Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Основные контуры социально-экономической стратегии





Достигнутое (в известных и определенных параметрах) относительное состояние социально-экономической стабильности позволяет обозначить восстановительную и созидательную линию развития. Началось «возвращение» государства (другое дело: как и в каких формах?) в экономику, образование, здравоохранение, науку, демографическое развитие и в другие жизненно важные социальные направления. Об этом свидетельствует ряд национальных проектов, стратегические планы развития по отдельным отраслям, регионам и некоторым территориям. У крупных компаний, социально ответственного бизнес-сообщества планирование и работа на перспективу является неотъемлемой частью их производственно-финансовой и социально-экономической деятельности. Низовое звено предприятий и организаций любого типа и формы собственности вообще не может обойтись без планирования своей работы. Момент истины и миг прозрения настоятельно требуют восстановления государственного социально-экономического прогнозирования (пусть пока это еще и не план, и не жесткое директирование, а индикативные показатели, рекомендации и т.д.). В новых условиях и на современной технологической основе следует возобновить опыт разработки по формированию модельных территорий, крупномасштабных региональных программ по комплексному освоению природных богатств и социокультурному развитию. В качестве положительного примера можно сослаться на разработку МЕГА-проекта «Урал-промышленный – Урал-полярный» в целях опережающего развития транспортной и энергетической инфраструктуры. Подобный опыт складывается и по другим регионам страны. Идет реализация крупных инфраструктурных проектов общегосударственного значения: нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», «Северо-Европейского газопровода», строительство атомных электростанций, дорог и других проектов.

В настоящее время возобновилась практика разработки и принятия трехлетних проектов (на 2009-2011 гг. и 2012-2014 гг.) бюджета и социально-экономического прогноза. Накопленный опыт планирования и хозяйствования в новых рыночных условиях вплотную подводит к необходимости, широкого обсуждения и принятия стратегии социально-экономического развития страны. Ее основные принципы, цели и приоритеты должны быть артикулированы не в партийной многоголосице и не в митинговой стихии. А ответственными государственными структурами в лице президента, правительства, Федерального собрания, большой академической науки и социально ответственного бизнес-сообщества.

1. Следует разработать и вынести на всенародное обсуждение проект комплексного социально-экономического развития России на ближайшие десять лет. Необходим ясный и вдохновляющий общенациональный созидательный проект, способный объединить народ, его передовые, ответственные и способные, социально-авангардные силы. Править должны лучшие. Для этого нужен отбор людей, отбор духовный, качественный и волевой (И.А.Ильин).

Промышленное и сельскохозяйственное развитие должно быть сориентировано на потребности внутреннего рынка и отечественного производства. Необходимо преодолеть ущербность концепции «запаздывающей модернизации» по западному образцу и «догоняющего» импортозамещения. Промышленная политика по своему содержанию должна быть нацелена на создание нового технико-технологического уклада, наукоемкого, инновационно-активного, прорывного и альтернативного характера, не имеющего аналогов и утверждающая отечественные приоритеты. Таковыми были в свое время наши атомный и космический проекты, которые по выражению И.В.Курчатова позволили СССР обойти США, не догоняя их.

Новая промышленная политика призвана обеспечить разработку конкретных и перспективных отраслевых проектов. Требуется целостная и комплексная программа общеэкономического характера развития основных производств (по всему технологическому циклу разработки, создания, освоения, производства и продвижения на рынок) продуктов и товаров с высокой добавленной стоимостью и высоких переделов, налаживанию импортозамещающих отечественных производств. Программа развития промышленного и сельскохозяйственного производства должна содержать не только меры технико-технологического перевооружения соответствующих отраслей, но и воссоздание и развитие серьезной производственной и социальной инфраструктуры, современной энергетической базы и разветвленной транспортной системы (автомобильных и шоссейных дорог, морского и речного флотов, железнодорожных и авиационных сообщений, современных средств связи). Необходимо целенаправленное формирование «полюсов развития», «локомотивов», точек и зон экономического роста в ключевых отраслях современного и новейшего технологического уклада. Это ракетно-космическая, атомная, авиационная, нанотехнологические, биотехнологические, информационно-технологические и другие наукоемкие отрасли. Только государство может быть инициирующим, направляющим и координирующим центром решения таких масштабных задач, интегрируя усилия предпринимательских структур и науки, высококвалифицированного инженерного корпуса, специалистов и рабочих, классного менеджмента, устойчивого инвестирования. Сегодня по большинству этих направлений созданы мощные госкорпорации, своеобразные аналоги советских министерств. Но они должны быть очищены от бюрократизма, всепроникающей коррупции и некомпетентного, нечистого на руку, менеджмента.


