Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нозадзе Мария Зурабовна. Тема урока:Монополия и защита конкуренции
2015 Тема урока: Монополия и защита конкуренции. Класс: 10 Тип урока: изучение нового материала Цель урока: познакомить учащихся с основными понятиями и терминами монополии и монопсонии и рассмотреть некоторые виды монополии. Задачи: Обучающие: 1. Формирование у учащихся понятия о монополии, привить интерес к изучаемому предмету. Развивающие: 1. Развитие познавательных умений; 2. Развитие внимательности; 3. Формирование навыков логического мышления. Воспитательные: 1. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям; 2. Воспитание дисциплинированности и уважение друг к другу. Литература: 1. Симаненко, В.Д. Методика обучения учащихся основамэкономики [Текст]: учебное пособие для студентов вузов /В.Д. Симаненко, Н.В. Фомин.– СПб.: Питер, 2010. –34с. 1. Иванов, С.И. Основы экономической теории [Текст]: учебноепособие для школьников /С.И. Иванов, А.Г. Грязнова. – М.: Академия, 2009. – 128с. 2. Королева, Г.Э. Экономика [Текст]: учебное пособие для школьников /Г.Э. Королева, Т.В. Бурмистрова. – М.: Академия, 2010. – 68с. Структура занятия: I. Организационный момент (5 мин.) II. Изучение нового материала (30 мин.) III. Подведение итогов (5 мин.) Ход урока: Учитель: Здравствуйте ребята! Все ли сегодня присутствуют на уроке? Тема нашего урока звучит так: «Монополия и монопсония». Цель урока является знакомство с основными понятиями и терминами монополии и монопсонии, а так же проанализировать их виды и функции. Перед тем как мы с вами начнем изучать новый материал, у меня есть интересное сообщение, которое нам с вами о многом расскажет историю возникновения монополии в России. Монополии появились и в России 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Учитель: Давайте запишем определение монополии. Монополия – тип рыночной структуры, при которой действует только один продавец и множество покупателей. Если же рынок характеризуется наличием только одного покупателя и множества продавцов, то это-монопсония. Учитель: Основное внимание мы уделим монополии, так как в условиях монопсонии будут действовать те же самые принципы. Будем рассматривать модель простой монополии, т.е. предположим, что не существует диверсификации цен - продажи разным потребителям продукции по разной цене, монополист всю свою продукцию продает по единой цене. Учитель: К основным признакам монополии следует отнести следующие: 1. На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом. 2. Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него. 3. Фирма-монополист воздействует на рыночную цену. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая принесет ему максимальную прибыль. Поэтому его называют «искателем цены», или «диктующим цену». 4. Вступление в отрасль заблокировано, т.е. существуют экономические, технические, юридические и другие барьеры для входа в отрасль. 5. Имеются ограничения в доступности информации, например, технологические, когда фирма держит в секрете технологию производства своей продукции. Учитель: В экономической теории различают следующие виды монополии: 1. Естественная монополия. Отрасль является естественной монополией, когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами. Основная причина существования естественной монополии - экономия от масштаба производства (центральное отопление, водоснабжение, газоснабжение и т. д.). В качестве примера естественных монополий в России можно привести «Газпром», железные дороги и др. Если бы эти отрасли были конкурентными, то они несли бы убытки. С естественными монополиями тесно связаны монополии, которые базируются на владении уникальными природными ресурсами. 2. Закрытая монополия. Правительства большинства стран в целях ускорения научно-технического прогресса предоставляют изобретателям права на временные монополии путем выдачи патентов (так шло становление всемирно известных фирм «Ксерокс», «Полароид», «Джилетт» и др.) и лицензий (например, право на торговлю оружием или телевещание). 3. Открытая монополия. Открытыми монополиями часто являются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией «товаром-пионером». Но с течением времени на рынке появляются конкуренты и монополия превращается в олигополию. Некоторые фирмы могут одновременно относиться как к естественной монополии, так и к закрытой монополии: например, фирма, имеющая как государственную лицензию, так и эффект экономии от масштаба производства. В то же время закрытая монополия со временем (когда истечет срок действия патента) может стать открытой. Цена и предельный доход при монополии. В условиях монополии предельный доход всегда ниже значения цены, кроме единичного объема выпуска: если монополист увеличивает объем производства, то цена снижается и по этой цене теперь продается вся продукция, включая и ту, которая была выпущена раньше. Следовательно, если производится одна дополнительная единица продукции, то монополист получает прирост дохода в размере цены этой единицы продукции за минусом того, что потеряет вследствие продажи ранее выпущенной продукции по новой более низкой цене. Учитель: Функции монополии определяются их качественными и количественными характеристиками, организационными формами, характером отношений с конкурентами-аутсайдерами, состоянием рынка, соотношением спроса и предложения, потребностями и интересами продавцов и покупателей, наличием ресурсов и государственной экономической политикой. На функции монополий влияют размеры капитала, научно-технический потенциал фирмы, состояние рыночной инфраструктуры, доступ к информации, конкуренция и общественное мнение. Важнейшей функцией монополии выступает регулирование собственной деловой активности и стратегии, выбор приоритетов развития, контроль над ресурсами и продукцией, конкурирующей его собственно. Проанализируем теперь поведение монопсонии на рынке фактора производства (труда), то есть такой рыночной структуры, когда на стороне спроса присутствует толькоодин покупатель, в то время как со стороны предложения ему противостоит множество продавцов, которые, однако, не в состоянии повлиять на формирование рыночной цены. Домашнее задание: Составить рассказ о монополии (можно воспользоваться рассказами своих бабушек или дедушек и на основе сказанных ими слов сделать небольшой рассказ о монополии в России). Подведение итогов. Подводя итоги нашего с вами урока можно сделать вывод, что монополия еще возникла в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Какие моменты урока были самыми запоминающимися? Что вы узнали нового на уроке? Учитель: Всем спасибо за внимание!
Date: 2015-06-11; view: 333; Нарушение авторских прав |