Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современное состояние и народнохозяйственное значение отрасли в АПК
Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.
Актуальная задача современного развития АПК - сбалансированность всех его звеньев. Отставание в развитии перерабатывающих производств, приводит к большим потерям сельскохозяйственной продукции, достигающим 30% от собранного зерна, 40% собранных картофеля и овощей.
Агропромышленный комплекс, являясь сложной социально-экономической системой должен быть, признан важнейшим элементом национальной экономики, основными целями функционирования которого по нашему мнению будут: - удовлетворение потребностей населения на уровне научно обоснованных норм в продуктах питания и предметах массового потребления из сельскохозяйственного сырья; - производство такого количества сельхозпродукции соответствующего качества для создания резерва продовольствия, который обеспечит продовольственную безопасность страны, т. е. независимости от импорта основных продуктов потребления, особенно зерна, мяса, сахара, растительного масла и др.; - обеспечение соответствующего уровня эффективности агропромышленной системы; - удовлетворение экономических и социальных потребностей и интересов работников сельского хозяйства. В последние годы в результате мер, осуществленных федеральным центром и администрациями субъектов Российской Федерации, по стабилизации и повышению эффективности агропромышленного производства сохранялись положительные тенденции в развитии АПК, которые были продолжены и в 2010-2011 году. По предварительным данным Росстата, в 2010 году общий объем производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах вырос по сравнению с предыдущим годом, в том числе: продукции растениеводства — на 17,6% и продукции животноводства — на 3,4%. Росту производства продукции растениеводства способствовали меры, принятые на федеральном и региональном уровнях. Прежде всего это: увеличение на 11% от объема внесения минеральных удобрений; поставка по лизингу посевной и уборочной техники, которая позволила качественно и своевременно провести весенние полевые работы и в сжатые сроки, с минимальными потерями - уборку урожая; внедрение современных ресурсосберегающих технологий; выполнение мелиоративных мероприятий, расширение посевных площадей под зерновыми более чем на 2 млн. га за счет неиспользуемых площадей. По предварительным данным Росстата, валовой сбор зерна в хозяйствах составил 108,1 млн. т., что на млн. т, или 32,6%, больше, чем в прошлом году. Урожайность зерновых в после доработки составила 23,8 ц/га, что является самой высокой продуктивностью зерновых посевов за всю историю России. Также впервые собрано 63,7 млн. т пшеницы. Продолжился рост продуктивности коров. Средний надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях вырос на 7,1%, или на 266 кг, и составил 4024кг.
Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий к предыдущему году снизилось на 1,9% и составило 21,1 млн. голов, в том числе коров - на 1,3% (9,2 млн. голов). В хозяйствах всех категорий поголовье свиней выросло на 1% и составило 165,2 тыс. голов, овец и коз — на 2,5 % (533,7 тыс. голов). По данным, поступившим от органов управления АПК субъектов Российской Федерации, в 2010 году производство (выращивание) продукции промышленного рыбоводства (аквакультуры) в целом по Российской Федерации увеличилось и составило 120,9 тыс. по сравнению с предыдущими показателями. Положительные результаты достигнуты в деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Объем производства продукции сельского в 2010 году увеличился на 27,2%. Выращено 23 млн. т зерна, что составляет 21% от общего объема. В последние годы повысилась финансовая устойчивость сельскохозяйственных организаций. В 2010 году, по оценке хозяйств, их прибыль до налогообложения (по данным бухгалтерской отчетности) составила 116,2 млрд. рублей против 105,8 млрд. рублей. Доля прибыльных организаций выросла с 75% до 78%. Вместе с тем совокупная рентабельность сельскохозяйственного производства (с учетом субсидирования из бюджетов всех уровней) сложилась на уровне 15,3% против 17,2% в 2009 году. Вместе с тем, наряду с имеющимися положительными тенденциями, в сельском хозяйстве сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли. Основными проблемами АПК являются: спад производства, сокращение посевных площадей, поголовья скота, что произошло в результате неустойчивости производственно – хозяйственных связей, инфляции, удорожание кредитных ресурсов, сокращение государственного финансирования, сокращение государственного финансирования, снижения покупательской способности потребителей сельскохозяйственной продукции, роста неплатежей между предприятиями и диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных земель. На сегодняшний день в России насчитывается около 250 крупных пивоваренных заводов и более 800 мини-пивзаводов и пивоварен. Техническое оснащение предприятий далеко не всегда соответствует европейскому уровню. Износ оборудования на многих заводах превышает 60%. Тем не менее, решить этот вопрос помогает привлечение западных инвестиций. Иностранные компании, не боящиеся вкладывать деньги в Россию, могут рассчитывать, что они не пропадут даром: в России предпочитают пить отечественное пиво, и емкость рынка постоянно растет. В 2011 г. производство хлеба и хлебобулочных изделий составило 8,9 млн т или 108 % к уровню 2010 г. Хлеб и хлебобулочные изделия являются одними из основных, доступных по цене продуктов питания в рационе российских граждан. Хлебопекарная и макаронная промышленность по сравнению прошлым годом наращивала объемы производства. Сохраняется значительный рост выпуска макаронных изделий на предприятиях г.