Практически впервые за последнее двадцатилетие у страны появились возможности и средства осуществления серьезной диверсификации и структурной перестройки экономики. Для восстановления и подъема перерабатывающих отраслей, воссоздания собственной текстильной и легкой промышленности, вывода из катастрофического состояния машиностроения и станкостроения на новой технологической основе, развития собственного авиапрома, автопрома, судостроения, обновления локомотивного и вагонного парка.

Чтобы осуществить действительный социально-экономический прорыв необходимо не просто «сойти с нефтяной иглы» и «отвязаться от газовой трубы». К сожалению, за относительно «тучные» годы не была в должной мере использована исключительно благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и высокие цены на энергоносители. Немалые средства стабилизационного фонда и золотовалютные резервы не были выведены из-под иностранного контроля. И лишь в малой степени были перенацелены на вложения в самого человека, на возобновление полномасштабного инвестиционного цикла.

3. Детище современного этапа научно-технического развития – наукограды, научные парки, технополисы, венчурные и инновационные центры, своеобразные «силиконовые долины», возникшие в русле НТР и на ее острие. Они выступают наиболее эффективными, инновационными и оптимальными формами организации не только производственной, научно-технической, но и социокультурной жизнедеятельности. Сколково рассматривается первым современным полигоном и пионерным научно-технологическим комплексом такого прорыва в новых условиях. На Урале таким инновационным центром становится «титановая долина» на базе корпорации «ВСМПО-Ависма», соответствующих НИИ УрО РАН и УрФУ. Проект создания особой экономической зоны научно-производственного типа «Титановая долина» предполагает, что в городе Верхняя Салда Свердловской области будут сосредоточены предприятия по производству титана для авиастроения, космонавтики, судостроения и автомобилестроения, энергетики, медицины, а также предприятия по созданию сверхнадежных двигателей. Общий объем инвестиций в реализацию проекта по созданию ОЭЗ оценивается в €,1,5 млрд. На сегодняшний день в модернизацию производства вложено более 700 млн. долларов.

Мировой наукой и экономическими экспертами ООН рекомендованы для внедрения в производство до шестидесяти самых современных и прорывных направлений последней – шестой технологической волны. Это – субатомарные нанотехнологии, технологии синергетического характера, трансформации вещества и преобразования энергии, применения лазерных принципов на основе использования квантовой термодинамики, биотехнологии, информационно-коммуникативные технологии, практики социоинженерии и т.д.[1]. По заглавным буквам этих ключевых направлений современный технико-технологический уклад квалифицируется как НБИКТ. Его достижения концентрируются в основном в рамках оборонно-промышленного комплекса. Встает стратегическая задача не просто выявления потенциальных возможностей этих достижений, но и практического «вброса» и реального ввода их в гражданские отрасли. Без выхода на высшие рубежи экономики, науки и техники, производительности труда и эффективности производства принципы и идеалы социальной справедливости утопичны и нежизненны.


Сосредоточием духовно-интеллектуальной, научно-технической и технологической мощи страны был, остается и должен быть впредь оборонно-промышленный комплекс. Оборонная промышленность – не только современные вооружения, надежная безопасность страны, но и нарастающий объем высококачественной продукции широкого потребительского назначения, товаров народного потребления (а не просто тарелки, кофемолки и т.п. пресловутый «ширпотреб»).

4. Деревня взрастила современный город, вложив в него весь свой производственный и, прежде всего, демографический людской ресурс. Настала пора всенародной помощи селу, его восстановления и возрождения в новых условиях. Село и агропромышленный комплекс находится в состоянии развала и ускоряющейся деградации. На наших глазах деревня уходит с земли Русской. Между переписями населения 1989 и 2010 гг. из 142 тысяч деревень ушли в небытие 35 тысяч, а большинство оставшихся пребывает сегодня на грани исчезновения. Сельское хозяйство не было процветающей отраслью и в советский период. Но даже показатели исходного 1990 года в сравнении с сегодняшним днем демонстрируют размеры происшедшей в России катастрофы. Импортная продовольственная зависимость достигает критической отметки (более 50%), что подрывает основы национальной безопасности страны.

Катастрофа свалилась не с неба и не сама по себе. Если на нужды АПК раньше выделялось до 20% госбюджета, то на 2010 год было отпущено в сто раз меньше. Большинство предприятий убыточно, их доходы даже на треть не покрывают понесенные затраты. Огненный смерч тогдашнего лета стал настоящей катастрофой для сельского и лесного хозяйства страны. Общий ущерб оценивается экспертами в 400 миллиардов долларов! Село душит диспаритет цен. Если в 1990 г. за 1 т. зерна можно было купить 6 т. дизтоплива, то сегодня с точностью наоборот! Более обрушительного обвала, которому подверглось наше село в техническом отношении, мировая практика ведения сельского хозяйства не знает.


