Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современное состояние и народнохозяйственное значение отрасли в АПК





 

 

Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.

 

Актуальная задача современного развития АПК - сбалансированность всех его звеньев. Отставание в развитии перерабатывающих производств, приводит к большим потерям сельскохозяйственной продукции, достигающим 30% от собранного зерна, 40% собранных картофеля и овощей.
Острая проблема развития, возникшая в условиях экономических реформ и длительного кризисного развития АПК - неразвитость рынка средств, производства. Это способствовало прогрессирующему износу оборудования (в перерабатывающих отраслях он достигает 75%), снижению использования минеральных удобрений (за 1990-е годы на один гектар пашни их внесение сократилось более чем в 10 раз), сокращению парка автомобильной, тракторной техники и сельскохозяйственного оборудования (за указанный период - почти в три раза).

 

Агропромышленный комплекс, являясь сложной социально-экономической системой должен быть, признан важнейшим элементом национальной экономики, основными целями функционирования которого по нашему мнению будут:

- удовлетворение потребностей населения на уровне научно обоснованных норм в продуктах питания и предметах массового потребления из сельскохозяйственного сырья;

- производство такого количества сельхозпродукции соответствующего качества для создания резерва продовольствия, который обеспечит продовольственную безопасность страны, т. е. независимости от импорта основных продуктов потребления, особенно зерна, мяса, сахара, растительного масла и др.;

- обеспечение соответствующего уровня эффективности агропромышленной системы;

- удовлетворение экономических и социальных потребностей и интересов работников сельского хозяйства.

В последние годы в результате мер, осуществленных федеральным центром и администрациями субъектов Российской Федерации, по стабилизации и повышению эффективности агропромышленного производства сохранялись положительные тенденции в развитии АПК, которые были продолжены и в 2010-2011 году. По предварительным данным Росстата, в 2010 году общий объем производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах вырос по сравнению с предыдущим годом, в том числе: продукции растениеводства — на 17,6% и продукции животноводства — на 3,4%. Росту производства продукции растениеводства способствовали меры, принятые на федеральном и региональном уровнях. Прежде всего это: увеличение на 11% от объема внесения минеральных удобрений; поставка по лизингу посевной и уборочной техники, которая позволила качественно и своевременно провести весенние полевые работы и в сжатые сроки, с минимальными потерями - уборку урожая; внедрение современных ресурсосберегающих технологий; выполнение мелиоративных мероприятий, расширение посевных площадей под зерновыми более чем на 2 млн. га за счет неиспользуемых площадей.

По предварительным данным Росстата, валовой сбор зерна в хозяйствах составил 108,1 млн. т., что на млн. т, или 32,6%, больше, чем в прошлом году. Урожайность зерновых в после доработки составила 23,8 ц/га, что является самой высокой продуктивностью зерновых посевов за всю историю России. Также впервые собрано 63,7 млн. т пшеницы. Продолжился рост продуктивности коров. Средний надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях вырос на 7,1%, или на 266 кг, и составил 4024кг.

 

Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий к предыдущему году снизилось на 1,9% и составило 21,1 млн. голов, в том числе коров - на 1,3% (9,2 млн. голов). В хозяйствах всех категорий поголовье свиней выросло на 1% и составило 165,2 тыс. голов, овец и коз — на 2,5 % (533,7 тыс. голов). По данным, поступившим от органов управления АПК субъектов Российской Федерации, в 2010 году производство (выращивание) продукции промышленного рыбоводства (аквакультуры) в целом по Российской Федерации увеличилось и составило 120,9 тыс. по сравнению с предыдущими показателями. Положительные результаты достигнуты в деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Объем производства продукции сельского в 2010 году увеличился на 27,2%. Выращено 23 млн. т зерна, что составляет 21% от общего объема. В последние годы повысилась финансовая устойчивость сельскохозяйственных организаций. В 2010 году, по оценке хозяйств, их прибыль до налогообложения (по данным бухгалтерской отчетности) составила 116,2 млрд. рублей против 105,8 млрд. рублей. Доля прибыльных организаций выросла с 75% до 78%. Вместе с тем совокупная рентабельность сельскохозяйственного производства (с учетом субсидирования из бюджетов всех уровней) сложилась на уровне 15,3% против 17,2% в 2009 году.