Санкт-Петербурга (200 %), Псковской области (210 %), Тверской области (262 %), Московской области (226 %) и др. В настоящее время потребительский рынок обеспечивается макаронной продукцией отечественных производителей. Спрос на хлеб и хлебобулочные изделия удовлетворялся повсеместно, а использование мощностей предприятий не превысило 50 %. Основной проблемой в работе хлебопекарной промышленности является продолжающееся ухудшение финансового состояния отрасли в целом, вызванного неплатежами. Значительную долю в задержке расчетов за хлеб занимают подразделения бюджетных организаций, таких, как МВД, Минюст, Минобороны и Минздрав России. Выработка макаронных изделий в 2009 г. составила 679 тыс. т или 122 % к 2008 г. В подавляющем большинстве регионов наблюдается стабильный рост отечественного производства, что связано с финансовым кризисом и сокращением импорта макаронных изделий. Значительное увеличение производства (с 34 тыс. т до 64 тыс. т) произошло в сентябре, когда его рост составил 188 % к предыдущему месяцу, что было вызвано ажиотажным спросом на макаронные изделия. Производство муки на предприятиях мукомольной промышленности в2010 г. составило 12,2 млн т с приростом выработки продукции за год на 9 %. Третий квартал 2010 г. характеризуется устойчивым ростом выпуска готовой продукции на мукомольных предприятиях. В сентябре текущего года отмечался повышенный спрос населения на муку, особенно высоких сортов, что позволило многим предприятиям отрасли наладить ритмичную бесперебойную работу. Массовое поступление зерна нового урожая приостановило дефицит зернового сырья и в результате увеличился выпуск продукции в 1,5 раза. Гречневая и рисовая крупа - широко потребляемые виды круп. Суммарная мощность предприятий мукомольной промышленности составила 20,3 млн. т в год. Однако коэффициент использования мощностей остается низким. Мясная промышленность Продуктами мясной гастрономии являются различные виды колбас, сосиски, сардельки, шпикачки, мясные деликатесы, ветчина, паштеты и др. Эта продукция занимает четвертую позицию в шкале продуктов, пользующихся постоянным спросом у населения, уступая овощам, фруктам, молочным и хлебобулочным изделиям. Рынок мясной гастрономии отличается разнообразием - ассортимент продуктов здесь очень широк. При этом количество представленных на рынке марок и разновидностей продолжает увеличиваться: если к концу 2005 г. на российском рынке присутствовало 5 тыс. разновидностей продуктов мясной гастрономии, то к концу 2006 г. их число выросло до 5,5 тыс., т.е. на 10%. Еще более внушительным за последний год стало увеличение числа продуктов на одну торговую точку – рост того ассортимента, который нужен потребителю. Так, количество разновидностей мясной гастрономии, представленных на выбор покупателей, увеличилось более чем на 25%. Расширение ассортимента продукции мясной гастрономии происходит в торговых точках всех форматов. В меньшей степени это характерно для гипер-, супермаркетов и дискаунтеров, где выбор продуктов мясной гастрономии уже и так достаточно широк. Более быстрыми темпами увеличивается ассортимент в небольших продовольственных магазинах и павильонах. пищевой промышленность регион экономический Структура потребления продуктов мясной гастрономии на протяжении последних двух лет остается достаточно устойчивой. Наиболее значительные изменения можно отметить в секторе колбасных изделий. Так, сократилась доля популярных и доступных по цене вареных колбас и увеличился удельный вес более дорогих полукопченых и сырокопченых колбас. Эксперты мясного рынка считают, что крупные российские мясоперерабатывающие предприятия начинают терять свои позиции, а их место занимают молодые и быстроразвивающиеся компании. Так, еще два года назад никому не известная компания «Вегус» теперь занимает пятую позицию в рейтинге на московском рынке продуктов мясной гастрономии (5,9%). На 11-м месте – компания «Богатырь»(ее доля на московском рынке – 4,1%), которая еще год назад не входила в рейтинг 20-ти крупнейших компаний. Претендентами на лидирующие позиции на рынке стали — ТД «Рублевские колбасы и деликатесы», «Снежана», «Колбасный Дом Бородина», занимающие 12-ю, 13-ю и 14-ю позиции в рейтинге московского рынка. В то же время Черкизовский мясоперерабатывающий завод потерял по сравнению с прошлым годом около 4% своей доли рынка, компания «Царицыно» переместилась на 6-ю позицию рейтинга, Останкинский мясоперерабатывающий комбинат - на 7-ю, а Таганский мясоперерабатывающий комбинат — на 10-ю. Данная тенденция соответствует прогнозам о том, что лидирующие позиции на рынке уже через 5-7 лет займут молодые динамичные компании, способные выводить на рынок бренды, ориентированные на конкретные группы потребителей. По мере развития рынка