Стратегическим просчетом национального проекта по сельскому хозяйству является его ориентация только на фермерские хозяйства, личные подворья, которые в основе своей многозатратны и малотоварны. Да и в лучшие времена малые подсобные производства «тремя ногами» опирались на общественные формы крупного хозяйствования. Рентабельное и высокопродуктивное сельское хозяйство перспективно только в крупных предприятиях, общественных формах его возрождения, способных использовать высокотехнологичные и современные промышленные способы производства, потенциал кооперации и специализации. Храм, школа, больница, добротный дом-усадьба, родовое поместье, повсеместная газификация, современная инфраструктура, а главное – высококвалифицированные кадры и восстановление Русской традиции позволят вдохнуть жизнь в деревню, не дадут ей уйти Град-Китежем в подводный Светлояр. Но без крестьянства не будет и самой России[2].

5. Вместо прежней слаженной и целостной банковской системы образовались и действуют разрозненные и остро конкурирующие между собой многочисленные коммерческие банки. (1200 банков!)

Центральный банк России, лишенный общегосударственных начал, не выполняет своей регулирующей роли. Деньги, финансы вместо действенного и эффективного технологического средства и инструментального механизма, как кровеносной системы экономики, превратились в непроходимый тромб, парализующий ее нормальное функционирование. Укажем лишь на ряд самоочевидных моментов. Экономической наукой давно просчитаны формулы объемов денежной массы. У нас же они многократно занижены, составляя лишь четверть от необходимого для нормального финансирования сферы производства. Зато непомерно завышен банковский кредит, не говоря уже о запредельном проценте роста (т.н. лихвы) в обманных формах потребительского кредита. В Царской России банковский кредит не превышал 4-5% роста. Примерно таков он сегодня в США, а в Японии составляет только 0,15%! Вот одна из составляющих японского экономического чуда, когда кредитные деньги циркулируют практически без процентов и, соответственно, без инфляции. Денег в своей массе должно быть столько, сколько нужно. Это лишь техническое средство – как бензин для автомобиля. Центробанк не выполняет своей эмиссионной функции, а рубль не выполняет функции платежа, как и искажает другие свои функции. Заниженный паритет по отношению к доллару (по оценке специалистов почти на 50%) значительно снижает покупательную способность рубля, давая «зеленую улицу» «зеленой бумажке», на которую и по сей день молится российский обыватель и, к сожалению, Минфин.

Мы за все платим с учетом завышенного и, с нравственных позиций, подсудного кредитного процента (за воду и хлеб, тепло, электроэнергию, за любые товары и услуги). Идет перекачка в банковскую систему, а через нее – в международные финансовые структуры. Парадокс! И заключается он в том, что организован самой властью.

Нельзя не сказать еще раз и о пресловутом Стабилизационном фонде и золотовалютных резервах, стерилизация которых идет через банки США и некоторых европейских стран. Находясь в здравом уме и твердой памяти, кто из нас отдаст свои сбережения на хранение, пусть даже самому добропорядочному соседу, а тем более – своему «заклятому другу»? Вопрос сохранности и возврата их становится весьма проблематичным. Россия в основном выплатила (причем досрочно) свой внешний государственный долг, но оказалась в кабале корпоративных долгов, равнозначных по своим размерам всем своим накоплениям, размещенным за рубежом. Достаточно вспомнить пиратские набеги швейцарской компании «НОГА» на российские парусники, бесценные экспонаты из Третьяковки и все станет ясно. Всем.

В связи с растущей разбалансированностью между финансовым покрытием и реальным сектором экономики должен быть принципиально поставлен и решен вопрос о фондовом рынке. В условиях глобального кризиса ликвидности фондовый рынок не выполняет свои экономические функции по определению реальной стоимости компаний для привлечения ими дополнительных средств. Фондовый рынок не может служить чутким барометром истинного состояния финансового положения компаний. А выставляемые котировки взлета или падения курса акций, биржевые «игрища», к которым приковывается воспаленное внимание и погоня за прибыльным вложением средств, вгоняют доверчивых искателей легкой наживы в панический страх или безудержную эйфорию. Поэтому в таком виде фондовый рынок не просто бесполезен, но и опасен. И поддержка государством фондового рынка порочна не только идейно, но и преступна в своей основе. По сути – это поддержка спекулятивно-финансового капитала за счет народа и ей должен быть положен законодательный запрет. Фондовая финансовая капитализация – это одно, а реальные активы – совсем другое. Как «тать в нощи», только прилюдно и ясным днем под «прикрытием» фондового рынка и односторонней глобализации к природным ресурсам России крадется иностранный капитал.







Date: 2015-06-11; view: 490; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию