Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура как отрасль социальной сферы, ее роль в системе городского хозяйства. Система управления городскими учреждениями культуры
В условиях общественной трансформации методы, средства и формы управления культурой требуют значительной корректировки. Происходит смещение акцентов с директивного управления на создание условий для саморазвития культуры и культурных потребностей, распределение ресурсов, партнерство с различными субъектами культурной деятельности. Важнейшее значение приобретает обеспечение устойчивости национальной культуры под влиянием глобализационных процессов. В современной модели регуляции социокултурных процессов учитывается стремление к культурной самобытности, интерес к местной специфике. Символы, идеи, товары и люди вовлечены сегодня в глобальный круговорот. Наблюдается ускорение потоков информации, повышение интенсивности, объема и скорости культурного взаимодействия, усиление плотности символической среды, окружающей человека. Город представляет собой социально - пространственную форму существования общества, вещественно и социально организованную среду жизни, определенную социальную общность. Город относится к социально - территориальной общности, которая характеризуется множеством особенностей, влияющих на социокультурную ситуацию. Динамика производственных процессов, окружающий человека предметный мир, экологическая среда, информационное воздействие, особенности социальной структуры - все это неоднозначно воздействует на культуру и человека. Одни факторы стимулируют повышение образования и культуры личности, другие ставят перед ней неразрешимые проблемы самоопределения, третьи вызывают психические напряжения и дискомфорт, стрессы и нервные срывы. Городская среда влияет на социокультурную ситуацию, которая характеризуется усложнением, проявляющимся в интенсивности, многообразии и динамизме происходящих изменений в культуре. Существенным принципом современной культурной политики является соотнесение культурного процесса в городе с региональным культурным контекстом. Понимание, проектирование и управление местными культурными событиями необходимо сопоставлять с региональным и общероссийским уровнем проблем и вызовов. В контексте современных тенденций культура становится ресурсом новой экономики и действующим агентом развития, источником нового мышления. Идеологические и социально - экономические трансформации российского общества наложили свой отпечаток на культуру, которая, преодолев неблагоприятные последствия глубокого кризиса, накопила позитивный опыт адаптации к новым рыночным условиям. При возрастающей конкуренции между традиционными предложениями учреждений культуры и коммерческих организаций досуга, туризма, развитии новых видов социальных услуг и электронных способов получения информации культура как отрасль убедительно заявила о своем статусе государствообразующего социально - культурного института, подтвердила свой авторитет и популярность у населения, что отражается динамикой приведенных статистических данных. В последние годы укрепилось понимание общности интересов и степени ответственности культуры, бизнеса и государства перед обществом. Решения политических, экономических и социальных проблем в государстве базируются на нравственном и интеллектуальном потенциале общества. Современная ситуация заставляет искать новые подходы к управлению, в том числе и в отрасли культуры. И хотя учреждения культуры менее, чем коммерческие фирмы и предприятия реального сектора, подвержены изменениям, так как традиционно представляют собой консервативные системы, но и в них сейчас возрастает потребность внедрения новых управленческих технологий. Какие же реалии текущей ситуации делают переход к стратегическому планированию особо актуальным? Во-первых, дефицит ресурсов. Социально-культурная сфера никогда не страдала от избытка средств, но в настоящий момент дефицит финансирования ощущается особенно остро. Известно, что если управленец имеет достаточно средств для решения волнующей его задачи, он решает ее, не разрабатывая какой-либо стратегии. Другое дело при нехватке ресурсов - тогда, прежде, чем начать, нужно проанализировать разные варианты действий, оценить балансы затрат, рисков и угроз, формировать различные сценарии развития ситуации и т.д. В подобных условиях особое значение приобретает точный выбор приоритетов и направлений, которые могут быть реально обеспечены имеющимися ресурсами. Во-вторых, новая ситуация показала, что возможности использования старых методов планирования исчерпаны. Если раньше в программах деятельности учреждений пристальное внимание уделялось формам и методам работы, то теперь основной акцент делается на максимальное удовлетворение потребностей и спроса населения. Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ (ст.44), право на художественное образование (ст.43), право на создание общественных объединений творческих работников (ст.30) гарантируются Конституцией Российской Федерации. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 г. № 3612 - 1 (ред.29.12.2006 г.) был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры. Следующим нормативно - правовым документом в сфере культуры стали: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1063 - р от 03.07.1996 г. «Социальные нормативы и нормы» (в ред. распоряжения Правительства РФ от 14.07.2001 N 942-р) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 769 "Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов"; Распоряжение Правительства Российской Федерации №1683 - р от 19.10.1999 г. «Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры» (Методические подходы к определению нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры и искусства). К отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности: культурно-просветительская, театрально-концертная, цирковая, историко-архивная деятельности, декоративно-прикладное и изобразительное искусство, библиотечное и музейное дело, кино-видеопроизводство, охрана и реставрация памятников истории и культуры, радио и телевидение, краеведение. Федеральный Закон № 131 - ФЗ 2003 года относит к вопросам местного значения городского округа следующие полномочия по вопросам культуры: 1) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры; 2) организация библиотечного обслуживания населения; 3) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах городского округа; 4) создание условий для массового отдыха жителей городского округа; 5) организация обустройства мест массового отдыха населения; организация предоставления дополнительного образования; 6) формирование и содержание муниципального архива. Финансирование муниципальной сферы культуры производится за счет средств бюджетных организаций и оказания платных услуг. Общественные объединения, предприятия, организации и граждане имеют право самостоятельно или на договорной основе создавать фонды для финансирования культурной деятельности. Органы местного самоуправления должны исходить в своей деятельности из признания равного достоинства культур, равенства прав и свобод в области культуры всех проживающих на территории муниципального образования этнических общностей и религиозных конфессий. Деятельность муниципалитета в области культуры должна быть направлена на обеспечение общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей для населения. Органы местного самоуправления, участвуя в осуществлении государственной политики в области культуры, не могут вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, за исключением случаев, предусмотренных законом (если эта деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости и т.д.). Культурная деятельность может быть запрещена судом в случае нарушения законодательства. Органы местного самоуправления вправе приостанавливать предпринимательскую деятельность организаций культуры, если она наносит ущерб уставной деятельности организации, до решения суда по данному делу. Необходимо отметить сложность и противоречивость современного культурного пространства города, в котором отражаются как региональные особенности и тенденции, обусловленные системой организации и функционирования субъектов социально-культурной деятельности, так и федеральные, имеющие общероссийскую проблематику, большая часть которых сформировалась вследствие проведения политико-экономических реформ без учета социально-культурных аспектов. На сегодняшний день наиболее острыми являются противоречия: между современными потребностями общества в ценностных ориентациях и неспособностью сложившейся системы культуры к их формированию и трансляции; между существующим многообразием культур, характеризующим регион как конгломерат различных народов, и несформировавшимся целостным образом культуры; между наличием разнообразных локальных культур в городе и глобализационными процессами современности, приводящими к нивелированию культурных традиций и ценностей; между достигнутым уровнем креативности и сложности мирового искусства и состоянием творческой мысли в местной художественной практике; между потребностью в новых кадрах, обладающих современными профессиональными компетенциями, и низким социальным статусом отрасли культуры; между наступательным движением рыночных отношений во все сферы жизнедеятельности современного общества и неготовностью отрасли культуры наладить взаимодействие с коммерческим сектором; между внедрением инновационных технологий в жизнедеятельность общества и отсутствием возможности для их использования в действующих институтах культуры; между современными потребностями общества в формировании нового рынка культурных услуг и невозможностью традиционной системы культуры наполнить его предложениями, адекватными спросу. Date: 2015-06-11; view: 3120; Нарушение авторских прав |