу дали ему следующие подвиги. На состязаниях на Истме в борьбе он победил взрослых атлетов и в тот же самый день он одолел в битве тех, которые выступили для состязания в кулачном бою и в панкратии. На Пифийских состязаниях все победы, числом три, он одержал в панкратии. В Олимпии этот Клитомах был вторым после Феагена с Фасоса провозглашен победителем и в панкратии и в кулачном бою. Ему удалось одержать победу в панкратии в 141-й олимпиаде. В следующую олимпиаду Клитомах выступил в состязаниях в панкратии и в кулачном бою, но и элеец Капр решился в один и тот же день состязаться в борьбе и в панкратии. Так как Капр победил уже в борьбе, то Клитомах обратился к гелланодикам с заявлением, что было бы с их стороны справедливым, если бы они объявили состязание в панкратии раньше, чем он, выступив в кулачном бою, получит уже ранения. Его слова показались правильными, и были вызваны атлеты, состязающиеся в панкратии; и хотя здесь он был побежден Капром, однако для кулачного боя он сохранил крепкий дух и ненадломленные силы. Эрифрейцы из Ионии воздвигли статую Эпиферсу, сыну Метродора, одержавшему две победы в кулачном бою в Олимпии, дважды победившему и на Пифийских играх, и в Немее, и на Истме. Эрифрейцы воздвигли статую ему, а сиракузяне от имени всего государства — две статуи Гиерону; третью статую поставили в его честь сыновья Гиерона. Немного раньше я уже указывал, что этот Гиерон — тёзка Гиерону, сыну Дейномена, и, подобно ему, был тираном у сиракузян. Жители города Пала, составлявшие четвертую часть жителей Кефаллении, воздвигли статую в честь элейца Тимоптолиса, сына Лампида. Эти палайцы в древности назывались дулихийцами. 4. Стоит здесь и статуя Архидама, сына Агесилая, и какой-то человек в позе охотника. Статуи Деметрия, двинувшегося походом на Селевка и взятого в плен в этой битве, и сына Деметрия Антигона — обе они приношение византийцев. Спартиату Эвтелиду достались две победы в состязании мальчиков в 38-ю олимпиаду, одна за борьбу, другая — в пентатле. Тогда в первый и последний раз мальчики были допущены до состязания в пентатле. Статуя Эвтелида стара, и надпись на ее основании стерлась от времени. 5. За статуей Эвтелида вновь стоит статуя Арея, лакедемонского царя, а рядом с ним стоит статуя элейца Горга. Единственному из всех до моего времени, Горгу достались четыре победы в пентатле в Олимпии, а в двойном беге и в беге с оружием — по одной в каждом. 6. Статуя того мужчины, рядом с которым изображены стоящие мальчики, это, говорят, Птолемей, сын Лага. Рядом с ним две статуи элейца Капра, сына Пифагора, получившего в один и тот же день победные венки за состязания в борьбе и в панкратии. Первому из всех людей этому Капру достались такие две победы. Кто был им побежден в панкратии, я только что рассказал выше. В борьбе же он одолел элейца Пэания, победившего в этом состязании в прошлую олимпиаду, а на Пифийских состязаниях победившего в кулачном бою мальчиков и вновь (там же) в один и тот же день увенчанного венком за победу над взрослыми и в борьбе и в кулачном бою. Таким образом, Капру достались победы не без большого труда и не без сильного напряжения.