потребности и ожидания потребителей все больше дифференцируются. Для производителей это означает раздробление рыночных сегментов и потребители к каждому из них имеют совершенно особые требования. Респонденты отмечают, что сейчас настало такое время, когда покупатели подбирают производителя по понравившемуся вкусу вырабатываемой им продукции. Данные области относятся к регионам, обеспечивающим потребности других областей. Число областей, в которых ощущается дефицит изделий мясной гастрономии местного производства, значительно превосходит число регионов-поставщиков. Наибольшими экспортными потенциалами располагают области Центрального и Северо-Западного федеральных округов, при этом в остальных округах России отмечается недостаток внутреннего производства. Такая ситуация объясняется концентрацией крупных мясокомбинатов в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Крупные мясокомбинаты имеют значительное преимущество перед региональными предприятиями в виде развитой системы маркетинга: изучение рынков сбыта, разработка стратегии продвижения, наличие национальных брендов, ценовое позиционирование продукции, предназначенной для реализации в регионах, которая позволяет им вытеснять с региональных рынков местных производителей. В условиях конкуренции с лидерами рынка региональные предприятия не полностью используют свои мощности и очевидные для них преимущества: лояльность потребителя к местным производителям, возможность работать на собственном сырье, т.е недооценивают собственные потенциалы развития. Во многих регионах на долю изделий мясной гастрономии местных производителей приходится всего от 15% до 30% емкости рынка, остальные объемы принадлежат лидерам отрасли. При этом 40-60% населения регионов отдают предпочтение продукции местных производителей. Таким образом, в ряде областей возникает ситуация, когда мясокомбинаты, не имея собственных стратегий развития, отдают до 30% рынка конкурентам. С ростом объемов импортных изделий увеличился объем экспорта. Увеличение объемов импортных изделий мясной гастрономии объясняется ростом спроса населения на нее. Увеличение экспорта свидетельствует о том, что изделия ведущих российских мясоперерабатывающих комбинатов пользуется популярностью за рубежом, и предприятия налаживают связи с зарубежными фирмами по сбыту части своей продукции. В 2006 г. в Россию изделия мясной гастрономии поставляло 30 государств. На долю 7 стран - отправителей колбасных изделий за период январь-октябрь 2004 г. приходилось 81 %. Изделия мясной гастрономии в Россию поставляют в различном ассортименте. Основную долю в объеме импорта занимают сосиски и сардельки в вакуумной упаковке, вареные колбасные изделия, поступают из Польши, Финляндии и Германии, а грудинка и бекон сырого копчения — из Бельгии. Молочная и маслодельная промышленность получила развитие в советское время с ростом численности городского населения. Предприятия по производству цельномолочной продукции – молока, сметаны, творога, кефира – созданы во всех экономических районах и промышленных центрах России. Производство молока во всех категориях хозяйств составило 31,8 млн. т (96 % к 2009 г.). В молочной промышленности основной причиной снижения выработки продукции является сокращение производства молока в сельскохозяйственных предприятиях и уменьшение поступления его на промышленную переработку. Производство молока по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось в 81 регионе Российской Федерации. Продолжающееся уменьшение объемов поставки сырья на промышленную переработку не позволило предприятиям молочной промышленности в 2008 г. стабилизировать производство молочных продуктов и обеспечить его рост. Ежегодное сокращение объемов производства молочных продуктов отрицательно сказывается на экономических и финансовых показателях работы предприятий молочной промышленности. Особенно остро ощущается дефицит оборотных средств в период сезона массовой переработки молока, когда имеется возможность дополнительного привлечения сырья для увеличения производства молочных продуктов. Задолженность предприятий молочной промышленности только сельхозпроизводителям за сырье (молоко) на 1 июля 2010 г. составила 5,2 млрд. руб. Производство цельномолочной продукции в России в последние годы продолжает увеличиваться [16]. В 2002 г. прирост объемов продукции составил 10,95 %, в 2003 г. - 5,07, в 2004 г. - 2,96 %. Среди особенно отличившихся можно отметить Центральный, Уральский и Сибирский, которые обеспечили при рост выпуска молочных продуктов по сравнению с 2003 г. более чем на 4 %. Самые крупные районы-производители молока и молочных продуктов - Центральный и Приволжский округа, суммарная доля которых в общем объеме производства молочной продукции России превышает 56 %. В таблице 6 представлены доли основных федеральных округов-производителей молочной продукции в общероссийском выпуске (табл.1.)
Таблица 1 Производство молочной продукции по федеральным округам Российской Федерации, тыс.т.
Как видно из таблицы 4, лидером по производству молочной продукции является Приволжский федеральный округ. Обусловлено это развитостью животноводства, в том числе крупнорогатого скота, климатическими условиями.
Date: 2015-06-11; view: 1171; Нарушение авторских прав |