Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
К вопросу 7Стр 1 из 4Следующая ⇒
Дислалия План. Значение правильного звукопроизношения в развитии речи ребенка. Дислалия. Определение. Характеристика дефекта. Из истории изучения вопроса. Причины, механизмы нарушения, распространенность дефекта. Классификация дислалии. Механическая дислалия. Функциональная дислалия. Типология нарушений звукопроизношения. Обследование звукопроизносительной стороны речи при дислалии (обследование строения АА, звукопроизношения, ФВ). Этапы и содержание логопедической работы при дислалии. 9. Методика устранения дефектов звукопроизношения при дислалии: - сигматизм (свистящих и шипящих) и пути его устранения; - ламбдацизм и пути его устранения; - ротацизм и пути его устранения; - дефект небных звуков и пути его преодоления; - дефект смягчения и пути его преодоления; - дефект озвончения и пути его преодоления. Вопрос 1. Значение правильного звукопроизношения в развитии речи ребенка.
Правильное звукопроизношение играет важную роль в развитии речи ребенка, и его нарушение отрицательно сказывается на формировании всех ее сторон: фонематической, лексико-грамматической, тормозит развитие связной речи. Дефектное звукопроизношение влечет за собой неправильное развитие процесса различения фонем, как на слух, так и в произношении. В речи такого ребенка, помимо искаженного произношения, будут встречаться замены звуков, их смешение. Это в свою очередь нарушает развитие навыков звукового анализа и синтеза слов, которые определяют готовность детей к обучению в школе, к овладению грамотой. Иногда дети избегают слов, которые включают дефектно произносимый звук или звуки. Таким образом, вторично у детей страдает лексическая сторона речи. Она не пополняется словами, которых ребенок избегает. Трудности в произношении и различении звуков приводят к нарушению согласования слов в предложении. Ребенок не улавливает безударных окончаний некоторых слов («красное рубашка, белая облака»). Таким образом, страдает и грамматический строй речи. Дети с произносительными трудностями часто испытывают затруднениями в пересказе сказок, рассказов, в составлении творческих рассказов. В период школьного обучения, на этапе овладения грамотой все вышеуказанные дефекты могут проявиться на письме и при чтении в виде дисграфии и дислексии - специфических ошибок, которые носят стойкий характер, затрудняют процесс усвоения детьми учебного материала. Поэтому дефекты звукопроизношения необходимо устранять в дошкольном возрасте, до поступления ребенка в школу. Дефекты звукопроизношения у детей с сохранным слухом и интеллектом могут быть обусловлены различными речевыми расстройствами: дислалией, дизартрией, ринолалией.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и сохранной иннервации мышц речевого аппарата. Дислалия проявляется в неправильном звуковом оформлении речи: в искаженном произношении звуков, в заменах или их смешениях. Дислалия обусловлена тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляционная база (отсутствие звука, замена) или неправильно сформировались артикуляционные позиции (искажения).
К вопросу 5. Функциональная дислалия (по Токаревой О.А.).
1. Акустико-фонематическая дислалия. 2. Артикуляторно-фонематическая дислалия. 3. Артикуляторно-фонетическая.
1. Акустико-фонематическая дислалия. (Самостоятельно) 2. Артикуляторно-фонематическая дислалия. (два варианта). Замена и смешение звуков осуществляется на основе артикуляционной близости звуков. При двух вариантах эти явления наблюдаются преимущественно между звуками или классами звуков, различающихся по одному из признаков: Свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж; крыса-крыша); Между взрывными шумными передне - и заднеязычными звуками (Т-К; Д-Г; Толя-Коля); Между парными, по артикуляции язычными, твердыми и мягкими звуками (С-СЬ;Л-ЛЬ; Т-ТЬ; сад-сядь; лук-люк; тук-тюк); Между одинаковыми по способу образования - аффрикатами – Ц-Ч (крицать-кричать); сонорными - р-л (рыба-лыба).
Чаще всего ФВ сформировано полностью. Ребенок различает все фонемы, узнает слова-паронимы, осознает свой дефект и пытается его преодолеть. Дефекты произношения при этой форме дислалии обусловлены не собственно моторными нарушениями, а нарушениями операций отбора фонем по их артикуляционным признакам.
3. Артикуляторно-фонетическая. (Самостоятельно).
К вопросу 7. К вопросу обследования …Можно встретиться с таким случаем, когда малыш правильно произносит изолированные звуки С и Ш, однако в речи их не дифференцирует, заменяет один звук другим ("У ко с ки пусиштый хвост"). (Правда, чаще всего такое недифференцированное произнесение пар или групп звуков сочетается с искаженным произношением фонем.) Таким образом, необходимо обследование дифференциации звуков во фразовой речи. Для обследования подбирают специальные картинки - предметные и сюжетные. При подборе картинок следует предусмотреть произнесение ребёнком слов и фраз, содержащих сходные по артикуляции или по звучанию фонемы. Ниже приводится примерный перечень слов и словосочетаний: К -X: холодильник, кухня, хомяк. Катя на кухне; Ль- Й: Илья и Юля гуляют по аллее. Лебеди улетают на юг. Юля поливает лилию из лейки; С-Ш: у Сашеньки шесть стёклышек. Саша идёт по шоссе. Машинист сошёл с подножки. Солнышко на окошке. Саша сушит сушки; 3-Ж: У Зои жёлтый зонт. Железная лопата; полезное животное; закружу, заслужил, задрожал; жезл; С-С'-Ч: Сонечка, сачок, скачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь. Закачалась мачта. У Сонечки семечки; Т'-Ч: учитель, птичка, аптечка, течёт, молчать, кричать; «Течет, течет – не вытечет»; Ч-Ц: ученица, учительница, качается, получается, цыплёночек, кончается, лечебница; Ч-Щ: чаща, чище, щёточка, часовщик, учащийся, скучающий, щёчки; «Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока». С-Ц: спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница; соцветие. Щ-С: смеющийся, усищи, хвостище, сеющий, моросящий. Л-Р: Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглёр, выиграла, мармелад, зеркало, разбила, раскладушка, контролёр. Некоторые фразы логопед может произносить сам, предлагая ребёнку повторять их отражённо. Обследование слоговой структуры слова. Иногда, помимо нарушений в произношении фонем, у детей наблюдаются особые трудности в произношении многосложных слов и слов со стечением согласных. Например, ребёнок говорит "мицаней" или "милицилинел" вместо милиционер; "игнутый" или "ингулисний" вместо игрушечный и т.п. Нарушения звуковой и слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, в пропуске, добавлении звуков или слогов. Поэтому необходимо проверять, как ребёнок произносит слова различной слоговой структуры - со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие их сходных звуков. Date: 2015-06-11; view: 728; Нарушение авторских прав |