XVI
1. Есть в Олимпии статуи и Анавхиду и Ференику; оба они родом элейцы и получили венки за победу в борьбе в состязании мальчиков. Статую Плистена, сына Эвридама, командовавшего этолийцами в их войне против галатов, воздвигли жители Феспий. Статую Антигона, отца Деметрия, и Селевка воздвиг элеец Тидей. Слава Селевка среди всех людей возвысилась кроме всех его подвигов главным образом вследствие пленения им Деметрйя. 2. Тимону достались победы в пентатле на всех эллинских состязаниях, кроме Истмийских: подобно тому как и все остальные элейцы, и он воздержался от участия на них в качестве участника состязаний; надпись на его статуе, кроме того, рассказывает, что он принял участие в походе этолийцев против фессалийцев и по дружбе к этолийцам был даже начальником гарнизона в Навпакте. 3. Недалеко от статуи Тимона стоит изображение Эллады, а рядом с Элладой изображение Элиды. Эллада одной рукой венчает Антигона, бывшего опекуном Филиппа, сына Деметрия, а другой — самого Филиппа; а Элида представлена венчающей Деметрия, двинувшегося походом против Селевка и Птолемея Лага. Надпись на статуе Аристида из Элиды говорит, что он достиг победы в Олимпии в беге с оружием, а на Пифийских состязаниях — в двойном беге; в Немее же он победил верхом на коне в состязании мальчиков. 4. Длина рысистого бега равна двум двойным (дистанциям). Когда этот бег был отменен на Немейских и Истмийских состязаниях, то император Адриан ввел его вновь у аргивян на состязаниях во время зимних Немейских игр. Совсем рядом со статуей Аристида стоит изображение Меналка из Элиды, провозглашенного в Олимпии победителем в пентатле, и Филонида, сына Зота, родом из Херсонеса на Крите, скорохода Александра, сына Филиппа. За ним стоит статуя элейца Бримиаса, победившего в кулачном бою взрослых; затем статуя Леонида с Наксоса в Эгейском море — дар аркадян из Псофиды, статуя Асамона, победителя в кулачном бою взрослых, статуя Никандра, одержавшего в Олимпии две победы в двойном беге, а в Немее — шесть в различного рода беге. И Асамон и Никандр были родом элейцы; статую Никандра изваял Даипп, а статую Асамона — Пириламп из Мессении. Элейцу Эвалкиду досталась победа в кулачном бою в состязании мальчиков, а Селеад из Лакедемона победил в борьбе взрослых. 5. Тут же выставлена небольшая колесница лаконца Полипифа и на той же стеле — изображение Каллитела, отца Полипифа, мужа, прославленного в борьбе. Они одержали победы: Полипиф — на четверке коней в колеснице, а Каллител — в борьбе. Статуи элейцев, бывших частными лицами, Лампона, сына Арниска, и… сына Аристарха, воздвигли псофидийцы за то, что они были их проксенами (государственными представителями) или этим выказывая им расположение за другие их услуги. Среди них стоит статуя элейца Лисиппа, победившего в борьбе выступавших против него мальчиков; статую этого Лисиппа создал Андреас из Аргоса. 6. Лакедемонянину Дейносфену досталась победа в Олимпии в простом беге при состязании взрослых, и Дейносфен около своей статуи в Альтисе поставил стелу, (надпись на которой гласила:) "от Олимпии до Лакедемона, где стояла вторая такая же доска, расстояние 660 стадий". 7. Что касается Феодора, одержавшего победу в пентатле, Питтала, сына Лампида, одолевшего мальчиков в кулачном бою, и Неолаида, получившего победный венок за простой бег и бег с оружием, да будет известно всем, что они были элейцы. Относительно Питтала рассказывают еще и то, что когда у аркадян с элейцами был спор относительно границ их земли, этот Питтал вынес свое решение и их примирил. Статуя ему — произведение Сфеннида из Олинфа. Следом за ним стоит статуя Птолемея верхом на коне, а рядом с ним статуя элейского атлета Пэания, сына Даматрия, одержавшего победу в борьбе в Олимпии и две победы на Пифийских состязаниях. Клеарет, родом тоже элеец, получил венок за пентатл, а памятник с колесницей воздвигнут афинянином Главконом, сыном Этеокла. Этот Главкон был провозглашен победителем при состязании колесниц на взрослых конях.