Вместе с тем, наряду с имеющимися положительными тенденциями, в сельском хозяйстве сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли. Основными проблемами АПК являются: спад производства, сокращение посевных площадей, поголовья скота, что произошло в результате неустойчивости производственно – хозяйственных связей, инфляции, удорожание кредитных ресурсов, сокращение государственного финансирования, сокращение государственного финансирования, снижения покупательской способности потребителей сельскохозяйственной продукции, роста неплатежей между предприятиями и диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных земель. На сегодняшний день в России насчитывается около 250 крупных пивоваренных заводов и более 800 мини-пивзаводов и пивоварен. Техническое оснащение предприятий далеко не всегда соответствует европейскому уровню. Износ оборудования на многих заводах превышает 60%. Тем не менее, решить этот вопрос помогает привлечение западных инвестиций. Иностранные компании, не боящиеся вкладывать деньги в Россию, могут рассчитывать, что они не пропадут даром: в России предпочитают пить отечественное пиво, и емкость рынка постоянно растет.

В 2011 г. производство хлеба и хлебобулочных изделий составило 8,9 млн т или 108 % к уровню 2010 г. Хлеб и хлебобулочные изделия являются одними из основных, доступных по цене продуктов питания в рационе российских граждан.

Хлебопекарная и макаронная промышленность по сравнению прошлым годом наращивала объемы производства.

Сохраняется значительный рост выпуска макаронных изделий на предприятиях г.Санкт-Петербурга (200 %), Псковской области (210 %), Тверской области (262 %), Московской области (226 %) и др. В настоящее время потребительский рынок обеспечивается макаронной продукцией отечественных производителей. Спрос на хлеб и хлебобулочные изделия удовлетворялся повсеместно, а использование мощностей предприятий не превысило 50 %.

Основной проблемой в работе хлебопекарной промышленности является продолжающееся ухудшение финансового состояния отрасли в целом, вызванного неплатежами. Значительную долю в задержке расчетов за хлеб занимают подразделения бюджетных организаций, таких, как МВД, Минюст, Минобороны и Минздрав России.

Выработка макаронных изделий в 2009 г. составила 679 тыс. т или 122 % к 2008 г. В подавляющем большинстве регионов наблюдается стабильный рост отечественного производства, что связано с финансовым кризисом и сокращением импорта макаронных изделий. Значительное увеличение производства (с 34 тыс. т до 64 тыс. т) произошло в сентябре, когда его рост составил 188 % к предыдущему месяцу, что было вызвано ажиотажным спросом на макаронные изделия.


Производство муки на предприятиях мукомольной промышленности в2010 г. составило 12,2 млн т с приростом выработки продукции за год на 9 %. Третий квартал 2010 г. характеризуется устойчивым ростом выпуска готовой продукции на мукомольных предприятиях. В сентябре текущего года отмечался повышенный спрос населения на муку, особенно высоких сортов, что позволило многим предприятиям отрасли наладить ритмичную бесперебойную работу. Массовое поступление зерна нового урожая приостановило дефицит зернового сырья и в результате увеличился выпуск продукции в 1,5 раза. Гречневая и рисовая крупа - широко потребляемые виды круп.

Суммарная мощность предприятий мукомольной промышленности составила 20,3 млн. т в год. Однако коэффициент использования мощностей остается низким.

Мясная промышленность Продуктами мясной гастрономии являются различные виды колбас, сосиски, сардельки, шпикачки, мясные деликатесы, ветчина, паштеты и др. Эта продукция занимает четвертую позицию в шкале продуктов, пользующихся постоянным спросом у населения, уступая овощам, фруктам, молочным и хлебобулочным изделиям.

Рынок мясной гастрономии отличается разнообразием - ассортимент продуктов здесь очень широк. При этом количество представленных на рынке марок и разновидностей продолжает увеличиваться: если к концу 2005 г. на российском рынке присутствовало 5 тыс. разновидностей продуктов мясной гастрономии, то к концу 2006 г. их число выросло до 5,5 тыс., т.е. на 10%.

Еще более внушительным за последний год стало увеличение числа продуктов на одну торговую точку – рост того ассортимента, который нужен потребителю. Так, количество разновидностей мясной гастрономии, представленных на выбор покупателей, увеличилось более чем на 25%.

Расширение ассортимента продукции мясной гастрономии происходит в торговых точках всех форматов. В меньшей степени это характерно для гипер-, супермаркетов и дискаунтеров, где выбор продуктов мясной гастрономии уже и так достаточно широк. Более быстрыми темпами увеличивается ассортимент в небольших продовольственных магазинах и павильонах. пищевой промышленность регион экономический

Структура потребления продуктов мясной гастрономии на протяжении последних двух лет остается достаточно устойчивой. Наиболее значительные изменения можно отметить в секторе колбасных изделий. Так, сократилась доля популярных и доступных по цене вареных колбас и увеличился удельный вес более дорогих полукопченых и сырокопченых колбас.

Эксперты мясного рынка считают, что крупные российские мясоперерабатывающие предприятия начинают терять свои позиции, а их место занимают молодые и быстроразвивающиеся компании. Так, еще два года назад никому не известная компания «Вегус» теперь занимает пятую позицию в рейтинге на московском рынке продуктов мясной гастрономии (5,9%). На 11-м месте – компания «Богатырь»(ее доля на московском рынке – 4,1%), которая еще год назад не входила в рейтинг 20-ти крупнейших компаний. Претендентами на лидирующие позиции на рынке стали — ТД «Рублевские колбасы и деликатесы», «Снежана», «Колбасный Дом Бородина», занимающие 12-ю, 13-ю и 14-ю позиции в рейтинге московского рынка.


В то же время Черкизовский мясоперерабатывающий завод потерял по сравнению с прошлым годом около 4% своей доли рынка, компания «Царицыно» переместилась на 6-ю позицию рейтинга, Останкинский мясоперерабатывающий комбинат - на 7-ю, а Таганский мясоперерабатывающий комбинат — на 10-ю.

Данная тенденция соответствует прогнозам о том, что лидирующие позиции на рынке уже через 5-7 лет займут молодые динамичные компании, способные выводить на рынок бренды, ориентированные на конкретные группы потребителей.

По мере развития рынка потребности и ожидания потребителей все больше дифференцируются. Для производителей это означает раздробление рыночных сегментов и потребители к каждому из них имеют совершенно особые требования. Респонденты отмечают, что сейчас настало такое время, когда покупатели подбирают производителя по понравившемуся вкусу вырабатываемой им продукции. Данные области относятся к регионам, обеспечивающим потребности других областей. Число областей, в которых ощущается дефицит изделий мясной гастрономии местного производства, значительно превосходит число регионов-поставщиков. Наибольшими экспортными потенциалами располагают области Центрального и Северо-Западного федеральных округов, при этом в остальных округах России отмечается недостаток внутреннего производства.

Такая ситуация объясняется концентрацией крупных мясокомбинатов в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Крупные мясокомбинаты имеют значительное преимущество перед региональными предприятиями в виде развитой системы маркетинга: изучение рынков сбыта, разработка стратегии продвижения, наличие национальных брендов, ценовое позиционирование продукции, предназначенной для реализации в регионах, которая позволяет им вытеснять с региональных рынков местных производителей.

В условиях конкуренции с лидерами рынка региональные предприятия не полностью используют свои мощности и очевидные для них преимущества: лояльность потребителя к местным производителям, возможность работать на собственном сырье, т.е недооценивают собственные потенциалы развития.