XVII
1. Таковы самые замечательные памятники на пути того, кто делает обход Альтиса по указанному мною плану. Если бы ты захотел идти правой дорогой от Леонидеона по направлению к большому жертвеннику, то следующие статуи являются самыми замечательными и памятными. Статуи Демократа с Тенедоса и элейца Крианния; последний победил в беге с оружием, а Демократ — в борьбе взрослых. Создателем статуи первого является Дионисикл из Милега, а статуи Крианния — македонянин Лис. Статуи Геродота из Клазомен и Филина, сына Гегеполида, родом из Коса, воздвигли их родные города: клазоменцы потому, что Геродот первым из клазоменцев был провозглашен победителем в Олимпии — он одержал победу в прямом беге в состязании мальчиков, а Филину жители Коса поставили за приобретенную им славу: ведь в Олимпии у него было пять побед в беге, четыре на Пифийских состязаниях и столько же в Немее, а на Истмийских состязаниях одиннадцать. 2. Статую Птолемею, сыну Птолемея Лага, поставил македонянин Аристолай. Там же стоит статуя победителя в кулачном бою на состязании мальчиков, Бута, сына Полиника из Милета, и Калликрата из Магнесии на Летее, полупившего два венка за бег в тяжелом вооружении; статуя Калликрата — произведение Лисиппа. Эмавтиону и Алексибию поставлены статуи — первому за победу в простом беге при состязании мальчиков, а Алексибию победа досталась по пентатлу; родиной ему является Героя в Аркадии, а творцом его статуи — Акестор. Надпись на статуе Эмавтиона не указывает, из какого он города, но только, что он был аркадянин родом. 3. Колофонцы Гермесианакт, сын Агонея, и Эйкасий, сын Ликина и дочери Гермесианакта, оба одержали победы в борьбе на состязании мальчиков. Статуя Гермесианакта кроме того поставлена от имени и на средства всей колофонской общины. Поблизости от них стоят статуи элейцев, победивших в кулачном бою в состязании мальчиков: статуя Сфеннида — произведение Херила из Олинфа, а статую Феотима сделал Детонд из Сикиона. Феотим был сыном Мосхиона, участвовавшего вместе с Александром, сыном Филиппа, в походе против Дария и персов. 4. Далее опять две статуи атлетов из Элиды: статуя Архидама, победившего четверкой коней, и статуя Эпераста, сына Феогона, одержавшего победу в беге с оружием. В конце надписи на статуе Эпераст говорит, что он прорицатель из рода Клитидов:
Я прорицатель из рода вещавших тайны Клитидов; Вещих Мелампа сынов кровь богоравных во мне.
Ибо Мантий был сыном Мелампода и внуком Амитаона, а его сыном был Оиклес; а Клитий был сыном Алкмеона, внуком Амфиарая, правнуком Оиклеса. Клитий родился у Алкмеона от дочери Фегея и переселился в Элиду, не желая жить вместе с братьями матери, так как он знал, что убийство Алкмеона — это дело их рук. 5. Среди менее достопримечательных посвящений стоит посмотреть на статуи Алексиника из Элеи, одержавшего победу в борьбе мальчиков, работы сикионца Канфара, и статую Горгия из Леонтии; говорят, что эту статую воздвиг в Олимпии Эвмолп, потомок в третьем колене Деикрата, мужа сестры Горгия. Этот Горгий был сыном Кармантида, и, говорят, он первый оживил занятия искусством красноречия, оставленные совершенно в пренебрежении у людей и почти что совершенно канувшие в реку забвения. Говорят, что Горгий заслужил славу за свое красноречие на Олимпийском празднестве и в Афинах, придя туда послом вместе с Тисием. И Тисий в других отношениях сделал большой вклад в красноречие: так, он написал для одной сиракузской гражданки самую убедительную из тех, какие только были в его время, речь по денежному иску. Но у афинян Горгий заслужил больше славы, чем Тисий, и Ясон, бывший тираном в Фессалии, ставил Горгия даже выше, чем Поликрата, представлявшего в себе цвет афинской школы. Говорят, Горгий прожил сто пять лет. Город Леонтины, некогда опустошенный сиракузянами, в мое время волей судеб опять был заселен.
XVIII
1. Там есть и медная колесница Кратисфена из Кирены; на этой колеснице стоит Ника (Победа) и сам Кратисфен. Отсюда ясно, что он победил в состязании коней и колесниц. Говорят, будто Кратисфен — сын бегуна Мнасея, прозванного эллинами Ливийцем. Поставленная в честь его статуя в Олимпии — произведение Пифагора из Регия. 2. Здесь также я нашел статую и Анаксимена, который дал связный рассказ всех древнейших событий эллинской истории, а также и полную историю того, что совершил Филипп, сын Аминты, а затем Александр. Эта честь посвящения статуи в Олимпии ему оказана лампсакийским народом. Вот какое воспоминание сохраняется об Анаксимене. Царь Александр, сын Филиппа, не всегда бывал кроток, но часто приходил в сильнейший гнев, и вот какой хитростью Анаксимен обошел его. Так как лампсакийцы были сторонниками персидского царя или, может быть, на них только возводилось обвинение, будто они ему сочувствуют, то Александр, воспылав страшным гневом, грозил им, что подвергнет их страшнейшему наказанию. Ведя борьбу за своих жен и детей и за самый свой родной город, находящийся в опасности, лампсакийцы послали Анаксимена к Александру просить о помиловании. Анаксимен был известен Александру и еще раньше (отцу его) Филиппу. Когда Анаксимен прибыл и Александр узнал, чего ради пришел он, то, говорят, он поклялся, призывая в свидетели всех эллинских богов, что он сделает как раз противоположное тому, о чем Анаксимен будет просить его. Тогда Анаксимен сказал: "Окажи мне, о царь, следующую великую милость: продай в рабство жен и детей лампсакийцев, разрушь до основания весь их город и храмы богов у них сожги". Так сказал Анаксимен. Не находя средства ответить чем-либо на такую хитроумную его просьбу и связанный необходимостью исполнить свою клятву, Александр против своей воли простил лампсакийцев. 3. Известно, как в дальнейшем Анаксимен очень умно, но не очень благородно отомстил своему врагу. Он сам был хороший ритор и умел подражать слогу и способу речи других писателей. Когда у него возгорелась вражда с Феопомпом, сыном Дамасистрата, то он написал книжонку против афинян, а также против лакедемонян и фиванцев; это был самый настоящий пасквиль. Так как он самым точным образом сумел передать стиль Феопомпа, то он подписал эту книжку его именем и пустил гулять по всем городам. И хотя Анаксимен был автором этой книги, но на Феопомпа обрушилась ненависть всей Эллады. Анаксимен был первый, который ввел обычай говорить экспромтом. Что же касается поэмы об Александре, то я не уверен, чтобы автором ее был Анаксимен. 4. Сотад, победив в длинном беге в 99-ю олимпиаду, объявил себя, как он и действительно был, критянином, а в следующую олимпиаду, подкупленный от имени всей эфесской общины, он превратил себя в эфесца. За этот поступок критяне приговорили его к изгнанию. 5. Первыми статуями, воздвигнутыми в Олимпии в честь атлетов, были статуи Праксидаманта из Эгины, победившего в кулачном бою в 59-ю олимпиаду, и Рексибия из Опунта, одержавшего победу в состязании панкратиастов в 61-ю олимпиаду. Эти статуи стоят недалеко от колонны Эномая, и обе сделаны из дерева: статуя Рексибия из смоковницы, а эгинца из кипариса, и она пострадала меньше, чем первая.
XIX
1. Есть в Альтисе терраса из пористого мрамора, цвета паросского, лежит она на север от храма Геры, и от задней части ее подымается склон горы Крония. На этой террасе находятся сокровищницы, подобные тем, которые были выстроены эллинами в Дельфах для Аполлона. 2. Есть в Олимпии так называемая сокровищница сикионцев, дар Мирона, бывшего тираном в Сикионе. Мирон выстроил ее, одержав победу в состязании колесниц в 33-ю олимпиаду. В этой сокровищнице он сделал две комнаты — одну в дорическом, другую в ионическом стиле. Я сам видел, что они сделаны из меди, но тартессийская ли это медь, как говорят элейцы, этого я не знаю. 3. Говорят, что Тартессионом называется река в области иберов, вливающаяся в море двумя устьями. Посредине между устьями реки лежит город, одноименный с рекою. Эту реку, самую большую, какая только есть в Иберия, и даже имеющую приливы и отливы, в позднейшее время назвали Бетисом. Некоторые считают, что иберийский город Карпия в древнейшие времена назывался Тартессом. В Олимпии над меньшей комнатой есть надпись, гласящая, что вес меди равняется тут 500 талантам и что посвятил эту сокровищницу Мирон и сикионский народ. В этой сокровищнице лежат три диска, которыми пользуются в состязаниях при пентатле. Есть там и щит, выложенный медью и украшенный внутри рисунком, и вместе со щитом такие же шлем и поножи. Надпись над этим оружием гласит, что оно посвящено Зевсу, как лучшая часть их (военной) добычи, мианами. Относительно того, кто они такие, не все держатся одного и того же мнения. Мне помнится, что Фукидид в своей истории упоминает о многих городах локров, граничащих с Фокидой, в том числе о городе мионейцев. По моему мнению, мианы, о которых говорится на щите, и мионейцы в области локров — одни и те же люди. Надпись на этом щите немного искривилась; это произошло от древности этого приношения. Лежат там и другие замечательные вещи, заслуживающие упоминания: меч Пелопа с золотой ручкой и сделанный из слоновой кости рог Амалфеи, дар Мильтиада, сына Кимона, который первый из этого дома был властителем Херсонеса Фракийского. Надпись на этом роге сделана старинными аттическими буквами:
Зевсу меня посвятили в Олимпии из Херсонеса Воины, крепость Арата заняв; Мильтиад был вождем их.
Там же есть и статуя Аполлона из буксового (самшитового) дерева с позолоченной головой. Говорят, что это дар локров, живущих около мыса Зефириона, а его творцом называют Патрокла, сына Катилла из Кротона. 4. Рядом с сикионской сокровищницей есть сокровищница карфагенян, произведение Порея, Мегакла и Антифила. В ней находятся посвящения: огромная по величине статуя Зевса и три льняных панциря — дар Гелона и сиракузян, победивших карфагенян на кораблях и в битве на суше. 5. Третья и четвертая сокровищницы — дар жителей Эпидамна… находится изображение полоса (небесного свода), поддерживаемого Атлантом, Геракла и дерева Гесперид, яблони и дракона, обвившегося вокруг этой яблони. И эти все изображения сделаны из дерева кедрового. Это творение Феокла, сына Гегила. Надпись на небесном своде говорит, что он делал его вместе со своим сыном. А Геспериды — они впоследствии были отсюда перенесены элейцами — еще в мое время находились в храме Геры. Сокровищницу эту жителям Эпидамна построили Пирр и его сыновья, Лакрат и Гермон. 6. Также и жители Сибариса выстроили сокровищницу, рядом с сокровищницами византийцев. Те, которые занимались изучением вопроса об Италии и городах, находящихся в ней, говорят, что Лупии, лежащие между Брундизием и Гидрунтом, и являются древним Сибарисом, только переименованным. Гавань для кораблей здесь искусственная, творение императора Адриана. Date: 2015-06-11; view: 265; Нарушение авторских прав |