Во многих регионах на долю изделий мясной гастрономии местных производителей приходится всего от 15% до 30% емкости рынка, остальные объемы принадлежат лидерам отрасли. При этом 40-60% населения регионов отдают предпочтение продукции местных производителей. Таким образом, в ряде областей возникает ситуация, когда мясокомбинаты, не имея собственных стратегий развития, отдают до 30% рынка конкурентам. С ростом объемов импортных изделий увеличился объем экспорта.

Увеличение объемов импортных изделий мясной гастрономии объясняется ростом спроса населения на нее.

Увеличение экспорта свидетельствует о том, что изделия ведущих российских мясоперерабатывающих комбинатов пользуется популярностью за рубежом, и предприятия налаживают связи с зарубежными фирмами по сбыту части своей продукции.

В 2006 г. в Россию изделия мясной гастрономии поставляло 30 государств. На долю 7 стран - отправителей колбасных изделий за период январь-октябрь 2004 г. приходилось 81 %.

Изделия мясной гастрономии в Россию поставляют в различном ассортименте. Основную долю в объеме импорта занимают сосиски и сардельки в вакуумной упаковке, вареные колбасные изделия, поступают из Польши, Финляндии и Германии, а грудинка и бекон сырого копчения — из Бельгии.

Молочная и маслодельная промышленность получила развитие в советское время с ростом численности городского населения. Предприятия по производству цельномолочной продукции – молока, сметаны, творога, кефира – созданы во всех экономических районах и промышленных центрах России.

Производство молока во всех категориях хозяйств составило 31,8 млн. т (96 % к 2009 г.).

В молочной промышленности основной причиной снижения выработки продукции является сокращение производства молока в сельскохозяйственных предприятиях и уменьшение поступления его на промышленную переработку. Производство молока по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось в 81 регионе Российской Федерации.

Продолжающееся уменьшение объемов поставки сырья на промышленную переработку не позволило предприятиям молочной промышленности в 2008 г. стабилизировать производство молочных продуктов и обеспечить его рост. Ежегодное сокращение объемов производства молочных продуктов отрицательно сказывается на экономических и финансовых показателях работы предприятий молочной промышленности. Особенно остро ощущается дефицит оборотных средств в период сезона массовой переработки молока, когда имеется возможность дополнительного привлечения сырья для увеличения производства молочных продуктов. Задолженность предприятий молочной промышленности только сельхозпроизводителям за сырье (молоко) на 1 июля 2010 г. составила 5,2 млрд. руб. Производство цельномолочной продукции в России в последние годы продолжает увеличиваться [16]. В 2002 г. прирост объемов продукции составил 10,95 %, в 2003 г. - 5,07, в 2004 г. - 2,96 %.

Среди особенно отличившихся можно отметить Центральный, Уральский и Сибирский, которые обеспечили при рост выпуска молочных продуктов по сравнению с 2003 г. более чем на 4 %. Самые крупные районы-производители молока и молочных продуктов - Центральный и Приволжский округа, суммарная доля которых в общем объеме производства молочной продукции России превышает 56 %. В таблице 6 представлены доли основных федеральных округов-производителей молочной продукции в общероссийском выпуске (табл.1.)

 

 

Таблица 1

Производство молочной продукции по федеральным округам Российской Федерации, тыс.т.

 

Федеральный округ Производство по годам (тыс. т)
       
Центральный федеральный округ      
Северо-Западный федеральный округ      
Южный федеральный округ      
Северо-Кавказский федеральный округ      
Приволжский федеральный округ      
Уральский федеральный округ      
Сибирский федеральный округ      
Дальневосточный федеральный округ 584,3 596,3 591,4

 

   

 

Как видно из таблицы 4, лидером по производству молочной продукции является Приволжский федеральный округ. Обусловлено это развитостью животноводства, в том числе крупнорогатого скота, климатическими условиями.

 







Date: 2015-06-11; view: 1171; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию